Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 4. С. 27–33
ISSN: 2658-3100 (online)
Подростки и телевидение: установки, ожидания, предпочтения
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: доклад
Для цитаты: Матвеева Л.В. Подростки и телевидение: установки, ожидания, предпочтения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 27–33. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29040 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
В исследовании, проведенном совместно с факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках междисциплинарного гранта под руководством А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой и А.И. Подольского, изучались коммуникативные установки, предпочтения и отношения к телеведущему как партнеру по общению у подростковой аудитории и у представителей журналистского корпуса, работающих в системе СМИ.
Со стороны факультета психологии участвовали: О.А. Карабанова, Ю.В. Мочалова, Т.Я. Аникеева, Е.Е. Петракова. Со стороны факультета журналистики: Л.Г Свитич, Е.Л. Вартанова, Н.В. Трофимова, Г.В. Перипечина.
Всего опрошено 100 сотрудников разных каналов телевидения, в том числе 53 рядовых журналиста (главным образом студенты старших курсов факультета журналистики МГУ, работающие на ТВ), 25 руководителей среднего звена и 22 руководителя высшего звена. Также было опрошено 147 подростков, учащихся московских школ (возраст 13—18 лет). Специально для данного исследования были разработаны анкеты.
В задачи исследования входило следующее.
1. Выяснить ориентации тележурналистов по поводу основных функций, ролей, тематических направлений и форм деятельности ТВ.
2. Зафиксировать представление тележурналистов о самохарактеристиках, то есть об образе работника телевидения.
3. Зафиксировать представление тележурналистов об интересах и предпочтениях подростковой аудитории, особенностях ее коммуникативного поведения.
4. Оценить влияние ТВ на формирование ценностей, сформулированных в концепции информационной безопасности, и воздействие ТВ на личность подростка.
5. Выяснить представление журналистов об образе своей аудитории в целом и подростковой в частности.
6. Исследовать восприятие телепередач у зрителей.
7. Изучить коммуникативные установки зрителей.
Самым важным тележурналисты считают содержание телепередач, их смысл (77%), довольно большое значение придают ведущим и героям, а также форме, стилю передач (около 40%). Технические спецэффекты, дизайн и музыкальное сопровождение считаются гораздо менее значимыми.
Выяснению представления о профессиональных ролях тележурналиста был посвящен специальный вопрос, ответы на который представлены в табл. 1.
Табл. 1. Представления о профессиональных ролях тележурналистов (в % к числу опрошенных)
Профессионал, оперативно представляющий аудитории актуальную информацию |
76 |
Осведомленный, знающий человек, помогающий аудитории разбираться в происходящих событиях |
67 |
Человек, привлекающий внимание к важным общественным проблемам |
41 |
Человек «развлекающий», помогающий провести досуг, снять напряжение |
38 |
Аналитик социальных проблем |
28 |
Собеседник, с которым хочется посоветоваться |
26 |
Представитель «четвертой власти», общественного мнения |
26 |
Посредник между властью и народом |
20 |
Человек, помогающий людям решать сложные жизненные проблемы, добиваться справедливости |
19 |
Представитель интересов аудитории, ее доверенное лицо |
16 |
Человек, помогающий осуществлять функции социальной связи между людьми |
13 |
Воспитатель, пропагандист определенных ценностей |
11 |
Выразитель официальной точки зрения |
6 |
В полном соответствии с представлениями о задачах телевидения выстроились и суждения о приоритетных ролях тележурналистов. На первых местах роли осведомленного информатора и человека развлекающего, на последних — роли представителя интересов аудитории, несущего ей определенные ценности, и роли социального посредника, осуществляющего интегративную функцию. При этом руководители телеканалов и программ все-таки более отчетливо осознают необходимость консолидирующей роли, чем рядовые сотрудники ТВ.
Мотивация телевизионных журналистов в профессиональной сфере связана, прежде всего, со стремлением понравиться зрителям (этот фактор считают очень важным 58% опрошенных). Примерно такое же количество считают для себя важным объективно оценить действительность. 47% убеждены в важности профессиональной этики. Но при этом 44% считают крайне важным повысить рейтинг своей передачи. Примерно пятая часть опрошенных хотела бы получить одобрение начальства и коллег.
Профессионально-психологические самохарактеристики (ответы на вопрос «Кто я, работник телевидения»), весьма положительные: профессионал, компетентный, образованный, умный, объективный, активный, энергичный, коммуникабельный, трудолюбивый, принципиальный, ответственный, творческий, мобильный, уверенный в себе, оптимист, добрый.
Ответы на несколько сопоставимых вопросов, касающихся мнений журналистов о том, чего ждут подростки от телевидения, и суждений самих старшеклассников о том же, заставили удивиться даже бывалых социологов и психологов.
Отвечавшие на наши вопросы журналисты считают, что самая важная задача ТВ — информационная (66% ответов). На втором месте — развлечения, проведения досуга (40%). К сожалению, важность ТВ как средства просвещения, получения новых знаний отметили только 14%. Невысокие баллы получили и интегративные функции телевидения — объединение людей, социализация личности, возможность соотнести себя с другими людьми и группами (по 16%).
Журналисты (81%) убеждены, что для подростков ТВ — прежде всего средство развлечения и проведения досуга. Действительно, этот вариант ответа оказался на первом месте и у старшеклассников, хотя его отметило гораздо меньше опрошенных (52%). Почти половина подростковой аудитории считает ТВ основным источником информации о том, что происходит в стране и мире, в то время как только пятая часть журналистов полагает, что это интересует подростков. 23% опрошенных подростков ждут от телевидения просветительских передач, хотят получить новые знания. Журналисты и тут недооценивают интересы своей аудитории, отмечая эту позицию в полтора раза реже, чем подростки.
Различия позиций журналистов и подростков еще отчетливей проявились в их суждениях о типах телепередач. Совпадение касалось только музыкальных передач. Подростки действительно с удовольствием их смотрят, хотя не с такой интенсивностью, как полагают тележурналисты (61% и 98%, соответственно; табл. 2).
Табл. 2. Предпочитаемые типы телепередач (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов |
Журналисты об аудитории |
Аудитория о себе |
Музыкально-развлекательные |
98 |
61 |
Художественные фильмы |
58 |
56 |
Юмористические |
42 |
55 |
Новости |
15 |
50 |
Развлекательные ток-шоу (типа «Большая стирка», «Окна») |
84 |
50 |
Спортивные |
60 |
44 |
Игры |
68 |
40 |
Сериалы |
40 |
35 |
Мультфильмы |
32 |
35 |
Познавательные, культурные, научно-популярные |
18 |
29 |
Криминальные |
36 |
27 |
Специальные передачи для подростков |
56 |
20 |
Аналитические передачи (типа «Итоги» Е. Киселева, «Зеркало» Н. Сванидзе) |
0 |
11 |
Серьезные ток-шоу (типа «Свобода слова», «Времена») |
4 |
10 |
Актуальные репортажи |
10 |
8 |
84% журналистов убеждены, что молодежь не отходит от экрана, когда идут развлекательные шоу типа «Большой стирки» и «Окон». Эти шоу и в самом деле популярны у 50% московских старшеклассников, но все-таки чаще они смотрят художественные фильмы, юмористические передачи.
Особенно недооценивают журналисты интерес старшеклассников к новостям (15% и 50%), познавательным, культурным, научно-популярным передачам (18% и 29%, соответственно), к аналитическим передачам и серьезным ток-шоу (4% и 21%). В то же время явно преувеличивают роль для подростков развлекательных и криминальных передач.
На открытый вопрос о том, что нравится в информационных выпусках, старшеклассники назвали политические, экономические, спортивные, культурные и образовательные новости, российские и международные события. Гораздо реже их внимание привлекают катастрофы, криминал, сенсации и новости шоу-бизнеса, а по мнению журналистов, именно из-за этого они и смотрят чаще всего информационные программы.
Как видим, тележурналисты явно занижают уровень познавательно-информационных потребностей своей аудитории, считая ее куда как примитивней, чем на самом деле. И хотя изучались мнения только московских школьников, очевидные тенденции просматриваются и на примере этой локальной аудитории. Характеризуя свою аудиторию, тележурналисты иногда употребляли такие определения, как «быдло», «примитив», «жующее существо». (При этом само телевидение они рассматривают в качестве средства самовыражения журналистов, реализации их творческих способностей — пятая часть!)
