Экспериментальная психология
2021. Том 14. № 4. С. 76–89
doi:10.17759/exppsy.2021140404
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Исследование социабельности как личностной характеристики: построение опросника и его валидизация
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: лидер, личностные характеристики, межличностное взаимодействие, социабельность, социальное познание, контактность, социальная приспосабливаемость, эмоциональная устойчивость
Рубрика издания: Психодиагностика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140404
Получена: 20.09.2020
Принята в печать:
Для цитаты: Богачева Т.И. Исследование социабельности как личностной характеристики: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 4. С. 76–89. DOI: 10.17759/exppsy.2021140404
Полный текст
Введение
Вопросы, касающиеся выявления личностных характеристик, позволяющих индивиду успешно адаптироваться и социализироваться как к первичной социальной группе, так и к жизни в больших социальных общностях, продолжают оставаться актуальными для социальной психологии на протяжении длительного времени [1; 7; 8; 11]. Такой интерес исследователей разных стран вполне объясним, ведь от того, какие межличностные отношения складываются у индивида с его социальным окружением, зависит, в конечном счете, динамика показателей всех сфер жизнедеятельности общества и государства в целом [3; 15]. Именно поэтому социальные психологи на протяжении длительного времени стараются установить личностные характеристики, позволяющие индивиду, с одной стороны, выстраивать доброжелательные межличностные отношения и «продуктивно» взаимодействовать со своим социальным окружением, а, с другой стороны, удовлетворять собственные потребности и самореализовываться [3; 4; 12].
На наш взгляд, личностной характеристикой, которая во многом детерминирует содержание и хараткер межличностного взаимодействия в малой контактной группе, является социабельность. Следует отметить, что данное понятие широко используется в социологии, однако его трактовка носит достаточно обобщенный характер. Так, в социологическом энциклопедическом словаре социабельность рассматривается как синоним общительности, склонность человека к установлению связей с другими людьми [13, с. 328].
В то же время в психологии менеджмента социабельность определяется как «... свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду и основывающееся на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов» [4, с. 561].
Содержание понятия «социабельность» раскрывается в трехкомпонентной модели темперамента Р. Пломина и А. Басса. Авторы рассматривают темперамент как совокупность динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт. К основным свойствам темперамента Р. Пломин и А. Басс относят активность, эмоциональность и социабельность. Согласно мнению авторов, последняя проявляется в стремлении личности быть среди других людей, в желании избегать одиночества и склонности к продуктивному межличностному взаимодействию [2].
Отметим, что в работах зарубежных авторов чаще встречается понятие «социальный капитал личности». Так, П. Бурдье рассматривает его как совокупность актуальных и потенциальных ресурсов личности, находящих выражение в системе устойчивых и институционализированных социальных отношений [10]. Р. Патнам иначе подходит к трактовке данного термина. Автор исходит из позиции, согласно которой, социальный капитал проявляется в способности личности активно взаимодействовать с другими людьми [5].
Представители курской социально-психологической школы рассматривают социа- бельность в контексте социального обучения: «Цель социального обучения — создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности — самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в самом широком значении этого слова» [16, с. 31].
В связи с тем, что в психологии на данный момент отсутствует собственная трактовка анализируемого понятия, нами было предложено следующее его определение: социабель- ность — это свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду, обусловленное психоэмоциональной устойчивостью индивида и проявляющееся в его адаптационных и перцептивно-интерактивных навыках.
При формулировании авторской трактовки термина мы исходили из его первоначального социологического контекста с включением в определение психологических феноменов, наиболее полно и точно раскрывающих его сущность.
По нашему мнению, теоретическая модель измерения социабельности личности должна иметь следующую структуру.
1. Уровень отдельных содержательных характеристик социабельности как свойств личности, отражающих специфику ее включенности в социальную микросреду и выражающих актуальный уровень их развития (социальное познание, контактность, социальная приспосабливаемость, социальная эргичность и эмоциональная устойчивость).
2. Уровень интегративной оценки, синтезирующей базовые компоненты социабель- ности в общую оценку (рис. 1).
Существенная методическая особенность предложенной нами модели заключается в том, что социабельность измеряется посредством системы (совокупности) отдельных показателей, которые выступают в роли отдельных шкал и являются составляющими компонентами общей оценки социабельности. Такая модель позволяет сформулировать вывод о специфике развития социабельности как свойства личности, определить ее динамику и возможные пути коррекционно-развивающей работы.
