Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 19–21
ISSN: 2658-3100 (online)
Юбилей московских ППМС-центров
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Для цитаты: Решетникова О.В. Юбилей московских ППМС-центров [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 19–21. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27725 (дата обращения: 09.10.2024)
Полный текст
22—23 сентября прошла городская научнопрактическая конференция «Опыт развития региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в городе Москве: 1993—2009 годы».
Не так давно в нашей стране отмечался 20-летний юбилей психологической службы образования. Параллельно с этим во многих городах России проходят и юбилеи ППМС- центров, возникновение и развитие которых проходило одновременно со всей службой.
Первые психолого-педагогические и медико-социальные центры стали создаваться в конце 1980-х — начале 1990-х годов. История этих учреждений в Москве начинается с открытия комплексов социально-педагогической реабилитации детей и подростков («Лосиный остров», ЮЗАО), психолого-медико-социальных центров («Юго-Запад»).
Коллегия департамента образования города Москвы, состоявшаяся в 1994/1995 учебном году, рассмотрела опыт работы инновационных учреждений Юго-Западного округа и рекомендовала его для распространения в других столичных округах. В Москве ежегодно стали открываться от трех до пяти ППМС-центров. Центры, которых сейчас уже 60, стали неотъемлемой частью столичной системы образования и основным звеном службы практической психологии.
Юбилейная конференция, как, впрочем, и вся деятельность московских центров, была очень насыщенной и содержательной. В первый день работы состоялось пленарное заседание, где с докладами выступили ведущие ученые и руководители психологической службы города.
Л.Е. Курнешова (первый заместитель руководителя департамента образования города Москвы) проанализировала работу столичных центров, сообщила, что в них оказывается необходимая помощь проблемным категориям детей: с ограниченными возможностями здоровья, с аддиктивным и девиантным поведением, «группам риска», тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. ППМС-центры реализуют программы, направленные на сохранение психологического и физического здоровья учащихся, поддержание комфортной образовательной среды, предупреждение личностных и межличностных проблем и конфликтов, защиту прав и интересов несовершеннолетних и психологическое просвещение всех участников образовательного процесса. Оказывается помощь детям начиная с первых месяцев жизни, а также осуществляется сопровождение одаренных детей, которые остро в нем нуждаются.
За 15 лет сформировалась уникальная культура междисциплинарного взаимодействия различных специалистов, каждый из которых обладает высоким уровнем подготовки, имеет свое профессиональное кредо, свои методы и способы работы
Анализируя выступления на пленарном заседании, можно выделить несколько основных болевых точек в работе московских ППМС-цент- ров. И главные — подготовка и повышение квалификации работающих там специалистов и тесно связанный с этим уровень их психологической культуры.
В докладе «Основные задачи профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов психологической службы образования г. Москвы» В.В. Рубцов (академик РАО, директор ПИ РАО, ректор МГППУ) затронул очень болезненную для специалистов проблему — уровень их профессиональной компетентности. Несмотря на то что, по мнению Виталия Владимировича, московская психологическая служба — одна из лучших в России, современное образование постоянно выдвигает новые требования к уровню квалификации психологов. И для того чтобы ему соответствовать, необходимо не только пересмотреть требования к профессиональной подготовке, но и постоянно повышать квалификацию.
Докладчик обратил внимание на то, что в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» сейчас разрабатывается принципиально новая система подготовки кадров, основанная на установках деятельностного подхода.
Но одной только высокой профессиональной квалификации недостаточно. Для специалистов, работающих в системе образования, на первый план выходит психологическая культура. А именно ее, и это с сожалением констатировала И.В. Дубровина (академик РАО), все больше не хватает современным специалистам. Истинная психологическая культура, считает Ирина Владимировна, предполагает реализацию в обществе психологических знаний с позиции и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека. Этого мы, к сожалению, часто не наблюдаем в нашем обществе. А отсутствие психологической культуры в среде развития ребенка способствует тому, что он с рождения попадает в зону риска — риска не стать человеком.
О возрастающей роли современного образования говорил в своем докладе «Практическая психология в контексте социокультурной модернизации образования» А.Г. Асмолов (академик РАО, директор Федерального института развития образования). Миссией образования Александр Григорьевич считает порождение социальной, этнокультурной и общечеловеческой идентичности личности. Его беспокоит существующее сейчас «смешение в идентичности». У кого-то она гражданская, у кого-то этническая, у кого-то общечеловеческая. Отсутствие идентичности порождает рост неопределенности, когда человек не знает, кто он такой, куда ему идти, ради чего жить. Поэтому ключевой задачей образования, по мнению ученого, является «поиск тех направлений, которые и будут определять идентичность».
Говоря о психологе в образовании, Александр Григорьевич предостерег от чрезмерного увлечения диагностикой: «Я боюсь, что психолог, который должен являться мастером поддержки неодинаковости в обществе, может превратиться в человека с тестом в руках».
Поднятая А.Г. Асмоловым проблема психологической диагностики не осталась без внимания. Свой взгляд на необходимость использования дифференциальной диагностики при работе с проблемными детьми высказал В.И. Лубовский (доктор психологических наук, зав. лабораторией МГПУ). Наиболее важной проблемой, возникающей у специалистов ППМС-центров, он считает отсутствие диагностического инструментария, дающего возможность дифференцированно подходить к определению нарушений психического развития у детей.
Неоднократно с трибуны звучала и обеспокоенность неправомерным увлечением инклюзивным образованием. В частности, А.Ю Фролов (член совета Общественной палаты по образованию г. Москвы), сам отец ребенка с особенностями в развитии, рассказал о негативном опыте посещения обычного образовательного учреждения, в котором отсутствовало не только необходимое для таких детей оборудование, но и специально подготовленные педагоги.
Обеспокоенность состоянием здоровья подрастающего поколения высказал Н.Ф. Герасименко (академик РАМН, заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной думы РФ). О позитивном опыте взаимодействия специалистов ППМС-центров с московской службой психологической помощи населению рассказала ее руководитель, кандидат психологических наук А.И. Ляшенко.
Второй день работы конференции проходил на базе ведущих ППМС- центров Москвы. Параллельно прошли 9 секционных заседаний, каждое из которых состояло из докладов, сообщений и мастер-классов. Выступали и ведущие ученые, и опытные практики, и молодые специалисты.
При подведении итогов работы конференции каждая из девяти секций представила свои предложения для внесения их в проект резолюции.
Подавляющее большинство участников считает, что действующая нормативно-правовая база деятельности центров требует пересмотра, так как не соответствует существующей системе оказания психологопедагогической помощи. В частности, сотрудники центров уверены, что необходим переход от количественных показателей оценки деятельности ППМС-центров к разработке и внедрению показателей качественных. А главное — необходимо более четко определить статус центров как образовательных учреждений службы практической психологии, а не учреждений дополнительного образования.
Особое внимание в проекте резолюции было уделено необходимости стандартизации психолого-педагогических методик, унификации диагностического материала, а также развитию системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов, в том числе и в виде стажировок на базе других центров.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1140
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 675
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0