«Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов (окончание)

710

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2009 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 74–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27615 (дата обращения: 21.04.2024)

Полный текст

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2009 год.

Методические рекомендации по проведению занятий

Тематический блок III. Специфика и содержание деятельности психолога

Цели:

—     представление деятельности психолога, того, что от­

личает его от других профессий;

—     знакомство с содержанием этой деятельности;

—    обучение самостоятельному сравнению, сопоставлению данных о профессии психолога.

Задачи:

—    выделить специфические черты профессии психолога, которые отличают ее от других;

—    подвести учащихся к пониманию того, что профессия психолога предъявляет определенные требования к личностным качествам человека;

—    определить круг проблем, составляющих содержание деятельности психолога.

Ресурсы:

1.    этический кодекс психолога;

2.     литература из списка, рекомендованного для учащихся (см. №2/2009);

3.     кабинет с компьютерной техникой и возможностью выхода в Интернет;

4.     ватман и фломастеры;

5.     требования к оформлению кабинета психолога.

Содержание занятий:

1.    Беседа о мифах, которые могут сопровождать профессию психолога

Ведущий предлагает для обсуждения следующие мифы.

Миф молодого специалиста о должности психолога

«Психолог — это такой человек, у которого есть свой кабинет, уютный, с цветами, с удобным диваном и мягкими креслами, с пушистым ковром на полу. В кабинете тихо жужжит и подмигивает лампочками компьютер, чуть слышна спокойная музыка (или шум прибоя), а мягкий свет изящных ламп создает особую, немного волшебную атмосферу. Администрация встречает молодого специалиста как долгожданного друга, исполняет все его желания и тихо млеет, сознавая, как им повезло. Волшебные методики дают абсолютно понятные результаты, которые элементарно интерпретируются. Клиенты, затаив дыхание, выслушивают рекомендации и незамедлительно бросаются их выполнять».

 

Миф администрации о психологе

«Это молодой специалист, закончивший лучший вуз с красным дипломом, воспитанный, не имеющий своего мнения, который будет выполнять любую работу, идеально вести документацию, на два дня раньше срока сдавать отчеты, брать на себя все неприятные разговоры, никогда ничего не требовать (в т. ч. и повышения зарплаты), и безмерно счастливый от того, что ему дают заниматься любимым делом».

Миф клиента о психологе

«Это такой человек, в советах которого я не очень- то нуждаюсь, но он наверняка может обеспечить быстрое решение всех моих проблем».

Учащимся задаются вопросы:

— каким должен быть психолог?

— как отследить результативность, эффективность работы психолога?

2.    Самостоятельная работа обучающихся с Этическим кодексом психолога

Преподаватель подводит учениеков к пониманию того, что профессия психолога предъявляет определенные требования к личностным качествам человека. Предлагает старшеклассникам самостоятельно изучить Этический кодекс психолога (см. Нормативно правовые основы деятельности педагога-психолога / сост. Л.В. Яблокова. — Красноярск, 1999). Работу учащиеся могут выполнять как индивидуально, так и по подгруппам.

Затем старшеклассники представляют наиболее существенные моменты, касающиеся личностных качеств психолога, и фиксируют их на доске или на ватмане.

3.    Самостоятельная работа обучающихся с источниками информации

Старшеклассникам предлагается возможность поработать с различными источниками информации: книги (см. список литературы, рекомендованный для учащихся), газету «Школьный психолог», а также использовать возможность выхода в Интернет для сбора информации о проблемах, которые приходится решать в своей деятельности психологу. По желанию участники могут объединяться в подгруппы.

4.    Дайджест привычного круга проблем, с которыми приходится работать психологу

Ученики представляют результаты своей самостоятельной работы с источниками информации. На доске или на ватмане выписывается перечень проблем, которые составляют содержание деятельности психолога. В ходе обсуждения, преподаватель может предложить им некоторые проблемы в качестве тематики для проектных или исследовательских работ.

5.   Составление модели (проекта) «Рабочее место психолога»

Преподаватель предлагает перечень требований к кабинету психолога (см. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006). Участники делятся на проектные группы и разрабатывают модель (проект, план) рабочего места психолога. Оформляют эскиз кабинета психолога на ватмане. Затем представляют всей группе для обсуждения.

6.         Работа с рефлексивным дневником

Преподаватель помогает обучающимся в индивидуальной (групповой) работе над выбранными ими проблемами для итоговых проектных или исследовательских работ.

Тематический блок IV. Виды деятельности психолога: психологическая диагностика и психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение и психологическая профилактика

Цели:

—   знакомство с основными видами деятельности психолога;

—   обучение самостоятельному сравнению, сопоставлению данных психологической диагностики и формулировке на их основе рекомендаций;

—   подвести к пониманию психологического смысла консультирования;

—   продолжение знакомства с основными видами деятельности психолога;

—   знакомство с психологической коррекцией как сферой деятельности практического психолога;

— знакомство с задачами психопрофилактической работы и психологического просвещения.

