Мотивация, воля, целеполагание и рост спортивного мастерства у бегунов на средние и длинные дистанции

474

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на анализ особенностей психологической организации спортивной деятельности у бегунов на средние и длинные дистанции. На основе уровневого анализа спортивной деятельности разработан и использован опросник для оценки особенностей мотивации, волевого и преднамеренно-произвольного целеполагания у спортсменов. Также были использованы стандартизованные методики: «Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении»; «Шкала контроля за действием» Ю. Куля; методика самооценки волевых качеств личности; «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)». Проводились расчеты ранговой корреляции между показателями по шкалам вопросников и уровнем спортивного мастерства в женских и мужских выборках. Выявлен ряд направлений изменения мотивации, целеполагания и волевых качеств в женской и мужской выборках, связанных с повышением спортивной квалификации.

Общая информация

Ключевые слова: спортивная деятельность, мотивация в спорте, воля, волевая регуляция, произвольная и преднамеренная организация действий, целеполагание в спорте

Рубрика издания: Психология спорта

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140312

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-01108.

Для цитаты: Маланов С.В., Субаева А.С. Мотивация, воля, целеполагание и рост спортивного мастерства у бегунов на средние и длинные дистанции // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 3. С. 168–182. DOI: 10.17759/exppsy.2021140312

Полный текст

 

Введение

Методологической базой программ психологической подготовки спортсменов зачастую являются противоречивые концепции, основывающиеся на разнообразных теориях (гипотезах) мотивации и смысловых отношений, самосознания и самооценки, целеполагания, волевой регуляции и волевых личностных качеств. При этом с целью диагностики и измерения психических особенностей спортсменов используется широкий диапазон строящихся на разных теоретических основаниях опросников. Такого рода подход приводит к противоречивости получаемых эмпирических данных и их последующей интерпретации.

В психологической подготовке спортсменов большое значение придается развитию способностей, связанных с мотивацией, волей и произвольно-преднамеренной регуляцией. Вместе с тем, с одной стороны, не дифференцируются различия произвольности, преднамеренности и воли [4; 13; 14; 15], а с другой — недостаточное внимание уделяется социокультурным (культурно-историческим) факторам, лежащим в основе формирования и развития таких способностей [1; 2; 6; 23]. Например, при обсуждении мотивов спортивной деятельности и психологических механизмов волевой регуляции важнейшими факторами выступают мотивационные отношения, связывающие спортсмена с ожиданиями других людей и общественными ожиданиями [2; 3; 5; 18]. Отметим, что существует и противоположная теоретическая традиция, где воля и целеполагание рассматриваются как присущие субъекту психические образования (свойства, качества), которые созревают и развиваются где-то внутри организма, например, формируются мозгом и в мозге [16; 19]. Относительно последовательный теоретический анализ произвольно-преднамеренных форм организации спортивной деятельности, а также соответствующих им направлений целеполагания удалось обнаружить только в работах Б.П. Яковлева [18]. Однако процессы долговременно­перспективного и текущего целеполагания в спортивной деятельности (в частности, и при подготовке легкоатлетов-бегунов) до сих пор остаются за пределами эмпирических исследований.

