Особенности биоэлектрической активности коры головного мозга и нарушения мышления у детей с различными пограничными расстройствами резидуально-органического генеза 153
Березкин Д.В. медицинский психолог, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина (СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7122-8115 e-mail: berezkin.dm@yandex.ru
Горбунов И.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7558-750X e-mail: i.a.gorbunov@spbu.ru
В статье приводятся результаты исследования особенностей мышления и и биоэлектрической активности коры головного мозга у детей с пограничными расстройствами резидуально-органического генеза. В исследовании приняли участие 80 детей со следующими диагнозами: органическое эмоционально лабильное [астеническое] расстройство [F 06.06]; энурез неорганический [F 98.0], энкопрез [F 98.1], стереотипные двигательные расстройства [F 98.4], другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст [F 98.8]. У детей исследовались особенности биоэлектрической активности коры головного мозга, оценивались способности к пространственному анализу и синтезу, арифметическому счету, усвоению логико-грамматических конструкций, наличие вязкости, детализированности и разноплановости мышления. Исследовались различия биоэлектрической активности и особенностей мышления у детей в зависимости от особенностей пограничного расстройства. Показано, что на фоне астенизации наблюдаются более выраженные нарушения когнитивных функций. Дети с астеническими расстройствами [F 06.06] обладают наибольшим разбросом данных, чем пациенты с энурезом [F 98.0], энкопрезом [F 98.1], стереотипными двигательными расстройствами [F 98.4], нарушениями поведения [F 98.8]. При этом в среднем у них наблюдаются наиболее существенные нарушения мышления, что происходит на фоне повышения спектральной мощности низкочастотной активности дельта- и тета-ритмов в целом, а также дельта-ритма в лобных отделах головного мозга. Повышение низкочастотной активности в лобных долях обоих полушарий приводит к более выраженным нарушениям мышления, чем аналогичные изменения в височной, теменной, затылочной областях правого полушария и речевых зонах левого полушария. В первом случае они проявляются в нарушениях пространственного анализа и синтеза, вязкости, детализированности и разноплановости мышления, а также в сложностях в знаково-символической деятельности, усвоении логико-грамматических конструкций и в арифметическом счете. Во втором — только в нарушениях пространственного анализа и синтеза, вязкости, детализированности и разноплановости мышления.
Афтанас Л.И., Павлова С.А. Особенности межполушарного распределения
спектров ЭЭГ у высоко тревожных индивидуумов в эмоционально-нейтральных
условиях и при отрицательной эмоциональной активации // Журнал высшей нервной
деятельности имени И.П. Павлова. 2005. Т. 55. № 3. С. 322—328.
Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Возрастная динамика
когнитивных функций младших школьников с дефицитом регуляции активности //
Бюлл. ВСНЦ РАМН. 2014. № 4(98). С. 7—10.
Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика.
Классический стимульный материал. М.: Генезис, 2015. 18 листов с цветными и 52
ч/б изображениями.
Березкин Д.В. Функциональные характеристики центральной нервной
системы и нарушения познавательных функций у детей с неврозоподобными
расстройствами резидуально-органического генеза // Клиническая и специальная
психология. 2016. Т. 5. № 2. C. 46—62.
Головко Т.А., Черпунова Н.С. Санаторно-курортное лечение как этап
медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями и
заболеваниями нервной системы // Тезисы науч.-практ. конф. К 55-летию
Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения
«Детский психоневрологический санаторий “Комарово”». СПб. 2015. С. 3—4.
Горбунов И.А., Ткачева Л.О. Связь семантических характеристик
упорядоченности сознания с изменениями функционального состояния мозга //
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. № 1. С. 324—329.
Грибанов А.В., Канжина Н.Н. Особенности аудиомоторных реакций у
детей с разным уровнем развития произвольного внимания // Экология человека.
2008. № 5. С. 44—47.
Грибанов А.В., Подоплекин Д.Н. Изменение уровня постоянных
потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с
гиперактивностью // Вестн. Помор. ун-та. Сер. Физиол. и психол.-пед. науки.
