Введение
При изучении расстройств шизофренического спектра (РШС) многие авторы отводили особое место речевым нарушениям и проводили исследования «шизофренической» речи [1; 3; 4; 6–18; 21; 22]. Речевые нарушения — один из основных диагностических критериев шизофрении, описанный и в МКБ, и в DSM. Проявление некоторых нарушений речи в преморбидный период подчеркивает значимость анализа речи при диагностике шизофрении. Аналогичные речевые нарушения в той или иной степени наблюдаются у здоровых родственников больных. Существует предположение, что нарушения речи могут быть ранним признаком развивающегося психотического состояния [Карякина, 2017; Микиртумов, 2004; Condray, 2002].
На данный момент исследование речи пациента с шизофренией служит лишь иллюстрацией уже установленного диагноза [Пашковский, 2015]. Вместе с тем, речевая продукция пациентов — ценный диагностический материал. Признаки нарушений речи можно обнаружить на ее структурном уровне, который поддается формализованному анализу [1; 3–5; 7; 19]. Структурный анализ речи как диагностическая методика на данный момент не признается, хотя в речи пациента возможно выделить маркеры нарушений речемыслительной деятельности [1; 3; 5; 10; 12–15]. Анализ структуры речи у пациентов с шизофренией может способствовать ранней диагностике, когда нарушения психической деятельности полиморфны и слабо выражены [Ениколопов, 2018; Зислин, 2017; Случевский, 2011]. Анализ структуры речи также может позволить конкретизировать и уточнить дифференциально-диагностические критерии, обозначенные в клинических рекомендациях и современных диагностических руководствах [Зислин, 2017; Случевский, 2011; Ketteler, 2012; Marini, 2008]. В литературе имеются описания различных психопатологических речевых синдромов, однако они были выделены феноменологически. При анализе достаточного речевого материала можно обнаружить статистически значимые закономерности и характеристики текста, скрытые от прямого наблюдения [Пашковский, 2015; Crow, 2008; de Boer, 2020]. В зарубежной медицинской психологии и психиатрии уже ведутся разработки в области диагностики психических расстройств посредством анализа речи [11–20; 22], однако эти исследования базируются на англоязычной выборке, поэтому возможность их адаптации неоднозначна — нет достоверных исследований, которые подтвердили бы сопоставимость психологических, клинических и лингвистических характеристик англоязычных и русскоязычных выборок. Необходимо создание собственного метода речевого анализа на базе русскоязычной выборки. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность исследуемой темы.
Цель исследования: выявление типов специфических речевых характеристик у пациентов с расстройствами шизофренического спектра во взаимосвязи с патопсихологическими характеристиками мышления.
Методы
Характеристика участников исследования. Общая выборка испытуемых составила 70 человек, которые были разделены на две группы (Таблица 1):
- Экспериментальная группа (ЭГ) — 45 пациентов с шизофренией (F20 по МКБ-10) в возрасте от 19 до 68 лет;
- Контрольная группа (КГ) — 25 условно здоровых лиц в возрасте от 20 до 59 лет.
Большинство испытуемых в обеих группах имели высшее образование (51% в ЭГ, 44% в КГ).
Таблица 1. Описание выборки
|
Группы |
Экспериментальная группа (пациенты с РШС) |
Контрольная группа (условно здоровые лица) |
|
|
Количество испытуемых |
45 |
25 |
|
|
Пол |
мужской |
24 |
10 |
|
женский |
21 |
15 |
|
|
Возраст |
37±11.9 |
28.9±10.86 |
|
Критерии включения пациентов в исследование: установленный врачом-психиатром диагноз (F20 по МКБ-10), доступность контакту, возраст испытуемых от 18 лет, дезактуализация продуктивной симптоматики, отсутствие когнитивного снижения (показатель MoCA ≥26 баллов) и эмоционально-волевого дефекта (верифицируется врачом-психиатром).
Критерии исключения пациентов из исследования: наличие коморбидного органического поражения головного мозга (согласно критериям МКБ-10), синдрома зависимости от алкоголя или других психоактивных веществ (согласно критериям МКБ-10).
Критерии включения здоровых лиц в исследование: отсутствие установленного врачом-психиатром диагноза, отсутствие в анамнезе обращений за психиатрической помощью, возраст испытуемых от 18 лет.
Использованные методы. При работе с испытуемыми и анализе полученных данных использовались методы:
- экспертных оценок (постановка диагноза врачом-психиатром, анализ патопсихологических особенностей мышления (в соответствии с классификацией нарушений мышления Б.В. Зейгарник)).
- экспериментально-психологический:
- фиксация произвольной речевой продукции пациента (автобиографические тексты (ранние воспоминания и яркие воспоминания в соответствии с инструкцией методики «Ранние воспоминания» А. Адлера));
- методики изучения мышления («Исключение лишнего» (невербальный вариант), «Сравнение понятий»).
- контент-анализ (лингвостатистический анализ структурных характеристик речи).
