Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 3. С. 48–60
ISSN: 2658-3100 (online)
Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений (окончание)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Собкин В.С., Адамчук Д.В. Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 48–60. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29104 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Владимир Самуилович Собкин — академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Директор Центра социологии образования Российской академии образования (ЦСО РАО).
Автор 14монографий и более 300публикаций по вопросам социологии образования, детской и возрастной психологии, психологии общения и психологии искусства. Ряд научных монографий и статей издан за рубежом (США, Франция, Австралия, Польша и др.). Редактор серии научных сборников «Труды по социологии образования» (издано 17выпусков).
Дмитрий Владимирович Адамчук — в 2005 году закончил Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова и социально-психологический факультет Высшей гуманитарной школы им. Дубнова.
Соавтор 2 коллективных монографий, а также автор ряда статей в области психологии и социологии девиантного поведения и здорового образа жизни. В настоящее время аспирант и научный сотрудник Центра социологии образования РАО и сотрудник МЦКО.
Подробно с материалами этого и других исследований Центра социологии образования РАО можно познакомиться на сайте www.socioedu.ru
Отношение к межнациональным конфликтам
Отношение к межнациональным конфликтам выступает как важный компонент проявления толерантных/интолерантных установок в межнациональном взаимодействии. В этой связи мы разработали три вопроса, фиксирующие разное содержательные аспекты. Первый вопрос касается отношения к силовым («воемым») способам решения межнациональных конфликтов. Второй — связан с фиксацией личного участия в конфликтах, возникающих на национальной почве. И, наконец, третий — фиксирует особую ориентацию респондента на национальные особенности как повод для возникновения конфликтов в межличностном взаимодействии. Перечисленные вопросы формулируются следующим образом.
Как, по Вашему мнению,нужно решать национальные конфликты?
1.национальные конфликты разрешимы только военным путем
2. национальные конфликты нужно решать мирно и только путем мирных переговоров
3. применение военной силы возможно, если другие средства исчерпав
4. не знаю
5. для меня это безразлично
Как мы видим, ответы на данный вопрос характеризуются оппозицией между силовым способом решения межнациональных конфликтов (1-й вариант ответа) и путем мирного переговорного процесса (2-й вариант ответа). В дамом случае стоит также обратить внимание на последний, 5-й вариант ответа («мне безразлично»), поскольку он позволяет оценить своеобразную дистанцию, отстраненность респондента от национальной проблематики. Распределение ответов на данный вопрос приведена в таблице.
Помимо приведенных в таблице данных, следует добавить, что ответ на данный вопрос достаточно четко дифференцирует представителей национального большинства и национального меньшинства (рис. 1).
Табл. 1. Как, по Ва0ему мнению, нужно ре0ать национальные конфликты?
|
общее |
юноши |
девушки |
7 класс общее |
7 класс юноши |
7 класс девушки |
9 класс общее |
9 класс юноши |
9 класс девушки |
11 класс общее |
11 класс юноши |
11 класс девушки |
N |
1409 |
697 |
711 |
453 |
237 |
216 |
489 |
236 |
252 |
467 |
224 |
243 |
1 |
7.0 |
13.1 |
1.1 |
6.4 |
11.0 |
1.4 |
8.2 |
15.7 |
1.2 |
6.4 |
12.5 |
0.8 |
2 |
42.1 |
31.7 |
52.3 |
42.2 |
35.0 |
50.0 |
39.3 |
29.7 |
48.4 |
45.0 |
30.4 |
58.4 |
3 |
25.6 |
30.3 |
20.8 |
14.3 |
17.7 |
10.6 |
27.8 |
31.4 |
24.2 |
34.0 |
42.4 |
26.3 |
4 |
23.2 |
21.7 |
24.8 |
32.2 |
29.5 |
35.2 |
21.9 |
19.9 |
23.8 |
15.8 |
15.2 |
16.5 |
5 |
5.7 |
6.6 |
4.9 |
7.7 |
8.4 |
6.9 |
6.5 |
7.2 |
6.0 |
3.0 |
4.0 |
2.1 |
Табл. 2. Участвовали ли Вы в конфликтах на национальной почве в этом учебном году?
|
общее |
юноши |
девушки |
7 класс общее |
7 класс юноши |
7 класс девушки |
9 класс общее |
9 класс юноши |
9 класс девушки |
11 класс общее |
11 класс юноши |
11 класс девушки |
N |
1424 |
704 |
719 |
461 |
239 |
222 |
491 |
237 |
253 |
472 |
228 |
244 |
1 |
3.4 |
5.5 |
1.4 |
4.1 |
4.1 |
2.7 |
3.7 |
5.9 |
1.6 |
2.5 |
5.3 |
0.0 |
2 |
5.3 |
7.5 |
3.2 |
2.6 |
2.6 |
1.4 |
6.7 |
9.3 |
4.3 |
6.6 |
9.6 |
3.7 |
3 |
6.8 |
9.8 |
3.9 |
5.0 |
5.0 |
1.8 |
7.1 |
11.0 |
3.6 |
8.3 |
10.5 |
6.1 |
4 |
84.4 |
77.1 |
91.5 |
88.3 |
88.3 |
94.1 |
82.5 |
73.8 |
90.5 |
82.6 |
74.6 |
90.2 |
Участвовали ли Вы в конфликтах на национальной почве в этом учебном году?