В связи с тем, что исследование социабельности представляет интерес как для социальной психологии в целом, так и для ряда других ее областей — в частности, то существует объективная необходимость в конструировании самостоятельной диагностической процедуры ее измерения. Для решения данной практической задачи нами была разработана авторская методика диагностики социабельности личности.
Стандартизация методики измерения социабельности
Описание выборки
В исследовании приняли участие 293 испытуемых (4 разновозрастных отряда молодежного центра Курской области «Монолит» (смена «Я-лидер»), 5 учебных групп Курского государственного университета, 2 добровольческих объединения и 6 учебных групп Курского педагогического колледжа; из них 195 — респонденты женского пола (66,5%) и 98 — исследуемые мужского пола (33,5%). Возраст испытуемых — от 14 до 25 лет.
Описание методики
Исходя из результатов анализа теоретических представлений о социабельности как личностной характеристике, последняя, на наш взгляд, должна включать следующие структурные компоненты: контактность, социальное познание, социальная приспосаблива- емость, социальная эргичность и эмоциональная устойчивость. Обозначенные психические характеристики были выделены в качестве шкал методики. Рассмотрим кратко их содержательные особенности.
•Социальное познание отражает способность человека точно и адекватно понимать суждения и действия других людей.
•Контактность проявляется в потребности индивида устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими. Характеризует готовность личности к сотрудничеству, формирующемуся на основании адекватного отражения слов и действий двух и более людей, совпадение суждений, согласие в поступках, а также взаимное терпимое и прощающее поведение в случае разногласий.
•Социальная приспосабливаемость характеризует способность индивида адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Чем выше уровень развития этого качества, тем лучше адаптивные возможности личности.
•Социальная эргичность проявляется в личностных особенностях установления социальных контактов, склонности индивида к социальному взаимодействию. Находит отражение в деятельности личности, направленной на преобразование окружающих социальных условий.
•Эмоциональная устойчивость рассматривается как способность личности управлять своим эмоциональным состоянием и адекватно реагировать на различные жизненные обстоятельства, проявляется в общении и деятельности человека.
Отметим, что авторский психодиагностический инструментарий позволяет определить актуальный уровень развития социабельности и оценить степень выраженности отдельных ее компонентов. При этом диагностика социабельности может осуществляться как в форме самооценки, так и в виде экспертных оценок или в их сочетаниях.
Стимульный материал методики (содержание утверждений) в целях определения объективности ее отдельных пунктов в контексте изучения надежности и теоретической (конструктной) валидности подвергся экспертной оценке. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры психологии вуза (три кандидата психологических наук и один доктор психологических наук), являющиеся специалистами в области социальной психологии, стаж научной деятельности которых составляет не менее 10 лет.
Разработка и психометрическое обоснование методики проходило в три этапа.
Первый этап предполагал формулирование теоретических концептов методики («соци- абельность», «социальное познание», «контактность», «социальная приспосабливаемость», «социальная эргичность», «эмоциональная устойчивость») и уточнение ее структуры. На данном этапе была также разработана инструкция для экспертного оценивания объективности содержания пунктов методики. Отметим, что процедура экспертного оценивания авторской методики была стандартизирована (всем экспертам была предложена заранее разработанная инструкция для работы, включающая оценочные критерии и оценочные шкалы, тестовый материал), что обусловило объективность и надежность экспертных оценок.
На втором этапе осуществлялась независимая оценка стимульного материала методики экспертами и проводилась обработка результатов экспертного оценивания. Уточним, что эксперты работали изолированно и не располагали информацией о том, кто входит в экспертную группу. На основе анализа внесенных экспертами корректив из стимульного материала методики были исключены некоторые утверждения, признанные экспертами необъективными, также были перефразированы неоднозначно понимаемые суждения. Некоторые из формулировок методики были уточнены с учетом пожеланий экспертов на основе внесения стилистических поправок. На основании экспертных оценок были внесены некоторые изменения в формулировки инструкции для испытуемых, что сделало ее более доступной и лаконичной.
Отметим, что пункты методики признавались объективными в том случае, если экспертные оценки оказывались согласованными. Для определения согласованности экспертных оценок применялся коэффициент конкордации Кендалла.
Третий этап предполагал отбор объективных утверждений (относительно которых мнения экспертов были согласованы) и конструирование окончательной версии методики. В итоговый вариант методики изучения социабельности вошли 25 утверждений, образующих 5 шкал, направленных на оценку различных аспектов социабельности как социальнопсихологического феномена.
