Типология ошибок в деятельности педагога-психолога (окончание)

1455

Аннотация

Окончание. Начало статьи в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2006 год.

Общая информация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Сизанов А.Н., Савич Т.А. Типология ошибок в деятельности педагога-психолога (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 72–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29108 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Надпись: Александр Николаевич Сизанов — кандидат психологических наук, до¬цент. С1970г. преподает психологию в вузах. С 1993 по 2005 гг. — главный инспектор Министерства образова¬ния Республики Беларусь. В настоя¬щее время зав. кафедрой психологии и педагогического мастерства Респуб¬ликанского института высшей шко¬лы. Награжден знаком «Отличник образования». В течение ряда лет ра¬ботал психологом-консультантом Минской городской консультации по проблемам семьи и брака.
Автор книг по вопросам формирова¬ния психологической культуры лич¬ности («Психологические игры: какие мы на работе и дома», «Познай себя», «Ваш психологический портрет»), подготовки молодежи к семейной жизни («Подготовка подростков к семейной жизни», «Проблемы семьи и брака: школьный практикум»), пси¬хологии здоровья («Безопасное и от¬ветственное поведение», «Жизнь без табака»).
Татьяна Александровна Савич — в 2005 г. закончила отделение психо¬логии Белорусского государственного университета по специализации «Ме-дицинская психология». Аспиран т ка-федры психологии и педагогического мастерства Республиканского инсти-тута высшей школы по специальнос¬ти «Педагогическая психология».
Область научных интересов — пси-хология здоровья, мотивация здоро¬вого образа жизни, мультимедийное обеспечение преподавания психологии. Имеет опыт практической работы на телефоне доверия для пострадав¬ших от семейного насилия.

Профессия — психолог

А.Н. Сизанов, Т.А. Савич

Типология ошибок
в деятельности
педагога-психолога

Ок<ычаше. ^ачаёо статьи в «Весттике практической психоёогии образовали» №2 за 2006 год.

Типичные ошибки при проведении
коррекционной работы

НВ. Самоук^а отмечает ^екоторые ^аиболее часто встречающиеся О0ибки в проведещи коррекциощ щй работы ^а примере трещщовых за^ятий.

1.   Пере^асыще^^ость психокоррекциошого тренинга yпраж^е^иями

Педагог-психоёог плащрует сёи0ком громоздкое за- ^ятие с множеством! упраж^е^ий, которые оди^ за другим будут вводиться в группу. Участщки тренинга быстро устают и теряют представлеще об осшной цеёи за^ятия.

В другом сёучае ^едостаток упраж^е^ий приводит к дли^ щ|м паузам, в резуёьтате чего психоёог может потерять ди^а- мику игры.

2.          Машпуёятивм/й стиёь педагога-психоёога

Часто при возщкщвещи содержательщ|х пауз у психоёога появёяется страх и ^еувере^^ость перед группой, поэтому о^ ^ачи^ает предёагать участщкам одщ упраж^е^ие за другим. Вместо глубокого обсуждещя создав0ихся проблемных ситуаций участаики тренинга все время играют. В резуёьтате у группы складывается представлеще о практической психоёогии как о развлечещи, щ ^е как об области практического з^а^ия, помогающего в проблемной ситуации.

3.          ИзёU0^яя авторитармсть психоёога в группе

Педагог-психолог имеет полный ко^роль ^ад содержащем, целями и процессом за^ятия. Как отмечает Р. Смид, это похоже ^а ситуацию в аудитории, где преподаватель читает сту- де^ам лекцию или ведет семи^ар, а студе^ы ли0ь пассивщ слу0ают его. Общеще сводится к вопросам и ответам: взаимодействие между чле^ами группы ^е предусмотрев, а лектор оцещвает степещ усвоещя материала студе^ами.

4.          ИзёU0^яя театраёизовашость за^ятия

В такой ситуации, отмечает ^.В. Самоуки^а, акце^ делается ^а в^е0^е-поведе^ческую ма^еру работы группы в тренинге. Пластиче^ и артистиче^ ведущий, актив^а группа, царит общая атмосфера веселья и удовольствия. Но по око^ча^ии за^ятия участщки ^е могут воспроизвести его основные содержатель-

 

 

 

 

ные моменты: главную тему, анализируемые проблемы, полученные новые знания и технологии общения и поведения.

