Текст выступления на семинаре-совещании «Проблемы развития психологической службы в условиях системных mизменений профессионального образования России» 14—15 июня 2006 г.

672

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Апатенко С.Н. Текст выступления на семинаре-совещании «Проблемы развития психологической службы в условиях системных mизменений профессионального образования России» 14—15 июня 2006 г. [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 17–19. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29096 (дата обращения: 25.11.2024)

Полный текст

 
 

На протяжении многих десятилетий российская система образования по праву считалась одной из самых лучших. Ежегодно отрасли народного хозяйства пополнялись тысячами молодых специалистов, и основным критерием качества образования являлись прочные знания. Ценность работника обеспечивалась не только его квалификацией, не только добросовестным отношением к делу, но и постоянством места работы.

Сегодня изменилась ситуация и в нашей стране, и в мире в целом:

—    качественно и количественно изменилось информационное пространство, изменились сами носители информации; возникла необходимость в специальных умениях, таких, как работа с информацией;

—    знания, полученные всего несколько лет тому назад, быстро устаревают, теряют свою актуальность; уходят в прошлое профессии, которые в недавнем времени считались перспективными, происходят серьезные изменения в традиционных профессиях; актуальным становится непрерывное образование на протяжении всего жизненного пути;

—    мы знаем, что идут миграционные процессы, стираются языковые и культурные различия, это требует от нас формирования современного мышления, и нашего с вами, и молодежи; основными моментами становятся коммуникабельность и толерантность;

—    сегодня ускоряются темпы развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, возрастают психологические, эмоциональные нагрузки, повышаются требования к стрессоустойчивости человека.

Все это не могло не сказаться на системе образования. Она, естественно, учитывает реальную ситуацию и ориентируется на требования времени. Это отражено в последних документах, принятых в отношении российского образования, в том числе в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 годы.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» поставлены и решаются задачи, которые позволяют дать сегодня системе образования стимул к движению вперед, поскольку сегодня

Россия не может не ориентироваться на инновационный путь развития. Это:

—   поддержка наиболее эффективных и успешных образовательных практик, способных дать обществу примеры качественного образования;

—   внедрение новых управленческих механизмов для того, чтобы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества;

—   изменение механизмов финансирования образовательных учреждений,

—    поддержка талантливой и способной молодежи.

Проблемы, существующие в настоящее время в системе профессионального образования, становятся предметом обсуждения на самых различных уровнях.

Так, выработка критериев оценки профессиональной подготовки и вопросы улучшения качества образования и системы образования мигрантов в разных странах стали главными вопросами встречи министров науки стран «большой восьмерки». В итоговых документах этой встречи подчеркнуто, что современное, качественное образование — это фундамент построения эффективной экономики и безопасного государства.

В рамках поручения Президента страны по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию, состоявшегося 25 октября 2005 года, Министерством разработан проект Комплекса мер по поддержке и совершенствованию начального и среднего профессионального образования в целях обеспечения его конкурентоспособности.

Следует выделить основные ресурсы развития, предусмотренные в Комплексе.

Так, в ближайшее время необходимо разработать нормативное правовое обеспечение создания, функционирования и развития нового типа образовательного учреждения — многоуровневого многофункционального, реализующего широкий спектр программ начального и среднего профессионального образования. Эти учреждения должны создаваться на базе ведущих учреждений НПО и СПО.

Мы видим преимущества новой модели учреждения.

Во-первых, это концентрация ресурсов, укрепление и развитие материально-технической базы, кадрового потенциала.

Во-вторых, это предоставление услуг по реализации вариативных программ подготовки разного уровня профессионального образования, программ повышения квалификации и переподготовки взрослого населения.

И, наконец, такие учреждения станут центрами роста качества образовательных услуг в регионах, экспериментальными полигонами для отработки инновационных подходов к подготовке кадров, которые востребованы и государством, и экономикой.

Надо сказать, что создание таких учреждений в малых городах России позволит воплотить основную идею современности — образование в течение всей жизни.

В состав нормативного правового обеспечения, регулирующего деятельность нового учреждения, на наш взгляд, должно входить следующее: механизмы многоучредительства, и, соответственно, многоканального софинансирования, и, конечно, соуправления. Эта идея активно поддерживается РСПП, поскольку позволит включить работодателей в состав учредителей.

Таким образом, главная задача российской образовательной политики в настоящее время, считаем, сформулирована достаточно четко: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Очевидно, что для обеспечения высокого качества подготовки специалистов помимо административных мер необходимо активное участие институтов гражданского общества. На сегодняшний день подготовлены законопроекты о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования и о праве работодателей участвовать в процедурах оценки качества подготовки.

Ключевую роль здесь должны играть учреждения, создающие и реализующие инновационные программы. Я хотел бы привести данные статистики: в 2005 году только 7% общего объема финансирования науки из всех источников направлялось в вузы. К 2010 году мы планируем увеличить эту сумму до 15%. Если говорить об абсолютных цифрах — то это увеличение с 4 до 25 млрд. рублей.

Значительная часть средств будет выделена для поддержки молодых ученых. Кроме того, предложены законодательные и организационные шаги по интеграции образования и науки. В рамках реализации инициативы Президента Российской Федерации на стимулирование инновационных программ в вузах, а также на создание двух новых научно-образовательных центров и двух бизнес-школ в 2006— 2007 годах планируется выделить более 25 млрд. рублей. При этом одним из условий выделения средств будет сопоставимый уровень финансирования со стороны регионов и частного бизнеса, а также самих инновационных университетов. Считаем, что это условие необходимое, важное для образовательных учреждений.

Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса в таких учреждениях должно соответствовать уровню, который достигнут в европейских странах, американских и европейских университетах, а в дальнейшем и превышать их.

Мы продолжаем развитие информационных технологий на всех уровнях образования. Начинается работа по созданию федерального портала дистанционных программ обучения, выделены средства на поддержку студентов, активно использующих информационные технологии. В рамках инициатив Президента на информатизацию образования в ближайшие два года планируется выделить 3 млрд. рублей.

Считаем необходимым создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, формирование у всех выпускников вузов, СсУЗов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.

Здесь мы также основные надежды возлагаем на стратегию государственной молодежной политики, проект стратегии уже был рассмотрен на заседании правительственной комиссии и в ближайшее время, мы думаем, будет рассмотрен на заседании правительства Российской Федерации.

Решение перечисленных задач станет более эффективным при участии психологической службы системы профессионального образования.

В рамках модернизации высшего профессионального образования психологическое сопровождение образовательного процесса сегодня становится определяющим для сотен тысяч молодых россиян. Оно необходимо для решения проблем профессионального становления студентов, их дальнейшего карьерного роста, социальной адаптации подростков и молодежи, оказания психологической помощи и поддержки молодой семье, профилактики вредных привычек и опасных заболеваний, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Мы видим в психологической службе основу для так называемой «привязки к местности» всех разрабатываемых проектов и программ в сфере образования. Понимаем, что игнорирование особенностей и возможностей человеческой психики может свести «на нет» все самые благие начинания. Особенно важно принимать это во внимание сейчас, когда научно-технические возможности возрастают и, соответственно, меняются требования к человеку как субъекту труда. Не случайно сегодня преподава-

 
 


ние психологии в общеобразовательной школе вводится как учебный предмет.

Актуальным и востребованным для современного общества направлением деятельности психологической службы является помощь людям, оказавшимся в экстремальных ситуациях. Как показывает практика работы психологов с последствиями терактов в Республике Дагестан, Чеченской Республике, Москве, Беслане, наиболее уязвимым в данных ситуациях является психологическое здоровье детей и подростков.

Особого внимания требуют программы психологической реабилитации молодежи, прошедшей службу в «горячих точках».

Кроме того, современная политическая ситуация и вовлеченность в нее молодежи диктует необходимость еще одного направления службы: это обеспечение психологического сопровождения социальных и воспитательных инициатив. Сегодня молодежь и студенты не готовы противостоять манипулятивным воздействиям со стороны политических группировок. Мы должны им в этом помочь.

Безусловно, для реализации таких важных функций должна быть разработана нормативная правовая база, регламентирующая деятельность этой службы, простроена вертикаль управления, созданы структуры на региональном и федеральном уровне, отвечающие за эффективное функционирование психологической службы. Мы должны сделать серьезные шаги в этом направлении. Сегодняшнее совещание, на котором присутствуют представители всех заинтересованных сторон: органов управления образованием и работодателей, — является ярким тому подтверждением.

В связи с этим считаю целесообразным:

— создать рабочую группу по развитию психологической службы в системе профессионального образования;

— разработать концепции и программы развития психологической службы в системе профессионального образования на период до 2010 года, а также план мероприятий по ее реализации.

В рамках указанных документов предусмотреть разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность психологической службы.

Эти предложения должны стать частью общей политики в отношении психологической службы в системе образования. Такие же решения должны быть приняты в части, касающейся психологической службы общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования с учетом специфики стоящих перед ними задач. Министерство образования и науки Российской Федерации видит в психологической службе мощнейший потенциал, и использовать его умело и эффективно — это наша с вами задача. Я хочу подтвердить, что министерство и Департамент открыты для всех инициатив и предложений по всем направлениям, в том числе, и в совместной реализации приоритетного национального проекта «Образование».

На CD Вы можете посмотреть фрагменты выступлений:

«Развитие психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» — Апатенко Сергей Николаевич, директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России

«Комплексная психолого-медико-социально-правовая помощь в системе Службы практической психологии образования России» — Рубцов Виталий Владимирович, Президент Федерации психологов образования России, директор ПИ РАО, доктор психол. наук, профессор, академик РАО

«Особенности развития психологической службы в учреждениях среднего профессионального образования» — Дубровина Ирина Владимировна, зав. лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО, доктор психол. наук, профессор, академик РАО

«Толерантность в стратегии развития практической психологии образования России» — Асмолов Александр Григорьевич, зав.кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психол. наук, профессор

«Университетское образование и психологическая служба» — Зинченко Юрий Петрович, и.о. декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психол. наук, профессор

«Система психологической работы со студентами по формированию позитивных социальных установок» — Цветкова Лариса Александровна, декан факультета психологии СПбГУ, кандидат психол. наук

«Психологическая культура в сопровождении профессионально-личностного становления будущих специалистов» — Семикин Виктор Васильевич, декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. И.А. Герцена, доктор психол. наук, профессор

«Психологическая служба профессионального образования и рынок труда» — Забродин Юрий Михайлович, проректор по научной работе МГППУ, доктор психол. наук, профессор, академик РАО

«Повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей как важнейший ресурс психологической службы системы профобразования» — Подольский Андрей Ильич, зав. лабораторией МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психол. наук, профессор

Информация об авторах

Апатенко Сергей Николаевич, депутат Государственной Думы, Ростов-на-Дону, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 746
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 672
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6