Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9869Новости 1930Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Экспериментальная психология - №3 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эффект Флинна в России: влияние людности населенного пункта 57

Сугоняев К.В.
кандидат технических наук, доцент, ФГБУН «Институт психологии РАН», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6207-7228
e-mail: skv-254@yandex.ru

Григорьев А.А.
доктор филологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Института психологии РАН, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6186-2320
e-mail: andrey4002775@yandex.ru

Панфилова А.С.
кандидат технических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН (ФГБУН «ИП РАН»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1892-5901
e-mail: panfilova87@gmail.com

Аннотация

Повышение оценок по тестам интеллекта из поколения в поколение, известное как «эффект Флинна», широко изучается в различных странах в связи с особой ролью интеллекта как важнейшего компонента человеческого капитала. Исследователями было предложено несколько объяснений эффекта Флинна, ни одно из которых не приобрело доминирующего статуса, что может быть связано с дефицитом исследований влияния различных модераторов на динамику роста показателей интеллекта. В данном исследовании представлены результаты анализа влияния на динамику показателей интеллекта такого малоизученного фактора, как людность (численность населения) населенного пун- кта. Оценки уровня интеллекта (n = 267116), полученные в ходе масштабного онлайн-тестирования мужчин в возрасте 18—40 лет в период 2012—2019 гг., были распределены по семи категориям на- селенных пунктов, определяемым численностью их населения. Выявлены значимые различия, как в уровне интеллекта, так и в скорости прироста его показателей в зависимости от принадлежности респондентов к той или иной категории населенного пункта. Различия в уровне интеллекта жителей мегаполисов и малых населенных пунктов составляют в среднем 7 IQ-баллов, а динамика роста оценок уровня интеллекта в период 1983—2000 гг. различается в некоторых из категорий более чем в 2 раза. Наиболее слабо выраженная тенденция к росту показателей интеллекта за рассматриваемый период наблюдается в городах с населением от 100 до 249,9 тыс. человек. Одним из объяснений торможения эффекта Флинна в населенных пунктах с меньшей численностью населения может быть селективная миграция наиболее образованной и интеллектуальной части их населения в крупные города и столицы.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта, № 19-29-07352.