Можно выделить ошибки, возникающие из-за несоответствия личностных качеств педагога-психолога требованиям профессии:

  привязанность к одному подходу, оценочное отношение к любым возможным точкам зрения;

  отсутствие понимания межличностного влияния, склонность видеть во всем лишь отражение своих прямых действий;

  неумение практически включаться и влиять на окружающих средствами психологического воздействия;

   частые конфликты в отношении с окружающими;

  слабое владение и пренебрежение методом наблюдения.

Ошибки, которые мешают продуктивной работе педагога-психолога, могут возникнуть из-за неправильно сложившихся отношений с педагогическим коллективом. Согласно Р.В. Овчаровой, для начинающего психолога наиболее типичны следующие неконструктивные позиции: либо специалист навязывает педагогическому коллективу свою программу, свои знания без учета востребованности (это никому не нужно), либо начинает работать по заявкам (всех, кому что-то нужно). И в том и в другом случае задерживается профессиональное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы.

Предупреждение ошибок в работе
начинающих педагогов-психологов

Фигура педагога-психолога является значимой для жизнедеятельности всей школы и каждого отдельного члена педагогического коллектива. Этим обстоятельством объясняются высокие требования к его личностным качествам, профессиональной компетентности и позиции в коллективе. Сохранить объективную принципиальную позицию, не допускающую манипулирования людьми, можно только при строгом соблюдении научного подхода.

Существуют определенные требования к личностным и профессиональным качествам психолога. В различных литературных источниках авторами отмечаются необходимые индивидуальные качества педагога-психолога. Это: целеустремленность, ответственность, компетентность, коммуникабельность, способность к рефлексии, внимательность, забота, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, гибкость и нестандартность мышления, вера в успех, мотивация профессионального самосовершенствования и продуктивного задействования творческого потенциала, критичность мышления и оценки труда, устойчивая направленность на самореализацию в профессиональной деятельности. Необходимыми в работе являются психологическая устойчивость, решительность, воля в исполнении профессиональных обязанностей, способность аналитически мыслить, проницательность, объективность, высокая эрудиция, требовательность к себе, работоспособность, эмпатия, любовь к людям.

Педагог-психолог должен также обладать определенным набором профессиональных качеств, среди которых можно отметить компетентность, заинтересованность профессией, способность моделировать, координировать и мотивировать усилия субъектов труда и жизни, наличие четкой позиции при формировании решения, постоянная включен­ность в принятие решений, мобильная и профессиональная творческая активность. Психолог в учреждениях образования должен одновременно быть заботливым руководителем, авторитетом, а также доверительным товарищем. Успешность труда педагога-психолога зависит от сформированно- сти у него психологической позиции, важнейшей особенностью которой выступает рефлексивность, направленность сознания на свое собственное содержание.

Педагог-психолог должен знать и законодательные акты в области образования, нормативно­правовые документы по вопросам образования и правам ребенка. Необходимо иметь знания по естественнонаучным основам психологии; общей, возрастной, педагогической, социальной, сравнительной, дифференциальной, клинической психологии, психофизиологии и психологии труда; методологии и методам психологии, математической обработке данных, экспериментальной психологии; общей психодиагностике, диагностике и коррекции личности, индивидуальной и групповой психотерапии; правилам и нормам труда. Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога — основа успешности его труда.

Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те специалисты, которые ревностно относятся не только к совершенствованию своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Важно выработать общую позицию по принципиальным вопросам с администрацией с момента устройства на работу.

Педагог-психолог выступает носителем психологических знаний, при этом очень важно не преступить черту чисто профессиональных полномочий и не превратиться в поучающего всезнайку, что, естественно, может вызвать раздражение педагогического коллектива.

Если взять такой вид деятельности педагога-психолога, как психологическое просвещение, то здесь профессионализм заключается в том, что он дол-

 

Профессия — психолог

 

 

 

жен уметь пересказать психологические идеи простым, доступным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста. Стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления необходимо помнить, что современная аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, а конкретных, технологичных программ психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий.