Ранее нами был проведен цикл исследований, основной целью которых являлось изучение различий в развитии особенностей мотивации и самосознания, которые, по нашим предположениям, должны быть связаны с уровнем спортивного мастерства и полом спортсменов. В исследованиях принимали участие спортсмены, занимающиеся бегом на средние и длинные дистанции и имеющие спортивную квалификацию от массовых разрядов до мастеров спорта международного класса. Для получения эмпирических данных использовались опросники: 1) «Изучение мотивации соревновательной деятельности» Г.Д. Бабушкина; 2) «Уровень субъективного контроля» (УСК), модифицированный вариант опросника Дж. Роттера (использованы 4 шкалы: общая интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в области здоровья); 3) «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева; 4) «Мотивы спортивной деятельности» (МСД) Е.А. Калинина; 5) «Эмоциональный интеллект» Н.Холла; 6) «Личностный дифференциал»; 7) «Самоотношение (ОСО)» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; 8) «Диагностика рефлексии» А.В.Карпова. При этом не удалось выявить значимых различий и корреляционных связей между измеряемыми показателями, увеличение значений которых, вероятно, взаимосвязано с повышением уровня спортивного мастерства (рост показателей мотивации, волевых качеств, осознанности, произвольности, самоорганизации и т. д.). В группе мужчин-спортсменов была выявлена только одна положительная статистически значимая корреляционная связь между уровнем спортивного мастерства и уровнем развития способности управлять своими эмоциями. В группе женщин-спортсменок были выявлены значимые положительные корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и такими факторами эмоционально-волевой сферы, как «интернальность в области здоровья и болезни», «са- моруководство/самопоследовательность», «ожидаемые отношения от других»; а также отрицательные связи между уровнем спортивного мастерства и такими факторами, как «потребность в общении, «эмпатия», «интегральный уровень эмоционального интеллекта» и «способность распознавать эмоции других людей» [9; 11]. Полученные результаты свидетельствовали о том, что либо подавляющая часть измеряемых показателей не связана с уровнем спортивного мастерства, либо стандартизованные опросники не позволяют выделить эмоционально-волевые качества спортсменов, взаимосвязанные с уровнем их спортивной квалификации.

Полученные результаты показали, что множество проведенных исследований, используемых методических средств и накопленных эмпирических данных в психологии спорта в настоящее время требуют их анализа и объяснения в контексте единой теории. Единые теоретические основания также требуются как для последовательного психологического анализа спортивной деятельности, так и для планирования и организации психологической подготовки спортсменов.

В связи с этим была поставлена задача проведения психологического анализа спортивной деятельности с опорой на единые теоретические основания, которыми явились теоретические положения системно-деятельностной культурно-исторической психологии и «физиологии активности» Н.А. Бернштейна [8]. В таком теоретическом контексте спортивная мотивация, воля, преднамеренность и произвольность рассматриваются как результат формирования и развития (интериоризации) социокультурных отношений с людьми и предметными областями человеческой культуры.

Организация исследования и методы

Спортивная деятельность как реализуемое субъектом направление жизненной активности, имеющее социальное значение, строится на основе совершенствования функциональной системы мотивационно-волевого, произвольно-преднамеренного (перспективного) и произвольно-ситуативного целеполагания, а также на основе работы психофизиологических механизмов перцептивно-исполнительной, сенсомоторной и вегетативно-органической регуляции. В связи с этим нами были выделены три основных уровня собственно психологической подготовки в условиях спортивной деятельности: уровень формирования и развития соотношения мотивов и целей, мотивационных установок; уровень преднамеренно-произвольного целеполагания и волевой регуляции; уровень исполнения спортивных действий и достижения намеченных результатов [8; 10]. Основной гипотезой исследования стало предположение о существовании взаимосвязи между ростом спортивного мастерства и выделенными уровнями мотивационно-волевой сферы спортсменов. На таких теоретических основаниях был построен опросник по оценке навыков самомотивации и саморегуляции, произвольности и целеполагания «МПЦ», включающий противоположные суждения, оценка которых осуществлялась испытуемым с помощью субъективного шкалирования от оценок 1 балл (не согласен) до 7 баллов (согласен):

1. Уровень развития мотивационных установок.

Мотивационные установки, связанные с содержанием спортивной деятельности

1. Тренировочный процесс и выполнение спортивных действий — это тяжелый труд

 

4. Тренировочный процесс и выполнение спортивных действий приносят удовольствие

2. На занятиях спортом не обязательно стремиться к высоким спортивным результатам

 

5. Достижение высоких спортивных результатов — необходимое условие для занятий спортом

3. В настоящее время удовольствие от занятий спортом снизилось по сравнению с тем, каким оно было в прошлом

 

6. В настоящее время мое стремление заниматься спортом заметно сильнее, чем это было в недавнем прошлом

 

Фрагмент опросного листа, предъявляемого испытуемым для заполнения

1. Тренировочный процесс и выполнение спортивных действий — это тяжелый труд

Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

2. На занятиях спортом необязательно стремиться к высоким спортивным результатам

Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

3. В настоящее время удовольствие от занятий спортом снизилось по сравнению с тем, каким оно было в прошлом

Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

4. Тренировочный процесс и выполнение спортивных действий приносят удовольствие

Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

5. Достижение высоких спортивных результатов — необходимое условие для занятий спортом

Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

6. В настоящее время мое стремление заниматься спортом заметно сильнее, чем это было в недавнем прошлом

Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

 

Мотивационные установки, связанные с широким спектром разнообразных жизненных отношений спортсмена с людьми и предметами человеческой культуры

1. Активные занятия спортом определяются индивидуальными интересами и стремлениями самого спортсмена

 

4. Занятия спортом определяются ожиданиями и поддержкой болельщиков, друзей, значением результатов для региона, страны

2. Активные занятия спортивной деятельностью ограничивают достижение бытовой и материальной обеспеченности

 

5. Активные занятия спортом могут способствовать приобретению бытовой и материальной обеспеченности

3. Занятия спортом способствуют получению травм и могут негативно влиять на здоровье

 

6. Занятия спортом обеспечивают физическое развитие и повышают жизнеспособность организма

 

2. Уровень произвольно-преднамеренного целеполагания и волевой регуляции.

1. Планирование тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях полностью определяется тренером

 

4. Я стремлюсь к активному участию в планировании тренировочного процесса и обсуждению выступлений на соревнованиях

2. Меня редко интересует план тренировочного процесса и планируемое содержание тренировок

 

5. Мне важно знать содержание и план предстоящих тренировок за несколько дней и даже недель вперед

3. Достижение высоких спортивных результатов слабо связано с ожиданиями других людей, болельщиков, друзей

 

6. Интерес к моей спортивной деятельности со стороны других людей, болельщиков, друзей, семьи повышает стремление к достижению высоких результатов

 

3. Уровень исполнения произвольных действий.

1. Я не интересуюсь тем, какие упражнения и задания придется выполнять на предстоящей тренировке

 

4. Мне важно заранее знать, какие упражнения и задания предстоит выполнять на ближайшей тренировке

2. Внесение изменений в содержание текущих тренировок вызывает у меня негативные эмоции и переживания

 

5. Изменения, вносимые в содержание текущих тренировок, не вызывают у меня негативных переживаний

3. На текущей тренировке я спокойно отношусь к сокращению (невыполнению) по каким-либо причинам намеченной нагрузки

 

6. Я переживаю, если на тренировке приходится по каким-либо причинам отказаться от выполнения намеченных упражнений (заданий), сократить нагрузку

 

4. Выступления на соревнованиях.

1. Перед выступлением на соревнованиях я анализирую возможные последствия неудачного выступления

 

5. Перед выступлением на соревнованиях я представляю возможные способы достижения победы над соперниками

2. В момент выступления на соревнованиях я сосредоточен на том, как правильно и эффективно выполнить действия

 

6. В момент выступления на соревнованиях я сосредоточен на том, как превзойти соперника

3. Я не люблю неожиданные изменения в программе соревнований или в тактических действиях

 

7. Неожиданные изменения в программе соревнований или в тактических действиях не вызывают у меня трудностей

4. В случае неудачного выступления на соревнованиях я сильно расстраиваюсь и сосредоточиваюсь на причинах неудачи

 

8. В случае неудачного выступления на соревнованиях я испытываю злость, раздражение и ставлю перед собой новые задачи

Для сбора эмпирических данных в исследовании также использовались: «Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсовой; «Шкала контроля за действием» Ю. Куля [20; 21]; методика самооценки волевых качеств личности; «Тест смысложиз­ненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева.

Сбор данных проводился с сентября 2019 по март 2020 г. В исследовании приняли участие 100 спортсменов-бегунов на средние и длинные дистанции от I—II спортивных разрядов до мастеров спорта международного класса. Из них — 49 женщины (I—II разряды — 16 человек, КМС — 16 человек и МС/МСМК — 17 человек) и 51 — мужчины (I—II разряды — 20 человек, КМС — 16 человек и МС/МСМК — 15 человек).

Результаты и обсуждения

Полученные результаты позволили выделить факторы мотивационно-волевой сферы спортсменов, взаимосвязанные с ростом спортивного мастерства. Расчеты в женской и мужской выборке проводились раздельно.

