Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 1. С. 18–20
ISSN: 2658-3100 (online)
Поздравляем наших юбиляров!
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: персоналии
Для цитаты: Поздравляем наших юбиляров! [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 18–20. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31874 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Валерия Сергеевна Мухина — ведущий отечественный психолог с мировым именем, академик РАО и РАЕН, член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, лауреат премии Президента РФ в области образования.
Вся ее творческая жизнь тесно связана с Московским государственным педагогическим университетом: учеба на биолого-химическом факультете, защита кандидатской и (в 37 лет) докторской диссертации — она была самым молодым доктором наук в Советском Союзе.
В 1992 году В.С. Мухина была избрана действительным членом Российской академии образования. 1988 год — заведующая кафедрой психологии развития Московского государственного педагогического университета, а с 1992 по 1998 годы одновременно являлась и директором Института развития личности РАО.
Как пишет сама Валерия Сергеевна, личность вырастает постепенно, и предстает перед другими и самой собой уникальной, если она включена в ситуацию, в которой должна сознательно, активно и свободно отстоять свою сложившуюся позицию. Валерии Сергеевне приходилось это делать постоянно, касалось ли это ее научной деятельности, деловой активности, гражданской позиции, отношений с другими и самой собой. Ученый, руководитель, наставник, дочь, мать, любимая женщина — во всех ипостасях ей удавалось быть свободной, единственной и неповторимой, брать на себя груз ответственности и любви за себя и других.
Валерия Сергеевна Мухина — основатель научной школы «Феноменология развития и бытия личности», она признана в отечественном психологическим сообществе и широко известна за рубежом. Она создала теорию исторического и онтогенетического развития личности на пересечении пяти реальностей: условий развития и бытия личности. Речь идет о следующих реальностях: предметном мире; образно-знаковых системах, природе, социально-нормативном пространстве, внутреннем пространстве личности.
Ею была предложена концепция механизмов, определяющих развитие и бытие личности (идентификация и обособление), а также концепция самосознания личности в контексте социально-исторических условий и внутренней позиции. Кроме того, Валерия Сергеевна ввела фундаментальное понятие «Великое идеополе общественного самосознания», которое знаменует собой целостную представленность достижений человечества в сфере открытых им образов, идей, понятий, нравственных ориентиров и др.
Научные интересы В.С. Мухина непосредственно связаны с практикой. Она участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988—1989). В Буденовске с конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В 1992—1999 годах. возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ ею разрабатывалась «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и до сих пор ведется программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания».
В 2004 году Валерия Сергеевна руководила группой психологов по оказанию психологической эксп- ресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Она руководила программами поддержки детства, в том числе «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
В.С. Мухина — автор около пятисот публикаций, в том числе изданных на многих языках мира. Ее перу принадлежат более 60 изданий книг, монографий и учебников, общий тираж которых около 2,5 миллионов экземпляров. В недавнее время вышли значимые для науки монографии: «Личность: Мифы и ре- альность( альтернативный взгляд . Системный подход. Инновационные аспекты)» и «Отчужденные :абсолют отчуждения. А в этом году обе монографии вышли вторым изданием, исправленным и дополненным. Издания адресованы сензитивным к новым идеям специалистам в области психологи, философии, культурологи, социологии и других научных дисциплин, изучающих личность.
В рамках концепций научной школы В.С. Мухиной работает более 20 докторов и 170 кандидатов наук в регионах России, странах СНГ и за рубежом.
Валерия Сергеевна всегда окружена молодыми учениками, коллегами. Она продолжает поиск истины, обращаясь к «проблемам бытия плоти и духа, системы личностных смыслов». Она совершает каждодневный поиск сущностного понимания феномена личности. Результаты ее работы отражаются в книгах, которыми она постоянно радует и обогащает нас.
Хотелось бы пожелать Валерии Сергеевне бодрости и здоровья, удачи и успехов, которые можно не сомневаться, всегда будут сопровождать ее жизненный путь.
1 марта 2010 года исполнилось 70 лет Вячеславу Андреевичу Иванникову.
Вячеслав Андреевич Иванников — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ло- моносова, член-корреспондент РАО, Президент Академии социального управления.
Около полувека связывают В.А.Иванникова с факультетом психологии. В 1966 году Вячеслав Андреевич окончил отделение психологии философского факультета МГУ им.М.В. Ломоносова. Его учителями были основоположники отечественной психологии А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин.
В 1969 году Вячеслав Андреевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом», в 1989 году — докторскую диссертацию «Проблема воли в психологии».
В.А. Иванников принимал активное участие в разработке Президентской программы «Дети России» и федеральных целевых подпрограмм «Дети Чернобыля» и «Дети-сироты».
Вячеслава Андреевича отличают широкие профессиональные интересы: проблемы общей психологии и психофизиологии, мотивация поведения, волевая регуляция деятельности. Он является автором большого числа научных и учебных публикаций. В серии «Классический университетский учебник» вышла его книга «Психологические механизмы волевой регуляции».
В.А. Иванников ведет большую работу со студентами, аспирантами и слушателями факультета психологии. В Московском университете читает курсы лекций по общей психологии, спецкурс «Проблема воли в психологии». Под его руководством защищено более 10 кандидатских диссертаций. В 2005 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета».
В течение всех лет работы на факультете психологии Московского университета Вячеслав Андреевич вел и продолжает вести большую организационную и общественную работу.
В.А. Иванников внес большой вклад в развитие практической психологии образования в России, в разработку стандартов и программ по психологии для
факультетов психологии классических университетов. Вячеслав Андреевич Иванников — член Президиума Федерации практической психологии образования России, член редакционного совета журнала «Вестник практической психологии образования».
В.А. Иванников имеет правительственные награды: медаль «Ветеран труда», медаль «В память 850- летия Москвы», медаль К.Д.Ушинского.
Вячеслав Андреевич пользуется большим авторитетом у коллег и учеников. Для многих он является образцом настоящего исследователя, преданного своему делу и Учителям. Он бескорыстно помогает тем, кто проявляет искренний интерес к психологической науке; всегда поддерживает новые идеи и инициативы учеников. Доброжелательность, высокая ответственность, готовность придти на помощь уживаются в этом человеке с научной принципиальностью, направленностью на достойный результат как в педагогической, так и научной деятельности.
Ученики, коллеги, члены редколлегии журнала поздравляют Вячеслава Андреевича с юбилеем, желают ему крепкого здоровья, активного долголетия и новых творческих успехов во всех сферах ее многогранной жизни.
В профессиональном сообществе психологов образования вряд ли есть человек, который не знает Татьяну Николаевну Клюеву — кандидата психологических наук, директора Самарского регионального социопсихологического центра, которая недавно отметила свой юбилей.
ТН. Клюева не только смелый экспериментатор и мудрый стратег но и успешный менеджер, способный внедрить в практику любое самое смелое начинание. Благодаря этому психологическая служба Самарской области не только благополучно пережила все критические для коллег из большинства регионов изменения, но и постоянно совершенствует качество своей деятельности. Любые нововведения в системе отечественного образования здесь изучаются, анализируются и внедряются, причем с пользой как для самой региональной системы образования, так и для работающих там психологов. При этом своими разработками самарцы всегда щедро делятся с коллегами из других регионов.
Мы желаем Татьяне Николаевне дальнейших творческих успехов в ее нелегкой, но полезной работе, а также счастья и гармонии в жизни!
Редакционный совет и редколлегия журнала «Вестник практической психологии образования»
Метрики
Просмотров
Всего: 857
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 574
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0