Реализация лидерского потенциала одаренных детей (экспериментальный подход)

1254

Общая информация

Рубрика издания: Психология воспитания

Для цитаты: Чернышев А.С. Реализация лидерского потенциала одаренных детей (экспериментальный подход) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 64–69. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28631 (дата обращения: 22.03.2023)

Фрагмент статьи

Категория детей, способных вести за собою сверстников,несмотря на терминологические различия в названии — лидеры, вожаки, актив, организаторы, социально одаренные,— вызывает повышенный интерес педагогов и психологов в связи с решением проблем личности, деятельности и общения. Наиболее плодотворно проблема школьного лидерства начала разрабатываться еще в 20–30-е гг. двадцатого столетия В.М. Бехтеревым [3], Е.А. Аркиным [2], А.С. Залужным [10], С.О. Лозинским [12] и др. Выяснилось, что ребенок становится вожаком при совпадении его личностных особенностей и требований данного коллектива, а специфические «вожаческие» качества изменяются в связи с развитием коллектива.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российскийменталитет: Вопросы психологической теории и практики.— М., 1997. — С. 7–37.
  2. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива // Новая Москва. — 1927. — № 3. — С. 23–24.
  3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М.: Наука, 1994.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд. — М.: Междунар. пед. акад., 1995.
  5. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. — С . 28–41.
  6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 тт. — Т.3. – М., 1983.
  7. Дробышева Т.В. Экономическое образование как фактор экономической социализации в раннем юношеском возрасте: ценностный аспект // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение. Мат. IV Национальной научно-практической конференции.— М., 2007. — С. 173–175.
  8. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
  9. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском обществе. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
  10. Залужный А.С. Учение о коллективе // Работник просвещения. — 1930. — № 6. — С. 39–40.
  11. Косарев А.С., Уманский Л.И. Условия и пути развития организаторских способностей школьников // Советская педагогика. — 1963. — № 11.— С. 17–28.
  12. Лозинский С.О. О детях-вожаках // Коллективы беспризорных и их вожаки. — Харьков, 1926. — С. 9.

Информация об авторах

Чернышев Алексей Сергеевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия, e-mail: psychology@kursksu.ru