Задачи и перспективы психологической службы в системе образования

722

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: интервью

Для цитаты: Левитская А.А. Задачи и перспективы психологической службы в системе образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 4–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28648 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 
 

«Вестник»: Уважаемая Алина Афакоевна, позвольте выразить Вам благодарность за согласие дать инервью нашему журналу.

«Вести к практической психологии образования» выходит уже третий год и ориентирован на специалистов системы образованя, для которых психологическая компетентность является важной составляющей профессиональной деятельности: психологов, педагогов, социальных работнков, воспитатеёей, руководителей образовательных учрежденй. На протяжении всего этого времен редакция журнала тесно сотрудничает с Министерством образования и науки Российской Федерации. На страницах нашего издания освещаются важнейшие мероприятия, посвященые вопросам психологического обеспеченя системы образованя, публикуются выступленя руководства Минстерства и Департамента, интервью и комментарии к нормативным правовым актам Минобрнауки России, регламентирующим деятельность Службы практической психологии образования.

Алина Афакоевна, Вы совсем недавно возглавили Департамент государственой молодежнй политики, воспитания и социальной защиты детей. Ваше назначение внушает определеный оптимизм в отношении перспектив развития Службы практической психологии образования.

Скажите, насколько необходимо сегодня целенаправленное психологическое обеспечение системы образования? Какова дальнейшая судьба проекта психологического обеспечения образования,

разработанного специалистами Департамента совместно с представителями профессионального психологического сообщества?

А. Левитская: Образовательная деятельность изначально несет в себе серьезную психологическую составляющую. Невозможно осуществлять обучение и воспитание, не учитывая психологических особенностей ребенка, на которого направлено педагогическое воздействие. Педагоги всегда интуитивно использовали имеющиеся у них психологические знания. За короткое время, буквально в течение жизни одного поколения, произошел резкий скачок в развитии технологий передачи информации, многократно увеличились информационные потоки, изменилось социальное устройство государства, существенно изменилось наше общество, то есть та среда, в которой рождаются, живут, воспитываются и обучаются дети. Это потребовало от системы образования кардинальной перестройки.

В современных условиях психологические знания, умения и навыки стали одной из важнейших составляющих профессиональной педагогической деятельности, без которой само ее осуществление не может быть эффективным. Важно, чтобы психологические знания в первую очередь использовались педагогами, поскольку именно на их плечи ложится максимальная нагрузка по работе с различными контингентами детей, подростков и молодежи.

С каждым годом возрастает роль психологической службы в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в образовательных учреждениях, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

Очевидно, что в психологическом сопровождении, в зависимости от ситуации, нуждаются все участники образовательного процесса: дети, педагоги и родители. Основные усилия специалистов-психологов при этом должны быть направлены на преодоление разрыва между теоретическими наработками в области психологии образования и их активным внедрением в образовательную практику.

Комплексное решение этих и других задач предусмотрено в проекте Концепции развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года. В этом документе значительное внимание уделено психологическим аспектам педагогической и воспитательной работы с разными контингентами детей и молодежи, разработке механизмов социально-психологического мониторинга их развития, проектированию и экспертизе образовательной среды, повышению уровня психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Мы ждем активного обсуждения представленного проекта Концепции всеми заинтересованными специалистами, после чего доработанный вариант будет утвержден и начнется работа по его реализации.

Знаю, что в ряде регионов проект этого документа уже взят за основу при разработке и реализации региональных программ и концепций развития психологического обеспечения системы образования.

«В»: Какие задачи Министерство ставит перед Службой практической психологии образования в современных условиях с учетом модернизации образования, завершения первого этапа реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы, реализации национального проекта «Образование» и Стратегии государственной молодежной политики? Каковы в связи с этим перспективы развития Службы практической психологии образования?

А.Л.: Служба практической психологии образования является основой оказания комплексной помощи учащимся, их семьям и педагогам в решении социально-психологических проблем, возникающих у них в процессе обучения и воспитания.

Первоочередную задачу Службы мы видим во внедрении психологических знаний в практику образования, поскольку именно психологическая грамотность участников образовательного процесса является важным ресурсом сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, профилактики и коррекции отклонений в их интеллектуальном и личностном развитии, установления и поддержания здорового психологического климата в коллективах.

Важное место в деятельности Службы должно быть отведено психологическому сопровождению различных контингентов детей и молодежи на этапах предшкольного и общего образования, предпрофиль- ной подготовки, профильного обучения и профессионального образования, в условиях дистанционного обучения, дополнительного образования детей. Психологическая помощь должна быть качественной, доступной и комплексной, то есть обеспечивающей взаимодействие разных специалистов для решения проблем ребенка с учетом не только его индивидуально-психологических особенностей, но и социальной ситуации, в которой он растет и развивается. Особое внимание должно быть уделено психологической работе с детьми из «групп риска»: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; одаренные дети; дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в развитии и т п.

18 декабря распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия государственной молодежной политики. Необходимо активное включение психологов, и прежде всего — в учреждениях профессионального образования, в ее реализацию уже на этапе проектирования мероприятий с учетом их педагогического и воспитательного воздействия. Важно максимально учесть восприятие детьми и молодежью социальной ситуации, а также прогнозировать психологические и социальные последствия наших действий. Психологическое проектирование и экспертиза были бы полезны не только в процессе реализации основного содержания этого документа, но и вообще при реализации любых инновационных проектов и социальных инициатив в системе образования.

Особое внимание следует уделить психологическому образованию специалистов в сфере молодежной политики, которых уже третий год готовят в 60 вузах Российской Федерации.