1. да, инициатором выступал(а) лично я
2. да, инициатором выступала группа, к которой я принадлежу
3. да, инициатором выступала противоположная сторона
4. нет, не участвовал(а)
Данный вопрос, помимо «участия» респондента в конфликте, фиксирует также принципиальный момент для оценки толерантных/интолерантных установок, который касается «инициативы». Другими словами, выбор 3-го варианта ответа дает основания сделать вывод о том, что респондент в данном случае фиксирует себя в качестве объекта агрессии. В то время как выбор первого варианта, напротив позволяет охарактеризовать респондента как субъекта агрессивных действий по поводу межнациональных отношений. Распределение ответов на данный вопрос приведено в табл. 2.
Рис. 1. Распределение ответов русских и нерусских подростков, полагающих, что «национальные конфликты следует решать исключительно мирным путем» (%)
Табл. 3. Склонны ли Вы объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника?
|
общее |
юноши |
девушки |
7 класс общее |
7 класс юноши |
7 класс девушки |
9 класс общее |
9 класс юноши |
9 класс девушки |
11 класс общее |
11 класс юноши |
11 класс девушки |
N |
1386 |
684 |
701 |
444 |
232 |
212 |
479 |
231 |
247 |
463 |
221 |
242 |
1 |
63.0 |
58.0 |
67.8 |
64.0 |
61.6 |
66.5 |
63.7 |
57.6 |
69.2 |
61.3 |
54.8 |
67.4 |
2 |
30.4 |
31.6 |
29.4 |
27.9 |
26.3 |
29.7 |
29.9 |
31.6 |
28.3 |
33.5 |
37.1 |
30.2 |
3 |
6.6 |
10.4 |
2.9 |
8.1 |
12.1 |
3.8 |
6.5 |
10.8 |
2.4 |
5.2 |
8.1 |
2.5 |
Склонны ли Вы объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника?
1. нет, никогда
2. да, но не стану использовать это как аргумент в споре
3. да, и буду использовать это как аргумент в споре
Данный вопрос фиксирует обостренную чувствительность респондента к национальной проблематике в практике повседневного общения. В этой связи характерен выбор 3-го варианта ответа, когда конфликты, связанные с непониманием, сводятся именно к открытому национальному неприятию собеседника (проявлению национальной интолерантности). Наряду с этой «открытой» интолерантной позицией, важно обратить внимание на 2-й вариант ответа, который фиксирует «скрытую», не проявляемую вовне интолерантную установку в отношении представителей других национальностей. Распределение ответов на данный вопрос приведено в табл. 3.
Эмоциональное приятие/неприятие представителей других национальностей
В данный блок мы включили три вопроса. Один из них направлен на характеристику различных эмоциональных состояний, возникающих при контакте с представителями других национальностей. Второй — характеризует эмоциональное отношение к национальным меньшинствам. Третий — задает особую проективную ситуацию взаимодействия и направлен на выявление эмоциональных модальностей отношения, заданных через оппозицию «сочувствие — унижение».
Конкретные формулировки вопросов выглядят следующим образом.
Что Вы испытываете при знакомстве с человеком другой национальности?
1. раздражение
2. недоверие
3. интерес
4. уважение
5. ничего особенного
6. это зависит от национальности
Распределение ответов на этот вопрос приведено в табл. 4.
|
общее |
юноши |
девушки |
7 класс общее |
7 класс юноши |
7 класс девушки |
9 класс общее |
9 класс юноши |
9 класс девушки |
11 класс общее |
11 класс юноши |
11 класс девушки |
N |
1427 |
705 |
721 |
462 |
239 |
223 |
490 |
236 |
253 |
475 |
230 |
245 |
1 |
3.4 |
5.1 |
1.7 |
4.1 |
5.9 |
2.2 |
3.5 |
4.7 |
2.4 |
2.5 |
4.8 |
0.4 |
2 |
5.7 |
7.1 |
4.3 |
6.9 |
7.5 |
6.3 |
6.7 |
9.3 |
4.3 |
3.4 |
4.3 |
2.4 |
3 |
30.6 |
29.1 |
32.2 |
28.6 |
28.5 |
28.7 |
29.4 |
27.1 |
31.6 |
33.9 |
31.7 |
35.9 |
4 |
10.1 |
9.4 |
10.8 |
14.3 |
13.0 |
15.7 |
9.2 |
8.1 |
10.3 |
6.9 |
7.0 |
6.9 |
5 |
34.1 |
35.7 |
32.6 |
31.0 |
31.0 |
30.9 |
35.1 |
36.4 |
34.0 |
36.2 |
40.0 |
32.7 |
6 |
24.9 |
21.6 |
28.2 |
23.4 |
23.4 |
23.3 |
26.1 |
21.6 |
30.0 |
25.3 |
19.6 |
30.6 |
Следует отметить, что избирательной позиции («это зависит от национальности») придерживается каждый четвертый подросток (24,9%). Около трети (34,1%) не склонны фиксировать каких-либо особых эмоциональных состояний при взаимодействии с представителями других национальностей.
Табл. 5. Как Вы оцениваете вклад представителей национальных меньшинств в развитие российской науки и культуры?
|
общее |
юноши |
девушки |
7 класс общее |
7 класс юноши |
7 класс девушки |
9 класс общее |
9 класс юноши |
9 класс девушки |
11 класс общее |
11 класс юноши |
11 класс девушки |
N |
1405 |
696 |
708 |
451 |
235 |
216 |
485 |
235 |
249 |
469 |
226 |
243 |
1 |
17.9 |
23.1 |
12.7 |
12.6 |
17.9 |
6.9 |
20.4 |
28.1 |
13.3 |
20.3 |
23.5 |
17.3 |
2 |
16.8 |
18.8 |
14.7 |
19.3 |
21.3 |
17.1 |
14.4 |
16.6 |
12.0 |
16.8 |
18.6 |
15.2 |
3 |
40.7 |
31.6 |
49.7 |
37.5 |
29.4 |
46.3 |
39.2 |
28.5 |
49.4 |
45.4 |
37.2 |
53.1 |
4 |
24.6 |
26.4 |
22.9 |
30.6 |
31.5 |
29.6 |
26.0 |
26.8 |
25.3 |
17.5 |
20.8 |
14.4 |
В то же время практически каждый десятый из опрошенных подростков указывает на негативное эмоциональное состояние, возникающее у него при взаимодействии с представителями других национальностей: «раздражение» (3,4%), «недоверие» (5,7%).
Как Вы оцениваете вклад представителей национальных меньшинств в развитие российской науки и культуры?
1. значение этого вклада сильно преувеличено, и в первую очередь, самими представителями национальных меньшинств
2. я считаю, что представители национальных меньшинств внесли большой вклад в развитие русской науки и культуры
3. не имею определенного мнения
4. мне это безразлично
Данный вопрос фиксирует отношение к представителям национальных меньшинств. При этом если 2-й вариант ответа фиксирует признание значимости вклада представителей других национальностей в развитие русской науки и культуры, то 1-й, напротив, связан с позицией непризнания. По сути дела этот вопрос в определенной степени характеризует статусные отношения национального большинства и национального меньшинства. Распределение ответов на данный вопрос приведено в табл. 5.
Представьте, что в Вашем классе учится человек другой национальности, который говорит по-русски с акцентом. Ваша реакция?
1. я буду сочувствовать ему, но ничего не сделаю, чтобы его поддержать
2. я постараюсь убедить одноклассников не унижать его
3. я не буду обращать на это внимание
4. я буду стараться избегать общения с ним
5. я буду высмеивать его
6. я буду издеваться над ним
7. другое (напишите)___________________________
|
общее |
юноши |
девушки |
7 класс общее |
7 класс юноши |
7 класс девушки |
9 класс общее |
9 класс юноши |
9 класс девушки |
11 класс общее |
11 класс юноши |
11 класс девушки |
N |
1400 |
695 |
704 |
454 |
235 |
219 |
481 |
234 |
246 |
465 |
226 |
239 |
1 |
4.6 |
5.3 |
4.0 |
7.0 |
8.5 |
5.5 |
4.6 |
4.7 |
4.5 |
2.4 |
2.7 |
2.1 |
2 |
23.3 |
22.2 |
24.4 |
31.7 |
30.6 |
32.9 |
20.2 |
16.7 |
23.6 |
18.3 |
19.0 |
17.6 |
3 |
56.7 |
51.8 |
61.5 |
45.6 |
40.0 |
51.6 |
59.3 |
54.3 |
63.8 |
64.9 |
61.5 |
68.2 |
4 |
6.5 |
9.2 |
3.8 |
7.9 |
10.6 |
5.0 |
6.4 |
9.0 |
4.1 |
5.2 |
8.0 |
2.5 |
5 |
2.9 |
4.5 |
1.3 |
3.1 |
5.1 |
0.9 |
3.1 |
5.6 |
0.8 |
2.4 |
2.7 |
2.1 |
6 |
3.6 |
5.8 |
1.6 |
3.1 |
4.7 |
1.4 |
5.2 |
8.5 |
2.0 |
2.6 |
4.0 |
1.3 |
7 |
7.3 |
6.3 |
8.2 |
7.9 |
6.4 |
9.6 |
6.4 |
5.6 |
7.3 |
7.5 |
7.1 |
7.9 |
Данный вопрос конкретизирует ситуацию проявления эмоционального отношения к представителям другой национальности, предлагая респонденту проективную ситуацию. Как мы отметили выше, основная оппозиция задает шкалу отношения от сочувствия до выраженной агрессивной поведенческой реакции, направленной на унижение личного достоинства: «буду издеваться». Важно также обратить внимание на два варианта ответа. Один из них касается проявления реакции защиты (опеки) и направлен на определенное (возможно, конфликтное) отношение с классным коллективом («постараюсь убедить одноклассников не унижать его»). Другой вариант также касается учета социальной ситуации внешнего окружения, но, напротив, предполагает подчинение групповому давлению — 4-й вариант («буду стараться избегать общения с ним»). Таким образом, данный вопрос конструирует довольно сложную структуру эмоциональных проявлений, учитывающую как открытое выражение позитивных или негативных состояний, так и различные реакции на мнение социального окружения. Распределение ответов приведено в табл. 6.