Таблица 1

Корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и мотивационными установками, связанными с содержанием спортивной деятельности

Мотивационные установки, связанные с содержанием спортивной деятельности

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

1. Тренировочный процесс и выполнение спортивных действий — это тяжелый труд

0,135

0,183

2. На занятиях спортом не обязательно стремиться к высоким спортивным результатам

-0,048

0,322

3. В настоящее время удовольствие от занятий спортом снизилось по сравнению с тем, каким оно было в прошлом

-0,17

0,349*

4. Тренировочный процесс и выполнение спортивных действий приносят удовольствие

0,32*

-0,108

5. Достижение высоких спортивных результатов — необходимое условие для занятий спортом

0,329*

-0,012

6. В настоящее время мое стремление заниматься спортом заметно сильнее, чем это было в недавнем прошлом

0,237

-0,411**

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Результаты, представленные в табл. 1, позволяют сделать вывод о том, что у женщин с ростом спортивного мастерства растет мотивация, связанная с удовольствием от тренировочного процесса и выполнения спортивных действий, а также увеличивается мотива­ционная значимость достижений успеха в спорте. В мужской выборке, наоборот, с ростом спортивного мастерства снижается мотивация, связанная с удовольствием от занятий спортивной деятельностью, а также снижается мотивация по достижению высоких спортивных результатов. Такие различия в женской и мужской выборках трудно поддаются объяснению и расходятся с результатами и выводами, полученными в других подобных исследованиях [22]. Одним из важных психологических факторов может выступать, с одной стороны, менее успешные выступления российских мужчин-бегунов на международном уровне, а с другой — лишение российских легкоатлетов в последние годы возможности выступать на международных соревнованиях. Данные факторы могут выступать в роли демотиваторов и приводить к снижению стремления к продолжению занятий спортивной деятельностью и достижению высоких спортивных результатов. Однако вопрос о различиях в мотиваци­онных установках и целеполагании между представителями мужской и женской выборки требует дальнейшегося изучения и специальной организации исследований [12].

Таблица 2

Корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и мотивационными установками, связанными с различными сторонами жизнедеятельности спортсмена

Мотивационные установки, связанные с различными сторонами жизнедеятельности спортсмена

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

1. Активные занятия спортом определяются индивидуальными интересами и стремлениями самого спортсмена

0,044

0,036

2. Активные занятия спортивной деятельностью ограничивают достижение бытовой и материальной обеспеченности

-0,055

0,295*

3. Занятия спортом способствуют получению травм и могут негативно влиять на здоровье

0,081

0,308*

4. Занятия спортом определяются ожиданиями и поддержкой болельщиков, друзей, значением результатов для региона, страны

0,022

0,086

5. Активные занятия спортом могут способствовать приобретению бытовой и материальной обеспеченности

0,36*

-0,377*

6. Занятия спортом обеспечивают физическое развитие и повышают жизнеспособность организма

-0,053

0,052

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Результаты, представленные в табл. 2, показывают, что в женской выборке с ростом спортивного мастерства растет убежденность в том, что занятия спортом могут приносить материальное и бытовое благополучие. Вместе с тем у мужчин, напротив, с ростом спортивного мастерства усиливается убеждение в том, что спорт ограничивает достижение материального благополучия, занятия спортом начинают связываться с возможными травмами и негативным влиянием на здоровье. Такие различия также могут быть обусловлены тем, что: во-первых, занятие лишь ограниченным количеством видов спорта приносит существенное финансовое благополучие, которое достигается не только успехами в спорте, но и участием в различного рода рекламных кампаниях, социальных проектах и т. д.; во-вторых, тенденция к сокращению государственной поддержки спорта во многих странах мира приводит к необходимости увеличения расходов самих спортсменов и их семей на поддержание спортивной формы и карьеры.

При этом с ростом спортивного мастерства не наблюдается рост стремления спортсменов показывать высокие спортивные достижения ради ожиданий болельщиков и друзей, ради прославления региона, страны. Последнее может быть связано с известными международными и российскими «допинговыми» скандалами последних лет, которые разрушительно повлияли на мотивацию спортсменов, а также с распространением в отечественном спорте принципов индивидуализма [3]. Заметим, что такого рода тенденции в изменении мотивации приводят к снижению уровня волевой регуляции и проявления волевых усилий в условиях спортивных состязаний [4; 5].

