Исследование социабельности как личностной характеристики: построение опросника и его валидизация

340

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию социабельности как личностной характеристики. Предложено авторское определение понятия «социабельность», под которым понимается свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду, обусловленное психоэмоциональной устойчивостью индивида и проявляющееся в его адаптационных и перцептивно-интерактивных навыках. Представлена авторская психодиагностическая методика измерения социабельности как личностной характеристики. Отличительная особенность данной методики заключается в простоте диагностической процедуры, в возможности выявлять не только актуальный уровень развития социабельности, но и определять особенности ее структуры. В статье описаны основные психометрические характеристики методики: конструктная и конвергентная валидность, дискриминативность, надежность, репрезентативность. С целью определения конвергентной валидности устанавливалась корреляция между шкалами авторской методики и методикой диагностики перцептивно-интерактивной компетентности, а также опросником ВСК (шкала «Самообладание). Предложенный авторский психодиагностический инструментарий может быть использован для решения академических и прикладных задач в области психологии личности, возрастной психологии, психологии образования, психологии лидерства, организационной психологии и других направлений психологической науки для определения актуального уровня развития социабельности исследуемого в возрасте от 14 до 25 лет.

Общая информация

Ключевые слова: лидер, личностные характеристики, межличностное взаимодействие, социабельность, социальное познание, контактность, социальная приспосабливаемость, эмоциональная устойчивость

Рубрика издания: Психодиагностика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140404

Получена: 20.09.2020

Принята в печать:

Для цитаты: Богачева Т.И. Исследование социабельности как личностной характеристики: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 4. С. 76–89. DOI: 10.17759/exppsy.2021140404

Литература

  1. Абдрахманова Ф.Р. Проблемы социальной адаптации [Электронный ресурс] // Социально- гуманитарные знания. 2013. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii (дата обращения: 04.09.2020).
  2. Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу «Психология личности: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1 (раздел «Теории личности») / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. Майкоп: Магарин О.Г., 2011. 165 с.
  3. Богачева Т.И. Добровольческая деятельность как ресурс личностного развития молодежи // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодежью. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет». Севастополь, 2020. С. 16—20.
  4. Григорьева М.В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 5—17. DOI:10.17759/sps.2019100101
  5. Демкив О. Социальный капитал: теоретические основания исследования и операционные параметры // Социология: теория, метод, маркетинг. 2004. № 4. С. 99—111.
  6. Зеличенко А.И., Карлинская И.М., Пантилеев С.Р. и др. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 116—124.
  7. Казакова О.В. Проблема коммуникативной компетентности в психологической науке [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 2(27). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 01.09.2020).
  8. Карапетян Е.А., Прохоренко О.Н., Петров А.А. Коммуникативная компетентность в системе подготовки студенческой молодежи в образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-v-sisteme-podgotovki-studencheskoy-molodezhi-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 06.09.2020).
  9. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. М.: Гардарики, 2005. 584 с.
  10. Левицкая И.А. Социабельность и социальный капитал личности: некоторые аспекты теоретического анализа [Электронный ресурс] // Социосфера. 2012. № 1. С. 69—73.
  11. Манаков В.Ю. Социализация — типы социализации [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2021/01/94261 (дата обращения: 27.08.2020).
  12. Полякова Т.А., Голикова Н.Л. Коммуникативное общение в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-obschenie-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.08.2020).
  13. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. 488 с.
  14. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 339 с.
  15. Чернышев А.С. Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Н.Н. Гребеньков. Курск: Курск. гос. ун-т, 2019. 264 с.
  16. Чернышев А.С. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

Информация об авторах

Богачева Татьяна Игоревна, аспирант кафедры психологии факультета педагогики и психологии, Курский государственный университет (ФГБОУ ВО КГУ), Курск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5937-4125, e-mail: logtat91@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 690
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 34

Скачиваний

Всего: 340
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 20