Применение процедур описательной статистики (вычисление средних показателей, минимального и максимального значений, среднего квадратического отклонения, эксцесса, асимметрии и др.) позволило установить нормальный и устойчивый характер распределения «сырых» баллов по методике, что обеспечило репрезентативность тестовых норм.
Для обеспечения возможности работать с сильными — интервальными — шкалами была осуществлена процедура процентильной нормализации. Ее применение позволило установить статистические нормы для интегративного показателя социабельности. В результате были получены следующие тестовые нормы:
92 балла и более — высокий уровень;
91—83 балла — выше среднего;
82—69 баллов — средний уровень;
68 баллов и меньше — низкий уровень.
На основе процедуры процентильной нормализации были также установлены статистические нормы и для отдельных шкал методики (они представлены в Приложении).
Проведенный анализ позволил составить рабочий вариант методики, содержащий 5 шкал и 25 утверждений, которые испытуемый может оценить от 1 до 5 баллов. К каждой из 5 шкал методики относятся по пять утверждений. Стимульный материал методики и ключи представлены в Приложении. Обработка результатов психодиагностического исследования предполагает, что сначала подсчитывается количество баллов по каждой из шкал методики, а затем определяется общий интегративный показатель социабельности.
Таким образом, оценка интегративного показателя социабельности основывается на подсчете суммы баллов по утверждениям 5 шкал и может составлять от 25 до 125 баллов. Далее полученные результаты сравниваются с тестовыми нормами и, таким образом, определяется актуальный уровень развития социабельности личности.
Результаты и их обсуждение
Проверка надежности отдельных пунктов осуществлялась на этапе разработки окончательного варианта методики по таким параметрам, как объективность, устойчивость и дискриминативность.
Объективность пунктов методики устанавливалась в процессе экспертных оценок, процедура которой описана выше. Согласованность мнения экспертов относительно всех пунктов методики была проверена с помощью коэффициента конкордации Кендалла, который в данном случае равен 0,893, что свидетельствует о том, что все пункты окончательной версии методики на основании согласованных экспертных оценок были признаны объективными (табл. 1).
Определение устойчивости пунктов проверялось выборочно у 138 исследуемых по совпадению вариантов ответа при первичном предъявлении методики и ретесте. Интервал ретеста составил 5 недель. Для расчета коэффициента ретестовой надежности применялся коэффициент корреляции Пирсона, в данном случае r=0,89 (при р<0,05). На основании данной процедуры был сделан вывод о достаточно высокой устойчивости пунктов методики.
Дискриминативность пунктов определялась путем вычисления индекса дискриминации. В нашем случае D>0,45, что указывает на высокую дифференцирующую способность методики в отношении уровня социабельности.
Таким образом, утверждения, как отдельные пункты методики, обладают высокой надежностью по параметрам объективности, устойчивости и дискриминативности.
С целью проверки одномоментной надежности (согласованности ответов по всем пунктам методики) был использован a-коэффициент Кронбаха. Отметим, что коэффициенты надежности были рассчитаны нами как отдельно для каждой шкалы, так и для всех 25 пунктов методики в целом. Согласованность 25 пунктов по общей шкале «Социабельность» составила а=0,728, что позволяет сделать вывод о довольно высокой одномоментной надежности методики.
Таблица 1
Психометрическое обоснование методики
Критерий |
Результат |
Вывод |
Критерий Колмогорова—Смирнова, асимметрия, эксцесс |
D=1,155 при р>0,05; А = 0,23; Е = 0,36 |
Нормальное, устойчиво |
Объективность пунктов |
+ |
Пункты объективны |
Дискриминативность пунктов |
D > 0,45 по всем пунктам |
Каждый пункт согласован с методикой |
Согласованность экспертных оценок (коэффициент конкордации Кендалла) |
W=0,893 |
Экспертные оценки согласованы |
Теоретическая валидность (экспертные оценки) |
ТВ > 2 |
Высокая |
Ретестовая надежность (коэффициент корреляции Пирсона) |
r = 0,89 |
Высокая |
Одномоментная надежность (коэффициент Кронбаха) |
а = 0,728 |
Высокая |
В табл. 2 представлены значения коэффициента Кронбаха для каждой из шкал методики.
Таблица 2
Значения коэффициента а-Кронбаха для отдельных шкал методики
Название шкал |
Значение коэффициента Кронбаха |
Социальное познание |
0,846 |
Контактность |
0,591 |
Социальная приспосабливаемость |
0,601 |
Социальная эргичность |
0,832 |
Эмоциональная устойчивость |
0,788 |
Полученные нами в ходе статистического анализа данные позволяют утверждать, что уровень надежности отдельных пунктов авторской методики достаточно высок.
