Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»

4021

Аннотация

Настоящая статья является продолжением цикла исследований, посвященных выявлению особенностей восприятия и понимания современными подростками фильма Ролана Быкова «Чучело». Предыдущая статья «“Я” в пространстве киноперсонажей фильма “Чучело”: особенности мотивационной атрибуции», была опубликована в «Вестнике практической психологии образования» №3(12) за 2007 год.

Общая информация

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 48–57. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28271 (дата обращения: 28.03.2023)

Фрагмент статьи

Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград. Он поднимал такие темы, как духовность и бездуховность, дружба и предательство, самоутверждение личности и конформизм. Новаторство фильма заключалось в том, что он привлекал общественное внимание к серьезной социально-психологической проблеме современной школы — буллингу (школьной травле). Эта тема никогда ранее не озвучивалась так открыто и громко, никогда не получала столь яркого освещения в отечественном кинематографе. Серьезная, глубоко реалистичная и, вместе с тем, лирическая картина Р. Быкова открывает мир подростков не таким, каким его официально привыкли видеть. На экране предстают дети внешне благополучные, но жестокие и циничные внутри; подростки с опустошенными душами, бравирующие своей борьбой за правое дело и готовые ради этого прибегнуть к психологическому террору и физическому насилию. Вполне очевидно, что путь такой картины на экран лежал сквозь бюрократические и идеологические барьеры.

Литература

  1. Быков Р. До и после «Чучела» // Юность, 1985, №9 (364). — С. 84—105.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  3. Игнатьева Н. Возмужание // Искусство кино, 1984, №12. — С. 45—54.
  4. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб: Макет, 1995. 
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб: Искусство — СПБ, 1998. — С. 14—285.
  6. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. — СПб: Питер, 2001. — С. 240—276. 
  7. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. — М.: МГУ, 1998.
  8. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа, 2006, №11. — С. 15—18.
  9. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога, 2007, Вып. 1. — С. 72—90.
  10. Притуленко В. «Чучело» // Шедевры Российского кино. — М.: Андреевский флаг, 2000. — С. 895—898. 
  11. Собкин В.С., Маркина О.С. «Я» в пространстве киноперсонажей фильма «Чучело»: особенности мотивационной атрибуции // Вестник практической психологии образования, 2007, №3(12). — С. 49—59.
  12. Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р.Быкова «Чучело») // Вопросы психологии, 2008, №5. — С. 44—53.
  13. Собкин В.С., Маркина О.С. Герой и антигерой: к вопросу о понимании мотивационной структуры поведения киноперсонажа (по материалам восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXII / Под ред. В.С. Собкина. — М.: ИСО РАО, 2009. — С. 215—255. 
  14. Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П.С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1989.
  15. Craig W.M., Harel Y. Bullying, physical fighting and victimization // Young people’s health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study:
    international report from the 2001/2002 survey / Edited by Candace Currie / Health Policy for Children and Adolescents, №4. — P. 133—145.
  16. Kelly E. Multi-cultural issues in bullying // Conference paper, Exeter University. — 1990.
  17. O’Moore A.M., Hillery B. Bullying in Dublin schools // Irish Journal of Psychology, 1989, 10(3). — P. 426—441.
  18. Olweus D. Bullying at school. What we know and what we can do. — Oxford: Blackwell, 1993.
  19. Rigby, K. Addressing bullying in schools: theoretical perspectives and their implications // School Psychology International, 2004, 25. — Р. 287—300.
  20. Roland E., Munthe E. Bulling: An International Perspective. — London, 1989.
  21. Tattum D.A Whole-School Response: From Crisis Management to Prevention // Irish Journal of Psychology, 1997, 18(2). — Р. 221—232.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик, руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Маркина Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, психолог, ФГАО «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России, Москва, Россия, e-mail: olga.s.mark@gmail.com

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 1926
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 18
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 12

Скачиваний PDF-версии за весь период: 4021
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 6
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 4