Структурный анализ толерантных/
интолерантных установок учащихся
в области межнациональных отношений
Выше мы рассмотрели особенности ответов подростков на вопросы, связанные с проявлениями национальной толерантности/интолерантности. При этом мы затронули целый ряд содержательных аспектов: эмоциональное переживание собственной национальной принадлежности; установки на принятие (неприятие) представителей других национальностей в круг значимых других; поведенческие аспекты, касающиеся участия в конфликтах на национальной почве; эмоциональное приятие/неприятие других национальностей. Приведенные в таблицах данные позволяют охарактеризовать наиболее существенные гендерные и возрастные различия. Вместе с тем, остается открытым вопрос о том, насколько взаимосвязаны между собой перечисленные выше аспекты. Так, в частности, можно предположить, что своеобразие эмоционального переживания собственной национальной идентичности (гордость, стыд, безразличие и др.) будет определенным образом связано с характерными поведенческими установками, жесткостью фиксации границы «мы — они» и оценочными суждениями в отношении представителей других национальностей.
С целью выявления структурных особенностей межнациональной толерантности/интолерантности можно использовать процедуру факторного анализа полученных эмпирических материалов. Обратимся к конкретному примеру подобного анализа.
Для проведения факторного анализа нами была подготовлена исходная матрица базы данных. По строкам матрицы расположены варианты ответов на различные вопросы, которые были описаны в предыдущих разделах. По столбцам данной матрицы были заданы соответствующие возрастные и гендерные группы (мальчики 7-х, 9-х, 11-х классов, девочки 7-х, 9-х, 11-х классов). Значение в соответствующей ячейке матрицы (пересечение столбца и строки) характеризует процент выбора соответствующего варианта ответа в конкретной гендерной и возрастной группе. Исходная матрица процентных распределений общей размерностью 72x6 была подвергнута процедуре факторного анализа методом главных компонент с последующим вращением Varimax Кайзера.
В результате факторного анализа были выделены три биполярных фактора, описывающих 86,8% общей суммарной дисперсии. Представим структуру выделенных факторов.
Первый фактор F1 (41,1%)
«интолерантность — толерантность»
Как Вы относитесь к существованию национальных школ в Москве? — Это совершенно необходимо, так как позволит представителям различных национальностей сохранить культуру и традиции своего народа
Как мы видим, положительный полюс фактора F1 характеризует явно позитивное эмоциональное переживание собственной национальной идентичности — «испытываю гордость». Однако подобное эмоциональное переживание коррелирует и с прямо противоположным чувством — «испытываю стыд из-за своей национальной принадлежности». Именно подобная амбивалентность переживания собственной национальной идентичности и определяет, на наш взгляд, смысл данного фактора — тех оценочных суждений и поведенческих реакций в отношении к представителям других национальностей, которые сгруппировались на его положительном полюсе.
Подобная эмоциональная амбивалентность оказывается явно связанной (высоко коррелирует) с различными формами проявлений неприятия других национальных групп. Во-первых, выделим явные установки на закрытость, стремление реализовать «охранительную» позицию: невозможность вступления в брак с представителем другой национальности в силу нарушения семейных традиций или в силу желания, чтобы дети были той же национальности; желание избежать общения с представителем другой национальности; чувство недоверия к представителю другой национальности. Во-вторых, следует обратить внимание непосредственно на эмоционально-негативные переживания, которые вызывают представители других национальностей: «мне неприятно (раздражает), что они отмечают свои национальные праздники»; «я испытываю раздражение при знакомстве с человеком другой национальности»; «я буду высмеивать человека, который говорит по-русски с акцентом». В-третьих, положительный полюс данного фактора явно характеризует стремление к доминированию и ограничению прав представителей других национальностей, проявлений их национальной культуры: «не должны отмечать свои национальные праздники»; «национальные меньшинства должны быть изолированы». В-четвертых, здесь обнаруживаются и явно выраженные агрессивные поведенческие реакции в отношении к представителям других национальностей: «лично я или группа, к которой я принадлежу, выступали инициатором национальных конфликтов»; «я буду издеваться и высмеивать человека, который говорит по-русски с акцентом» и др. Заметим, что перечисленные выше аспекты явно коррелируют с повышенной чувствительностью к значимости самой национальной проблематики. В этой связи следует обратить внимание на такие суждения, как «национальность собеседника я буду использовать как аргумент в споре»; «значение вклада представителей национальных меньшинств в российскую науку и культуру сильно преувеличены».
