Введение
Проблема профессионального самоопределения учащихся юношеского возраста чаще связывается с уровнем его сформированности [Азбель, 2004; Климов, 2007; Кудрявцев, 1983; Осницкий, 2008; Akkermans, 2021; Lau, 2019; McDonald, 2015], а психолого-педагогическая практика ориентирована на оказание помощи старшеклассникам в самопознании, определении собственных склонностей и способностей, получении информации о профессиях, их востребованности, применении и способах получения соответствующего образования [Vocational Education Development, 2017]. Однако вопрос психологической готовности учащихся к принятию первого ответственного решения в плане самоопределения редко оказывается в поле зрения как научных, так и диагностических исследований [Головей, 2019; Кондратюк, 2021; Кондратюк, 2023; Effectiveness of career, 2023; Kim, 2020; Rahim, 2021; What do we, 2022].
Одним из заметных подходов к выявлению личностной готовности старшеклассников к профессиональному выбору является предложенная И.М. Кондаковым методика «Профессиональные установки подростков», направленная на изучение именно психологических компонентов профессионального выбора, определяемых им как «профессиональные установки» [Кондаков, 1989]. Основой для данной методики послужил тест Дж. Крайтса [Crites, 1978; Crites, 1996], разработанный в рамках исследований планирования карьеры как одного из аспектов формирования личной идентичности. Тест измеряет 5 когнитивных переменных (самооценка, профессиональная информация, выбор цели, планирование и решение проблем), влияющих на выбор карьеры [Кондратюк, 2021; Crites, 1978; Crites, 1996; Effectiveness of career, 2023]. И.М. Кондаков понимает профессиональные установки как субъективное оценивание подростками оснований выбора профессии, которые «связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т.е. с задачами профессионального развития, а с другой – с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач» [Кондаков, 1997, с. 123]. Такое определение отвечает общепсихологической трактовке понятия установки, данной С.Л. Рубинштейном: «Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности» [Рубинштейн, 2002, с. 520].
И.М. Кондаков выделяет пять типов профессиональных установок старших подростков: «нерешительность в профессиональном выборе» (неуверенность в выборе, недостаток знаний о мире профессий); «рационализм профессионального выбора» (наличие плана действий); «оптимизм в отношении профессионального будущего» (уверенность в правильности выбора, перспективности профессии); «высокая самооценка» (переоценивание своих сил и способностей); «зависимость в профессиональном выборе» (несамостоятельность, податливость чужому влиянию) [Кондаков, 1997].
Задачи исследования. Профессиональное самоопределение молодежи, в том числе и психологическая готовность к выбору профессии, находятся в прямой зависимости от социально-экономических факторов, технологий, институциональных установлений, общественных и семейных ориентиров и приоритетов. Содержательная подвижность данного конструкта требует регулярного обновления критериев готовности юношей и девушек к выбору жизненного пути и модификации исследовательского инструментария. Задачей нашего исследования стала проверка репрезентативности данных о профессиональных установках современных учащихся юношеского возраста, получаемых при помощи известной и используемой в психолого-педагогической практике методики И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков», разработанной в 1989 году.
Метод
Модификация и апробация опросника «Профессиональные установки подростков» проводились с октября 2021 г. по апрель 2023 г. и состояли из двух этапов: анализа данных, полученных с применением оригинального варианта опросника, и стандартизации модифицированной версии опросника в соответствии с требованиями стандартных процедур проверки валидности и надежности [Руководство по стандартизации, 2024; Ziegler].
Методики. Для решения исследовательских задач были использованы опросники: «Профессиональные установки подростков» [Кондаков, 1989], «Активность в самореализации» [Андреева, 2023], «Эмоциональное отношение к будущему» [Гинзбург, 1996].
Полученные результаты обработаны методами описательной статистики, корреляционного анализа, факторного анализа с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 25.
Выборка исследования
Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска: 413 человек (M=16,9, SD=1,17, 57% девушек) на первом этапе и 362 человека (M=16,9, SD=1,19, 56% девушек) на втором этапе.