Литература
  1. Григорьев А.А., Лаптева Е.М. Образовательные достижения опосредуют влияние интеллекта на социально-экономические достижения на уровне стран? // Социальная и экономическая психология. 2018. Том 3. № 3(11). С. 41—61.
  2. Григорьев А.А., Лаптева Е.М., Ушаков Д.В. Образовательные достижения районов Московской области воспроизводят уровень грамотности в XIX в.: механизмы «культурной генетики» // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 69—85.
  3. Методики военного профессионального психологического отбора: методическое пособие. М.: Военное изд-во, 2005. 524 с.
  4. Сугоняев К.В., Григорьев А.А. Эффект Флинна в России // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 50—61. DOI:10.17759/exppsy.2019120404.
  5. Ang S.C., Rodgers J.L., Wänström L. The Flynn Effect within subgroups in the U.S.: Gender, race, income, education, and urbanization differences in the NLSY-Children data // Intelligence. 2010. Vol. 38(4). P. 367—384. DOI:10.1016/j.intell.2010.05.004
  6. Bratsberg B., Rogeberg O. Flynn effect and its reversal are both environmentally caused // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. 115(26). P. 6674—6678. DOI:10.1073/pnas.1718793115/-/ DCSupplemental
  7. Deary I.J., Strand S., Smith, P., Fernandes C. Intelligence and educational achievement // Intelligence. 2007. Vol. 35(1). P. 13—21. DOI:10.1016/j.intell.2006.02.001
  8. Dutton E., van der Linden D., Lynn R. The negative Flynn effect: A systematic literature review // Intelligence. 2016. Vol. 59. P. 163—169. DOI:10.1016/j.intell.2016.10.002
  9. Flynn J.R. The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978 // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95(1). P. 29—51. DOI:10.1037/0033-2909.95.1.29
  10. Flynn J.R. Massive IQ gains in 14 nations: What IQ tests really measure // Psychological Bulletin. 1987. Vol. 101(2). P. 171—191. DOI:10.1037/0033-2909.101.2.171
  11. Furr R.M. The double-entry intraclass correlation as an index of profile similarity: meaning, limitations, and alternatives // Journal of Personality Assessment. 2010. Vol. 92(1). P. 1—15. DOI:10.1080/00223890903379134
  12. Gottfredson L.S. Intelligence and social inequality: Why the biological link? // The Wiley-Blackwell Handbook of Individual Differences / T. Chamorro-Premuzic, S. von Stumm, A. Furnham. Wiley-Blackwell, 2011. P. 538—575.
  13. Kaufman S.B., Reynolds M.R., Liu X., Kaufman A.S., McGrew K.S. Are cognitive g and academic achievement g one and the same g? An exploration on the Woodcock—Johnson and Kaufman tests // Intelligence. 2012. Vol. 40(2). P. 123—138. DOI:10.1016/j.intell.2012.01.009
  14. Lynn R. Dysgenics: Genetic deterioration in modern populations. Westport, CT: Praeger, 2011.
  15. Lynn R., Fuerst J., Kirkegaard E.O.W. Regional differences in intelligence in 22 countries and their economic, social and demographic correlates: A review // Intelligence. 2018. Vol. 69. P. 24—36. DOI:10.1016/j.intell.2018.04.004
  16. McCrae R.R. A note on some measures of profile agreement // Journal of Personality Assessment. 2008. Vol. 90(2). P. 105—109. DOI:10.1080/00223890701845104
  17. Meisenberg G. National IQ and economic outcomes // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 53(2). P. 103—107. DOI:10.1016/j.paid.2011.06.022
  18. Meisenberg G., Lynn R. Intelligence: A measure of human capital in nations // Journal of Social, Political and Economic Studies. 2011. Vol. 36. P. 421—454.
  19. Meisenberg G., Woodley M.A. Are cognitive differences between countries diminishing? Evidence from TIMSS and PISA // Intelligence. 2013. Vol. 41(6). P. 808—816. DOI:10.1016/j.intell.2013.03.009
  20. Pietschnig J., Voracek M. One century of global IQ gains: A  formal  meta-analysis  of  the  Flynn effect (1909—2013) // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10(3). P. 282—306. DOI:10.1177/1745691615577701
  21. Platt J.M., Keyes K.M., McLaughlin K.A., Kaufman A.S. The Flynn effect for fluid IQ may not generalize to all ages or ability levels: A population-based study of 10,000 US adolescents // Intelligence. 2019. Vol. 77. Article 101385. DOI:10.1016/j.intell.2019.101385
  22. Rindermann H., Becker D. FLynn-effect and economic growth: Do national increases in intelligence lead to increases in GDP? // Intelligence. 2018. Vol. 69. P. 87—93. DOI:10.1016/j.intell.2018.05.001
  23. Rindermann H., Becker D., Coyle T.R. Survey of expert opinion on intelligence: The FLynn effect and the future of intelligence // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 106. P. 242—247. DOI:10.1016/j. paid.2016.10.061
  24. Rindermann H., Kodila-Tedika O., Christainsen G. Cognitive capital, good governance, and the wealth of nations // Intelligence. 2015. Vol. 51. P. 98—108. DOI:10.1016/j.intell.2015.06.002
  25. Rodgers J.L. Methodological issues associated with studying the Flynn Effect: Exploratory and confirmatory efforts in the past, present, and future // Journal of Intelligence. 2015. Vol. 3(4). P. 111—120. DOI:10.3390/jintelligence3040111
  26. Ronnlund M., Nilsson L.G. The magnitude, generality, and determinants of Flynn effects on forms of declarative memory and visuospatial ability: Time-sequential analyses of data from a Swedish cohort study // Intelligence. 2008. Vol. 36(3). P. 192—209. DOI:10.1016/j.intell.2007.05.002
  27. Scharfen J., Peters J.M., Holling H. Retest effects in cognitive ability tests: A meta-analysis // Intelligence. 2018. Vol. 67. P. 44—66. DOI:10.1016/j.intell.2018.01.003
  28. Sundet J.M. The Flynn effect in families: Studies of register data on Norwegian military conscripts and their families // Journal of Intelligence. 2014. Vol. 2(3). P. 106—118; DOI:10.3390/jintelligence2030106
  29. Sundet J.M., Borren I., Tambs K. The Flynn effect is partly caused by changing fertility patterns // Intelligence. 2008. Vol. 36(3). P. 183—191. DOI:10.1016/j.intell.2007.04.002
  30. Trahan L., Stuebing K.K., Hiscock M.K., Fletcher, J.M. (2014). The Flynn effect: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2014. Vol. 140(5). P. 1332—1360. DOI:10.1037/a0037173
  31. Twenge J.M., Campbell W.K., Sherman R.A. Declines in vocabulary among American adults within levels of educational attainment, 1974—2016 // Intelligence. 2019. Vol. 76. Article 101377. DOI:10.1016/j. intell.2019.101377
  32. Weber D., Dekhtyar S., Herlitz A. The Flynn effect in Europe — Effects of sex and region // Intelligence. 2017. Vol. 60. P. 39—45. DOI:10.1016/j.intell.2016.11.003
  33. Williams R.L. Overview of the Flynn effect // Intelligence. 2013. Vol. 41(6). P. 753—764. DOI:10.1016/j. intell.2013.04.010
  34. Woodley M.A. A life-history model of the Lynn—Flynn effect // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 53(2). P. 152—156. DOI:10.1016/j.paid.2011.03.028
Статьи по теме

Марголис А.А., Гаврилова Е.В., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Войтов В.К., Ермаков С.С., Думин П.Н.

Оценка умственных действий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодействия с партнером

CrossRef doi:10.17759/chp.2021170209

 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика