Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть 2)

1122

Аннотация

Показано, что медико-биологический аспект изучения речеязыкового развития ребенка должен быть расширен за счет включения в анализ различных социокультурных факторов; проблема требует междисциплинарного подхода. Ставится вопрос о методологии изучения биосоциокультурной обусловленности становления речеязыковых способностей ребенка в онтогенезе. Психолого-педагогический аспект проблемы включает в себя: информирование родителей о медико-биологических аспектах нарушений речеязыкового развития ребенка; активное включение родителей в коррекционно-профилактические мероприятия, проводимые специалистами; в мероприятия по улучшению качества детско-родительского взаимодействия в зависимости от тяжести и специфики отклонений в речеязыковом развитии ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, медико-биологические факторы развития, речь, язык, речевое развитие, биосоциокультурная обусловленность

Рубрика издания: Клиническая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чернов Д.Н. Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть 2) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 3. С. 79–90. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n3/72750 (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Anderson J.W., Johnstone B.M., Remley D.T. Breast-feeding and cognitive development: a meta-analysis // American Journal of Clinical Nutrition. 1999. Vol. 70, № 4. P. 525–535.
  2. Associations between breastfeeding practices and young children's language and motor skill development / D.L. Dee, R. Li, L.C. Lee, L.M. Grummer-Strawn // Pediatrics. 2007. Vol. 119, № 1. P. 92–98.
  3. Breastfeeding duration and cognitive development at 2 and 3 years of age in the EDEN mother–child cohort / J.Y. Bernard, De M. Agostini, A. Forhan, T. Alfaiate, M. Bonet, V. Champion, M. Kaminski, B. de Lauzon-Guillain, M.A. Charles, B. Heude // Journal of Pediatrics. 2013. Vol. 163, № 1. P. 36–42.
  4. Breastfeeding is associated with improved child cognitive development: a population-based cohort study / M.A. Quigley, C. Hockley, C. Carson, Y. Kelly., M.J. Renfrew, A. Sacker // Journal of Pediatrics. 2012. Vol. 160, № 1. P. 25–32.
  5. Breastfeeding, long-chain polyunsaturated fatty acids in colostrum, and infant mental development / M. Guxens, M.A. Mendez, C. Molto-Puigmarti, J. Julvez, R. Garcia-Esteban, J. Forns, M. Ferrer, M. Vrijheid, M.C. López-Sabater, J. Sunyer // Pediatrics. 2011. Vol. 128, № 4. P. 880–889.
  6. Chaimay B., Thinkhamrop B., Thinkhamrop J. Risk factors associated with language development problems in childhood – a literature review // Journal of the Medical Association of Thailand. 2006. Vol. 89, № 7. P. 1080–1086.
  7. Collaborative consultation in natural environments: strategies to enhance family-centered supports and services / J.J. Woods, M.J. Wilcox, M. Friedman, T. Murch // Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 2011. Vol. 42, № 3. P. 379–392.
  8. Comorbidity in specific language disorders and early feeding disorders: mother-child interactive patterns / A. Fabrizi, A. Costa, L. Lucarelli, E. Patruno // Eating and Weight Disorders. 2010. Vol. 15, № 3. P. 152–160.
  9. Contribution of family environment to pediatric cochlear implant users' speech and language outcomes: some preliminary findings / R.F. Holt, J. Beer, W.G. Kronenberger, D.B. Pisoni, K. Lalonde // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2012. Vol. 55, № 3. P. 848–864.
  10. Daniels M.C., Adair L.S. Breast-feeding influences cognitive development in Filipino children // Journal of Nutrition. 2005. Vol. 135, № 11. P. 2589–2595.
  11. Duration of breast feeding and language ability in middle childhood / A.J. Whitehouse, M. Robinson, J. Li, W.H. Oddy // Paediatric and Perinatal Epidemiology. 2011. Vol. 25, № 1. P. 44–52.