Таким образом, как было установлено, методика диагностики социабельности личности характеризуется достаточно высоким статистическим уровнем всех трех видов (отдельных пунктов, ретестовой и одномоментной) надежности, а следовательно, высокой временной устойчивостью результатов.
Проверка авторской методики на критерий валидности предполагала установление ее теоретической (конструктной) и практической (конвергентной) валидности. Конструктная валидность исследовалась на основе экспертного оценивания объективности пунктов методики (эксперты оценивали соответствие утверждений обозначенным выше концептам). Отобранные на основе экспертных заключений утверждения вошли в окончательную версию методики и обеспечили ее теоретическую валидность.
С целью определения конвергентной валидности методики устанавливалась корреляция между шкалами разработанной методики и опросниками, измеряющими те же (или сходные) показатели, валидность которых уже установлена. Для подтверждения валидности авторской методики были использованы:
—методика диагностики перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) [14, с. 165];
— опросник ВСК (шкала «самообладание») (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман). [6, с. 116].
Показатели, полученные по таким шкалам, как «Социальное познание», «Контактность», «Социальная приспосабливаемость» и «Социальная эргичность», сопоставлялись с показателями по шкалам методики диагностики перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина), показатели по шкале «Эмоциональная устойчивость» — с показателями по опроснику ВСК (шкала «Самообладание»).
Данные о конвергентной валидности методики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели конвергентной валидности методики
Шкалы авторской методики |
Показатели корреляции |
Уровень значимости |
Шкалы сопоставляемых методик |
Социальное познание |
0,72 |
р<0,05 |
Взаимопознание |
Контактность |
0,69 |
р<0,05 |
Взаимопонимание |
Социальная приспосабливаемость |
0,78 |
р<0,05 |
Социальная адаптивность |
Социальная эргичность |
0,81 |
р<0,05 |
Социальная активность |
Эмоциональная устойчивость |
0,61 |
р<0,05 |
Самообладание |
В связи с тем, что значимой является сила корреляционной связи больше 0,3, можно утверждать, что шкалы разработанной нами методики обладают необходимым уровнем валидности.
Из вышеизложенного следует, что психометрическая проверка авторской методики подтвердила возможность ее использования в психодиагностической практике с точки зрения основных психометрических параметров.
Результаты апробации и возможности применения методики
Апробация методики осуществлялась на базе Курского государственного университета, Курского педагогического колледжа и молодежной организации ОЦ «Монолит». В ходе эмпирического исследования было установлено, что большинство исследуемых обладают средним уровнем развития социабельности (43,7%), для 27,4% характерен уровень выше среднего, 16,3% респондентов обладают высоким уровнем данного показателя и 12,6% — низким.
Если говорить о возрастных ограничениях методики, то следует уточнить, что процедура ее стандартизации осуществлялась на выборке испытуемых в возрасте от 14 до 25 лет. В связи с этим считаем наиболее целесообразным использование методики исследования социабельности личности в данной возрастной группе (с дальнейшей проверкой возможности применения методики для оценки уровня социабельности респондентов других возрастных групп).
Методика диагностики социабельности личности может быть использована для решения широкого круга прикладных задач в области психологии личности, психологии лидерства, психологии образования, возрастной и педагогической психологии, организационной психологии, а также в других направлениях психологической науки, где осуществляется исследование феномена межличностного взаимодействия.
Для успешной адаптации к жизни в социуме и реализации личностного потенциала индивид должен обладать определенными социально-психологическими качествами. В результате анализа основных психических феноменов, задействованных в процессе взаимодействия личности с социальной микросредой, нами была выделена социабельность в качестве личностной характеристики, существенным образом влияющей на этот процесс. В структуру социабельности вошли пять показателей, которые в совокупности раскрывают сущность данного понятия, они же выступили в качестве шкал методики.
В результате проведенных процедур было установлено, что уровень всех психометрических характеристик авторской методики является удовлетворительным, что подтверждает правомерность ее использования в психодиагностических целях.
Отметим, что авторская методика диагностики социабельности личности позволяет решать достаточно широкий спектр прикладных психодиагностических задач и в том числе:
1) определять актуальный уровень социабельности как одной из характеристик личности;
2) выявлять особенности структуры социабельности через установление индивидуального сочетания составляющих ее компонентов;
3) определять динамику социабельности как свойства личности;
4) выявлять формальных и неформальных лидеров (членов группы, обладающих высоким уровнем развития социабельности).
