Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть 3)

623

Аннотация

По многочисленным просьбам наших читателей в рамках рубрики «Психологическая служба» мы открываем раздел «Нормативная база регионов», в котором будем публиковать документы и нормативные материалы, разработанные региональными психологическими службами. Документы публикуются в авторской редакции.
(Проект в редакции от 15.04.2009 г.)
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2 за 2009 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: документ

Для цитаты: Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть 3) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 28–33. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27584 (дата обращения: 24.07.2024)

Полный текст

Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2 за 2009 год.

2. Содержание деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения

2.4. Направления деятельности и виды работ педагога-психолога на ступени основного общего образования (подростковый возраст, 11—15 лет)

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

—   сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в обеспечении эффективности учебной деятельности);

—   сопровождение адаптации к средней школе;

—   сопровождение перехода на новый образовательный уровень (в старшую школу);

—   сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (профилактика и коррекция употребления ПАВ, профилактика неврозов);

—   сопровождение развития личности обучающихся (помощь в решении задач личностного и ценност­но-смыслового самоопределения и саморазвития);

—   сопровождение социализации обучающихся (помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, предупреждение и коррекция девиантного поведения).

2.4.1.     Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации в области специфики и закономерностей учебно-воспитательного процесса на этапе средней школы. Углубление их понятий об учебной мотивации, постановке учебных целей и задач, о планировании и организации учебной деятельности, оценке и самооценке ее результатов, о построении взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе и т. п. Повышение знаний членов педагогического коллектива в сфере применения и адекватного использования психолого-педагогических методов, приемов и технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, с учетом кризисных периодов в развитии, особенностей взаимодействия с подростком и пр. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает в себя подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ, мероприятий, направленных на профилактику экзаменационного стресса, школьных неврозов и т. п. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по организации взаимодействия с обучающимися.

Психологическая диагностика: определение специфики учебной мотивации, общеучебных умений и навыков обучающихся на этапе средней школы (умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, ставить перед собой учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу, коммуникативной компетентности, информационной компетентности и др.), изучение образовательных потребностей обучающихся и их родителей, выяснение мнения обучающихся, родителей об УВП (удовлетворенность, эффективность, качество и т. д.). При проведении диагностики может учитываться мнение других участников образовательного процесса (педагогов и др.).

Психологическая коррекция и развитие: участие в развитии у обучающихся познавательной мотивации, психических процессов, приемов учебной деятельности или их коррекции, участие в формировании у них умения организовывать свою деятельность. Формирование навыков поведения на экзамене (экзаменационной компетентности).

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся по вопросам самоорганизации учебно-воспитательного процесса, борьбе с возникающими трудностями в обучении и т. п. Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития познавательной сферы, учебной мотивации, самоорганизации обучающихся и др. Консультирование педагогов по вопросам осуществления учебно-воспитательного процесса (стиль, методы, приемы, технологии, подходы). В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий для создания психологически безопасной и развивающей образовательной среды, в том числе поиск, совместное обсуждение с педагогами, отбор совместно с администрацией и педагогами современных эффективных педагогических технологий.

Социально-психологическая экспертиза: оценка соответствия программ, учебных пособий уровню развития детей. Экспертиза условий, методов, приемов, форм учебно­, воспитательной деятельности по следующим критериям: соответствие возрастным, индивидуальным особенностям обучающихся, целям и задачам учебно-воспитательной деятельности, эффективность построения взаимодействия и др. Психолого-педагогический анализ урока.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг результатов учебно-воспитательного процесса и их динамики.

2.4.2.     Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения — адаптации к средней школе

Основные содержательные вопросы дезадапта­ции на этом этапе обучения представлены в Приложении II («Вестник практической психологии образования» №2/2009, с. 59—60).

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам адаптации в условиях средней школы (индивидуальные и возрастные особенности детей, механизмы адаптации, сохранение здоровья, способы развития познавательной сферы детей и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает в себя подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации профилактических программ и мероприятий; проведение с педагогами, родителями, обучающимися занятий, направленных на профилактику возможных проблем в адаптации, наблюдение за ходом развития обучающихся, которым не требовалась немедленная помощь, но чьи проблемы могут обостриться в более старшем возрасте. Разработка рекомендаций педагогам средней школы по подбору индивидуального подхода к обучающимся, родителям — по развитию у детей необходимых качеств и взаимодействию с подростком в период перехода на новый образовательный уровень, администрации школы — по организации перехода.

Психологическая диагностика: изучение степени и особенностей адаптации обучающихся к новым социально-педагогическим условиям. Выявление «группы риска» по школьной дезадаптации. Предметом диагностики могут быть причины дезадаптации и адаптационный потенциал подростка, индивидуально-психологические особенности обучающихся, особенности познавательной деятельности, сформиро- ванность общеучебных навыков, уровень развития произвольности и эмоциональной устойчивости, позиция в группе, навыки сотрудничества со сверстниками, отношение к себе, учителю, школе, навыки самоорганизации и др.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании и развитии качеств, необходимых для адаптации к новым образовательным требованиям, в развитии навыков общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации.