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что амбивалентное эмоциональное переживание собственной национальной принадлежности вызывает повышенную чувствительность к самой национальной проблематике, что, в свою очередь, ведет к актуализации охранительной позиции, агрессивным проявлениям в отношении к другим национальностям и стремлению к доминированию (ограничение прав и свобод других).
Принципиально иное содержание характеризует отрицательный полюс фактора F1. Во-первых, здесь фиксируется отсутствие какого-либо выраженного эмоционального отношения к собственной национальности: «для меня моя национальность не имеет особого значения». Во-вторых, проявляется явно выраженная установка на «открытость»: все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники; совместная служба в армии способствует взаимопониманию народов; ограничения по национальному признаку недопустимы. Более того, данный полюс характеризует явное принятие других национальных культур и традиций, требование к необходимости их сохранения. И, наконец, важно обратить внимание на отсутствие агрессивных поведенческих реакций к представителям других национальностей («не принимал(а) участие в конфликтах на национальной почве»).
В целом данный фактор по своему содержанию задает оппозицию «интолерантность — толерантность». Причем проявление интолерантных установок, как мы показали выше, имеет сложно организованную структуру: амбивалентность переживания собственной национальной идентичности, фиксированность на самой национальной проблематике, эмоционально-негативное отношение к представителям других национальностей, охранительные установки, стремление к доминированию.
Для уточнения смысла данного фактора следует также обратить внимание на размещение значений по его оси представителей выделенных нами возрастных и гендерных групп. Полученные материалы показывают, что на его положительном полюсе разместились мальчики 7-го (0,45), 9-го (1,23) и 11-го (0,94) классов. На отрицательном же девочки 7-го (-0,64), 9-го (-0,92) и 11-го ( -1,07) классов. Таким образом, данный фактор явно дифференцирует установки подростков относительно национальной проблематики в зависимости от их пола. Иными словами, выделенный нами положительный полюс интолерантного отношения характеризует мужской тип установок; а отрицательный полюс толерантного отношения — женский тип. В свою очередь, это позволяет сделать вывод о достаточно сложной дифференциации самой подростковой субкультуры: среди мальчиков-подростков выражены интолерантные установки, девочки же проявляют явную толерантность в сфере межнациональных отношений.
Фактор F2 (36,1%) «плавильный котел — мультикультурность»
Положительный полюс данного фактора объединяет широкий круг высказываний, касающихся национальной проблематики. При этом одним из центральных смысловых фокусов является установка на необходимость введения разнообразных ограничений по национальному признаку (на занятие политической деятельностью, на получение российского гражданства, на занятие руководящих должностей, на деятельность в сфере культуры). И в этом отношении, на первый взгляд, содержание данного полюса фактора F2 схоже с содержанием положительного полюса фактора F1, где мы фиксировали проявление установок, характеризующих «охранительную» позицию. Однако в отличие от положительного полюса фактора F1, здесь явно отсутствуют выраженные эмоциональные переживания относительно собственной национальной принадлежности, а также негативные реакции и оценки в отношении других национальностей («я не буду обращать внимание на то, что человек говорит по-русски с акцентом»; «я испытываю интерес к представителям другой национальности»; «национальность будущего супруга для меня не имеет значения» и др.). И в этом отношении его нельзя рассматривать как выраженное проявление интолерантной позиции, что характерно для положительного полюса фактора F1.
В этой связи стоит обратить внимание еще на один тип высказываний, которые проясняют, на наш взгляд, смысл данного фактора: «я буду отстаивать честь своего народа»; «создание национальных школ ведет к изоляции представителей разных национальностей»; «не только русские должны защищать народы, проживающие на территории России». С нашей точки зрения, подобное сочетание (корреляция) разнообразных суждений позволяет выделить характерную доминанту, определяющую содержание данного фактора. Смысл ее состоит в ориентации на стратегию «ассимиляции» национальных меньшинств. Причем это весьма своеобразная стратегия, фиксирующая, с одной стороны, необходимость ограничений, а с другой — предусматривающая равенство в выполнении различных обязанностей перед государством. При этом подчеркнем, что здесь выражено своеобразное представление о гражданском обществе, в целом близкое идеологии «плавильного котла», без выраженного аффективно-негативного отношения к представителям других национальностей.