Задачи:

—   научить подростков определять вопросы, на которые помогает ответить психодиагностика;

—   выделить этапы осуществления психодиагностической работы и ее методы;

— обсудить специфику консультативной работы психолога.

—   дать определение психологической коррекции;

—   выделить основные требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекци­онные мероприятия;

—   научить уделять особое внимание повышению психологической культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья;

— способствовать развитию навыков группового взаимодействия.

Ресурсы:

1.   арсенал психодиагностических методик для старшего школьного возраста на выявление особенностей развития познавательной, интеллектуальной и личностной сфер;

2.   ролевая игра «Консультация»;

3.    Приложение I. «Примеры типичных ошибок, которых следует избегать при консультировании, а также примерный протокол наблюдения экспертов»;

4.    упражнение «Консультант-проба»;

5.    арсенал психокоррекционных и коррекционно­развивающих программ;

6.    арсенал научно-психологической литературы и периодических изданий (см. список литературы, рекомендованной для участников);

7.    ватман и фломастеры.

Содержание занятий:

Модуль 1. Психологическая диагностика

1.    Рассказ о видах деятельности психолога

Преподаватель перечисляет основные виды деятельности психолога: психологическая диагностика, психологическое консультирование, коррекционно­развивающая работа, психологическое просвещение психологическая профилактика.

2.   Беседа об особенностях диагностической работы практического психолога

Ведущий говорит о том, что представления человека о себе, своих личностных качествах очень важны для него. Эти представления не вырастают сами, их надо развивать в себе, а чтобы развивать, их надо знать. Процессу познания человеком себя помогает психологическая диагностика. Кроме того, психодиагностика помогает выявить круг психологических проблем и трудностей, которые могут сопровождать процесс развития человека.

Различают психодиагностику научно-исследовательскую и научно-практическую. Первая призвана изучать какие-либо психические процессы и устанавливать закономерности их возникновения. Вторая — ориентируется на задачи общественной практики, отвечает на конкретные вопросы, выявляет причины определенных психологических явлений. Кроме того диагностика причин не самоцель, она подчинена главной задаче — разработке рекомендаций. Выделяют следующие этапы осуществления диагностической работы психолога:

1)   изучение практического запроса;

2)    формулировка психологической проблемы;

3)    выдвижение гипотез о причинах наблюдаемого явления;

4)    выбор метода исследования;

5)    использование метода диагностики;

6)    формулировка психологического диагноза;

7)   разработка рекомендаций.

Выбор методов психологической диагностики — один из наиболее сложных этапов. Научно-практическая психодиагностика не может позволить таких временных и людских затрат, какие позволяет научно-исследовательская психодиагностика. Опыт работы практических психологов свидетельствует, что применение одних и тех же стандартных, даже очень надежных методов не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос. Психологу очень важно владеть широким, разнообразным арсеналом психодиагностических методик и гибко их использовать. Психолог может пользоваться разными методами диагностики: стандартными тестами, наблюдением, беседой и пр.

3.    Практическая работа по психодиагностике

Преподаватель заранее подбирает арсенал психодиагностических методик, доступных и интересных старшеклассникам на выявление особенностей развития познавательной и личностной сфер. Часть методик реализуется со всей группой. Возможна индивидуальная работа по диагностике учащимися самих себя и работа по психодиагностике участниками друг друга.

Модуль 2. Психологическое консультирование

1.   Беседа о специфике консультативной деятельности психолога

Ведущийобъясняет, что психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

Психолог должен принимать, уважать консультиру­емого и рассматривать его как значимого человека, помогать ему увидеть собственные потенциальные возможности. Центральный момент консультации — процесс взаимодействия психолога и консультируе­мого, установление доверительных взаимоотношений между ними. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения. Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Когда инициатива исходит от самого консультируемого, то он лучше сознает существующую проблему и мотивирован на ее решение. Консультирование так же может быть по результатам психодиагностики.

2.         Ролевая игра «Консультация»

Роли: педагог-психолог; человек, обратившийся за консультацией; эксперты.

1.   Инструкция «педагогу-психологу»: «Вы должны провести беседу с человеком, который обратился к вам за консультацией. В процессе беседы необходимо разобраться в ситуации, выявить наиболее значимые факторы ее развития. Необходимо дать обоснованные рекомендации для решения проблемы, вселить ему уверенность в возможность успешного преодоления трудностей».

2.   Инструкция «человеку, который обратился за консультацией»: «Вы пришли к психологу-консультанту с проблемой и подробно рассказываете о ней психологу».

3.   Инструкция «экспертам»: «Внимательно следите за ходом беседы и ведите протокол наблюдения, в котором отмечаете, что способствовало или препятствовало созданию благоприятного психологического климата разговора, пониманию ситуации, выяснению истинных причин проблемы, формированию уверенности в возможности успешного ее разрешения или выполнении рекомендаций»

В начале игры после распределения ролей и изучения инструкций можно включить видеозапись для дальнейшего анализа и обсуждения увиденного. Длительность одного эпизода ролевой игры ограничивается 15 минутами. После окончания ролевой игры проводится ее коллективный разбор, который целесообразно начать с получения ответов на вопросы экспертов. Примеры типичных ошибок консультирования, протокол наблюдения представлены в При- ложожении I.

4.        Упражнение «Консультант-проба»

Преподаватель предлагает всем участникам в течение пяти минут обдумать какую-либо проблему, которая требует совета, помощи, рекомендаций со стороны психолога. Затем учащиеся разделяются на пары, распределяют между собой роли психолога- консультанта и консультируемого. В течение пяти минут пытаются построить беседу, направленную на оказание психологической помощи консультируемо­му. Затем меняются ролями. По окончании упражнения проводится обсуждение впечатлениями от процесса консультирования.

Модуль 3. Психологическая коррекция

1.    Определение понятия «психологическая коррекция»

Преподаватель рассказывает о том, что в жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к сфере психологии. Многие проблемы человек может решить самостоятельно, используя рекомендации специалистов-психологов.

Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его пути, и нуждается в психологической помощи. Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование и т. п.

Термин «психокоррекция» буквально означает «исправление». Психологическая коррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. С психологической коррекцией тесно связано психологическое развитие. Психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности и направлена на их переделку. Основная задача психологического развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Тех, кто нуждается в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступатьот- дельные люди, семья или группа.

2.   Самостоятельная работа с источниками информации

Преподаватель предлагает арсенал психокоррек­ционных, коррекционно-развивающих программ, которые учащиеся должны самостоятельно просмотреть и выделить основные моменты по следующим пунктам:

—   цель и задачи программы;

—   кому она адресована;

—   проблема, на решение которой направлена;

—   продолжительность реализации.

Также учащимся необходимо выбрать какое-либо коррекционно-развивающие упражнение и апробировать его в группе.

Данную работу учащиеся могут выполнять индивидуально или по подгруппам.

3. Представление результатов самостоятельной работы

По окончании представления коррекционных программ и демонстрации коррекционно-развивающих упражнений, обучающимся задается вопрос:

— какие требования, предъявляются к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия?

Ведущий подводит обучающихся к выводу о том, что проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.

К основным компонентам профессиональной готовности к коррекционному воздействию относят:

—   теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы;

—   практический компонент: владение конкретными методами и методиками психологической коррекции;

— личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Модуль 4. Психологическое просвещение

1.    Беседа о психологической культуре

Преподаватель спрашивает учащихся о том, что значит быть психологически культурным человеком. Вместе они к выводу, что психологическая культура

— это забота о своем психологическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям.

Совместно со старшеклассниками, ведущий отмечает, что в нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

Повышению психологической культуры призваны помочь такие виды деятельности практического психолога как психологическое просвещение и психологическая профилактика. Психологическое просвещение — повышение психологической культуры, приобщение к психологическим знаниям.

2.   Работа с научно-психологической литературой и периодическими изданиями

Обучающимся предлагаются различные психологические издания. Возможна работа с поисковыми системами Интернет для знакомства с психологическими сайтами. Старшеклассникам предлагается выбрать актуальные темы, требующие психологического просвещения и подобрать перечень источников с необходимой информацией. Затем участники представляют группе результаты своей самостоятельной работы. По желанию они могут объединяться в подгруппы.

Модуль 5 . Психологическая профилактика

1.   Продолжение беседы о психологической культуре

Психологическая профилактика — это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья. Надо отметить, что психопрофилактичес­кая работа — малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе.

2.         Творческая работа учащихся в подгруппах

Ведущий предлагает обучающимся попытаться разработать комплекс психопрофилактических мероприятий в образовательном учреждении. Свои идеи старшеклассники фиксируют фломастерами на ватмане. Работу они могут выполнять как индивидуально, так и по подгруппам. Возможно, кто-нибудь из участников пожелает какую-либо идею реализовать через проектную деятельность.

3.         Работа с рефлексивным дневником

Преподаватель продолжает работу с учащимися по реализации выбранных ими проектных или исследовательских работ.

Тематический блок V. Индивидуальные и групповые консультации

Цели:

—   уточнение и корректировка итоговых работ учащихся и их презентации;

—   получение позитивной обратной связи о деятельности по программе элективного курса.

Задачи:

—   научить подростков анализировать приобретенные знания и опыт в ходе деятельности по программе курса;

—   помочь старшеклассникам сформулировать свое отношение к профессии психолога;

—   оказать помощь обучающимся в подготовке и презентации их итоговых работ.