 

Таблица 3

Корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства, произвольно-преднамеренным целеполаганием и волевой регуляцией

Произвольно-преднамеренное целеполагание и волевая регуляция

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

1. Планирование тренировочного процесса и выступлений на соревнованиях полностью определяется тренером

-0,22

-0,06

2. Меня редко интересует план тренировочного процесса и планируемое содержание тренировок

0,027

-0,036

3. Достижение высоких спортивных результатов слабо связано с ожиданиями других людей, болельщиков, друзей

-0,014

0,105

4. Я стремлюсь к активному участию в планировании тренировочного процесса и обсуждению выступлений на соревнованиях

0,346*

-0,026

5. Мне важно знать содержание предстоящих тренировок на несколько дней и даже недель вперед

-0,027

0,004

6. Интерес к моей спортивной деятельности со стороны других людей, болельщиков, друзей, семьи повышает стремление к достижению высоких результатов

-0,02

-0,078

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Результаты анализа показателей оценки спортсменами особенностей долговременного (перспективного) целеполагания и волевой регуляции (табл. 3) указывают на усиление стремления к совместному с тренером осознанному планированию тренировочного процесса и анализу результатов соревновательной деятельности по мере роста спортивного мастерства в группе женщин. Вместе с тем полученные результаты указывают на определенную спонтанность перспективного планирования и целеполагания, которые, вероятно, осуществляются на основе интуиции и не меняются с повышением уровня спортивного мастерства. Несмотря на то, что это направление психологической подготовки спортсмена имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов, наблюдается недостаточность работы тренеров и спортивных психологов со спортсменами в направлении развернутого и углубленного анализа перспектив совместной спортивной деятельности и ее значения для достижения высоких спортивных результатов [18].

Результаты, представленные в табл. 4, свидетельствуют о том, что с ростом спортивного мастерства у женщин формируется эмоциональная устойчивость к неожиданным изменениям, вносимым в содержание текущих тренировок. Можно полагать, что высококвалифицированные спортсменки приобретают опыт и навык быстрой перенастройки на экстренное и непредсказуемое изменение текущих тренировок.

У мужчин с ростом спортивного мастерства снижается стремление быть информированными в запланированных на ближайших тренировочных занятиях физических упражнениях и нагрузках. Такого рода закономерность может объясняться либо повышением психологической устойчивости и готовностью к любым видам нагрузки, либо снижением спортивной мотивации по мере роста квалификации (что соответствует выше представленным результатам).

Полученные данные об отсутствии ожидаемых корреляций между показателями роста спортивного мастерства и показателями волевого целеполагания, уровня исполнения конкретных тренировочных заданий (см. табл. 2, 3, 4) позволяют сделать вывод о недостаточном внимании со стороны тренеров и спортивных психологов к таким направлениям подготовки спортсменов, как: а) повышение мотивации через ориентированность спортсменов на ожидания болельщиков, на значение показанных результатов для региона, страны; б) повышение мотивации через участие спортсменов как в постановке отдаленных целей по достижению спортивных результатов, так и в оценке физических нагрузок для конкретных тренировочных занятий.

Таблица 4

Корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и уровнем исполнения тренировочных заданий и нагрузок

Исполнение тренировочных заданий и нагрузок

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

1. Я не интересуюсь тем, какие упражнения и задания придется выполнять на предстоящей тренировке

0,135

0,32*

2. Внесение изменений в содержание текущих тренировок вызывает у меня негативные эмоции и переживания

-0,379**

0,043

3. На текущей тренировке я спокойно отношусь к сокращению (не выполнению) по каким-либо причинам намеченной нагрузки

0,075

0,007

4. Мне важно заранее знать, какие упражнения и задания предстоит выполнять на ближайшей тренировке

-0,154

-0,368**

5. Изменения, вносимые в содержание текущих тренировок, не вызывают у меня негативных переживаний

0,066

0,107

6. Я переживаю, если на тренировке приходится по каким-либо причинам отказаться от выполнения намеченных упражнений (заданий), сократить нагрузку

0,069

0,167

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Анализ отношений спортсменов к выступлениям на соревнованиях (табл. 5) указывает на взаимосвязь показателей роста спортивного мастерства и показателей выраженности стремления превзойти соперника на соревнованиях и склонности к сосредоточению накануне соревнований на способах возможной победы над соперником; у высококвалифицированных спортсменок повышается уровень мотивации достижения победных результатов на основе анализа различных вариантов ведения соревновательной борьбы.