Отрицательный же полюс фактора F2 фиксирует явно позитивное отношение к представителям другой национальности: уважение, стремление убедить других не унижать одноклассника другой национальности, выражение сочувствия и поддержки представителям другой национальности. Подобные позитивные установки коррелируют и с оценочными суждениями, касающимися необходимости сохранения культуры и традиций других национальностей, предоставления возможности для открытия национальных школ. В целом это явное проявление ориентации, связанной с идеологией мультикультурности общества. И в то же время данный фактор более сложен. В этой связи стоит обратить внимание на эмоциональные проявления, которые связаны с переживанием собственной национальной идентичности (внутренний дискомфорт; «Я бы предпочел родиться человеком другой национальности»; отказ от вступления в брак с представителем другой национальности из-за нежелания, чтобы дети столкнулись с проблемой выбора национальности). Отсюда можно сделать вывод о том, что сама ценностная ориентация на мультикультурность тесно связана с эмоциональным дискомфортом относительно собственной национальной идентичности. Можно полагать, что подобный тип ориентации более характерен для представителей национальных меньшинств или детей от смешанных браков. Подчеркнем, что подобный «эмоциональный дискомфорт» принципиально отличается от той эмоциональной амбивалентности («гордость — стыд»), которую мы фиксировали при обсуждении интолерантности (положительный полюс фактора F1).
Для прояснения смысла фактора F2 следует обратиться к особенностям размещения по его оси представителей выделенных нами возрастных и гендерных групп. Анализ размещений показывает, что отрицательные значения по оси данного фактора занимают девочки и мальчики 7-х классов, соответственно: -1,58 и -0,66. На положительном полюсе разместились мальчики 9-х классов (0,19), девочки 9-х классов (0,16), мальчики 11-х классов (0,61) и девочки 11-х классов (1,28). Подобное размещение позволяет иначе интерпретировать содержательный смысл данного фактора. Так, если выше мы охарактеризовали отрицательный полюс как проявление ориентации на идеологию мульти культурности, которая, как нам представлялось, характерна для представителей национальных меньшинств и детей от смешанных браков (дискомфорт от переживания собственной национальной принадлежности; желание родиться представителем другой национальности), то теперь, с учетом именно возрастных особенностей размещения по оси данного фактора, мы имеем возможность иным образом охарактеризовать его смысл. Можно полагать, что эмоциональный дискомфорт как содержательная компонента, определяющая отрицательный полюс фактора F2, связан с особенностями формирующейся национальной идентичности на ранних этапах подросткового возраста и характеризует своеобразие кризиса идентичности, детально описанного Э. Эриксоном. Заметим, что этот кризис переживается современным российским подростком на рубеже 7—9-го классов. В более же старшем возрасте подросток уже сориентирован на идеологию «плавильного котла» с явно выраженными ассимиляционными ориентациями и равенством гражданской ответственности перед государством представителей разных национальностей.
С целью уточнения особенностей отношения подростков к национальной проблематике рассмотрим размещение в пространстве выделенных факторов F1 и F2 мальчиков и девочек различных возрастных групп (рис. 2).
Рис. 2. Размещение мальчиков и девочек 7-х, 9-х, и 11-х классов в пространстве факторов F1 «интолерантность — толерантность» и F2 «плавильный котел — мультикультурность»
Как мы видим, общая возрастная тенденция изменений и у мальчиков, и у девочек идет по оси фактора F2 от его отрицательного полюса к положительному: от идеологии мультикультурности к идеологии «плавильного котла». Однако, сами смысловые ситуации переживания национальных проблем как у мальчиков, так и у девочек разных возрастных групп принципиально различны. Для их интерпретации необходимо учитывать координаты значений групп по осям обоих факторов F1 и F2. Так, если на этапе становления национальной идентичности в младшем подростковом возрасте мальчики-семиклассники, переживая дискомфорт собственной национальной принадлежности, ориентированы на интолерантные установки в отношении других национальных групп (квадрант IV), то для девочек-семиклассниц кризисный этап формирования национальной идентичности (дискомфорт), напротив, связан с их толерантным отношением к представителям других национальностей (квадрант III). Принципиальные различия между мальчиками и девочками сохраняются и в старшем школьном возрасте (9—11-й классы). Сам переход у мальчиков на этом возрастном этапе к принятию идеологии «плавильного котла» в то же время оказывается связанным и с сохранением интолерантных установок к другим национальностям (квадрант I). Иная смысловая ситуация относительно национальных проблем характеризует позицию девочек-старшеклассниц. Здесь принятие позиции, ориентированной на идеологию «плавильного котла» связано с проявлением толерантных установок к представителям других национальных групп (квадрант II). Таким образом, мы можем выделить четыре типа отношений, которые проявляются в подростковой субкультуре в контексте проблематики межнациональных отношений.
Фактор F3 (9,6%)
«прагматизм, безразличие к собственной национальности — безразличие к другим национальностям»
По сравнению с предыдущими двумя факторами, фактор F3 менее значим и описывает всего лишь 9,6% общей суммарной дисперсии. Здесь можно выделить явно выраженную оппозицию, задаваемую его положительным и отрицательным полюсами, которая характеризует «безразличие к собственной национальности» (положительный полюс фактора) и «безразличие к другим национальностям» (отрицательный полюс фактора).
Таким образом, факторный анализ позволил нам выделить варианты ответов на различные вопросы, которые и характеризуют собственно толерантную/ интолерантную позиции в межнациональных отношениях.
