Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 1. С. 118–123
ISSN: 2658-3100 (online)
Формирование ценностных ориентаций молодых преподавателей в начале трудовой деятельности (продолжение)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Маслаков С.И. Формирование ценностных ориентаций молодых преподавателей в начале трудовой деятельности (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 118–123. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28290 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 3, 4 за 2008 год.
День пятый
Цель: формирование дополнительных навыков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности в высшей школе и межличностным взаимодействием с другими участниками педагогического процесса.
Используемые упражнения
Здесь и далее аналогично второму дню тренинга.
2. «Передай предмет» (10 минут)
Упражнение, позволяющее разогреться и настроиться на предстоящую работу.
Участники садятся в круг и начинают передавать друг другу какой-нибудь предмет, причем каждый, прежде чем его передать, совершает с ним какое-нибудь действие. Сложность в том, что сам предмет существует лишь в воображении игроков. Поэтому представление о нем складывается из тех действий, которые совершают с ним участники. Например, предлагая для передачи «газету», можно использовать ее для чтения, как кулек для семечек, как шляпу и т. п.
3. «Объясни и докажи» (60 минут)
Упражнение направлено на развитие педагогических навыков, умения объяснять и доказывать определенные теоретические положения.
Группа делится на три команды, каждая из которых получает свое задание.
Задание для команды №1. Существовало представление, что земля плоская, стоит на трех китах, а те, в свою очередь, плавают в море. Необходимо доказать: 1) ошибочность этого представления, не прибегая к арсеналу современной науки, а используя лишь знания того времени; 2) верность утверждения, что земля круглая (опять же без применения современных приборов и приспособлений).
Задание для команды №2: 1) докажите ненаучность астрологии; 2) сформулируйте те положения астрологии, которые содержат рациональное зерно.
Задание для команды №3: 1) перечислите слабые стороны демократической и тоталитарной форм государственного управления; 2) предложите оригинальную модель государственного управления и устройства.
Время подготовки ответов — 15—25 минут. Затем заслушивается ответ первой команды на первую часть задания. Две другие команды задают по два вопроса по теме выступления. После заслушивается ответ на вторую часть задания и также задаются вопросы. Далее выступают оставшиеся команды по такой же схеме.
В конце выступлений подводятся итоги: трудно ли было участникам выполнять данное задание? какая из команд лучше справилась?
4. «Мой враг — мой друг» (15 минут)
Упражнение направлено на принципиальное изменение отношения человека (преподавателя) к другому человеку (учащемуся или коллеге), с которым он имеет острые напряженные взаимоотношения. Отношение меняется в направлении от отрицательного к положительному.
Инструкция: «Представьте человека, с которым у вас складываются непростые взаимоотношения, конфликты. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать, прежде всего, симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы допустили описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. Затем опишите качества характера своего партнера по конфликту. Сосредоточьтесь на том, что в нем есть хорошего, не надо указывать отрицательные свойства его личности.
Далее опишите ситуацию взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на положительные моменты в его поведении. После этого попробуйте проанализировать свое собственное поведение.
Вы увидели что-нибудь новое? Теперь попробуйте выстроить принципиально иную линию вашего поведения с этим человеком».
Данное упражнение носит довольно личный характер, поэтому не надо настаивать на обязательном обсуждении результатов. Можно предложить поделиться впечатлениями тех участников, которые хотят это сделать. Также сам ведущий может рассказать какую-нибудь подготовленную для этого упражнения историю.
См. первый день тренинга.
Упражнение направлено на снятие отрицательных эмоций.
Группа разбивается на пары так, чтобы у участников, оказавшихся в одной паре, были хорошие отношения.
Инструкция: «Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре».
Далее идет обсуждение. Участники делятся впечатлениями. Вопросы ведущего могут быть примерно следующие: в какой ситуации вам было эмоционально комфортнее, когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
Упражнение направлено на выявление соотношения образа своего «Я» с образом идеального педагога.