Результаты анализа показателей спортсменов-мужчин указывают на взаимосвязь показателей роста спортивного мастерства и показателей снижения уровня сосредоточенности на способах превзойти соперника, но также на динамику повышения уровня выраженности состояния злости и раздражения при неудачах на соревнованиях. Вероятно, рост спортивного мастерства сопровождается у некоторых спортсменов преувеличенной уверенностью в собственных силах, умениях и навыках, которая в случае проигрыша сменяется раздражением.

Результаты анализа мотивационной направленности легкоатлетов-бегунов свидетельствуют о преобладании эгоцентрической (индивидуалистической) мотивации над коллективистской, в которую включены ожидания болельщиков, команды, тренеров и, наконец, в более широком значении, той страны, которую представляет спортсмен на соревнованиях. Такого рода закономерность можно объяснить недостаточным вниманием со стороны тренеров и спортивных психологов к формированию у спортсменов командного духа даже в том случае, когда такой спорт, как легкая атлетика, требует в основном индивиуального вклада и достижений [4].

Таблица 5

Корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и особенностями выступления на соревнованиях

Особенности выступления на соревнованиях

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

1. Перед выступлением на соревнованиях я анализирую возможные последствия неудачного выступления

-0,07

0,073

2. В момент выступления на соревнованиях я сосредоточен на том, как правильно и эффективно выполнить действия

0,204

-0,127

3. Я не люблю неожиданные изменения в программе соревнований или в тактических действиях

0,071

0,004

4. В случае неудачного выступления на соревнованиях я сильно расстраиваюсь и сосредоточиваюсь на причинах неудачи

0,073

0,162

5. Перед выступлением на соревнованиях я представляю возможные способы достижения победы над соперниками

0,357*

-0,136

6. В момент выступления на соревнованиях я сосредоточен на том, как превзойти соперника

0,292*

-0,307*

7. Неожиданные изменения в программе соревнований или в тактических действиях не вызывают у меня трудностей

0,24

0,06

8. В случае неудачного выступления на соревнованиях я испытываю злость, раздражение и ставлю перед собой новые задачи

-0,135

0,285*

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Таблица 6

Корреляционные связи между показателями уровня спортивного мастерства (на основании данных опросника МПЦ), показателями выраженности самоконтроля (по шкалам опросника оценки уровня самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении) и показателям по шкале контроля за действием Ю. Куля

Показатели выраженности самоконтроля

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

Эмоциональный самоконтроль

0,339*

0,003

Поведенческий самоконтроль

0,202

-0,158

Социальный самоконтроль

0,297*

0,286*

Контроль за действием при планировании

0,112

-0,275*

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Результаты, представленные в табл. 6, позволяют сделать вывод о прямой взаимосвязи уровня спортивного мастерства и уровня самоконтроля у женщин, в то время как у спортсменов-мужчин рост спортивного мастерства соотносится с развитием способности к самоконтролю в случае социального взаимодействия и одновременным снижением уровня контроля в ситуации планировании конкретных действий. Полученные в данном случае сравнительные данные согласуются с результатами оценки показателей развитости способности к перспективному и ситуативному целеполаганию (см. выше).