  12. Effects of maternal sensitivity and cognitive and linguistic stimulation on cochlear implant users' language development over four years / A.L. Quittner, I. Cruz, D.H. Barker, E. Tobey, L.S. Eisenberg, J.K. Niparko // Journal of Pediatrics. 2013. Vol. 162, № 2. P. 343–348.
  13. Gibson-Davis C.M., Brooks-Gunn J. Breastfeeding and verbal ability of 3-year-olds in a multicity sample // Pediatrics. 2006. Vol. 118, № 5. P. 1444–1451.
  14. Harrigan S., Nikolopoulos T.P. Parent interaction course in order to enhance communication skills between parents and children following pediatric cochlear implant // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2000. Vol. 66, № 2. P. 161–166.
  15. Janjua F., Woll B., Kyle J. Effects of parental style of interaction on language development in very young severe and profound deaf children // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2002. Vol. 64, № 2. P. 193–205.
  16. Language ability in children with permanent hearing impairment: the influence of early management and family participation / P. Watkin, D. McCann, C. Law, M. Mullee, S. Petrou, J. Stevenson, S. Worsfold, H.M. Yuen, C. Kennedy // Pediatrics. 2007. Vol. 120, № 3. P. 694–701.
  17. McKean K., Phillips B., Thompson A. A family-centred model of care in paediatric speech-language pathology // International Journal of Speech-Language Pathology. 2012. Vol. 14, № 3. P. 235–246.
  18. McLeod S., Daniel G., Barr J. «When he's around his brothers … he's not so quiet»: The private and public worlds of school-aged children with speech sound disorder // Journal of Communication Disorders. 2013. Vol. 46, № 1. P. 70–83.
  19. Meta-analysis of long-chain polyunsaturated fatty acid supplementation of formula and infant cognition / A. Qawasmi, Landeros- A. Weisenberger, J.F. Leckman, M.H. Bloch // Pediatrics. 2012. Vol. 129, № 6. P. 1141–1149.
  20. Moeller M.P. Early intervention and language development in children who are deaf and hard of hearing // Pediatrics. 2000. Vol. 106, № 3. P. 43.
  21. Parent perceptions of the language development of toddlers with developmental delays before and after participation in parent-coached language interventions / M. Romski, R.A. Sevcik, L.B. Adamson, A. Smith, M. Cheslock, R. Bakeman // American Journal of Speech-Language Pathology. 2011. Vol. 20, № 2. P. 111–118.
  22. Predicting language development at age 18 months: data from the Norwegian mother and child cohort study / S. Schjolberg, P. Eadie, H.D. Zachrisson, A.S. Oyen, M. Prior // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2011. Vol. 32, № 5. P. 375–383.
  23. Sidhu M., Malhi P., Jerath J. Multiple risks and early language development // Indian Journal of Pediatrics. 2010. Vol. 77, № 4. P. 391–395.
  24. State-trait anxiety inventory (STAI) assessment of mothers with language delayed children / O.C. Cirpar, N.B. Muluk, F. Yalçinkaya, O.K. Arikan, O. Oğuztürk, F. Aslan // Clinical and Investigative Medicine. 2010. Vol. 33, № 1. P. 30–35.
  25. Tompkins V., Farrar M.J. Mothers’ autobiographical memory and book narratives with children with specific language impairment // Journal of Communication Disorders. 2011. Vol. 44, № 1. P. 1–22.
  26. Vachha B., Adams R. Implications of family environment and language development: comparing typically developing children to those with spina bifida // Child: Care, Health and Development. 2009. Vol. 35, № 5. P. 709–716.
  27. Wilcox M.J., Woods J. Participation as a basis for developing early intervention outcomes // Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 2011. Vol. 42, № 3. P. 365–378.

Информация об авторах

Чернов Дмитрий Николаевич, кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей психологии и педагогики психолого-социального факультета, Российский национальный исследовательский медицинский университет (ФГАОУ ВО «РНИМУ имени Н.И. Пирогова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5404-5325, e-mail: chernov_dima@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2008
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1122
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1