Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Влияние когнитивной доступности объекта на способ его репрезентации в речи 74Подлесская В.И. Клокотова М.С. АннотацияИсследована корреляция когнитивной доступности объекта и способа репрезентации этого объекта в тексте при пересказе видеосюжета и рассказах по набору картинок. Основной метод исследования — сбор массива извлеченных рассказов. Состав испытуемых: группа школьников 15—17 лет (N: 20), группа взрослых 35—40 лет (N: 21). Когнитивная доступность понимается как параметр, складывающийся из онтологической доступности (доступен ли объект говорящему в непосредственном опыте) и лексической доступности (доступен ли говорящему хорошо освоенный лексикализованный, т. е. закрепленный в конкретном слове или выражении, способ именования объекта). Были поставлены следующие вопросы. 1. Имеется ли корреляция между когнитивной доступностью объекта и частотностью упоминания этого объекта в тексте? 2. Имеется ли корреляция между когнитивной доступностью объекта и трудностями, которые испытывает говорящий при подборе именования объекта, проявляющимися в наблюдаемых симптомах речевого сбоя? На первый вопрос в обеих возрастных группах получен отрицательный ответ. На второй вопрос в обеих возрастных группах получен убедительный положительный ответ: при упоминании объекта с низкой когнитивной доступностью испытуемые значимо чаще демонстрировали симптомы речевых затруднений, чем при упоминании объекта с высокой когнитивной доступностью. Ключевые слова: когнитивная доступность, речевые сбои, метод извлеченных рассказов Рубрика: Психодиагностика Тип: научная статья DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140405 Благодарности. Авторы благодарят О.В. Федорову за профессиональное и личное участие в судьбе этой работы. Получена: 01.04.2019 Принята в печать: 01.12.2021 Дополнительные материалы
Podlesskaya, Vera; Klokotova, Maria (2021): How Objects with Different Ontological and Linguistic Accessibility are Represented in Speech. Psychological Research Data & Tools Repository. Media. https://doi.org/10.25449/ruspsydata.17293994 Приложение А. Стимульный материал для первого этапа эксперимента — видеофрагмент «Фильма о грушах» Приложение Б. Синопсис «Фильма о грушах» [8: xii—xiii] Приложение В. Стимульный материал для второго и третьего этапа эксперимента — скриншоты (Рис. 1—5) Приложение Г. Примеры извлеченных текстов Приложение Д. Таблицы Д1—Д4. Упоминание целевого и контрольного объектов в извлеченных рассказах Приложение Е. Таблицы Е1—Е4. Речевые сбои при упоминании целевого и контрольного объектов в извлеченных рассказах Литература
Статьи по теме
Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Психолингвистика | Ослон В.Н., Семья Г.В., Колесникова У.В., Яровикова О.А. Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|