В ожидании реального доброго героя
Журналисты считают, что подростки в основном предпочитают эротические образы (64% ответов), мозаичные и клиповые (59%), виртуальные и в стиле «фэнтези», героические, авантюрные и романтические (от 42 до 32% ответов; табл. 3).
Табл. 3. Вопрос тележурналистам: «Какие типы зрительных образов на ТВ, по Вашему мнению, предпочитают подростки?». Вопрос подросткам: «Какие образы на ТВ вы предпочитаете?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов (в % к числу опрошенных) |
Журналисты об аудитории |
Аудитория о себе |
Образы, максимально приближенные к реальности |
28 |
56 |
Образы в стиле «фэнтези» |
42 |
31 |
Героические, мужественные образы |
42 |
30 |
Добрые, справедливые герои |
11 |
28 |
Эротические образы |
64 |
25 |
Виртуальные образы (изменение физических параметров реальных образов) |
42 |
22 |
Романтические образы |
32 |
21 |
Авантюрные образы |
37 |
20 |
Образы в стиле триллеров |
23 |
15 |
Сказочные, мифологические образы |
9 |
14 |
Мозаичные, клиповые образы |
59 |
12 |
А в ответах аудитории на первом месте оказались реальные образы, максимально приближенные к действительности (56%, что в два раза больше, чем в ответах журналистов). И наоборот, виртуальные образы подростки отмечали в два раза реже, чем журналисты. На вопрос «Чего вы ждете от телевидения прежде всего?» подростки отвечали: «правды, честности, объективности, показа реальных событий и молодежных проблем».
Представление создателей передач о том, что подростки ждут от ТВ прежде всего эротических образов, тоже сильно преувеличено: 64% журналистов поставили это предпочтение на первое место, в то время как сама аудитория — лишь на пятое (25%). То же можно сказать относительно мозаичных клиповых образов (разница в 5 раз: 59% и 12%), образов в стиле триллеров, авантюрных.
Молодежь хотела бы видеть добрых, справедливых героев на ТВ в два раза чаще, чем полагают журналисты. Подростки хотят обсуждения своих реальных проблем, которые помогут им социализироваться. Они ищут героя, на которого могли бы походить, причем этот герой обычно ассоциируется у них со справедливостью и гуманизмом.
И все-таки самым значимым для московских старшеклассников (это отметили 76%) является не форма телепередач, не герои, не ведущие и тем более не технические спецэффекты, а содержание.
Сами журналисты тоже на первое место ставят содержание передач, их смысл (77%), но только 25% сотрудников телевидения считают, что это является важным для тинейджеров. И опять явная недооценка молодежной аудитории, которая, несмотря на влияние множества оглупляющих передач, сохраняет позитивные ориентации и ждет от телевидения, серьезного разговора о своих проблемах, познавательных, просветительских программ, хотя, естественно, с удовольствием смотрит и музыкальноразвлекательные, и юмористические, и игровые.
К сожалению, на экране много передач низкого нравственного уровня. Выходящие за рамки приличия «Окна», «страшилки», клипы с изматывающим эротизмом на каналах типа «МузТВ». Криминальные фильмы и сериалы, поэтизирующие преступников... Это тем более страшно, что подростки действительно охотно смотрят такого рода передачи, заполнившие молодежные каналы.
Кстати, в предположении, какие каналы чаще смотрят старшеклассники, тележурналисты тоже нередко оказывались не правы.
Скажем, они абсолютно убеждены, что это MTV (97% ответов) и МузТВ (90%). Между тем, у московских старшеклассников наряду с СТС первые места занимают ОРТ и НТВ. MTV на четвертом месте. МузТВ тоже оказалось в предпочтениях аудитории ниже по рейтингу, чем РТР, хотя журналисты не прогнозировали успеха этого канала (40% ответов аудитории и 15% журналистов). Также недооценивают сотрудники ТВ и интереса молодежи к каналам REN- ТВ, «Культура», «Евроньюс» (однако здесь еще раз нужно подчеркнуть, что речь идет только о московских старшеклассниках и, возможно, в других городах и весях молодежь относится к этим каналам несколько иначе).