Приложение
Методика диагностики социабельности личности
Цель: определить уровень развития социабельности личности и оценить степень выраженности отдельных ее показателей.
Шкалы: «Социальное познание», «Контактность», «Социальная приспосабливае- мость», «Социальная эргичность», «Эмоциональная устойчивость».
Назначение методики.
Методика предназначена для определения основных показателей социабельности как свойства личности, характеризующего меру ее включенности в социальную микросреду и основывающегося на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов.
Методика представляет собой пятибалльную шкалу по оценке набора социально-психологических качеств, характеризующих особенности межличностного взаимодействия.
Диагностическая процедура может осуществляться в индивидуальной и групповой форме в виде самооценки, экспертных оценок или в их сочетаниях.
Прочитайте внимательно сначала утверждение слева, затем — справа, после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая в большей степени характерна для Вас. Надо иметь в виду, что оценки означают:
5 — ставится тогда, когда качество, указанное справа, сильно выражено и проявляется постоянно;
4 — качество, указанное справа, проявляется постоянно, но выражено не так сильно;
3— периодически проявляются качества, указанные справа и слева;
3 — в большей степени проявляется качество, указанное в левой стороне таблицы;
1 — высокая степень выраженности качества, указанного в левой стороне таблицы опросника.
Текст методики.
1. Социальное познание |
|||||||
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
1 |
Мне легко понять, что представляет собой собеседник |
|
|
|
|
|
Мне трудно понять, что представляет собой собеседник |
2 |
Я редко неправильно понимаю слова собеседника |
|
|
|
|
|
Я часто неправильно понимаю слова собеседника |
3 |
В большинстве случаев мое представление о человеке соответствует действительности |
|
|
|
|
|
Мое представление о человеке редко соответствует действительности |
4 |
Мне хорошо известны вкусы и привычки родственников и друзей |
|
|
|
|
|
Я плохо знаю вкусы и привычки родственников и друзей |
5 |
Мне важно понимать, что за люди меня окружают |
|
|
|
|
|
Мне неважно, что за люди меня окружают |
Количество баллов: |
|||||||
2. Контактность |
|||||||
1 |
Мне легко понять настроение другого человека |
|
|
|
|
|
Мне трудно понять настроение другого человека |
2 |
В случае разногласий я всегда готов идти на компромисс |
|
|
|
|
|
В случае разногласий я никогда не иду на компромисс |
3 |
Я не испытываю трудностей при общении с незнакомыми людьми |
|
|
|
|
|
Я испытываю внутренний дискомфорт при общении с незнакомыми людьми |
4 |
В большинстве случаев я являюсь инициатором общения |
|
|
|
|
|
Я редко являюсь инициатором общения |
5 |
Мне легко взаимодействовать с другими людьми |
|
|
|
|
|
Мне трудно взаимодействовать с другими людьми |
Количество баллов: |
|||||||
3. Социальная приспосабливаемость |
|||||||
1 |
У меня редко возникают конфликты с окружающими |
|
|
|
|
|
У меня часто возникают конфликты с окружающими |
2 |
Я легко и быстро адаптируюсь в новом коллективе |
|
|
|
|
|
Мне трудно адаптироваться в новом коллективе |
3 |
Я готов пересмотреть свою точку зрения, если она противоречит мнению окружающих |
|
|
|
|
|
Я не меняю свою точку зрения, даже если она противоречит мнению окружающих |
4 |
Я учитываю мнение окружающих меня людей, формируя свое отношение к чему-либо |
|
|
|
|
|
Я не учитываю мнение окружающих меня людей, формируя свое отношение к чему-либо |
5 |
Я спокойно реагирую на советы и замечания других людей в свой адрес |
|
|
|
|
|
Я не могу спокойно реагировать на советы и замечания других людей в свой адрес |
Количество баллов: |
4. Социальная эргичность |
|||||||
1 |
Я скорее предпочту выполнять задание в коллективе сверстников, чем одному |
|
|
|
|
|
Я скорее предпочту выполнять задание один, чем в коллективе сверстников |
2 |
Для меня важна общественная деятельность |
|
|
|
|
|
Общественная деятельность для меня не значима |
3 |
Стремлюсь принимать участие во всех значимых для моего коллектива событиях |
|
|
|
|
|
Я не стремлюсь принимать участие в значимых для моего коллектива собы тиях |
4 |
Мне доставляет удовольствие общение с другими людьми |
|
|
|
|
|
Меня угнетает мысль о том, что предстоит долго общаться с другими людьми |
5 |
Я часто безвозмездно помогаю другим людям |
|
|
|
|
|
Я редко безвозмездно помогаю другим людям |
Количество баллов: |
|||||||
