Оценка конвергентной и дивергентной валидности теста-опросника владельцев собак, предъявляющих жалобы на неадекватное поведение питомцев, не демонстрирующих отклоняещегося поведения 401
Никольская А.В. кандидат психологических наук, доцент Института социальной инженерии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия e-mail: tonokazutoya@gmail.com
Костригин А.А. старший преподаватель кафедры психологии Института социальной инженерии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия e-mail: artdzen@gmail.com
На основании интервью и наблюдения за взаимодействием 563 владельцев собак с их питомцами, предъявляющих жалобы на поведение животных, и 65 владельцев собак, не предъявляющих жалобы на поведение своих питомцев, проводится теоретический анализ причин нарушений восприятия собаки человеком и нарушений межвидового взаимодействия в диаде «человек—собака». Выдвигаются гипотезы о причинах предъявления жалоб на поведение питомцев, не демонстрирующих отклоняющегося поведения. В качестве методологических оснований для анализа данного вида диадного взаимодействия использованы принцип социального конструкционизма К. Гергена (K. Gergen) и принцип системности. Предлагается тест- опросник, выявляющий личностные характеристики владельцев, влияющие на их восприятие собаки. К таким характеристикам относятся дефицит доверия, самопринятия и ответственности. Далее на основании психологического тестирования 125 владельцев, предъявляющих жалобы, и 65 владельцев, не предъявляющих жалоб на поведение питомца, проводится оценка надежности и валидности опросника. Показано, что опросник может служить надежным диагностическим инструментом для анализа особенностей диадного взаимодействия «человек— домашнее животное».
Аскью Г. Проблемы поведения собак и кошек. М.:
Аквариум, 2002. 622 с.
Варга А.Я., Федорович Е.Ю. Домашний питомец в
семейной системе // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 56—65.
Гусева Т.Г., Цыкалюк Р.А. Агрессия как показатель
взаимоотношений териофауны антропогенных ландшафтов и человека // Животные в
городе. Сборник трудов Научно-практической конференции. М.: МСХА/ИПЭЭ, 2003. С.
258—261.
Дерябо С.Д., Ясвин С.В. Методики диагностики и
коррекции отношения к природе. М.: ЦКФЛ РАО, 1995. 147 с.
Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала
экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ.
2009. № 1. С. 141—170.
Леонова И.Ю., Леонов И.Н. Психометрическая проверка
структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С.Г
Достовалова и ее модификация // Вестник Удмуртского университета. Серия
«Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. С. 93—105.
Митина О.В. Альфа Кронбаха: когда и зачем ее
считать // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник
материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т.
/ Редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред) и др. Челябинск: Издательский центр
ЮУрГУ, 2015. Т. 1. С. 232—240.
Никольская А.В. Взаимодействие человека и собаки в
урбанизированной среде // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 86—94.
Оверолл К. Клинические методы коррекции поведения
собак и кошек. М.: Софион, 2005. 664 с.
Сайко Э.В. Субъект. Создатель и носитель
социального. М.: Модэк, 2006. 242 с.
Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения
// Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Изд-во
Московского университета, 1988. С. 123—130.
Улановский А.М. Качественные исследования: подходы,
стратегии, методы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 2. С. 18—28.
Хорвитц К., Миллз Д. Руководство по поведенческой
медицине собак и кошек. М.: Софион, 2004. 365 с.
Шмелев А.Г. Практическая тестология. Тестирование в
образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: ООО «ИПЦ
“Маска”», 2013. 688 с.
Animal-assisted interventions: review of current status
and future challenges / López-Cepero Borrego J. et al. // International Journal
of Psychology and Psychological Therapy. 2014. Vol. 14
(1). P. 85—101.
BSAVA Manual of Canine and feline behavioural medicine /
Ed. by D. Horwitz, D. Mills. Cloucester: British Small Animal Veterinary
Association press, 2005. 240 p.
Chandramouleeswaran S., Russell P.S.S.
Complementary psychosocial interventions in child and adolescent psychiatry:
Pet assisted therapy // Indian Journal of Psychological Medicine. 2014. Vol. 36
(1). P. 4—8. doi: 10.4103/0253-7176.127240
Chitic V., Rusu A.S., Szamoskozi S. The Effects of
Animal Assisted Therapy on Communication and Social Skills: A Meta-Analysis //
Transylvanian Journal of Psychology. 2012. Vol. 13 (1). P. 1—17. doi:
10.2752/089279307X224773
Equine-assisted activities and the impact on perceived
social support, self-esteem and self-efficacy among adolescents — an
intervention study / Hauge H., et al. // International Journal of Adolescence
and Youth. 2014. Vol. 19 (1). P. 1—21. doi: 10.1080/02673843.2013.779587
Friesen L. Exploring Animal-Assisted Programs with
Children in School and Therapeutic Contexts // Early Childhood Education
Journal. 2010. Vol. 37 (4). P. 261—267. doi: 10.1007/s10643-009-0349-5
Gergen K.J. The social constructionist movement in
modern psychology // American Psychologist. 1985. Vol. 40 (3). P. 266—275. doi:
10.1037/0003-066X.40.3.266
Glasser W.J. Control theory in the
practice of reality therapy. New York: Harper & Collins, 1989. 336
p.
Grandgeorge M., Hausberger M. Human-animal
relationships: from daily life to animal-assisted therapies // Annali
Dell’Istituto Superiore di Sanita. 2011. Vol. 47 (4). P. 397—408.
Grigore A.A., Rusu A.S. Interaction with a Therapy
Dog Enhances the Effects of Social Story Method in Autistic Children // Society
& Animals. 2014. Vol. 22 (3). P. 241—261. doi: 10.1163/15685306-
12341326
Kruger K.A., Serpell J.A. Animal-assisted
interventions in mental health: definition and theoretic foundations //
Handbook on animal assisted therapy. Theoretical foundations and guidelines for
practice / Fine A.H. (ed.). N.Y.: Elsevier, Academic Press, 2006. P.
21—38.
Nikolskaya A.V. A Theoretical Model of
Heterospecific Group Study // Journal of Modern Education Review. 2013. Vol. 3
(4). P. 323—338.
Nikolskaya A.V. Humans and Pets Behavioral
Interaction Model: Theory, Methodology and Application. Atlanta, Georgia:
Allwrite Publishing, 2013. 324 p.
Overall K. Clinical Behavioral medicine for small
animals. Pennsylvania: Elsevier Health Sciences, 1997. 544 p.
Pollack A.M. Animal Assisted Psychotherapy: An
Introductory Workshop for Therapists. Master’s Thesis. Northridge: California
State University, 2013. 62 p.
Prothmann A., Ettrich C., Prothmann S. Preference
for, and responsiveness to, people, dogs and objects in children with autism //
Anthrozoos. 2009. Vol. 22. P.161—171. doi: 10.2752/175303709X434185
Westmaas J.L., Gil-Rivas V., Silver R.C. Designing
and conducting interventions to enhance physical and mental outcomes //
H.S. Friedman (Ed.). The Oxford handbook of health psychology. Oxford: Oxford
University Press, 2011. P. 73—94. doi:
10.1093/oxfordhb/9780195342819.013.0004