В полном соответствии с представлениями о задачах телевидения находятся и суждения сотрудников ТВ о приоритетных ролях тележурналистов. На первых местах роли осведомленного информатора и человека развлекающего, на последних — представителя интересов аудитории, несущего ей определенные ценности, и социального посредника, осуществляющего интегративную функцию.
В принципе, к этим представлениям близки и суждения аудитории о журналистах. Правда, роль «выразитель официальной точки зрения» подростки отмечают в три раза чаще, чем сами журналисты, которым, конечно, не хочется признаваться, что они нередко являются выразителем позиции властей.
Мотивация тележурналистов в профессиональной сфере, связана, прежде всего, со стремлением понравиться зрителям (58% опрошенных). Примерно такое же количество считает для себя важным объективно оценивать действительность. 47% убеждены в необходимости соблюдать нормы профессиональной этики. При этом 44% считают крайне важным повысить рейтинг своей передачи. Примерно пятая часть опрошенных хотела бы получить одобрение начальства и коллег.
Практически такой же порядок представлений о мотивах профессиональной деятельности журналистов выстроился и в ответах аудитории. Резко бросается в глаза, что подростки в два раза реже, чем журналисты, отмечали их желание следовать законам профессиональной этики при выборе средств подачи информации (25% и 47%, соответственно). Снова тележурналисты выдают желаемое за действительное, потому что даже не умудренные жизнью школьники замечают существенные изъяны в этической системе журналистского сообщества.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что оценивая степень соответствия образа экранного и реального, аудитория отчетливее, чем сами журналисты, обозначила несовпадение этих образов, считая, что часто телевизионный образ — только маска.
В профессионально-психологических характеристиках современного журналиста, по мнению самих представителей профессии, преобладают негативные (58%): непрофессиональный, ангажированный, продажный, наглый, беспринципный, конъюнктурный, безграмотный, высокомерный, самовлюбленный, агрессивный, злой, грубый, циничный, необъективный, корыстный, аморальный, неэтичный.
Среди положительных характеристик, которые назвали тележурналисты (42%), чаще всего встречаются: профессиональный, оперативный, мобильный, компетентный, образованный, умный, объективный, активный, энергичный, коммуникабельный, трудолюбивый, принципиальный, ответственный, творческий, мобильный, уверенный в себе, оптимист, добрый.
Молодежная аудитория более позитивно оценила журналистов: 67% положительных характеристик и 33% — негативных. В порядке убывания они расположились так: наглый (27%), оперативный (20%), объективный (17%), профессиональный (17%), целеустремленный, настойчивый (16%), стильный, приятный (14%), продажный, ангажированный (13%), храбрый, решительный (12%), необразованный (11%), необъективный (10%), любознательный (10%). Другие характеристики, набравшие меньше 10% голосов: мобильный, осведомленный, интеллектуальный, общительный, образованный, с юмором, высокомерный, находчивый, хитрый, карьерист, агрессивный, безграмотный, зависимый от власти, аморальный. Как видим, характеристики весьма противоречивы, как противоречиво наше телевидение, где компетентные и нравственные, профессиональные журналисты соседствуют с непрофессионалами, ориентированными только на коммерческий успех
Наиболее популярны в молодежной аудитории, по мнению тележурналистов, ведущие Малахов, Нагиев, Комолов, Кушанашвили, Стрельников, Тутта Ларсен, Оскар Кучера, Шелест, вообще ведущие каналов МузТВ и МТѴ Здесь журналисты не сильно ошибаются. Нагиев действительно набрал самое большое число голосов подростков. Однако, второе место занял Парфенов. После него в списке популярности идут Малахов, Комолов, Галкин, Дибров, Стрельников, Шелест, Масляков, Широков, Тутта Ларсен, Чурикова. Одиозный Кушанашвили совершенно не популярен у московских старшеклассников. Зато в их списке немало интересных и серьезных телеведущих, которые не были названы тележурналистами: Познер, Киселев, Берман, Жиндарев, Гордон, Капица, Дроздов, Лысенков, Андреева, Максимовская и другие.
«Задумываются ли журналисты о последствиях своих передач на подростковую аудиторию?» Только 13% опрошенных работников ТВ ответили на этот вопрос «да», 51% — «иногда» , 31% — «вряд ли» и 5% затруднились с ответом.