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся по вопросам, связанным с адаптацией к обучению. Консультирование педагогов и родителей по вопросам особенностей адаптации обучающихся, консультирование родителей по вопросам семейного воспитания как фактора, влияющего на адаптацию. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий и сре­довых условий, направленных на адаптацию обучающихся (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).

Социально-психологическая экспертиза: оценка адаптационных характеристик учебно-воспитательной среды, соответствия форм и методов взаимодействия педагога с обучающимися возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и др.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг адаптационных характеристик учебно-воспитательной среды, психологического благополучия обучающихся на этапе обучения в средней школе.

2.4.3.      Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень — в старшую школу

Один из вариантов описания содержания компе­тентностей обучающихся при переходе в старшую школу представлен в Приложении I.

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам перехода на новый образовательный уровень (возрастные и индивидуальные особенности детей, сопровождение экзаменационного периода и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает в себя подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы и пр.).

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации профилактических программ и мероприятий, проведение с педагогами, родителями, обучающимися занятий, направленных на предотвращение возможных проблем при переходе на следующую ступень обучения. Разработка рекомендаций педагогам, родителям по определению образовательной траектории обучающихся. Работа по профилактике экзаменационной тревожности.

Психологическая диагностика: определение готовности к обучению в старшей школе. Содержание готовности определяется совокупностью ученических компетентностей.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании необходимых компетентностей для перехода в старшую школу (целеполагания, коммуникативных навыков, организации собственной деятельности и пр.).

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся (при возможном участии родителей, педагогов) по определению их образовательной траектории, по вопросам отношений со сверстниками и взрослыми и др. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в создании системы преемственности между основной и старшей школой, помощь в обеспечении преемственности между основной и старшей школой.

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза характеристик среды, связанных с обеспечением перехода обучающихся в старшее звено. Выявление соответствия индивидуальных образовательных учебных планов и программ предпрофильной и профильной подготовки индивидуальным особенностям обучающихся и социальному заказу. Выявление соответствия индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся их личностным особенностям, профессиональной направленности, склонностям, интересам, способностям.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг характеристик среды, связанных с обеспечением перехода обучающихся в старшее звено.

2.4.4.           Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников): профилактика и коррекция употребления психоактивных веществ (ПАВ), профилактика неврозов

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам сохранения здоровья обучающихся, формирования у них ориентации на здоровый образ жизни. Ориентация взрослых на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей при построении взаимоотношений с ребенком. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов; она включает в себя подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы), приглашение специалистов других служб, специализирующихся на вопросах здоровья, и др.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ, мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного учебного заведения, по профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей. Направление в службы, занимающиеся работой (коррекцией) с обучающимися «группы риска», и т. п.

Психологическая диагностика: определение особенностей психологического здоровья обучающихся, выявление невротических проявлений в их поведении, выделение детей «групп риска» и др.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, развитие навыков здорового образа жизни, приемов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психического здоровья, и пр.

Психологическое консультирование: консультирование родителей, педагогов, обучающихся по вопросам сохранения психологического здоровья и формирования ориентации на здоровый образ жизни, по проблемам овладения способами снятия напряжения и профилактики неврозов, по психологическим проблемам обучающихся, связанных с употреблением ПАВ. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды и системы мероприятий по профилактике девиантного поведения, неврозов, употребления ПАВ и формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения.

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза здоровьесберегающей направленности образовательной среды, выявление соответствия используемых в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих программ, программ по профилактике и коррекции употребления ПАВ и др. возрастным и морально-этическим нормам. Экспертиза методов, форм и приемов деятельности педагогов, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения и употребления ПАВ с точки зрения соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг здоровьесберегающих условий образовательной среды и результатов здоровьесберегающей деятельности.

2.4.5.     Психологическое сопровождение развития личности обучающихся (воспитанников): помощь в решении задач личностного и ценностно­смыслового самоопределения и саморазвития

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам личностного и ценнос­тно-смыслового самоопределения и саморазвития обучающихся, в первую очередь, подростков. Обсуждение с подростками таких вопросов, как: права и обязанности человека, нормы поведения и морали, проблемы взаимоотношений, осознание себя как субъекта деятельности, понятия инициативы, свободы, независимости, самореализации и т. п. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает в себя подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ и мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения обучающихся. Проведение групп личностного роста и т. п.

Психологическая диагностика: изучение особенностей развития личностного и ценностно-смыслового самосознания подростка, его коммуникативных и других личностных качеств в период подросткового кризиса.

Психологическая коррекция и развитие: поддержка и развитие таких тенденций, как стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа, развитие и укрепление чувства взрослости, развитие и укрепление личной автономии, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие умения опираться на сильные стороны своей личности. Формирование коммуникативной компетентности, толерантности, инициативности, способности творчески мыслить и находить самостоятельные решения проблем в различных видах и сферах деятельности и т. п.

Психологическое консультирование: психологическое консультирование подростков по вопросам самопознания, отношения к себе, миру, другим, взаимоотношений с другими людьми (сверстниками и взрослыми), по экзистенциальным и другим проблемам. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий по созданию психологически безопасной и развивающей образовательной среды, направленной на развитие личности обучающихся (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).