Результаты и обсуждение
На первом этапе исследования старшеклассникам и студентам колледжа был предложен оригинальный опросник «Профессиональные установки подростков» [Кондаков, 1989], состоящий из 40 суждений, диагностирующий 5 типов профессиональных установок учащихся на основе субъективной оценки ими оснований выбора профессии [Кондаков, 1997].
Однако эксплораторный факторный анализ полученных нами данных, возможность применения которого была подтверждена значением критерия Кайзера-Мейера-Олкина (КМО=0,97), а также критерием сферичности Бартлетта (χ2=13466,82 и p<0,001), выделил только три фактора, объясняющих 63,11% дисперсии.
В фактор 1 вошли суждения, определяющие следующие установки: «оптимизм», «высокая самооценка», «рационализм» и «зависимость», причем наибольшим весом обладают суждения, относящиеся к установке «оптимизм в отношении профессионального будущего». Содержание фактора 2 включает суждения, связанные с установками «нерешительность», «рационализм» и «зависимость» профессионального выбора, наибольшим весом обладают суждения, относящиеся к установке «нерешительность профессионального выбора». В фактор 3 вошли суждения, определяющие установки «оптимизм», «высокая самооценка» и «зависимость», причем наибольший вес имеют утверждения, входящие в установку «зависимость в профессиональном выборе». Полученные результаты свидетельствуют о том, что для современных подростков данный опросник работает совершенно иначе, какие-то стратегии профессионального выбора оказываются малоактуальными. Можно с осторожностью предположить, что для сегодняшних старшеклассников и студентов колледжей «оптимизм в отношении профессионального будущего» связан не столько с выбором профессии, сколько с основным психологическим новообразованием данного возраста – устремленностью в будущее [Божович, 1968], «нерешительность в выборе профессии» имеет под собой те или иные рациональные основания, а «зависимость» отражает инфантильную надежду на то, что все как-нибудь устроится. Проверка этих предположений требует дополнительного исследования. Отметим только, что результаты исследований в рамках модели социально-когнитивной теории карьеры (SCCT), опирающиеся на теорию социального познания А. Бандуры [Bandura, 1986], показывают, что люди с сильными убеждениями в своей эффективности более склонны добиваться сложных карьерных целей и проявлять настойчивость перед лицом трудностей [Effectiveness of career, 2023].
Выявленные нами изменения могут быть связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, с 1989 г., когда впервые был представлен опросник, существенно изменился рынок труда, появилось множество новых профессий, возник феномен мультипликации профессиональных умений применительно к разным занятиям, позволяющий сравнительно легко менять направление профессиональной деятельности. Выбор профессии перестал быть судьбоносным, сделанным один раз и на всю жизнь, что, соответственно, снизило психологическую напряженность проблемы профессионального самоопределения [Пряжников, 2018]. Развитие новых технологий, динамика востребованности профессий на рынке труда поставили междисциплинарные задачи подготовки молодых людей к трудовой деятельности [Vocational Education Development, 2017].
Также интересны результаты исследований взаимосвязи родительской поддержки и карьерной зрелости (готовности к выбору профессии), показавшие, что академическая (помощь по школьным предметам) и эмоциональная (насколько родители понимают и принимают своих детей) поддержка играет важную роль в развитии карьерных и профессиональных установок подростков. Лонгитюдное исследование корейских подростков 12-17 лет, в котором диагностика карьерной зрелости проведена при помощи теста Дж. Крайтса [Crites, 1978; Crites, 1996], показало, что академическая и эмоциональная поддержка родителей положительно влияют на готовность к выбору профессионального обучения 15-летних школьников, а карьерная зрелость подростков, в свою очередь, стимулировала родителей сохранять прежний уровень академической и эмоциональной поддержки [Lim, 2024].
Во-вторых, существенно изменилась лексика, описывающая переживания старшеклассников, связанные с профессиональным выбором. Наши сегодняшние респонденты отмечают, что не всегда понимают точный смысл суждений опросника, таких, например, как «Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума», «Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения», «Мои требования к профессии такие же обычные, как и у моих сверстников», «Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей» [Кондаков, 1997; Кондаков, 1989].