От диагностики к прогнозу

Переоценка роли психодиагностических процедур, стремление спрятать свою неуверенность за ними могут нанести непоправимый вред клиенту. Методики являются лишь инструментом, вспомогательным средством, их объективность весьма условна и связана с интерпретацией исследователя. Именно поэтому начинающему психологу не следует умалять роль доверительного общения, интуиции. При проведении психологического консультирования психолог опирается на свои личностные ресурсы и личностные ресурсы своего клиента. Поэтому, подводя итоги работы с клиентом, особенно ребенком, лучше переоценить возможности и способности человека, чем недооценить их. Особо это касается тех случаев, когда информация предназначается для учителей и родителей.

Психологический диагноз ставится педагогом-психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция. Формулировка диагноза обязательно должна содержать прогноз, то есть на основе всех пройденных этапов исследования нужно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет, отмечает А.А. Деркач (1996).

Работа с подростком вне и независимо от его собственного запроса может проводиться лишь в исключительных случаях. Часто администрация школы, учителя и родители обращаются к психологу с просьбой срочно заняться подростком, у которого трудные отношения с взрослыми и который, что естественно в этой ситуации, не имеет ни малейшего желания общаться с еще одним представителем взрослых — психологом. Формирование событий в таком случае не приводит ни к чему хорошему. Психолог должен сначала подготовить почву для общения с подростком, что бывает часто очень сложно.

Педагогу-психологу не следует проявлять излишнюю подозрительность, видя за каждым нарушением поведения, странностью эмоциональной реакции, неуспеваемостью повод для обращения к медикам. Серьезным основанием для такого обращения могут служить случаи, когда расстройства носят множественный характер, касаются разных сторон психической жизни ребенка и наблюдаются на протяжении достаточно длительного периода, или когда единичное расстройство носит ярко выраженный патологический характер.

В работе с трудными детьми психолог должен знать пределы своей профессиональной компетентности, так как проблема перевоспитания таких школьников может быть решена только в широком социальном аспекте. Профессиональная работа психолога с трудно воспитуемыми детьми не должна подменять собой педагогическую работу с ними.

О системности в работе психолога

При работе педагога-психолога с семьей при недостаточном знакомстве с семейной психологией и психотерапией, лучше всего ограничиться консультацией и не стремиться к психокоррекционной работе. Психокоррекция не является основным методом работы педагога-психолога. Однако А.А. Аладьин (1996) отмечает, что интенсивное использование консультационного времени позволяет проводить «микро­коррекцию» — некоторые психотерапевтические мероприятия, повышающие эффективность консультирования.

Работу с родителями следует начинать с изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям — функцию главных воспитателей.

Необходимо шире использовать педагогические возможности самих родителей. Современные родители в состоянии понять задачи школы, поэтому должны знать ее планы в работе с детьми, конечные и близкие цели. Также они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.

Для того, чтобы деятельность психологической службы школы соответствовала потребностям практики, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы школы как педагогической системы, необходимо строить ее на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований педагогического процесса.

Минимум четыре принципа должны учитываться при системной организации психологической службы (Л.Д. Ермакова, 1996):

1.  Принцип целостности

Психологическая служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на систему. Работой должно быть охвачено не менее 70% учащихся. Только при такой установке результаты деятельности психологической службы заметны и влияют на функционирование школы как целостного организма.

 

Профессия — психолог

 

 

 

2.  Принцип профессиональной педагогической активности

Педагог должен вести активную работу по осуществлению всех рекомендаций психолога. Таким образом, необходимо тесное психолого-педагогическое сотрудничество, так как педагог ежедневно контактирует с учащимися и в ходе общения влияет на личностные особенности учеников.

3.   Принцип взаимодействия

Деятельность психолога, учителей, администрации построена не просто на взаимодействии, а на взаимодействии их всех в качестве элементов подсистемы «психологическая служба». Оно должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, фокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.

4.   Принцип достаточной ограниченности

Этот принцип касается выбора психодиагностических методик и создания целостной инвариантной системы методов изучения личности учащегося.

Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс-диагностику, то есть такими, чтобы психологическая служба школы могла действительно быть полезной большинству педагогов и заметной во всех классах и во всех параллелях. Вместе с тем, созданная система методик должна быть и достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащегося: 1) психических процессов; 2) эмоциональной сферы; 3) личностных свойств; 4) мотивации.

«Не навреди!»