Социально-психологическая экспертиза: оценка соответствия направленности и содержания тематики школьных и внешкольных мероприятий возрастным и личностным особенностям развития и саморазвития обучающихся с учетом их социального окружения.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг формирования личностных качеств и компе­тенций, лежащих в основе ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.

2.4.6.      Психологическое сопровождение социализации обучающихся (воспитанников): помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам социализации обучающихся, в том числе по проблеме общественной активности. Обсуждение с подростками таких проблем, как: развитие интересов, проведение досуга, роль общения в жизни человека, бесконфликтное общение и др. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает в себя подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.

Психологическая профилактика: участие в организации и проведении внешкольных мероприятий, летних лагерей труда и отдыха и других программ, проектов, направленных на социализацию обучающихся.

Психологическая диагностика: определение социально-психологического статуса обучающегося в период подросткового кризиса, выявление особенностей проявления и причин девиантного поведения.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании адекватных форм утверждения самостоятельности обучающихся, профилактике девиан­тного поведения. Помощь обучающимся в решении вопросов социального самоопределения, построении конструктивных отношений с родителями, педагогами, в развитии навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания. Обучение навыкам саморегуляции, сотрудничества, решения проблем и др.

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся по вопросам проведения досуга, развития интересов, взаимодействия с окружающими, социального самоопределения, преодоления трудностей в поведении и пр. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы. Консультирование педагогов и родителей по вопросам социализации обучающихся, по проблемам выбора путей и методов профилактики и коррекции девиантного поведения.

Социально-психологическое проектирование: участие в создании образовательной среды, направленной на формирование позитивной социальной позиции, развитие социальных умений и навыков обучающихся.

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза методов, форм, приемов и технологий, направленных на формирование позитивной социальной позиции, развитие социальных умений и навыков обучающихся.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг характеристик и результатов процесса социализации: формирования позитивной социальной направленности, активной жизненной позиции, динамики подростковых девиаций.

2.4.7.     Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпро- фильной подготовки

Психологическое просвещение: подготовка и проведение мероприятий, направленных на информирование обучающихся о значимости осознанного выбора профессии, правилах и ошибках выбора профессии, современных и востребованных профессиях, рынке труда и рынке образовательных услуг и т. п. Повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам профессионального самоопределения обучающихся, построения индивидуальных учебных планов, образовательных программ и маршрутов. Знакомство их с ситуацией на рынке профессионального образования и рынке труда и пр. Работа может проводиться в форме семинаров, круглых столов, педсоветов, она включает в себя подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы), приглашение специалистов других служб, специализирующихся в вопросах профессионального самоопределения.

Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация программ, мероприятий; проведение с педагогами, родителями, обучающимися занятий, направленных на профилактику возможных трудностей и ошибок в ситуации профессионального самоопределения.

Психологическая диагностика: определение ведущих интересов, профессиональной направленности, социально-трудовой компетентности обучающихся, их готовности к профессиональному самоопределению.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании и развитии профессиональных интересов, социально-трудовой компетентности, готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения. Развитие способности к самоопределению, проектированию будущего жизненного и профессионального пути. Помощь в построении индивидуального образовательного плана.

Психологическое консультирование: консультирование обучающихся, педагогов и родителей по вопросам социально-профессионального самоопределения, выбора направления предпрофильной подготовки. Помощь в построении проекта социально-профессионального самоопределения и т. п. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в проработке характеристик образовательной среды, создающей условия для формирования социально-трудовых компетенций, обеспечение качества предпрофильной подготовки, профильного обучения и обоснованного профессионального самоопределения обучающихся.

Социально-психологическая экспертиза: проведение экспертизы образовательной среды с точки зрения наличия возможностей для реализации индивидуальных образовательно-профессиональных планов обучающихся. Проведение анализа индивидуальных образовательных планов с точки зрения их соответствия целям образования, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям обучающихся. Оценка имеющихся в образовательном учреждении профориентационных материалов.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг характеристик образовательной среды, создающей условия для формирования необходимых социально­трудовых компетенций. Мониторинг обеспечения качества предпрофильной подготовки и профильного обучения, обоснованного профессионального самоопределения обучающихся, формирования готовности к профессиональному самоопределению, построению профессионально-образовательных планов.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ьОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ВОСПИТАННИКА) ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СТАРШУЮ ШКОЛУ

Готовность школьника к обучению в старшей школе в современных условиях (выбор профиля, учебного заведения) складывается из совокупности следующих компетентностей ученика:

—   интеллектуальная — как способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, владеть приемами самостоятельного добывания новых знаний, высокий уровень развития познавательных процессов;

—   личностная — как желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества;

—   коммуникативная, как способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить высказывания разного типа;

—   рефлексивная — как способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей, уметь объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению;

—   деятельностная — как способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата, умение определять и самостоятельно строить алгоритм действий в незнакомых и нестандартных ситуациях; способность работать в условиях выбора;

—   креативная — как способность любую учебную задачу решать творчески; желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности;

—   эмоциональная — как система учебно­познавательных мотивов, адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации [3].

Продолжение в следующем номере.

Метрики

Просмотров

Всего: 990
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 623
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0