2003. № 2. С. 41—47.
Звягина Н.В., Коромзин Ю.А. Особенности системной организации
зрительного восприятия вербализуемых и невербализуемых стимулов // Вестн.
Помор. ун-та. Сер. Физиол. и психол.- педагогич. науки. 2006. № 2 (10). С.
52—61.
Иорданова Ю.А. Особенности принятия решения детьми младшего и
школьного возраста // Вестн. Помор. ун-та: Сер. Естеств. и точн. науки. 2006. №
4. С. 61—65.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей.
М.: Медицина. 1995. 608 с.
Кустубаева А.М., Толегенова А., Мэтьюс Дж. ЭЭГ-активность головного
мозга при различных стратегиях саморегуляции эмоций: подавление и переоценка //
Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 4. С. 58—68.
Мачинская Р.И., Крупская Е.В. Созревание регуляторных структур мозга
и организация внимания у детей младшего школьного возраста // Когнитивные
исследования: Сб. науч. Трудов. Вып. 2 / Под ред. В.Д. Соловьева, Т.В.
Черниговской. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008. С. 32—48.
Пронина Л.С. Сравнительная характеристика показателей
распространенности психических и поведенческих расстройств у детей и подростков
Российской Федерации и Центрального Федерального округа в 2000—2007 гг. //
Российский психиатрический журнал. 2009. № 6. С. 87— 93.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.
Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Возрастная динамика
развития основных свойств внимания в детском возрасте // Вопросы психологии.
2003. № 3. С. 118—122.
Тонконоженко Н.Л., Клиточенко Г.В. Особенности электроэнцефалограммы
у детей младшего школьного возраста при синдроме гиперактивности с дефицитом
внимания // Актуальные проблемы педиатрии: сб. науч. работ. Уфа. 2008. С.
139—140.
Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Горев А.С., Мачинская
Р.И. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование
когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка. Теоретические и
прикладные аспекты [Сб. статей] / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер.
М.: Образование от «А» до «Я». 2000. С. 82—105.
Хасанова Л.Б., Аминев Г.А. Индивидуальные психофизиологические
особенности электроэнцефалограмм при неврозоподобных состояниях у детей //
Здравоохранение Башкортостана. 2002. Cпец. вып. 3. С. 295—297.
Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Крысенко Л.В., Паничева Е.С.
Характеристика астенического синдрома у детей первого года обучения в школе //
Российский педиатрический журнал. 2014. № 2. С. 37—40.
Bailey T., Joyce A. The role of the thalamus in ADHD symptomatology
and treatment // Appl. Neuropsychol. Child. 2015. № 4 (2). P. 89—96.
Benninger C., Matthis P., Scheffner D. EEG development of healthy
boys and girls. Result of longitudinal study // Electroencephalography and
clinical neurophysiology. 1984. Vol. 57. № 1. P. 1—12.
Healey D.M., Brodzinsky L.K., Bernstein M., Rabinovich B., Halperin
J.M. Moderation effect of neurocognitive abilities on the relationship
batwing temperament and global function // Child Neuropsychology. 2010. Vol.
16. P. 20—31.
Kalff A.C., de Sonneville L.M., Hurks P.P., Hendriksen J.G., Kroes M.,
Steyaert J., van Zeben T.M., Vles J.S., Jolles J. Low- and high-level
controlled processing in executive motor control tasks in 5—6-year-old children
at risk of ADHD // J. Child. Psychol. Psychiatry. 2003. Oct. № 44 (7). Р.
1049—1057.
Lenartowicz A., Loo S.K. Use of EEG to diagnose ADHD // Curr.
Psychiatry Rep. 2014. Nov. № 16 (11). P. 498—510.
Lindman H.R. Analysis of variance in complex experimental designs.
San Francisco: W.H. Freeman & Co., 1974. P. 33.
Shallice T., Marzocchi G.M., Coser S., Del Savio M., Meuter R.F.,
Rumiati R.I. Executive function profile of children with attention deficit
with hyperactivity disorder // Dev. Neuropsychol. 2002. № 21 (1). Р.
43—71.