Всероссийский психологический форум 'Образование. Воспитание. Развитие — 2009'

487

Аннотация

С 27 сентября по 3 октября 2009 года в Сочи прошли Всероссийский психологический форум «Образование. Воспитание. Развитие — 2009» и Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2009».

Общая информация

Рубрика издания: События

Для цитаты: Мелентьева О.С. Всероссийский психологический форум 'Образование. Воспитание. Развитие — 2009' [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 13–16. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27723 (дата обращения: 13.12.2024)

Полный текст

 

С 27 сентября по 3 октября 2009 года в Сочи прошли Всероссийский психологический форум «Образование. Воспитание. Развитие — 2009» и Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог . России — 2009».

Форум состоялся при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Организаторами выступили Московский городской психолого-педагогический университет, Федерация психологов образования России и Центр практической психологии образования.

Всероссийский психологический форум — мероприятие уникальное. Он проходит раз в год, объединяя психологов системы образования. В рамках Форума проводился Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2009», а также три научно-практические конференции:

—   «Психология здоровья в деятельности образовательных учреждений: научно-методические, содержательные и организационные аспекты»;

—   «Основные направления деятельности психологической службы образования по обеспечению безопасности детей и подростков»;

—   «Развивающий потенциал современной школы».

Научно-практические конференции включали в себя проведение секционных заседаний, семинаров, круглых столов и мастер-классов. Разговор на пленарном заседании получился содержательным и интересным: с докладами выступили директора образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, из разных регионов: О.Е. Буланова (Москва), Н.В. Должикова (Екатеринбург), Т.Н. Клюева (Самара), А.Г. Петрынин (Хабаровск). Палитра рассмотренных проблем оказалась насыщенной и разнообразной: это и перспективы развития психологической службы в условиях нормативного финансирования, и роль службы в построении среды отношений, и ресурсы развития инклюзивного образования, и реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. Важным дополнением к этой картине, отразившим актуальное состояние службы практической психологии образования у нас в стране, стало выступление И.В. Дубровиной о культурных и этических аспектах психологической помощи.

На секционном заседании «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: проблемы и решения» (руководители Забродин Ю.М., Буланова О.Е., Чепель Т.Л.) обсуждались конкретные проблемы, связанные с процессом интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, и пути их преодоления.

В рамках круглого стола «Воспитание культуры здоровья» (руководители Дубровина И.В., Клюева Т.Н., Метелькова Е.И., Чепель Т.Л.) были подняты вопросы сохранения интеллектуального здоровья в условиях современного образования, а также формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

Пленарное заседание. Выступает И.В. Вачков


Участников Форума приветствует советник Минобрнауки России Е.И. Метелькова

На секционных заседаниях «Прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования» (руководители Дубровина И.В., Ме- телькова Е.И., Чаусова Л.К), «Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» отклоняющегося поведения» (руководители Забродин Ю.М., Болховитин Н.И., Чаусова Л.К.) особое внимание было уделено вопросам, связанным с психолого-педагогическим сопровождением старшеклассников, с профилактикой школьной неуспеваемости подростков, обсуждался процесс оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям в кризисных ситуациях, был рассмотрен опыт Кемеровской области в создании областной инфраструктуры комплексного психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения в системе образования.

Руководители Форума И.В. Дубровина и Ю.М. Забродин

Директор МОУ «Центр психологической реабилитации и коррекции» г. Хабаровска Петрынин А.Г. на семинаре «Обеспечение сохранения здоровья детей с девиантным поведением в ППМСЦ» поделился богатым и чрезвычайно интересным, а самое главное — дающим реальные и устойчивые результаты — опытом реабилитационной работы с подростками, совершившими правонарушения.

В рамках научно-практической конференции «Развивающий потенциал современной школы» состоялся большой круглый стол «Задачи психологической службы в условиях модернизации российского образования» (ведущие Метелькова Е.И., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Степанова М.А.), темы которого сегодня особенно актуальны: психолого-педагогическое сопровождение образовательных стандартов нового поколения; психологическое обеспечение подготовки и проведения Единого государственного экзамена; олимпиадное движение.