Статистическая обработка данных была выполнена с помощью программы STATISTICA 8 и включала в себя: сравнительный анализ для установления различий между речью пациентов с РШС и речью условно здоровых лиц (U-критерий Манна-Уитни), факторный анализ для выделения типов речи у пациентов с РШС, корреляционный анализ для выявления взаимосвязей между типами речи у пациентов с РШС и выявленными у данных пациентов нарушениями мышления (Гамма-корреляция).
Результаты
Сравнение речевых характеристик пациентов с РШС и условно здоровых лиц
Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2. Различия между речью пациентов с РШС и речью здоровых лиц
|
|
Медиана (РШС) |
Медиана (норма) |
Z |
p-уровень |
|
Характеристики письменной речи |
||||
|
Общий объем текста |
14.00 |
66.00 |
-4.85 |
0.000001 |
|
Предложения с сочинительным типом синтаксической связи |
0.00 |
1.00 |
-3.44 |
0.0006 |
|
Предложения с подчинительным типом синтаксической связи |
0.00 |
1.00 |
-2.65 |
0.008 |
|
Предложения со смешанным типом синтаксической связи |
0.00 0.13* |
0.00 0.96* |
-2.64 |
0.008 |
|
Простые предложения |
1.00 |
3.00 |
-4.42 |
0.00001 |
|
Индекс лексического многообразия |
71.43 |
62.37 |
2.49 |
0.01 |
|
Внутренние предикаты |
0.00 |
6.45 |
-3.37 |
0.0007 |
|
Глаголы в настоящем времени |
0.00 |
2.73 |
-3.43 |
0.0006 |
|
Отглагольные формы |
0.00 0.48* |
0.00 0.80* |
-2.21 |
0.03 |
|
Имя существительное |
31.25 |
25.56 |
2.46 |
0.01 |
|
Наречия |
0.00 |
4.69 |
-2.37 |
0.02 |
|
Местоимения 3 лица множественного числа |
0.00 0.00* |
0.00 0.57* |
-2.48 |
0.01 |
|
Характеристики устной речи |
||||
|
Общее количество слов в тексте |
57.00 |
132.00 |
-4.03 |
0.00006 |
|
Предложения со смешанным типом синтаксической связи |
1.00 |
2.00 |
-3.13 |
0.002 |
|
Простые предложения |
1.00 |
2.00 |
-2.49 |
0.01 |
|
Индекс лексического многообразия |
50.00 |
42.86 |
2.53 |
0.01 |
|
Внутренние предикаты |
5.36 |
7.41 |
-2.61 |
0.009 |
Примечание. Знаком * отмечены средние значения по показателю.
Как видно из таблицы 2, устная и письменная речь пациентов с шизофренией значительно меньше по общему количеству слов в сравнении с речью условно здоровых людей. Структура речи у здоровых испытуемых сложнее, синтаксически разнообразнее, чем у пациентов с шизофренией. Однако речь пациентов с РШС отличается от речи здоровых лиц большей содержательностью благодаря малому количеству используемых слов и их большей семантической вариативности. Пациенты с шизофренией, в отличие от контрольной группы, значимо меньше используют в своей речи слова, выражающие их мысли, переживания (внутренние предикаты).
Письменная речь условно здоровых лиц также отличается от речи пациентов с шизофренией большей коммуникативной направленностью (описание в тексте действий посредством настоящего времени глагола, отглагольных форм (причастия, деепричастия)). Также речь здоровых испытуемых разнообразнее по морфологическому составу (использование наречий, местоимений), обладает большей ориентированностью на других людей (наличие местоимений 3-го лица), в то время как письменная речь пациентов с шизофренией характеризуется формальностью и описательностью из-за преобладания имен существительных.
Выделение типов речи у пациентов с шизофренией
Посредством процедуры факторного анализа были сформированы типы речи пациентов с РШС: три типа — в письменной речи, два типа — в устной.
Первый тип письменной речи — «Витиеватое описание внутренних переживаний» (доля дисперсии — 27%): пациент описывает внутренние переживания словами «чувствуется», «помню», «ощущается» и т.п. (внутренние предикаты), однако для выражения своих мыслей и переживаний пациент использует витиеватые речевые конструкции — усложняет их сложными предложениями, множеством союзов, наречиями.
Второй тип письменной речи — «Повествовательная бедность» (доля дисперсии — 23%): пациент, используя очень небольшое количество слов (≈10), описывает ситуации из своего прошлого с помощью скудного перечисления происходивших вокруг пациента действий (внешние предикаты). При этом в описываемых событиях пациент занимает, как правило, пассивную позицию наблюдателя, проявляет аспонтанность.
Третий тип письменной речи — «Упоминание “Я”» (доля дисперсии — 14%): пациент рассказывает непосредственно о себе и своих эмоциях, используя местоимение «Я», но это значительно снижает простоту и понятность текста, потому что возрастает грамматическая сложность речи.