5. Эмоциональная устойчивость |
|||||||
1 |
Волнение не влияет на результаты моей деятельности |
|
|
|
|
|
Из-за сильного волнения я не могу показать все, на что способен |
2 |
Я не «делаю глупостей» вследствие сильных эмоциональных переживаний |
|
|
|
|
|
Я «делаю глупости» из-за сильных эмоциональных переживаний |
3 |
Мое волнение не влияет на общение с другими людьми |
|
|
|
|
|
Мое волнение сильно сказывается на общении с другими людьми |
4 |
Во время ссоры я контролирую, что говорю |
|
|
|
|
|
Во время ссоры я не могу контролировать свои слова |
5 |
Гнев не влияет на ход моих мыслей |
|
|
|
|
|
Гнев влияет на ход моих мыслей |
Кол-во баллов: |
|||||||
Общий балл: |
Обработка результатов:
Сначала подсчитывается количество баллов по каждой из шкал, а затем определяется интегративный показатель социабельности как свойства личности. Общий уровень социа- бельности личности определяется по следующим критериям:
92 балла и более — высокий уровень;
91 — 83 балла — выше среднего;
82 — 69 баллов — средний уровень;
68 баллов и меньше — низкий уровень.
О степени выраженности признаков по отдельным шкалам свидетельствуют следующие показатели:
1. Шкала «Социальное познание»:
22 балла и более — высокий уровень;
21—18 баллов — выше среднего;
17—13 баллов — средний;
23 баллов и меньше — низкий.
2. Шкала «Контактность»:
23 балла и более — высокий уровень;
22—19 баллов — выше среднего;
18—13 баллов — средний;
12 баллов и меньше — низкий.
3. Шкала «Социальная приспосабливаемость»:
20 баллов и более — высокий уровень;
19—16 баллов — выше среднего;
15—11 баллов — средний;
10 баллов и меньше — низкий.
4. Шкала «Социальная эргичность»:
20 баллов и более — высокий уровень;
19—16 баллов — выше среднего;
15—12 баллов — средний;
11 баллов и меньше — низкий.
5. Шкала «Эмоциональная устойчивость»:
19 баллов и более — высокий уровень;
18—14 баллов — выше среднего;
13—10 баллов — средний;
9 баллов и меньше — низкий.
Литература
- Абдрахманова Ф.Р. Проблемы социальной адаптации [Электронный ресурс] // Социально- гуманитарные знания. 2013. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii (дата обращения: 04.09.2020).
- Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу «Психология личности: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1 (раздел «Теории личности») / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. Майкоп: Магарин О.Г., 2011. 165 с.
- Богачева Т.И. Добровольческая деятельность как ресурс личностного развития молодежи // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодежью. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет». Севастополь, 2020. С. 16—20.
- Григорьева М.В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 5—17. DOI:10.17759/sps.2019100101
- Демкив О. Социальный капитал: теоретические основания исследования и операционные параметры // Социология: теория, метод, маркетинг. 2004. № 4. С. 99—111.
- Зеличенко А.И., Карлинская И.М., Пантилеев С.Р. и др. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 116—124.
- Казакова О.В. Проблема коммуникативной компетентности в психологической науке [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 2(27). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 01.09.2020).
- Карапетян Е.А., Прохоренко О.Н., Петров А.А. Коммуникативная компетентность в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-v-sisteme-podgotovki-studencheskoy-molodezhi-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 06.09.2020).
- Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. М.: Гардарики, 2005. 584 с.
- Левицкая И.А. Социабельность и социальный капитал личности: некоторые аспекты теоретического анализа [Электронный ресурс] // Социосфера. 2012. № 1. С. 69—73.
- Манаков В.Ю. Социализация — типы социализации [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2021/01/94261 (дата обращения: 27.08.2020).
- Полякова Т.А., Голикова Н.Л. Коммуникативное общение в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-obschenie-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.08.2020).
- Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. 488 с.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 339 с.
- Чернышев А.С. Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Н.Н. Гребеньков. Курск: Курск. гос. ун-т, 2019. 264 с.
- Чернышев А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1034
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 527
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 8