Опыт построения шкалы проявления
толерантных/интолерантных установок
в сфере межнациональных отношений
Приведенные выше материалы факторного анализа позволили выделить три фактора, фиксирующих разные модальности отношений к национальной проблематике: F1 «интолерантность —толерантность», F2 «плавильный котел — мультикультурность» и F3 «безразличие». Особый интерес для нашей работы представляет первый биполярный фактор, поскольку он фиксирует корреляции между вопросами, которые определяют, соответственно, различные аспекты интолерантных и толерантных проявлений к представителям других национальностей. В этой связи полученные материалы факторного анализа можно использовать для построения измерительной шкалы, определяющей степень выраженности инто- лерантного/толерантного отношения.
Используемая нами техника состоит в следующем. Весовые нагрузки вариантов ответов, вошедших в данный фактор, можно рассматривать как соответствующие коэффициенты, определяющие значимость выбора данного варианта ответа. Это позволяет не только учитывать соответствующие содержательные варианты ответов на различные вопросы, как варианты, выявляющие толерантные/ интолерантные установки, но и оценить вклад каждого вопроса в общую шкалу толерантность/интолерантность. Таким образом, структуру выделенного фактора F1 можно переписать в виде формулы, суммирующей разные варианты ответов.
Для иллюстрации предложенной процедуры вернемся к структуре фактора F1.
Приведенные выше утверждения записываются в виде следующей формулы, выявляющей суммарный индекс толерантности:
где:
n = 28 (общее число утверждений),
i — соответствующий номер утверждения, ki — весовая нагрузка для соответствующего утверждения, с учетом положительных и отрицательных значений
ki — согласие респондента с данным утверждением: t=1 в случае согласия (выбора данного утверждения); t=0 при отсутствии выбора данного утверждения.
На основе проведенного нами массового опроса можно установить общие средние значения по шкале толерантности для различных половозрастных групп, которые можно рассматривать как соответствующие стандарты. Так, например, среднее значение для мальчиков 7-го, 9-го и 11-го классов выглядит следующим образом: -0,63; -0,19; 0,17, а для девочек, соответственно, -1,56; -1,61; -0,07.
Помимо общих стандартных значений, особый интерес представляет проверка данной шкалы на содержательную валидность. В этой связи мы подсчитали групповые значения толерантности для представителей различных неформальных групп: скинхедов, футбольных фанатов, толкиенистов. Индексы интолерантности/толерантности приведены на рис. 3.
Таким образом, приведенные на рисунке данные наглядно показывают, что среди скинхедов индекс интолерантности/толерантности существенно выше, чем среди толкиенистов, что позволяет сделать вывод о содержательной валидности разработанной шкалы.
Разработанная шкала может быть использована как при проведении индивидуальных, так и групповых обследований.
Таким образом, в результате описанной выше процедуры нами был разработан довольно компактный тест для измерения межнациональной толерантности.
Инструкция
Вам предлагается пройти тест, касающийся межнациональной толерантности.
Убедительно просим Вас при ответе на вопросы теста ни с кем не обсуждать Ваше мнение. Это важно, потому что нас интересует именно Ваша личная точка зрения.
Ваше согласие с предложенными вариантами ответов обозначайте, обводя соответствующий номер варианта ответа кружочком.
При ответах Вы можете выбирать одно или несколько суждений, с которыми Вы согласны, в зависимости от содержания вопроса.
1. Каково Ваше отношение к собственной национальности?
1. я испытываю гордость от того, что принадлежу к этой национальности
2. для меня моя национальность не имеет особого значения
3. я испытываю внутренний дискомфорт от того, что принадлежу к данной национальности
4. довольно часто я испытываю стыд из-за своей национальной принадлежности
5. я предпочел(а) бы родиться человеком другой национальности
6. другое (напишите)___________________________
2. Считаете ли Вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?
1. нет, потому что это неизбежно вызовет конфликты в семье
2. нет, потому что я не могу нарушить семейные традиции
3. нет, так как я не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора национальности
4. нет, так как я хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я
5. да, потому что я не хочу, чтобы супруг/супруга был(а) моей национальности
6. для меня национальность супруга/супруги не будет иметь значения
7. другое (напишите)_________________________
3. Что Вы испытываете при знакомстве с человеком другой национальности?
1. раздражение
2. недоверие
3. интерес
4. уважение
5. ничего особенного
6. это зависит от национальности
4. Как Вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники? 1. все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники, проживая в России
2. мне все равно
3. мне неприятно (раздражает), что другие нацменьшинства отмечают свои национальные праздники в России
4. другие нацменьшинства не должны отмечать в России свои национальные праздники
5. Склонны ли Вы объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника?
1. нет, никогда
2. да, но не стану использовать это как аргумент в споре
3. да, и буду использовать это как аргумент в споре
6. Как Вы относитесь к существованию национальных школ в Москве?