По результатам факторного анализа данных и экспертной оценки содержательной валидности утверждений опросника мы пришли к выводу, что опросник не соответствует современной социальной ситуации развития старших подростков и юношей и требует модификации. Поэтому на втором этапе исследования был использован модифицированный вариант опросника «Профессиональные установки подростков», из которого были исключены утверждения, игнорируемые большинством наших респондентов, а формулировки были приведены к лексике, более понятной современным учащимся. В окончательный вариант опросника вошли 24 утверждения (см. Приложение).
Эксплораторный факторный анализ модифицированного опросника (КМО=0,97, χ2=7931,80 и p<0,001) выделил всего два фактора, объясняющих 67,7% дисперсии: уверенность в будущем выборе как показатель психологической готовности к выбору профессии (оптимизм в отношении будущего, высокая самооценка, рационализм) и нерешительность в выборе профессии как показатель психологической неготовности к выбору профессии (нерешительность в выборе и зависимость от влияния других). Содержание факторов и их нагрузки представлены в табл. 1.
Таблица 1. Содержание факторов модифицированного опросника «Профессиональные установки подростков»
|
Номер пункта |
Содержание пункта |
Факторная нагрузка |
|
Фактор 1 «Уверенность в будущем выборе» – 57,103% общей дисперсии |
||
|
2 |
Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций |
0,66 |
|
3 |
Я могу отказаться от многих удовольствий ради престижной будущей профессии |
0,68 |
|
5 |
Я чувствую, что уже пора готовиться к будущей профессии |
0,84 |
|
6 |
Я верю, что стану первоклассным специалистом |
0,89 |
|
8 |
Я верю, что смогу развить свои способности ради будущей профессии |
0,79 |
|
9 |
Я знаю, что найду профессию по себе |
0,87 |
|
10 |
Я чувствую себя уверенно, когда знаю, что мой профессиональный выбор одобряют другие люди |
0,68 |
|
13 |
Я надеюсь, что выбранная профессия позволит раскрыть мою индивидуальность |
0,80 |
|
14 |
Я надеюсь, что моя профессия будет востребованной в будущем |
0,86 |
|
16 |
Я верю, что работа даст мне независимость от родителей |
0,66 |
|
18 |
Я знаю, на какого профессионала я хочу стать похожим |
0,76 |
|
19 |
Я надеюсь, что я буду с удовольствием заниматься выбранной профессией |
0,88 |
|
20 |
Я приложу все усилия, чтобы сделать успешную карьеру |
0,81 |
|
21 |
Я совсем не стремлюсь к взрослой и самостоятельной жизни |
0,63 |
|
23 |
Для меня важна не профессия, а карьера |
0,85 |
|
24 |
В будущей профессии мне хотелось бы стать известным человеком |
0,75 |
|
Фактор 2 «Нерешительность в выборе профессии» – 10,601% общей дисперсии |
||
|
1 |
Я слишком плохо знаю мир профессий |
0,61 |
|
4 |
Мне нужны поддержка и помощь в выборе профессии |
0,77 |
|
7 |
Мне трудно сделать выбор между привлекательными профессиями |
0,81 |
|
11 |
Совершенно не знаю, на что ориентироваться при выборе профессии |
0,82 |
|
12 |
Реклама многих профессий редко соответствует их реальному содержанию |
0,63 |
|
15 |
Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь |
0,82 |
|
17 |
В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам |
0,62 |
|
22 |
Я плохо представляю свое профессиональное будущее |
0,74 |
Результаты конфирматорного факторного анализа подтвердили двухфакторную структуру модели. Индексы пригодности конечной модели можно считать приемлемыми: CMIN=3,90, df=251; p<0,001; CFI=0,91; RMSEA=0,09; SRMR=0,06, TLI=0,90 [Brown, 2015].