Ресурсы:

1.    игра «Звездный час профессии»;

2.    упражнение «Неоконченные предложения»;

3.     итоговые работы учеников.

Сценарий занятия

1.     Игра «Звездный час профессии»

Преподаватель предлагает участникам разделиться на пары или подгруппы, а затем придумать и представить мини-сценки под названием «Звездный час психолога».

2.     Упражнение «Неоконченные предложения»

Для того чтобы ученики могли сформулировать свое отношение к пробе «Я — психолог», им предлагается закончить следующие предложения:

1.    Я выбираю (не выбираю) профессию психолога, потому что...

2.        Я рада, что, работая психологом смогу...

3.    Я буду считать, что достигла вершин в профессии психолога если.

Второе и третье предложение заканчивают те участники, которые выбирают положительный вариант первого предложения.

Далее происходит обсуждение, в ходе которого участники высказывают свое отношение к профессии психолога.

3.     Работа с рефлексивным дневником

Обучающиеся самостоятельно заполняют в своих рефлексивных дневниках графу «Мои впечатления».

По результатам этой деятельности в ходе реализации по программе элективного курса выбираются пять лучших участников, которые поощряются цветными квадратиками — бонусами:

—    красный — «Лидер»;

—    синий — «Творец»;

—    зеленый — «Профи»;

—    желтый — «Работяга»;

—    фиолетовый — «Активист».

Те, кто получит бонусы (цветные квадратики), вклеивают их в свои рефлексивные дневники.

4.     Презентация итоговых работ учащихся

Участникам предлагается презентовать свои итоговые работы группе. После этого происходит обсуждение, даются рекомендации. Выбираются лучшие работы, которые будут представлены на городскую научно-практическую конференцию.

Если у кого-то из ребят предполагается мультимедийная презентация, то она проходит в кабинете, имеющем соответствующее техническое оснащение.

5.    «Лимонадник»

Возможна организация «сладкого стола» и чаепития, где происходит обмен впечатлениями о прошедших презентациях и о занятиях курса в целом в непринужденной, дружеской атмосфере.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИМЕРЫ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Ситуация 1.

Мать: «Я пришла к вам посоветоваться. У меня очень сложное положение — сын стал плохо учиться; учителя жалуются, что у него очень слабые знания. Может быть, это связано с состоянием его здоровья? В детстве он часто болел, а недавно ездил в санаторий и теперь совсем отстал в учебе».

Консультант: «Да, ослабленное здоровье во многом определяет неудачи в учебных делах. Вам надо заняться закаливанием сына, больше бывать с ним на свежем воздухе, записать его в спортивную секцию».

Ошибка: дает совет сразу же, игнорируя истинные мотивы и интересы партнера.

Ситуация 2.

Мать: «Последнее время меня беспокоит, что все жалуются на сына. Тут как-то пришла Мария Ивановне — это наша соседка, сослуживица мужа, у нее с ним очень хорошие отношения — и говорит...».

Консультант (обрывая на полуслове): «Расскажите мне, пожалуйста, об отношениях в вашей семье».

Ошибка: не умеет выслушивать, не дает высказаться, прерывает рассказ, не выдерживает паузу.

Ситуация 3.

Мать: «У меня все чаще и чаще возникают ссоры с сыном, я раздражена, срываюсь на нем по пустякам».

Консультант: «Вы замужем?»

Мать: «Да, но. Почему вас это интересует?»

Консультант: «Какие у вас отношения с мужем?»

Мать: «Я только что вам сказала, что у меня проблемы с сыном, а не с мужем. Все считают, что мы идеальная пара».

Ошибка: прямые вопросы («в лоб») с целью получить информацию для проверки своей точки зрения.

Ситуация 4.

Мать: «По ночам я перестала спать, снятся кошмарные сны. Соседи и знакомые говорят за моей спиной: “Вот мать этого хулигана”».

Консультант: «Вы не должны так болезненно реагировать на то, что происходит с сыном. Все, что с ним происходит, не выходит за рамки нормы».

Ошибка: навязывание своей точки зрения, собственного мнения.

Ситуация 5.

Мать: «Я делаю все для своего сына.

Все видят, что я отдала ему все свои силы, время, да и средства. Я много занимаюсь воспитанием сына. Все говорят, что я “ненормальная мать”».

Консультант: «Очень часто чрезмерная опека, излишние воспитательные усилия в подростковом возрасте вызывают реакцию протеста. Во всем, что вы мне рассказываете, я вижу обычные проблемы переходного возраста».

Ошибка: жесткость, стереотипность собственной версии проблемы партнера (зачастую на основе стереотипов психологической теории «житейского опыта»).

Информация об авторах

Лухтанова Елена Вениаминовна, педагог-психолог МОУ СОШ №3 г. Бородино Красноярского края, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 894
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 710
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1