Ведущий заранее подготавливает набор карточек, на которых написаны названия различных эмоций и чувств: грусть, радость, удивление, гнев, страдание, доброжелательность, сочувствие и др.
Каждому участнику предлагается выбрать 2—3 карточки с эмоциями, которые в наибольшей степени свойственны его личности. Затем выбираются карточки, отражающие индивидуальность «идеального педагога» — такого, с которого можно было бы брать пример.
Участники сравнивают две группы карточек, находят отличия и сходства. Игру можно усложнить, если попросить одного участника подобрать несколько карточек, отражающих образ другого участника — таким образом он увидит себя со стороны.
Полученные результаты необходимо обсудить.
Упражнение направлено на формирование умения решать конфликтные ситуации, возникающие в процессе педагогического взаимодействия.
Два участника садятся на стулья напротив друг друга. Ведущий предлагает для разбора конфликтную ситуацию, которая могла бы возникнуть в процессе педагогического взаимодействия между педагогом и студентом, педагогом и родителями студента, между педагогами.
Участники разыгрывают одну из ситуаций. В начале диалога предлагается определить для себя: манеру поведения; профессиональную ситуацию; задачи, которые необходимо решить диалогом. Затем начинается собственно выполнение задания, в котором один из участников пытается нейтрализовать конфликт, а другой, напротив, раздуть его и максимально выразить свое недовольство.
Затем идет общее обсуждение. Важным при этом является анализ позитивной деятельности участника, пытающегося разрешить конфликт, конструктивных средств, используемых им для улаживания имеющейся ситуации.
Упражнение направлено на нейтрализацию негативных эмоциональных состояний.
Участникам предлагается взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги.
Инструкция: «Представьте себе негативную ситуацию, связанную с осуществлением вашей профессиональной деятельности. Затем свободно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте. Необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова, после чего с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросьте его в урну».
Затем проводится обсуждение.
Упражнение направлено на осознание личностных смыслов деятельности педагога высшей школы и соотнесение этих смыслов с собственным представлением о счастье.
Участники разбиваются на микрогруппы по 3—5 человек. Совместными усилиями им необходимо придумать, а потом кратко изобразить сценку из жизни преподавателя высшей школы, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его существования.
Микрокоманды по очереди проигрывают счастливые мгновения из жизни педагогов.
После этого следует обсуждение: трудно ли было выполнять задание? повторялись ли у микрогрупп сюжеты сценок? какую сценку можно признать лучшей и почему? какие стереотипы в отношении к педагогу были продемонстрированы?
Упражнение направлено на усвоение практических навыков проведения лекции в «неблагоприятной аудитории». Оно также дает возможность посмотреть глазами студента на осуществление педагогической деятельности.
Стулья и кафедра выставляются таким образом, чтобы воссоздать аудиторию для лекций.
Один из участников начинает читать лекцию на какую-либо тему, выбранную участниками заранее. Первый участник читает лекцию в течение 1 минуты, а затем, по сигналу ведущего, место за кафедрой занимает следующий участник и т. д., пока каждый не побывает за кафедрой дважды.
Участники должны стремиться к тому, чтобы лекция являла собой единое целое, чтобы сохранялась логика изложения материала, чтобы одни и те же мысли не повторялись.
Во время лекции участники, сидящие на первом ряду стульев должны внимательно слушать то, что говорит преподаватель; сидящие на стульях второго ряда должны делать себе пометки по материалу лекции; сидящие же на последнем ряду играют в крестики-нолики и говорят о женщинах (мужчинах). Таким образом, обстановка лекции вполне соответствует реальной.
После того как лектор прочитает свою часть лекции, он садится на стул в первом ряду. Все остальные участники сдвигаются на одно место, а участник с последнего ряда идет продолжать изложение учебного материала.
Лектор может выгнать со своей лекции любого слушателя и тот должен выйти из зала на одну минуту, до следующего перемещения. Слушатель, не желающий покидать аудиторию, может вступить в пререкания или просто отказаться выйти. В этом случае все участники тренинга встают по стойке смирно и стоят так ровно минуту, что охлаждает страсти.