Современные информационные технологии в настоящее время активно используются в образовании. Этой теме был посвящен мастер-класс «Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве школы», проведенный заместителем директора Института педагогики и психологии образования ГОУВПО МГПУ по научной работе Вачковой С.Н. На мастер-классе были продемонстрированы разнообразные цифровые образовательные ресурсы — от самых простых до инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые могут использовать в своей практической работе педагоги и психологи. Также была показана возможность использования ИУМК для создания собственных ресурсов в практической работе психолога (тестов, наглядных материалов и др.).

Все секции Форума проходили в конструктивном духе. Участники активно обсуждали свои проблемы, искали пути их решения, делились опытом. На заседаниях разворачивались интересные дискуссии, иногда довольно жесткие, но, без сомнения, содержательные и полезные.

Особо следует сказать о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2009». Ведь именно тут кипели нешуточные страсти и, в отличие от секционных заседаний, разворачивалось соперничество между участниками. Хочется отметить: несмотря на то, что конкурс — это соревнование, в котором у каждого есть стремление обойти конкурентов, на всех его этапах участники охотно помогали друг другу, поддерживали коллег- соперников. Далеко не на всяком конкурсе можно увидеть подобное. Участники конкурса перезнакомились на вводном тренинге и нашли в лице соперников друзей и единомышленников, что позволило продолжить общение, обмен опытом и идеями уже за пределами конкурса.

Интересно, что почти треть участников конкурса составили педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях (на прошлом всероссийском конкурсе их было значительно меньше), четверо конкурсантов представляли образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, десять конкурсантов — специальные коррекционные образовательные учреждения.

Большое жюри конкурса состояло из представителей семи федеральных округов — директоров ведущих образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Возглавляла Большое жюри Ирина Владимировна Дубровина, авторитет которой в вопросах психологической службы образования непререкаем.

На первом туре «Визитная карточка» конкурсанты представили себя и свою профессиональную деятельность. Сложность заключалась в том, что организаторами была заранее исключена возможность использования мультимедийных средств. Творческий потенциал педагогов-психологов оказался поистине неисчерпаемым: на сцене появлялись цыганки в цветастых платках, царевны-лягушки с «пси-стрелами», морское побережье с дельфинами, волшебные зонтики, детские кроватки, корыта и много других неожиданных вещей.

Во второй тур вышли десять конкурсантов. Задание, которое предложили участникам, заключалось в психологической интерпретации известных литературных цитат. Конкурсантов приглашали в зал поочередно, они не знали о предстоящем задании и не слышали ответов соперников, что позволило поставить всех в равные условия. Далее конкурсанты выступили с защитой психолого-педагогической технологии.

Победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009» О.М. Глебова

Конечно же, конкурсантам было нелегко. Но и жюри было не просто сделать свой выбор: уровень всех участников оказался высоким, многие предложенные технологии были по-настоящему инновационными и яркими. К участию в третьем туре были допущены трое финалистов: Наталья Гоголь из Самары, Ольга Глебова из Ленинградской области и Наталья Баринова из Москвы.

Им нужно было провести открытое занятие и проанализировать его. На помощь финалистам пришли коллеги-конкурсанты. Именно они стали участниками занятий, их живые реакции, искренняя заинтересованность в происходящем придали работе финалистов особый блеск. Были показаны маленькие «кусочки» авторских психолого-педагогических технологий. Каждое из занятий было интересно по-своему: и сказкотерапевтическое (Наталья Гоголь), и развивающее эмоциональную сферу дошкольников (Ольга Глебова), и обучающее для родителей трехлетних детей (Наталья Баринова).

Вердикт жюри оказался следующим: победителем конкурса «Педагог-психолог России — 2009» была признана Ольга Глебова (Ленинградская обл., г. Всеволожск, МДОУ «Центр развития ребенка» Детский сад №60), второе место заняла Наталья Баринова (Москва, ГОУ «Центр развития ребенка» Детский сад №69), третье — Наталья Гоголь (Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа-интернат №117 II вида г. Самары).

В завершении хочется особо отметить большую работу, проделанную организационным комитетом по подготовке и проведению Форума, благодаря чему были выполнены все поставленные задачи.

А мы будем с интересом ждать следующего года: новых участников конкурса и Форума, интересных докладов, конструктивных дискуссий и просто добрых встреч с коллегами.

Информация об авторах

Мелентьева Ольга Станиславовна, педагог-психолог, супервизор, директор , Ассоциация психологов «Сообщество сказкотерапевтов», Москва, Россия, e-mail: 01olgam@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 808
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 487
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0