Эти факторы рассматриваются как две шкалы модифицированного варианта опросника. Дальнейшие психометрические процедуры были направлены на исследование надежности шкал по внутренней согласованности и определение конвергентной валидности. Полученные результаты представлены в табл. 2. По всем шкалам методики уровни статистической значимости для критерия Колмогорова-Смирнова меньше 0,05, следовательно, все распределения значимо отличаются от нормального. По всем шкалам методики получены приемлемые показатели внутренней согласованности (коэффициент альфа Кронбаха). Полученные результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2. Описательные статистики, критерии нормального распределения и надежности опросника «Профессиональные установки подростков»
|
Шкалы |
Критерий нормального распределения Колмогорова-Смирнова |
(альфа Кронбаха) |
M (среднее) |
SD (стандартное отклонение) |
Эксцесс |
Асимметрия |
|
Уверенность в будущем выборе |
0,202 (p=0,0001) |
0,970 |
56,9694 |
27,43925 |
-0,653 |
-0,244 |
|
Нерешительность в выборе профессии |
0,12 (p<0,001) |
0,91 |
18,34 |
10,80 |
0,31 |
-1,26 |
По всем шкалам опросника уровни статистической значимости для критерия Колмогорова-Смирнова меньше 0,05, следовательно, все распределения значимо отличаются от нормального. По всем шкалам опросника получены приемлемые показатели внутренней согласованности (коэффициент альфа-Кронбаха). Стандартная ошибка эксцесса по всем шкалам опросника 0,257. Стандартная ошибка асимметрии по всем шкалам опросника 0,129.
Заключительным этапом работы с методикой стала проверка ее конвергентной валидности посредством установления корреляционных связей со шкалой «Активность в самореализации» [Андреева, 2023] и опросником «Эмоциональное отношение к будущему» [Гинзбург, 1996].
Показатели корреляционных связей между шкалами модифицированного опросника «Профессиональные установки подростков», опросников «Активность в самореализации» и «Эмоциональное отношение к будущему» представлены в табл. 3.
Таблица 3. Результаты корреляционного анализа модифицированного опросника «Профессиональные установки подростков» с опросниками «Активность в самореализации» и «Эмоциональное отношение к будущему»
|
Профессиональные установки |
Эмоциональное отношение к будущему |
Активность в самореализации |
||||||
|
Страх |
Тревожность |
Индифферентное отношение |
Заинтересованность |
Спокойствие |
Уверенность |
|||
|
Уверенность в будущем выборе |
-0,01 |
-0,01 |
-0,04 |
0,15** |
0,13** |
0,13* |
0,16** |
|
|
Нерешительность в выборе профессии |
0,10* |
0,09 |
0,04 |
0,01 |
-0,04 |
-0,04 |
0,01 |
|
Примечание. ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя); * – корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).
Выявлена значимая положительная корреляционная связь установки «уверенность в будущем выборе» с такими показателями эмоционального отношения к будущему, как заинтересованность, спокойствие и уверенность, а также с направленностью на активную самореализацию. Установка «нерешительность в выборе профессии» значимо коррелирует с эмоцией страха перед будущим. Таким образом, модифицированный опросник «Профессиональные установки подростков» И.М. Кондакова позволяет с достаточной степенью надежности выявить психологическую готовность старшеклассников к переходу на следующий возрастной этап, связанный с выбором профессии и получением профессионального образования.
Бланк опросника с инструкцией, правилами обработки, нормативными показателями и ключом представлены в Приложении. Перевод первичных тестовых баллов в эти шкалы производится с помощью процентилей.
По данным И.М. Кондакова, в 1980-е годы для старшеклассников были типичны такие профессиональные установки, как «нерешительность в профессиональном выборе»; «рационализм профессионального выбора»; «оптимизм в отношении профессионального будущего»; «высокая самооценка»; «зависимость в профессиональном выборе» [Кондаков, 1997; Кондаков, 1989]. Для современных старших подростков актуальны лишь две – «уверенность в будущем выборе» и «нерешительность в выборе профессии».
Выше мы уже говорили о том, что профессиональные установки сегодняшних старшеклассников обусловлены современной социальной ситуацией развития, своеобразие которой определяется характерными для цифровой экономики требованиями к работнику и профессионалу. Высокая подвижность содержания и структуры всей профессиональной сферы, постоянное возникновение новых видов труда, широкие возможности профессиональной самореализации приводят к тому, что получение среднего и высшего профессионального образования выступает для учащихся в качестве общего направления подготовки, в русле которого они смогут впоследствии развить, расширить или изменить не только свои навыки и умения, но и сам род занятий. По-видимому, они не рассматривают свой первый профессиональный выбор как окончательный и неизменный, что существенно снижает психологическую напряженность самого выбора и повышает оптимистичное отношение к своему взрослому будущему.