Далее идет обсуждение: трудно ли было вести лекцию в такой аудитории? какие методы воздействия на учащихся можно применять, если они не слушают лекцию? были ли в вашей практике трудные группы и как вы решали возникающие проблемы?
12. «Внутренний луч» (20 минут)
Упражнение направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Оно может проводиться индивидуально во время и после рабочего дня.
Для осуществления упражнения участникам необходимо занять удобную позу — сидя или стоя.
Инструкция: «Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и пр. теплым, ровным расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учащимися».
Представлять теплый внутренний луч можно несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения надо получать внутреннее удовлетворение, даже удовольствие.
Далее проводится обсуждение: Удалось ли участникам расслабиться и запастись силами? Что чувствовали во время упражнения?
13. «Мои впечатления» (15 минут)
Среди предполагаемых результатов пятого тренингового дня в качестве самых главных можно выделить: формирование: а) групповых навыков; б) принципов решения конфликтных ситуаций; в) педагогических коммуникативных навыков; г) умений управлять собственными эмоциями, расслабляться и настраиваться на работу.
День шестой
Цель: продолжить более глубокое изучение вопросов, касающихся профессионального и личностного становления и роста педагогов; анализ педагогической деятельности.
Используемые упражнения
2. «Мне приятно тебе сказать» (15 минут)
Упражнение направлено на обмен положительными эмоциями между участниками тренинга и создание рабочей атмосферы.
Участники приветствуют друг друга, начиная фразу словами: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...».
3. Мини-лекция, раскрывающая основополагающие компоненты психологической культуры, структуру педагогической культуры (45 минут).
Участникам тренинга предлагается ответить на вопросы: что такое культура? что такое психологическая культура и какие компоненты могут входить в нее? какую роль играет психологическая культура в жизнедеятельности педагога высшей школы?
Затем ведущий раскрывает основополагающие компоненты психологической культуры, структуру педагогической деятельности. Участники тренинга записывают предлагаемые определения.
Психологическая культура — это комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека. Психологическая культура педагога в деятельности высшей школы будет высокопродуктивной при условии ее оперативности, надежности и стабильности.
Оперативность — своевременность достижения требуемого уровня регулярности простой сенсомоторной реакции. Показателем надежности является способность специалиста поддерживать требуемые рабочие параметры в условиях существенного усложнения ситуации. Стабильность — это вариативность основных показателей деятельности преподавателя в течение определенного времени.
Ценностное отношение к профессиональной деятельности педагога — это сознательное, индивидуальное, эмоционально-положительное реагирование на компоненты деятельности (профессионализм знаний, общения и самосовершенствования), проявляющиеся в потребности их глубокого осмысления, трансформации в соответствии с заданными общественными эталонами и реализации на практике.
Психологическая структура ценностного отношения в деятельности педагога представлена в виде трех позиций: 1) потребность в изучении сущности, структуры и содержания профессионализма педагогической деятельности; 2) первоначальные умения использования знания на практике, готовность к самостоятельной работе; 3) самокоррекция профессиональной деятельности в соответствии с заданными общественными эталонами в системе высшего образования. Уровень сформированности профессионализма зависит от уровня компетентности, психологической и педагогической эрудированности. Профессионализм знаний — это основа, фундамент для формирования целостной системы профессионализма педагогической деятельности.
Затем идет обсуждение полученной информации, задаются вопросы. Можно предложить участникам поделиться примерами того, как психологическая культура уже сыграла определенную роль в их профессиональной деятельности и жизни.
См. первый день тренинга.
5. «Трехликий эксперт» (1 час 10 минут)
Упражнение развивает способности к импровизации, внимание к словам другого. Оно дает возможность рассмотреть педагогические ценности в легко воспринимаемой форме.
