Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 1. С. 48–57
ISSN: 2658-3100 (online)
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Прикладные исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 48–57. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28271 (дата обращения: 28.03.2023)
Фрагмент статьи
Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград. Он поднимал такие темы, как духовность и бездуховность, дружба и предательство, самоутверждение личности и конформизм. Новаторство фильма заключалось в том, что он привлекал общественное внимание к серьезной социально-психологической проблеме современной школы — буллингу (школьной травле). Эта тема никогда ранее не озвучивалась так открыто и громко, никогда не получала столь яркого освещения в отечественном кинематографе. Серьезная, глубоко реалистичная и, вместе с тем, лирическая картина Р. Быкова открывает мир подростков не таким, каким его официально привыкли видеть. На экране предстают дети внешне благополучные, но жестокие и циничные внутри; подростки с опустошенными душами, бравирующие своей борьбой за правое дело и готовые ради этого прибегнуть к психологическому террору и физическому насилию. Вполне очевидно, что путь такой картины на экран лежал сквозь бюрократические и идеологические барьеры.
Литература
- Быков Р. До и после «Чучела» // Юность, 1985, №9 (364). — С. 84—105.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
- Игнатьева Н. Возмужание // Искусство кино, 1984, №12. — С. 45—54.
- Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб: Макет, 1995.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб: Искусство — СПБ, 1998. — С. 14—285.
- Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. — СПб: Питер, 2001. — С. 240—276.
- Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. — М.: МГУ, 1998.
- Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа, 2006, №11. — С. 15—18.
- Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога, 2007, Вып. 1. — С. 72—90.
- Притуленко В. «Чучело» // Шедевры Российского кино. — М.: Андреевский флаг, 2000. — С. 895—898.
- Собкин В.С., Маркина О.С. «Я» в пространстве киноперсонажей фильма «Чучело»: особенности мотивационной атрибуции // Вестник практической психологии образования, 2007, №3(12). — С. 49—59.
- Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р.Быкова «Чучело») // Вопросы психологии, 2008, №5. — С. 44—53.
- Собкин В.С., Маркина О.С. Герой и антигерой: к вопросу о понимании мотивационной структуры поведения киноперсонажа (по материалам восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXII / Под ред. В.С. Собкина. — М.: ИСО РАО, 2009. — С. 215—255.
- Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П.С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1989.
- Craig W.M., Harel Y. Bullying, physical fighting and victimization // Young
people’s health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC)
study:
international report from the 2001/2002 survey / Edited by Candace Currie / Health Policy for Children and Adolescents, №4. — P. 133—145. - Kelly E. Multi-cultural issues in bullying // Conference paper, Exeter University. — 1990.
- O’Moore A.M., Hillery B. Bullying in Dublin schools // Irish Journal of Psychology, 1989, 10(3). — P. 426—441.
- Olweus D. Bullying at school. What we know and what we can do. — Oxford: Blackwell, 1993.
- Rigby, K. Addressing bullying in schools: theoretical perspectives and their implications // School Psychology International, 2004, 25. — Р. 287—300.
- Roland E., Munthe E. Bulling: An International Perspective. — London, 1989.
- Tattum D.A Whole-School Response: From Crisis Management to Prevention // Irish Journal of Psychology, 1997, 18(2). — Р. 221—232.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров HTML-версии за весь период: 1926
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 18
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 12
Скачиваний PDF-версии за весь период: 4021
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 6
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 4