Ермолова Т.В. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой зарубежной и русской филологии, профессор кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4260-9087 e-mail: yermolova@mail.ru
Балыгина Е.А. кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5558-1389 e-mail: baliginaea@mgppu.ru
Савицкая Н.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1769-5553 e-mail: n.sawa@yandex.ru
В статье представлены зарубежные исследования текущего года, раскрывающие особенности нейрокогнитивного статуса в младшем школьном возрасте по ряду направлений. Это нейробиология компенсаторно-регуляторных механизмов преодоления врожденных трудностей обучения; образовательные стратегии, оптимизирующие нейробиологический статус учащегося; нейробиологический инструментарий развития когнитивной сферы учащихся; средовые и психосоматические факторы, воздействующие на нейрокогнитивный статус учащегося. В качестве ведущих элементов формирования когнитивных компетенций авторами выделены ресурсы памяти, возможности исполнительной деятельности, реакции торможения, самоконтроль. Совокупность проанализированных материалов составляет доказательную базу в пользу значимости качества образовательной среды и внимания к учащимся с трудностями обучения в первые школьные годы.
Дробаха В.Е., Кулеш А.А., Шестаков В.В. Фракционная анизотропия
белого и серого вещества головного мозга в остром периоде ишемического инсульта
как маркер неврологического, когнитивного и функционального статуса
[Электронный ресурс] // Медицинская визуализация. 2015. № 6. С. 8–15. URL:
https://medvis.vidar.ru/jour/article/view/158 (дата обращения:
10.06.2020).
Ермолова Т.В., Пономарева В.В., Флорова Н.Б. Дискалькулия детского
возраста как системная проблема обучения // Современная зарубежная психология.
2016. Т. 5. № 3. С. 7–27. DOI:10.17759/jmfp.2016050301
Модели и методы исследования переработки информации в процессах называния
предмета и соотнесения названия с предметом / Ю.В. Микадзе [и др.] //
Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 153–166.
DOI:10.17759/exppsy.2019120112
Anderson P.J., Cheong J.L., Thompson D.K. The predictive validity of
neonatal MRI for neurodevelopmental outcome in very preterm children Semin //
Seminars in Perinatology. 2015. Vol. 39. № 2. P. 147–158.
DOI:10.1053/j.semperi.2015.01.008
Arfe B., Vardanega T., Ronconi L. The effects of coding on
children’s planning and inhibition skills // Computers & Education. 2020.
Vol. 148. 16 p. DOI:10.1016/j.compedu.2020.103807
Classroom-evaluated school performance at nine years of age after very
preterm birth / L. Jansen [et al.] // Early Human Development. 2020. Vol. 140.
6 p. DOI:10.1016/j.earlhumdev.2019.104834
Debanne D., Russier V. The contribution of ion channels in
input-output plasticity // Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166.
8 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107095
Evidence that a Panel of Neurodegeneration Biomarkers Predicts Vasospasm,
Infarction, and Outcome in Aneurysmal Subarachnoid Hemorrhage / R. Siman [et
al.] // PLoS One. 2011. Vol. 6. № 12. 9 p.
DOI:10.1371/journal.pone.0028938
Extremely preterm children exhibit increased interhemispheric connectivity
for language: findings from fMRI-constrained MEG analysis / M.E. Barnes-Davis
[et al.] // Developmental Science. 2018. Vol. 21. № 6. 9 p.
DOI:10.1111/desc.12669
Farmer G.E., Thompson L.T. Learning-dependent plasticity of
hippocampal CA1 pyramidal neuron postburst afterhyperpolarizations and
increased excitability after inhibitory avoidance learning depend upon
basolateral amygdala inputs // Hippocampus. 2012. Vol. 22. № 8. P. 1703–1719.
DOI:10.1002/hipo.22005
Fear extinction requires infralimbic cortex projections to the basolateral
amygdala / D.W. Bloodgood [et al.] // Translation Psychiatry. 2018. Vol. 8.