1. это совершенно необходимо, так как позволит представителям различных национальностей сохранить культуру и традиции своего народа
2. это необходимо, так как позволит всем желающим, независимо от национальной принадлежности, узнать историю и культуру других народов
3. это не нужно, поскольку ведет к изоляции представителей разных национальностей и обострит межнациональные отношения
4. это не нужно, так как все должны учиться в общеобразовательных школах
5. это необходимо, так как национальные меньшинства должны быть изолированы
6. другое (напишите)__________________________
7. Как Вы считаете, в чем причины негативного отношения к людям, приезжающим жить в Москву?
1. они ухудшают криминогенную обстановку в городе
2. они не платят налоги и живут за наш счет
3. они занимают наши рабочие места
4. они решают свои проблемы за наш счет
5. они плохо относятся к русским
6. они имеют отталкивающую внешность
7. они имеют агрессивный характер
8. они принадлежат к другим национальностям
9. они имеют другое вероисповедание
10.они должны жить у себя на родине
11 . в существующих предрассудках
12 .другое (напишите)_________________________
13 . реальных причин нет
14 .я не замечал(а) негативного отношения к ним
8. Как Вы относитесь к тому, что в российской армии служат представители разных национальностей?
1. положительно, так как все граждане нашей страны вне зависимости от национальности по закону обязаны проходить службу в армии
2. положительно, так как совместная служба в армии с представителями других национальностей способствует межнациональному взаимопониманию и дружбе
3. положительно, поскольку не только русские должны защищать народы, проживающие на территории России
4. отрицательно, так как они снижают боеспособность российской армии
5. отрицательно, так как это создает конфликты на национальной почве среди военнослужащих
6. мне это безразлично
9. Считаете ли Вы, что в России необходимо ввести ограничения по национальному признаку? 1. да, на получение высшего образования
2. да, на определенную профессиональную деятельность
3. да, на занятие руководящих должностей
4. да, на занятие политической деятельностью
5. да, на деятельность в сфере СМИ
6. да, на деятельность в сфере культуры
7. да, на получение российского гражданства
8. да, другое (напишите)
9. нет, я считаю, что ограничения по национальному признаку недопустимы
10. мне это безразлично
10. Как Вы оцениваете вклад представителей национальных меньшинств в развитие российской науки и культуры?
1. значение этого вклада сильно преувеличено, и в первую очередь, самими представителями национальных меньшинств
2. я считаю, что представители национальных меньшинств внесли большой вклад в развитие русской науки и культуры
3. не имею определенного мнения
4. мне это безразлично
11. Участвовали ли Вы в конфликтах на национальной почве в этом учебном году?
1. да, инициатором выступал(а) лично я
2. да, инициатором выступала группа, к которой я принадлежу
3. да, инициатором выступала противоположная сторона
4. нет, не участвовал(а)
12. Представьте, что в Вашем классе учится человек другой национальности, который говорит по-русски с акцентом. Ваша реакция?
1. я буду сочувствовать ему, но ничего не сделаю, чтобы его поддержать
2. я постараюсь убедить одноклассников не унижать его
3. я не буду обращать на это внимание
4. я буду стараться избегать общения с ним
5. я буду высмеивать его
6. я буду издеваться над ним
7. другое (напишите)__________________________
Всероссийская научно-практическая конференция
«КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
26—27 октября 2006 г., г. Ростов-на-Дону
Организаторы: Федеральное агентство по образованию, Южное отделение РАО, Федерация психологов образования России, Секция «Когнитивная психология образования» ФПО России, ПИ РАО, ИП РАН, Факультет психологии Ростовского гос. университета, Ростовский гос. педагогический университет, Институт педагогики и психологии РГПУ.
Цель конференции: осмысление тенденций развития психологической науки в области когнитивного образования в условиях интенсивных социальных изменений. В рамках конференции предполагается анализ действующих и вновь разработанных психологических технологий когнитивного образования, оценка их адекватности актуальным запросам и задачам конструктивного развития личности; определение путей когнитивного развития человека в условиях меняющегося мира, способствующих развитию суверенной личности, способной к свободному самоопределению, самореализации и саморазвитию в современной социокультурной ситуации.
Направления конференции: 1) Диагностика индивидуального и личностного развития в процессе обучения; 2) Методологические основы реформирования и модернизации Российского образования; 3) Основы инновационных когнитивных образовательных технологий; 4) Совместная деятельность как фактор когнитивного и личностного развития; 5) Социально-психологические феномены обучения в развитии когнитивной сферы; 6) Межличностный диалог в практике обучения; 7) Проблемы развития детской одарённости в образовании; 8) Проблемы психологии творчества в образовании; 9) Ранняя профессионализация школьников как фактор формирования когнитивных структур; 10) Когнитивное развитие и проблемы девиантного поведения; 11) Гендерный подход в исследовании когнитивных процессов; 12) Особенности социального познания в образовании; 13) Нарративно-когнитивный подход в образовании.
Заявки на участие в конференции и материалы для публикации в сборнике принимаются до 15 сентября 2006 г. Подробная информация об условиях участия в конференции и публикации представлены на CD в разделе «Мероприятия» и на сайте www.ros
Ключ
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1103
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1122
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1