Прямые оценки влияния ТВ на личность подростков довольно негативные. Лишь 4% журналистов оценили это влияние как весьма позитивное, еще 17% — как скорее позитивное, чем негативное. Половина поставила «тройку», а четвертая часть опрошенных телевизионщиков убеждена в негативном влиянии.
Подростки в целом оценили это влияние на «тройку» и были менее суровы в своих оценках, чем сами журналисты, которые в принципе хорошо осознают деструктивное, разрушающее воздействие ТВ на молодых.
Хотя 64% тележурналистов убеждены, что есть темы, которые по соображениям этики и морали не должны выноситься на всеобщее обсуждение, так как ТВ смотрят дети и подростки, пятая часть полагает, что можно показывать все, и еще 16% журналистов не имеют твердого мнения на сей счет Подростки, конечно, за большую свободу, хотя и среди них многие (41%) убеждены, что показывать по телевизору можно далеко не все.
Среди тем, которые не следует, по мнению опрошенных, широко освещать на ТВ, — насилие, порнография, секс и сексуальные извращения, детская проституция, подглядывание в замочную скважину, криминал, жестокость, наркотики. К сожалению, реальная практика телевидения противоположна таким оценкам и суждениям.
Нарекания самих журналистов вызывают каналы СТС, MTV, МузТВ, где часто пропагандируются развращающий молодых чрезмерный эротизм, даже порнография, однополая любовь, наркотики, супружеская неверность, культивируется агрессия... В игровых передачах типа «Слабое звено» насаждается культ денежного выигрыша во что бы то ни стало, не останавливаясь перед откровенным шантажом. Особо следует сказать о крайне негативном влиянии многих зарубежных мультфильмов, которые приучают детей к агрессивному поведению.
Неудивительно, что когда тележурналистам и старшеклассникам было предложено оценить по пятибалльной системе влияние ТВ на формирование ценностей, перечисленных в национальной концепции информационной безопасности, результаты оказались очень тревожными. Основные общенациональные и гуманитарные ценности попали в зону отрицательных оценок (табл. 4).
Табл. 4. Оценки общенациональных и гуманитарных ценностей
(Ж — ответы журналистов, А — ответы аудитории в % к числу опрошенных; объединены крайние позиции 5 и 4 , 2 и 1, опущена позиция «Затрудняюсь ответить»)
Варианты ответов |
5+4 (отлично и хорошо) |
3 (средне) |
2+1(плохо и очень плохо) |
|||
|
Ж |
А |
Ж |
А |
Ж |
А |
Чувство взаимопомощи, коллективизма |
20 |
35 |
25 |
26 |
47 |
26 |
Гордость за нашу страну |
22 |
34 |
20 |
31 |
46 |
23 |
Терпимость к людям др. национальностей, культур |
29 |
25 |
22 |
31 |
41 |
35 |
Забота об экологическом благополучии |
25 |
20 |
24 |
27 |
40 |
27 |
Уважение к нашей истории, традициям предков |
23 |
27 |
26 |
29 |
38 |
30 |
Уважение к закону |
25 |
43 |
33 |
23 |
38 |
36 |
Забота о здоровом поколении |
15 |
33 |
34 |
26 |
37 |
25 |
Любовь к родине |
24 |
24 |
27 |
28 |
35 |
35 |
Уважение норм морали и нравственности |
25 |
29 |
24 |
29 |
35 |
32 |
Уважительное отношение к родителям, к семье |
21 |
32 |
34 |
29 |
35 |
33 |
В ответах на вопрос «Какую передачу для подростков Вы бы предложили?» названы весьма интересные и важные темы: о жизни и проблемах тинейджеров, о выборе профессии, информация о вузах, развлекательно-образовательные, познавательные, научно-популярные, исторические передачи, интеллектуальные игры, трансляция лекций из вузов, передачи о сети и компьютерах, о молодежной культуре, о природе, спорте, активном отдыхе, здоровом образе жизни, о вреде масскультуры пива, алкоголя, курения, наркотиков. Назывались и качества таких передач: веселая, умная, динамичная, добрая, интересная, позитивная, созидательная.