Таблица 7

Корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и самооценкой и усилий

Волевые качества

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

Ответственный

0,35*

0,325*

Дисциплинированный

0,307*

0,13

Целеустремленный

0,475**

0,275*

Принципиальный

0,325*

0,126

Обязательный

0,364*

-0,089

Настойчивый

0,024

0,076

Решительный

0,04

0,078

Волевой

0,385**

0,11

Инициативный

0,15

0,052

Выдержанный

0,107

-0,357**

Самостоятельный

0,375*

0,197

Энергичный

0,019

-0,038

Терпеливый

0,204

-0,307*

Упорный

0,301*

-0,071

Смелый

0,123

-0,073

Спокойный

0,165

-0,117

Деловитый

0,2

0,119

Уверенный

0,407**

-0,035

Организованный

0,343*

0,052

Внимательный

0,196

0,006

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Интересно отметить, что при использовании наиболее простой процедуры оценива­ния перечня из 20 волевых качеств на основе субъективного шкалирования было выявлено значительное число значимых корреляционных связей (табл. 7).

Чем выше уровень спортивного мастерства у женщин, тем в большей степени у них выражена тенденция приписывать себе такие качества (в порядке убывания их значимости), как целеустремленность, уверенность, наличие воли, самостоятельность, обязательность, ответственность, организованность, принципиальность, дисциплинированность, упорство. Чем выше уровень спортивного мастерства у мужчин, тем сильнее у них проявляется склонность приписывать себе такие качества, как ответственность и целеустремленность, но уменьшается склонность приписывать себе выдержанность и терпеливость. Различия в показателях самооценки в женской и мужской выборках позволяют предполагать меньшую значимость для мужчин рефлексивного анализа соответствующих психических свойств и нацеленности на их совершенствование.

Интересно отметить, что у женщин все измеряемые с помощью теста «СЖО» показатели обнаруживают значимую взаимосвязь с уровнем спортивного мастерства, в то время как у мужчин такой взаимосвязи не было выявлено. Данные настоящего исследования относительно закономерности взаимосвязи показателей самооценки и уровня спортивного мастерства не согласуются с полученными результатами в ранее проведенном нами исследовании с аналогичной по спортивной специализации группой респондентов, но меньшей по численности выборки [9].

 

Таблица 8

Корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и показателями «Теста смысложизненных ориентаций»

Смысложизненные ориентации

Коэффициент корреляции (rs)

Женщины

Мужчины

ОЖ

0,472**

0,004

Цели

0,391**

0,017

Процесс

0,437**

-0,024

Результат

0,412**

0,001

Локус контроля — Я

0,363*

0,072

Локус контроля — Жизнь

0,303*

-0,025

Примечание: «*» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05; «**» — уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,01 (ранговая корреляция Спирмена).

 

Выводы

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существенных различиях в особенностях мотивационных установок, волевой и произвольно-преднамеренной регуляции спортивной деятельности в мужской и женской группах спортсменов, которые согласуются с данными других аналогичных исследований, как с участием спортсменов [18; 22], так и на выборке не спортсменов [17].

Выдвинутая эмпирическая гипотеза нашла лишь частичное подтверждение. При использовании вопросника «МПЦ» было установлено, что у женщин-спортсменок с ростом спортивного мастерства возрастают: а) нацеленность на тренировочный процесс; б) удовольствие от тренировочных нагрузок; в) убеждение, что спортивная деятельность способствует материальному благополучию; г) заинтересованность в участии в планировании и анализе тренировочной деятельности; д) устойчивость к изменяющимся условиям тренировочного процесса; е) настроенность на борьбу и победу в состязаниях. У мужчин-спортсменов, напротив, с ростом спортивного мастерства снижаются удовольствие от тренировочного процесса и интерес к процессу планирования тренировок. При этом укрепляется убеждение в том, что занятия спортом могут приносить вред здоровью и препятствуют достижению материального благополучия, а в соревновательной деятельности снижается нацеленность на успех и возрастает переживание раздражения и злости при неудачах.

Полученные результаты показывают, что эгоцентрическая (индивидуалистическая) мотивация преобладает над коллективистской, командной мотивацией, что неизбежно влияет на снижение эффективности волевой регуляции в экстремальных условиях спортивных соревнований. Кроме того, полученные нами данные свидетельствуют о крайне неудовлетворительной системе планирования ближайших и отдаленных спортивных задач и постановке целей, в которой сами спортсмены далеко не всегда принимают активное участие.