Учитывая все эти обстоятельства, а также важное место Службы практической психологии в системе образования, считаю, что темпы ее развития будут определяться актуальностью стоящих перед ней задач. Речь идет о необходимости введения должностей педагогов-психологов в штатные расписания образовательных учреждений всех типов и видов с учетом количества и особенностей контингента учащихся, необходимости сохранения и расширения сети учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи (ППМС-центров), и, в конечном итоге, речь идет о востребованности во всех образовательных учреждениях всеми участникам образовательного процесса комплексной службы психолого-медико- социально-правовой помощи. Для решения этих задач нужны специалисты в области психологического мониторинга, проектирования и экспертизы, что невозможно без системной подготовки специалистов такого профиля. На первый план в деятельности Службы выходит профилактическое направление. Необходимы научные и методические разработки в этом направлении.

«В»: Решение каких вопросов отнесено к сфере компетенции Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей в вопросах Службы практической психологии?

А.Л.: В Департаменте вопросами организации и совершенствования деятельности Службы практической психологии занимаются специалисты отдела воспитания, охраны здоровья, психолого-педагогической поддержки и дополнительного образования детей. Возглавляет этот отдел Валентина Александровна Березина, а курирует деятельность Службы заместитель начальника отдела Тамара Юрьевна Федотова.

К сфере компетенции отдела относятся вопросы нормативного правового регулирования деятельности Службы практической психологии образования, определение порядка создания и функционирования ППМС-центров, их лицензирования, аттестации и аккредитации, организация проведения мониторинга деятельности Службы практической психологии образования, совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов и ряд других вопросов. Считаю, что во взаимодействии с Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России», органами управления образованием субъектов РФ, ведущими профильными вузами и факультетами мы сможем успешно продвигаться в решении обозначенных выше проблем.

«В»: В ряде регионов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ наметилась тенденция к сокращению сети ППМС-центров. Началось их перепрофилирование и даже ликвидация. Какие меры принимаются Минобрнауки России по сохранению сети центров в сложившейся ситуации?

Действительно, в Департамент поступали многочисленные обращения из регионов по вопросам передачи муниципальных ППМС-центров в ведение субъектов Российской Федерации и сокращения ставок педагогов-психологов в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование. Особенно тревожная ситуация складывалась в Липецкой, Омской, Свердловской и ряде других областей. Департаментом были подготовлены и направлены в органы управления образованием соответствующие разъяснения по вопросам развития сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации Федеральным законом от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ.

Обращаясь к руководителям органов управления образованием, мы отмечали, что в настоящее время 740 ППМС-центров и 64 тысячи педагогов-психологов ежегодно оказывают комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). С каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи. За годы существования Службы практической психологии в ППМС-центрах сложились профессиональные коллективы, создана неплохая материально-техническая база. В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» в эти структуры ежегодно поставлялись специализированные кабинеты, сенсорные комнаты, автотранспорт, компьютерная и иная техника. Необходимо сохранять и развивать сеть учреждений такого типа.

В связи с этим были даны разъяснения, что, в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями органы местного самоуправления, в том числе по организации предоставления образования в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико­социальной помощи, и что такие учреждения могут функционировать как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на муниципальном уровне.

В целях дальнейшего развития службы практической психологии в системе образования органам управления образованием субъектов Российской Федерации было рекомендовано разработать региональные программы развития службы практической психологии, обеспечить их реализацию, сохранить и обеспечить развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, финансирование ППМС-центров за счет средств соответствующих бюджетов (субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), совершенствование материально-технического и учебно-методического обеспечения, в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование сохранить ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, дефектологов и других педагогических работников, чья деятельность не регламентирована классно-урочными занятиями.

«В»: Каковы перспективы взаимодействия Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»? Планируются ли совместные проекты и мероприятия в 2007 году?

А.Л.: Мы сотрудничаем с Федерацией психологов образования России с момента ее основания, с декабря 2003 года. Более того, решение о создании этой общественной организации было принято в 2003 году участниками III Всероссийского съезда психологов образования России, который проводился по инициативе Министерства.

Совместно с Федерацией психологов проведен ряд мероприятий всероссийского уровня: конференции и семинары-совещания по актуальным проблемам психологического обеспечения образования, в том числе по разным направлениям деятельности службы в системе дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Министерство и Департамент оказывает информационную поддержку журналу «Вестник практической психологии образования».

В декабре 2006 года была проведена ставшая традиционной III Национальная научно-практическая конференция «Психология образования: культурно­исторические и социально-правовые аспекты». В конференции участвовало более 700 делегатов из 74 регионов нашей страны. Уже запланирована четвертая конференция, которая состоится в Москве 11 — 13 декабря 2007 года.

В начале октября 2007 года во Всероссийском детском центре «Орленок» пройдет Всероссийский фестиваль инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное российское образование», на котором будет представлен опыт инновационной деятельности образовательных учреждений, включая ППМС-центры, по психологическому обеспечению системы образования. В этом мероприятии, по нашим замыслам, примут участие победители региональных конкурсов «Педагог-психолог года». Мы приглашаем для участия в фестивале представителей ППМС-центров и педагогов-психологов из всех регионов.

Считаю важной совместную работу Департамента и Федерации над проектом Концепции развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года, который необходимо доработать, утвердить и приступить к его реализации уже в текущем году. Концепция определяет перспективы развития Службы практической психологии образования на ближайшие годы, а, значит, затрагивает судьбу отечественного образования в целом, его гуманистическую, личностно-ориентированную направленность.

Информация об авторах

Левитская Алина Афакоевна, кандидат философских наук, первый заместитель Министра образования и науки РСО - Алания, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 950
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 722
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1