Article ID 60. 11 p. DOI:10.1038/s41398-018-0106-x
Feasibility of breaking up sitting time in mainstream and special schools
with a cognitively challenging motor task / E. Mazzoli [et al.] // Journal of
Sport and Health Science. 2019. Vol. 8. № 2. P. 137–148.
DOI:10.1016/j.jshs.2019.01.002
França T.F.A. Isolating the key factors defining the magnitude of
hippocampal neurogenesis’ effects on anxiety, memory and pattern separation //
Neurobiology of Learning and Memory. 2019. Vol. 166. 5 p.
DOI:10.1016/j.nlm.2019.107102
Grineski S.E., Collins T.W., Adkins D.E. Hazardous air pollutants
are associated with worse performance in reading, math, and science among US
primary schoolchildren // Environmental Research. 2020. Vol. 181. 10 p.
DOI:10.1016/j.envres.2019.108925
Guardabassi V., Tomasetto C. Weight status or weight stigma? Obesity
stereotypes — Not excess weight — Reduce working memory in school-aged children
// Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 189. 9 p.
DOI:10.1016/j.jecp.2019.104706
Kyriakides L., Anthimou M., Panayiotou A. Searching for the impact
of teacher behavior on promoting students’ cognitive and metacognitive skills
// Studies in Educational Evaluation. 2020. Vol. 189. 14 p.
DOI:10.1016/j.stueduc.2019.100810
Meta-analysis of neurobehavioral outcomes in very preterm and/or very low
birth weight children / C.S. Aarnoudse-Moens [et al.] // Pediatrics. 2009. Vol.
124. № 2. P. 717–728. DOI:10.1542/peds.2008-2816
Oh M.M., Disterhoft J.F. Learning and aging affect neuronal
excitability and learning // Neurobiology of Learning and Memory. 2020. Vol.
167. 7 p. DOI:10.1016/j.nlm.2019.107133
Polspoel B., Vandermosten M., De Smedt B. The association of grey
matter volume and cortical complexity with individual differences in children’s
arithmetic fluency // Neuropsychologia. 2020. Vol. 137. 10 p.
DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2019.107293
Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants [Электронный ресурс]
// On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 5. 6 p. URL:
http://www.lablearning.eu/documents/doc_inspiration/prensky/digital_natives_digital_immigrants.pdf
(дата обращения: 10.06.2020).
Pulfrey J., Gasser U. Born Digital: How children gow up in a digital
age. New York: Basic Books, 2016. 352 p.
Resting-state EEG reveals global network deficiency in dyslexic children /
H. Xue [et al.] // Neuropsychologia. 2020. Vol. 138. 8 p.
DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2020.107343
Rewiring the extremely preterm brain: Altered structural connectivity
relates to language function / M.E. Barnes-Davis [et al.] // NeuroImage:
Clinical. 2020. Vol. 25. 12 p. DOI:10.1016/j.nicl.2020.102194
Siddiqui N., Gorard S., See B.H. Can learning beyond the classroom
impact on social responsibility and academic attainment? An evaluation of the
Children’s University youth social action programme // Studies in Educational
Evaluation. 2019. Vol. 61. P. 74–82. DOI:10.1016/j.stueduc.2019.03.004
The relationship of domain-general serial order memory and reading ability
in school children with and without dyslexia / W.M. Hachmann [et al.] //
Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 193. 39 p.
DOI:10.1016/j.jecp.2019.104789
Wang Q., Kushnir T. Cultural Pathways in Cognitive Development:
Introduction to the Special Issue // Cognitive Development. 2019. Vol. 52. 4 p.
DOI:10.1016/j.cogdev.2019.100816
Why students are biased by heuristics: Examining the role of inhibitory
control, conflict detection, and working memory in the case of overusing
proportionality / R. Jiang [et al.] // Cognitive Development. 2020. Vol. 53. 14
p. DOI:10.1016/j.cogdev.2020.100850