Выбирается «трехликий эксперт», который отвечает на вопросы группы. Его составляют три человека, каждый из них получает свой номер: 1, 2 или 3.
При этом участники, составляющие эксперта, должны говорить по очереди лишь по одному слову. Группа садится полукругом, трое выбранных встают перед ними в ряд.
Ведущий изображает конферансье: «Я хотел бы предложить вашему вниманию сенсацию — трехголового эксперта по всем вопросам. Вы действительно можете задать ему любые интересующие вас вопросы. Вопрос может быть серьезным, например: «Как стать лучше, чем я есть?» — или совершенно пустяковым: «Как есть булочки в постели, чтобы меня потом не беспокоили крошки?» Эксперт отвечает на каждый вопрос, причем всеми тремя головами. Каждая голова будет произносить по одному слову. Одна из голов начинает, вторая продолжает, затем третья и т. д., пока предложение не будет закончено. Начать может и игрок номер 3, тогда продолжает игрок номер 1 и т. д.
Эксперты произносят по одному слову, не заботясь о том, что получится в результате. Они должны просто говорить друг за другом, следя только за тем, чтобы ответ попадал в тему. Каков вопрос, таков и ответ — ответы могут быть такими же невразумительными или, наоборот, внятными, как и вопросы, в зависимости от того, позволяет ли это тема. Хороший эксперт помнит об уже сказанных словах и выдерживает общий тон и интонацию ответа.
Затем упражнение несколько меняется. Теперь можно задавать только вопросы, так или иначе связанные с осуществлением педагогической деятельности. Ответы эксперта позволяют по-новому взглянуть на то, что до этого считалось само собой разумеющимся; пробуждают интерес к педагогической деятельности; создают благоприятную, положительную атмосферу в группе.
Когда ответ закончен, трехголовый эксперт загадочно произносит: «Пожалуйста, следующий вопрос». Это предложение, в отличие от остальных, произносят все три «головы» одновременно.
6. «Творческая личность» (30 минут)
Упражнение помогает участникам настроиться на изменения в своей жизни после окончания тренинга. Ориентировочная оценка группы служит определенным стимулом для развития личности.
Упражнение выполняется в три этапа. На первом этапе ведущий читает инструкцию: «Каждый человек в той или иной степени обладает определенным запасом творческих сил. Творческая личность, безусловно, индивидуальна. Но в то же время? у каждого есть какие-то общие черты. Сегодня мы займемся тем, что составим обобщенный портрет творческой личности. Для этого каждый из вас сначала должен записать не менее десяти признаков, характеризующих творческую личность. При этом вы можете вспоминать тех людей, которых вы считаете творческими. Не забудьте и про себя, ведь у вас также есть элементы творческого отношения к действительности». После этого участники выделяют и записывают признаки творческой личности.
На втором этапе группа объединяется в большой круг и обсуждает предложения участников. Путем голосования составляется обобщенный портрет творческой личности.
На третьем этапе группа оценивает степень соответствия каждого из участников этому обобщенному перечню качеств по десятибалльной шкале.
7. «На работу в институт» (45 минут)
Упражнение способствует выявлению и анализу участниками своих сильных сторон, позволяющих успешно осуществлять педагогическую деятельность в высшей школе.
Участникам предлагается за 25—30 минут написать работодателю — ректору института письмо с предложением своих услуг в качестве преподавателя. В этом письме участник приводит описание своих психологических особенностей, способностей, склонностей, успехов. Автор подписывает письмо и отдает его ведущему, который собирает все письма и, не называя имен, читает вслух.
Затем проходит обсуждение писем группой, участники выбирают наиболее удачное письмо и пытаются угадать автора.
Упражнение позволяет участникам снять эмоциональное напряжение и расслабиться.
Упражнение выполняется по кругу. Один из участников берет мячик и бросает его любому сидящему в круге. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть его обладателю с приятными словами о нем. Каждый может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того как он закончит, мяч передается следующему сидящему в круге. И так до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
9. «Мои вредные привычки» (20 минут)
Упражнение направлено на анализ негативных привычек, отрицательно сказывающихся на осуществлении педагогической деятельности и вообще жизнедеятельности участников.
