Групповая работа с родителями проблемных детей: системный подход (окончание)

2101

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2008 год.

Общая информация

Рубрика издания: Особые дети

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Левицкий А.Д. Групповая работа с родителями проблемных детей: системный подход (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 87–92. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28296 (дата обращения: 24.03.2023)

Фрагмент статьи

Родительские группы. Что это такое?
Работа с группами, о которых идет речь, направлена на формирование у родителей активной позиции по отношению к проблемам ребенка и ориентацию семьи на изменение существующего в семье порядка, на улучшение отношений. В группах создается возможность обучения родителей решению любых проблем, возникающих в семье. Поэтому группы называются «родительскими». Их можно было бы назвать «детскими», но не потому, что в них участвуют дети (детей в группе, как правило, нет), а потому, что все участники были когда-то детьми и при решении проблем во вновь созданных семьях применяют свои «домашние заготовки».
Групповой терапии присущи свои характерные особенности, весьма отличные от типичных особенностей процесса индивидуальной терапии. Наиболее важная из них состоит в том, что групповая ситуация акцентирует внимание на адекватности существующих «здесь и теперь» межличностных отношений. Когда разворачивается работа с проблемной ситуацией одной семьи, остальные участники, играя отведенные им роли, занимаясь поиском решений, вступают в интенсивное общение друг с другом. При этом складывается множество эмоционально насыщенных ситуаций, переживая которые, участники получают возможность прочувствовать и понять механизм возникновения и развития напряженности как в собственной семье, так и в той, где они играют роль родителей.

Литература

  1. Бебчук М., Левицкий А, Рихмаер Е. Групповые техники работы в системной семейной терапии // Семейная психология и семейная терапия, 2001, №3.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1998. 
  3. Буланова О. Е. Продуктивная совместная деятельность специалиста с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: МГУ, 2003. 
  4. Буланова О.Е. и др. Методы социально-педагогической помощи подросткам группы риска: метод. рекомендации. — М., 2001.
  5. Буланова О.Е., Левицкий А.Д. и др. Методы социально-педагогической помощи  подросткам группы риска: Метод. пособие. — М., 2001. 
  6. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. — Воронеж,1993.
  7. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. — СПб, 2000.
  8. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
  9. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. — М., 2004.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000. 
  11. Гордон Т.Е. Повышение родительской эффективности. — Екатеринбург, 1997.
  12. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. — М., 1993.
  13. Левицкий А. Роль личной истории в профессиональной деятельности терапевта. Что такое «героизм» в системной семейной терапии // Семейная психология и семейная терапия, 2001, №1.
  14. Лоуэн А. Язык тела. — СПб, 1997. 
  15. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. — М., 1999. 
  16. Минухин С., Фишман Ч. Структурированные техники семейной терапии. — М., 1999. 
  17. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М., 2006.
  18. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. — М. 1997.
  19. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. — М., 2001. 
  20. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. — М., 1996.
  21. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. — М., 1998.
  22. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. — М., 2007.
  23. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 2000. 
  24. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. — М., 1996.
  25. Сатир В. Вы и ваша семья. — М., 2000.
  26. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. — М., 1995.
  27. Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
  28. Хелингер Б. Порядки любви. — М., 2001.
  29. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. — М., 2002.

Информация об авторах

Левицкий Аркадий Давыдович, педагог-психолог ГОУ ЦДиК «Участие» Северо-Восточного административного округа г. Москвы, заместитель директора Института интегративной семейной терапии, Россия

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 990
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 9
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 0

Скачиваний PDF-версии за весь период: 2101
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 3
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 0