А.А. Деркач подчеркивает важность в работе педагога-психолога принципа «не навреди» и отмечает необходимость целевой ориентации работы, исключение поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формировании выводов и рекомендаций. Тот же автор отмечает, что вся деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности клиента. Необходим максимум корректности, недопустима грубость, неуважительное отношение к человеку. Психолог должен добиваться доверительных и доброжелательных отношений с любым учащимся или педагогом. Корректность нужна и при задействовании психологического инструментария.

Полученная информация не должна быть использована в корыстных или иных целях в ущерб человеку, коллективу, интересам дела. Следует помнить, что информация, которой владеет психолог, — это «оружие особого характера».

Педагогу-психологу необходимо тесно взаимодействовать с администрацией школы, оперативно доводить полученную информацию до сведения тех, кто способен сыграть позитивную роль в решении проблемы. Важно предлагать конкретные меры, которые необходимо предпринять в сложившейся ситуации. Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности.

Педагогический коллектив всегда с удовлетворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она отвечает на его запросы, излагается в системе, методически грамотно и основательно. Желательно, чтобы диагностировал педколлектив один и тот же человек, строго соблюдая корректность в проведении исследования и трактовке экспериментальных данных. Никто не должен иметь доступа к материалам исследования, а их представление возможно лишь самим психологом.

Исследование должно проводиться на добровольной основе. Данные по коллективу представляются в общей анонимной форме, для педагогов проводятся индивидуальные консультации.

Не следует затягивать эксперимент, поскольку коллектив в этот период находится в большом эмоциональном напряжении. Не следует без глубокого предварительного анализа данных и соответствующей подготовки фрагментарно сообщать о каких-либо полученных результатах. Нужно довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, проводится в интересах людей, с целью гармонизации педколлектива и оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи его членам.

Работа психолога имеет смысл, если она основана на доверии. Учитель может обратиться за помощью и принять ее только от человека, которого уважает и которому верит. Не обмануть доверия учителя может только тот психолог, который постоянно помнит о профессиональной этике и ответственности: хранит как профессиональную тайну все сведения о клиенте, никогда не употребляет их во вред человеку, нанося ущерб личности (это касается в равной мере всех, кто обращается за помощью к педагогу-психологу). Разрешение возникающих между психологом и педагогами противоречий и вытекающих из этого трудностей и ошибок возможно лишь в результате совместной рефлексивной работы.

М.Р. Битянова (1998) отмечает особенности позиции педагога-психолога в отношении со школьниками. Позиция психолога должна обеспечивать ему авторитет взрослого специалиста, но он не должен восприниматься детьми как еще один учитель. Поэтому недопустимо ведение психологом каких-либо предметов.

Позиция психолога должна обеспечивать его доступность для общения со школьником, формировать у школьника уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в стенах психологического кабинета.

Важно, чтобы школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы педагога-психолога. Не всегда то, что приходится деёать с психологом — смешно и интересно, но это еще важно и полезно.
Педагогическая работа должна стать не только частью учебно-воспитательной системы для педагогов и администрации, она также должна стать необходимой для самих детей, не теряя по возможности своей эмоциональной привлекательности.

В межличностных отношениях с педагогическим коллективом психологу необходимо сохранить некоторую личную дистанцию, существовать как бы отдельно от повседневных межличностных связей. Пед-коллектив — это своеобразная система по своему составу (преобладание женщин) и по содержанию отнолшений (в основном эмоциональные контакты). Находясь внутри сложной паутины межличностных симпатий и антипатий, тонких эмоциональных игр и манипуляций, педагогу-психологу необходимо остаться на профессиональной позиции, сохранить свой авторитет, право на независимую экспертную оценку. Не просто поддерживать дружеские и деловые отношения и не переходить некоторые эмоциональные границы.  

Хорошее взаимоотношение и сотрудничество психолога с учителями и администрацией всегда способствует оптимизации контактов с учащимися, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказали в кредите доверия педагогами либо какой-то другой категорией, будет нормально работать с остальными. Ведь школа  — сложим социальный организм.

Поэтому анализ ошибок в деятельности педагога-психолога позволяет предвидеть различные трудности в его профессиональной деятельности. Многие из этих трудностей имеют психологический характер , и они могут стать предметом специального изучения. 

Информация об авторах

Сизанов Александр Николаевич, кандидат психологических наук, главный инспектор Министерства образования Республики Беларусь

Савич Татьяна Александрова, аспирант кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института, Болгария

Метрики

Просмотров

Всего: 1017
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1455
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2