Группа делится на подгруппы по 3—4 человека.
Инструкция: «У каждого из нас есть какие-то привычки, которые, мягко говоря, не совсем полезны для здоровья. Мы о них знаем, многие к ним привыкли и уже перестали делать попытки как-то избавиться от этих привычек. Но у преподавателя высшей школы должно быть крепкое здоровье, да и вредные привычки могут помешать его карьере, достижению высоких целей, которые он ставит перед собой.
Сегодня вам предоставляется возможность осознать свои вредные привычки и с помощью группы найти способы избавиться от них. Для этого сначала расскажите о своих вредных привычках членам малой группы, а затем участники постараются найти наиболее действенный способ избавления от этих привычек. Участник, которому дают советы, определяет лучший из них».
10. «Крестный отец» (30 минут)
Упражнение направлено на формирование умения взаимодействовать с аудиторией.
Инструкция: «На некоторое время вся власть в группе отдается любому желающему проверить свои способности организовывать какую-либо общую деятельность. Задача выбранного человека заключается в том, чтобы заинтересовать остальных участников тренинга чем-либо: общей игрой, небольшой зарядкой, исполнением песни хором и пр.».
После того как в роли «крестного отца» выступят все желающие, необходимо организовать обсуждение ощущений как самого «отца», так и группы в целом. Выбирается лучший «крестный отец». Участники отвечают на вопросы: трудно ли было заинтересовывать людей? насколько это удалось?
11. «Друг для друга» (15 минут)
Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в конце рабочего дня.
Инструкция: «Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.
Задача данного упражнения — подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслушаем друг друга».
12. «Подарок по профессии» (20 минут)
Упражнение направлено на обсуждение некоторых особенностей профессии педагога высшей школы, что позволяет участникам тренинга лучше осознать специфику данной профессиональной деятельности.
Инструкция: «Представьте, что у нас есть общий друг, который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия:
1) подарок должен содержать намек на его профессию педагога высшей школы;
2) подарок должен быть с «изюминкой», т. е. быть необычным и веселым (предполагается, что друг — это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное);
3) подарок должен быть доступным по цене».
Вместе с группой ведущий обсуждает, какой это будет воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина и его (ее) примерный возраст.
Дается время (около 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.
После этого каждый по очереди кратко представляет свой подарок. Обосновывая свои варианты подарка, игроки вынуждены соотносить их с особенностями педагогической деятельности в высшей школе и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.
В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
Под релаксацией мы понимаем состояние не только пассивного расслабления, но и психического и физического комфорта. Релаксация укрепляет уверенность в себе, способствует появлению гармонии во взаимоотношениях с самим собой и с окружающими, улучшает сосредоточенность и креативность человека.
В рамках данного тренинга релаксация позволяет не только снять психическое и физическое напряжение после работы, но и ориентировать участников на реализацию своих возможностей в профессиональной сфере, на прояснение Я-концепции и ценностного самоотношения, на принятие себя как специалиста-педагога.
Во время релаксации участникам предлагается мысленно закончить ряд предложений, характеризующих конкретное определение тех или иных ценностных представлений. К таким предложениям можно отнести следующие: «Я — .»; «Я умею.»; «Я хочу.»; «Я могу.»; «У меня получается.»; «Внешне я.»; «В идеале мне хотелось бы.»; «Для успешного осуществления профессиональной деятельности, необходимо.» и т. п.
По окончании упражнения участники отвечают на вопросы: было ли сложно выполнять это задание и почему? что вы чувствовали, о чем думали при выполнении задания?
14. «Мои впечатления» (15 минут)
Из предполагаемых результатов шестого тренингового дня в качестве самого главного можно выделить проведение завершающего этапа формирования педагогических ценностей, закрепления их в структуре личностных ценностных ориентаций молодого преподавателя.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 803
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 652
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0