Вместе с тем результаты исследования показали, что, несмотря на существенные изменения профессиональной сферы, сопутствующие постиндустриальной цифровой экономике, возникновение глобальной тенденции медленного взросления молодежи, сохранили свою значимость и ведущие возрастные закономерности психологического развития учащихся юношеского возраста. Доминирование у наших респондентов профессиональной установки «уверенность в будущем выборе» соответствует основному новообразованию юношеского возраста – устремленности в будущее, направленности личности на определение дальнейшего жизненного пути и выбор профессии [Божович, 1968]. Данный параметр может служить диагностическим показателем уровня личностной зрелости учащихся юношеского возраста, признаком их психологической готовности к профессиональному самоопределению. Роль перспективы будущего времени как посредника между родительской поддержкой, связанной с выбором профессии, и карьерной зрелостью подростков установлена и на выборке китайских подростков [Chen, 2023].
Современные исследования свидетельствуют об устойчивом снижении доли старшеклассников, ориентирующихся при выборе профессии на мнение других людей – родителей, педагогов, сверстников, что также связано с высокой подвижностью всей профессиональной сферы [Данилова, 2021; Снегова, 2019]. Если в 70-80-х гг. прошлого века почти 60% старшеклассников следовали советам или примеру родителей [Крылов, 1982; Кухарчук, 1976], то уже к началу 90-х гг. они составляли лишь около трети выпускников [Кондаков, 1989], а по данным 2021 г. на мнение старших ориентировалось чуть более 14% учащихся [Андреева, 2021].
В то же время почти неизменным остается число старшеклассников, испытывающих неуверенность и затруднения в профессиональном выборе, связанные с низким уровнем информированности о существующих профессиях и способах их получения, слабой мотивированностью к обучению, недостаточной осознанностью собственных способностей и склонностей. Однако в зарубежных исследованиях показано влияние активного получения профессиональных навыков подростками 12-18 лет на формирование их профессиональных установок. Предикторами готовности к карьере выступают количество и качество трудовых навыков, полностью достигнутых индивидуумами в посещаемой школе/колледже, а не их пол или этническая принадлежность [Dodd, 2021].
Наши исследования показывают, что у 49% выпускников общеобразовательной школы профессиональная идентичность находится в состоянии моратория [Андреева, 2021], что отражает другую тенденцию современности, а именно – медленное взросление молодежи.
Мы полагаем, что профессиональные установки современных старших подростков и юношей определяются этими двумя сосуществующими тенденциями взросления – устремленностью в будущее, оптимизмом по отношению к нему и трудностью принятия ответственного решения в плане самоопределения, что и нашло отражение в результатах нашего исследования, проведенного с применением модифицированного варианта опросника И.М. Кондакова «Профессиональные установки подростков».
Заключение
Проведенное исследование показало, что профессиональные установки современных учащихся юношеского возраста претерпели существенные изменения по сравнению с эпохой индустриальной экономики. Появление новых технологий, новых профессий, высокая подвижность всей профессиональной сферы привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни.
Модифицированный вариант опросника «Профессиональные установки подростков» имеет хорошие психометрические показатели надежности, внутренней согласованности и конвергентной валидности. Он может использоваться как в исследовательских, так и диагностических целях для определения психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Применение данного опросника в качестве дополнительного инструмента при выявлении уровня сформированности профессиональной идентичности [Азбель, 2004] позволит более дифференцированно подходить к организации профориентационной работы со старшеклассниками. В частности, мораторий на принятие решения или несформированная профессиональная идентичность могут быть следствием как психологической неготовности учащегося к данному выбору, так и его недостаточной информированности и ориентированности в мире профессий. Эффективность психологической поддержки в значительной степени определяется точностью диагностического этапа обследования.
Ограничение исследования связано с тем, что оно проводилось в крупных городах с развитой профессиональной и образовательной средой. Такой подход повысил достоверность сравнительных данных, поскольку в исследовании И.М. Кондакова также участвовали старшеклассники московских школ, однако для получения более полной картины профессиональных установок современных учащихся необходимо их изучение и в населенных пунктах иного статуса.