Сравнивая полученные в двух основных группах респондентов (подростки и журналисты) результаты, можно сделать следующий важный вывод. При общей сходности смысловых контекстов порождения медиапродукции на полюсе тележурналистов и восприятия этой продукции на полюсе зрителей-подростков наблюдаются существенные различия, затрагивающие проблему сохранности личностной границы телезрителя, прямо противоположным оказалось отношение респондентов к вопросу первостепенной значимости формы или содержания телепередачи: подростки считают для себя важным, в первую очередь, именно содержательную сторону, тогда как, по мнению журналистов, подросткам интересна в большей степени форма подачи информации. Также журналисты совершенно не рассчитывают на то, что подростки, в принципе, интересуются информационными программами. Подобную картину мы наблюдаем в отношении восприятия роли ведущего в передаче — журналисты приписывают этой роли больше значения, нежели подростки; а также, что особенно важно, в отношении восприятия героев телепередач (с которыми подростки могут идентифицироваться) — зрители желают видеть на экране, прежде всего, реального человека, их интересуют и образы мужественных и добрых героев, тогда как журналисты считают, что подросткам интересны, в первую очередь, эротические и клиповые образы, а добрые персонажи — нет.
Таким образом, низкий уровень рефлексии журналистов по поводу влияния на подростковую аудиторию создаваемой ими медиапродукции, вкупе с оценкой современного состояния нашего общества как безнравственного (национальные и культурные ценности не котируются), с одной стороны, и отсутствие обратной связи со своими зрителями, ведущее к искаженному пониманию их потребностей, с другой, может обернуться готовностью нарушать границы личности подростка-зрителя, в частности, с помощью освещения провокационных с моральноэтической точки зрения тем.
Необходимо отметить, что проведенный дополнительно к опросу психосемантический анализ восприятия и оценки респондентами образов «идеальной» и «плохой» телепередач для подростков, а также образов зрителя и автора этих телепередач, показывает, что подростки обращают внимание, в первую очередь, на душевные качества — добросердечность, деликатность. Журналисты же — на волевые и организационные качества личности. При этом они оценивают свою зрительскую аудиторию как склонную к агрессии и жестокости, тогда как подростки по данному пункту и по отношению к себе, и по отношению к авторам телепередач менее категоричны. Кроме того, можно заключить, что журналисты склонны занимать в телевизионном взаимодействии с подростковой аудиторией доминирующую позицию, оценивая себя как людей ответственных, организованных, умных, в противовес подростковой развязности, безответственности и жестокости. Подростки же, наоборот, настроены на диалог, ждут от телевизионных авторов поддержки и понимания. То есть налицо несовпадение ролевых позиций во взаимодействии, которое влечет за собой подмену подлинного, личностно эффективного общения манипулированием.
Исследование показывает, что журналисты в основном, понимают, в каком направлении должно развиваться телевидение для подростков. Они признают, что телевидение играет для них значительную роль в процессе социализации личности (28%) и служит источником информации и получения новых знаний (21% и 16%). Но благие намерения не удается реализовать из-за коммерциализации телевидения, резкого снижения этических и ценностных критериев в профессиональном сообществе, из-за пренебрежения познавательными потребностями аудитории. И ценности, отвечающие интересам национальной безопасности, не находят воплощения на телеэкранах. Выявленная картина свидетельствует о недостаточной эффективности реализации телевидением одной из важнейших социальных функций — функции формирования системы нравственных ценностей у подростков, «разорванности» коммуникации «телевидение — подросток» и необходимости существенной перестройки ее содержания и коммуникационных технологий. Увы, но телевидение, как об этом красноречиво говорят и сами журналисты, негативно влияет на подростков, не способствует становлению и социализации активной, гуманитарно-ориентированной, образованной молодежи, которой предстоит строить новую Россию.
Нам удалось показать, что в коммуникативную установку по отношению к телевидению у представителей молодежи входят такие составляющие, как потребность в развивающем, диалоговом общении и идентификация ведущего телепередачи или ее героев с образом «хорошего человека». На основе полученных данных можно предположить, что молодые люди, подростки склонны на психологическом уровне отождествлять телекоммуникацию как социальный институт с образом заботящегося, развивающего, понимающего родителя. Однако та телевизионная среда общения, которая создается современными отечественными СМИ, может быть рассмотрена как одна из площадок информационно-психологической войны поколений, где отцы склонны «поедать» своих детей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 842
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1274
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0