Полезно отметить, что представленные результаты ограничиваются анализом особенностей развития мотивационных установок и произвольного целеполагания только у легкоатлетов-бегунов и свидетельствуют о некоторой стихийности и недостаточной организованности тренировочного и подготовительного процессов. Поэтому, во-первых, необходимо проведение сравнительных исследований в выборках спортсменов, занимающихся другими видами спорта [7; 18]. Во-вторых, для повышения эффективности спортивной тренировки и достижения высоких спортивных результатов тренеру и спортивному психологу необходимо опираться на последовательный анализ изменения мотивационных установок с поиском перспективного и текущего целеполагания. Требуется последовательный анализ результативности реализации произвольно-преднамеренных действий на протяжении тренировочного процесса и в соревновательный период. Такой анализ должен проводиться совместно со спортсменом с целью получения стабильных спортивных результатов, дальнейшего развития спортивных и соревновательных навыков, командной сплоченности и подчинения всей тренировочной деятельности ясным последовательным целям достижения спортивных высот.

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 399—414.
  3. Гущин В.И., Бубеев Ю.А., Кабанов Д.Ю. Мотивация спортсмена: поиски национального смысла // Спортивный психолог. 2017. № 3(46). С. 43—47.
  4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998. 144 с.
  5. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер, 2010. 336 с.
  6. Иванников В.А., Шляпников В.Н. Воля как продукт общественно-исторического развития человечества // Психологический журнал. 2012. Том 33. № 3. С. 111—121.
  7. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета Лесгафта. 2012. № 2(84). С. 84—89.
  8. Маланов С.В. Уровни психофизиологической и психической организации спортивной деятельности и регуляции спортивных действий // Спортивный психолог. 2014. № 2(33). С. 18—22.
  9. Маланов С.В., Маланова А.С. Особенности мотивационной сферы у бегунов на средние и длинные дистанции в зависимости от спортивной квалификации и гендерных различий // Спортивный психолог. 2017. № 2(45). С. 53—60.
  10. Маланов С.В., Субаева А.С. К вопросу о единых теоретических основаниях психологического анализа спортивной деятельности // Психология личности: культурно-исторический подход: Материалы XX Международных чтений памяти Л.С. Выготского (Москва, 18-20 ноября 2019 г.) / Под ред. Г.Г. Кравцова: в 2 т. Т. 1. М.: Левъ, 2019. С. 529—535.
  11. Маланова А.С. Особенности содержания самосознания у бегунов на средние и длинные дистанции в зависимости от спортивной квалификации и гендерных различий // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Том 12. № 3. С. 57—66.
  12. Мнацаканян Б.Х., Хачатурова Э.В., Степанян Л.С. Основные факторы демотивации у спортсменов различных групп видов спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. № 1(38).
  13. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.
  14. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
  15. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 9—15. DOI:10.17759/chp.2015110302
  16. Фритт К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: АСТ, CORPUS, 2014. 335 с.
  17. Шляпников В.Н. Половые различия в состоянии волевой регуляции у представителей маскулинных и фемининных национальных культур РФ и СНГ // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 139—152. DOI:10.17759/exppsy.2020130210
  18. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. М: Советский спорт, 2014. 312 с.
  19. Якутенко И. Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 456 с.
  20. Baumann N., Kazén M., Quirin M., Koole S.L. Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl’s Contributions to the Psychology of Motivation and Volition. Hogrefe Publishing, 2018. 433 p.
  21. Kuhl J. Who controls whom when “I control myself?“ // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7(1). P. 61—68.
  22. Nathanael C.H. Ong () Assessing objective achievement motivation in elite athletes: A comparison according to gender, sport type, and competitive level // International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2019. Vol. 17 (4). P. 397—409. DOI: 10.1080/1612197X.2017.1349822
  23. Vallerand R.J., Perreault S. Intrinstic and extrinsic motivation in sport: toward a intrinsic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology / Eds. By D. Smith, M. Bar-Eli. Champaign, 2007. P. 155—164.

Информация об авторах

Маланов Сергей Владимирович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1234-077X, e-mail: MalanovSV@mail.ru

Субаева Айвика Сергеевна, аспирантка кафедры психологии, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (ФГБОУ ВО «НГУ имени П.Ф. Лесгафта»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8498-6772, e-mail: AyvikaM@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 802
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 474
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3