Первый тип устной речи — «Повествовательная бедность» (доля дисперсии — 26%): тип устной речи соответствует идентичному по названию и содержанию описанному раннее типу письменной речи.
Второй тип устной речи — «Рассуждательство» (доля дисперсии — 24%): пациент использует в речи сложные речевые конструкции, различные типы сложной синтаксической связи, множество союзов, рассказывает о себе и о других, однако смысловая нагрузка речевой продукции значительно снижается вследствие увеличения общего объема текста, множественных повторяющихся слов, уменьшения количества существительных.
Взаимосвязи между типами речи и выявляемыми нарушениями мышления
В результате проведения процедуры корреляционного анализа данных было получено несколько взаимосвязей на уровне статистической значимости р<0.05 (Рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязи между типами речи пациентов с РШС и выявляемыми у них нарушениями мышления.
На рисунке: 1 — тип письменной речи «Повествовательная бедность», 2 — тип устной речи «Рассуждательство», 3 — тип письменной речи «Витиеватое описание внутренних переживаний», 4 — тип письменной речи «Упоминание “Я”», 5 — искажение процесса обобщения с актуализацией формальных признаков, 6 — искажение процесса обобщения с актуализацией латентных признаков, 7 — разноплановость мыслительной деятельности.
Тип письменной речи «Витиеватое описание внутренних переживаний» и тип устной речи «Рассуждательство» положительно коррелируют между собой (r=0.36) и с искажением процесса обобщения с актуализацией латентных признаков (r=0.38, r=0.47 соответственно). Т.е. чем больше пациент описывает собственные чувства, мысли, эмоции и использует более сложную грамматическую структуру речи, тем больше его мыслительные операции содержат искажения по «латентным признакам». Тип письменной речи «Повествовательная бедность» положительно взаимосвязан с искажением процесса обобщения по формальному типу (r=0.34). Чем скуднее описание происходивших вокруг пациента действий, тем больше в его мышлении искажений по формальному типу. Тип письменной речи «Упоминание “Я”» имеет положительную корреляцию с нарушениями мотивационного компонента мышления (r=0.37): чем больше пациент использует в речи местоимение «Я», рассказывает о своих эмоциях, тем чаще в мышлении присутствуют нарушения по типу разноплановости.
Обсуждение результатов
Полученные результаты могут указывать на наличие специфических структурных характеристик речи, значимо отличающих пациентов с шизофренией от условно здоровых лиц. Для уточнения специфичности выявленных нарушений планируется сравнение речи пациентов с шизофренией с речью пациентов с биполярным аффективным расстройством и расстройством личности.
Также по результатам проведенного исследования можно предположить, что структурный анализ речи может быть эффективен в психодиагностике расстройств шизофренического спектра. Структурные характеристики речи, обнаруженные в данном исследовании у русскоязычных пациентов с шизофренией, согласуются с данными других исследований [1; 11; 12; 14–16] и дополняют их за счет охвата бо́льшего количества формальных структурных речевых характеристик. Для уточнения результатов и повышения их достоверности необходимы дальнейшие исследования и увеличение объема выборки.
Структурные характеристики речи пациентов с шизофренией образуют собой типы речи, которые во взаимосвязи с нарушениями мышления формируют комплексы нарушений речемыслительной деятельности. Данные комплексы нарушений могут позволить уточнить критерии дифференциальной психодиагностики.
Основными ограничениями проведенного исследования на данный момент являются узкий репертуар исследуемых нозологических групп и недостаточный для подтверждения высокой точности результатов объем выборки.
В качестве дальнейших перспектив данного исследования и изучения формальных характеристик речи можно выделить создание новой диагностической методики для дифференциальной психодиагностики с помощью технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Для реализации этих перспектив необходимо увеличение исследовательской выборки, расширение репертуара исследуемых нозологических категорий (шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство, биполярное аффективное расстройство, депрессивное расстройство, органические расстройства, невротические и связанные со стрессом расстройства, расстройства личности), приложение результатов исследования к технологиям машинного обучения и искусственного интеллекта с привлечением специалистов IT-сферы.
Выводы
- В отличие от условно здоровых лиц, тексты пациентов с шизофренией характеризуются такими формальными речевыми индикаторами, как: грамматическая простота, преобладание существительных, малый объем используемых слов, сниженная коммуникативная направленность, редкая встречаемость описания внутренних переживаний и мыслей.
- Выделенные в исследовании 3 типа письменной речи у пациентов с шизофренией отражают наличие у них сложностей при описании внутренних переживаний, описании себя, социальную пассивность и аспонтанность.
- Выделенные 2 типа устной речи отражают, с одной стороны, социальную пассивность, признаки абулии у пациентов, с другой стороны, выявляют формальные речевые характеристики «рассуждательства».
- Существуют взаимосвязи между типами речевых характеристик и нарушениями мышления у пациентов с шизофренией, которые формируют специфические комплексы расстройств речемыслительной деятельности, значимые в вопросах дифференциальной психодиагностики. Большинство взаимосвязей обнаруживалось для письменных текстов.