Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования*

1067

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 06-06-00405) (Психологический институт РАО, Центр развития творчества детей и юношества «Радужный»).

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Панов В.И., Хисамбеев Ш.Р. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 2. С. 22–29. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n2/28729 (дата обращения: 30.11.2023)

Фрагмент статьи

Характерной чертой современного этапа развития российской системы образования является то, что, наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей детей школьного возраста, ставится задача их социализации (Концепция модернизации российского образования, 2003). Применительно к образовательной среде социализация предполагает готовность и способность к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, профессиональной и др.), которые обеспечивают ребенку его социальную успешность в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (Д.И.Фельдштейн, 1997). Поэтому мотивация к освоению этих видов деятельности и проживание успеха/неуспеха в ходе их освоения выступают не только в качестве важнейших условий социализации, но и в качестве показателя социальной успешности и индивидуализации детей в тех или иных образовательных условиях (среде).

Литература

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1995.
  2. Кодесс П.Б. Влияние образовательной среды на формирование жизненных стратегий старшеклассников / / тезисы 3-1 Российской конф. по экологической психологии (Москва, 15—17 сент. 2003 г.) — М., 2003. — С.121—124.
  3. Концепция модернизации российского образования, 2003
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983.
  7. Маслоу А. Мотивация и личность /пер. с англ. — СПб., Евразия, 1999.
  8. Орлов А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психологический ж-л, 1990, т.11, №6. — С.16—27
  9. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дисс. докт. психол. наук — М., 1984.
  10. Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. — М., 2004.
  11. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007.
  12. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. — М.: Аспект-Пресс, 1999.
  13. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. — М.: Прометей, 1993.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, т. 1,2 — М., 1986.
  15. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб., 2001.
  16. Хисамбеев Ш.Р. Психолого-педагогический мониторинг развития способностей учащихся // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12—14 апреля 2000 г.). — М., 2002. — С. 213—214.
  17. Хисамбеев Ш.Р. Мотивация достижения учащихся учреждения дополнительного образования // 3-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 17—19 сент.2003 г.). — М., 2003. — С.172.
  18. Хисамбеев Ш.Р. Мотивация достижения учащихся в условиях дополнительного образования. Диссертация канд. психол. н. М.: Психологический институт РАО, 2005.
  19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию — М.: ЦКФЛ РАО, 1997.
  20. McClelland D.C. The Achievement Motive // Current Perspective in Social Psychology. — Oxford, 1971.
  21. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowel E.L. The Achievement Motive. — N.Y., 1953.
  22. Schmalt H.-D. Das LM-GITTER. Ein objektives Verfahren zur Messung des Leistungsmotivs bei Kindern. — Zurich, 1976.

Информация об авторах

Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, e-mail: ecovip@mail.ru

Хисамбеев Шамиль Раисович, кандидат психологических наук, заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества «Радужный» (ЮУО Москвы), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2208
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1067
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2