Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 2. С. 3–5
ISSN: 2658-3100 (online)
Поздравляем наших юбиляров!
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: поздравление
Для цитаты: Поздравляем наших юбиляров! [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34544 (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
Ирина Владимировна Дубровина
6 июня исполнилось 75 лет Ирине Владимировне Дубровиной — известному ученому, доктору психологических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования, Заслуженному деятелю науки Российской Федерации, лауреату премии Президента Российской Федерации.
Вместе со своими коллегами она внесла огромный вклад в развитие педагогической психологии в нашей стране. Ирина Владимировна — одна из немногих, кто стоял у истоков нового направления возрастной психологии — детской практической психологии. При ее поддержке и участии были проведены фундаментальные исследования, посвященные разработке теоретических основ и прикладных аспектов детской практической психологии. Позже они легли в основу работы современной школьной психологической службы (основные результаты этих исследований изложены в авторской монографии «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики» (М.: Педагогика, 1991)).
Ириной Владимировной был внесен значительный вклад в разработку проблем генезиса возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в выявление ряда фактов и закономерностей, имеющих фундаментальное значение для возрастной психологии.
Это факты научной биографии. Но, как это часто бывает в жизни, цифры, факты и даже высокие звания и награды не всегда могут показать подлинную значимость научных достижений — их реальное влияние на жизнь рядового человека. Ведь то, что еще вчера казалось новым и передовым, завтра может показаться обычным, повседневным, существовавшим всегда.
Так, сегодня, в конце первого десятилетия 21-го века, психология как наука и практика уверенно вошла в нашу жизнь, стала ее неотъемлемой частью. Психологическая культура общения людей пусть медленно, но неуклонно растет. А это значит, что растет уважение к личному психологическому пространству человека, его собственным потребностям, интересам, склонностям, талантам. Особенно важным подобное понимание бывает в детском, подростковом, юношеском возрасте, когда один сензитивный период сменяет другой, а психологическое, физическое и социальное развитие каждого отдельного человека преподносит все новые и новые сюрпризы как ему самому, так и окружающим. В это время как никогда важно его понять, поддержать, направить. А для этого одного желания со стороны педагогов и родителей мало. Нужны научные знания.
Тот, кому сегодня 35 лет и больше, хорошо помнит, каково это было — учиться под постоянным психологическим прессом предписаний «ты должен», «так надо», «так положено». Когда обязанности превалировали над правами, а обратиться за помощью и советом в сложной жизненной ситуации ни родителям, ни самому ребенку было практически некуда. Ведь института специальной психологической службы, способной решать многие проблемы и конфликты, не существовало — ни в школе, ни в органах опеки и попечительства, ни где-либо еще.
Сегодня она есть, она развивается и совершенствуется, аккумулируя в себе отечественный и зарубежный опыт. И все это мы имеем благодаря упорному труду многих талантливых ученых и практиков, видное место среди которых занимает Ирина Владимировна Дубровина.
Ее участие в работе по созданию психологической службы в школе — в ряде случаев в роли руководителя — началась задолго до того, как в 1989 году в нашей стране впервые была официально введена должность педагога-психолога. Многие годы и огромный труд, не видимый глазу рядовых учителей и учеников, предшествовал этому событию.
Вот лишь некоторые наиболее значимые вехи долгого пути.
Конец 70-х годов. Организовано психологическое исследование воспитанников домов-интернатов. В результате многолетнего изучения вопроса впервые в отечественной психологии были получены научные данные и выявлены причины особого типа психического развития и развития личности этих детей (на основе полученных результатов под редакцией И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной совместно с лабораторией дошкольного воспитания) была издана коллективная монография «Психическое развитое воспитанников детского дома» (М.: Педагогика. 1990)).
80-е годы. Впервые в нашей стране проведено масштабное исследование возрастной динамики психического развития на протяжении подросткового — раннего юношеского возраста. Исследование охватывало широкий круг аспектов развития познавательной мотивационно-потребностной сферы, самосознания и других сторон личности школьников (результаты этого исследования были отражены в выпущенной под редакцией И. В. Дубровиной коллективной монографии «Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет» (М.: Педагогика, 1988)).
1980 год. По инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского начата работа по организации в стране школьной психологической службы. Были созданы «Положение о психологической службе образования» и ряд других нормативных документов, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. И сегодня у психологов, в том числе непосредственно работающих в школе, заслуженной популярностью пользуются изданные под редакцией Ирины Владимировны книги и практические пособия по организации работы психологической службы в образовании, прежде всего «Рабочая книга школьного психолога», а также оригинальная программа подготовки практических психологов.
1982—87 годы. В Москве организован первый эксперимент по введению в школе должности психолога.
1994 год. Проведен I съезд практических психологов образования России, имевший важное историческое значение для дальнейшего развития школьной психологической службы.
1996 год. Под редакцией Ирины Владимировны создан журнала «Детский практический психолог», позже получивший премию «Золотая психея» в номинации «Лучший проект 2000 года в практической психологии».
2006 год. Указом Президента Российской Федерации № 204 от 13 марта 2006 года «О награждении государственными наградами Российской Федерации» за большой вклад в развитие отечественной науки» Ирине Владимировне было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
2007—2010 годы. Главный редактор научно-методического журнала «Вестник практической психологии образования».
Сегодня Ирина Владимировна по-прежнему является признанным авторитетом в своей области. Она успешно сочетает как теоретико-экспериментальные, так научно-практические разработки. Ведет научные проекты, издает новые пособия. Является Председателем большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог- психолог России».
Президиум Федерации психологов образования России сердечно поздравляет Ирину Владимировну Дубровину с юбилеем, желает крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и творческих успехов.
Евгений Александрович Климов
11 июня исполнилось 80 лет со дня рождения Евгения Александровича Климова — ведущего специалиста в области психологии труда, профессора, доктора психологических наук.
За свою долгую жизнь Евгений Александрович проделал длинный профессиональный путь, занявший более 50 лет. От преподавателя на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (с 1953 года) до декана факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (до 2000 года) и заведующего кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (до 2003 года).
Полвека — огромный срок. Многое меняется в окружающем мире и жизни людей за это время: интересы, стремления, цели. И на этом фоне Евгений Александрович Климов являет собой редкий пример упорства, постоянства и преданности одному делу — делу развития научной школы психологии труда. Актуальность последней с годами не уменьшается. А в наше время, когда слова «деньги» и «карьера» часто воспринимаются отдельно от слова «труд», — тем более возрастает.
Как и во всякой науке, в психологии есть своя классика — постоянная, глубоко научно проработанная, но не всегда понятная и популярная среди широкой общественности. А есть своя мода — «легкая», всем доступная, но на практике малополезная и быстро преходящая.
Одно из достоинств научных разработок Евгения Александровича состоит в том, что благодаря широчайшей эрудиции и кругу научных интересов ему удалось создать непреходяще актуальное направление в науке. С одной стороны — понятное простому человеку и приближенное к реальной жизни. С другой — имеющее под собой мощную научно-теоретическую и научно-экспериментальную базу.
Кто из нас не помнит — порой еще из эпохи далекого школьного детства — Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова? Его в свое время прошли почти все. Он кажется простым, но за кажущейся простотой этой и многих других разработок стояли долгие годы труда в русле не только собственной научной дисциплины, но и многих других, ей сопутствующих, как то: дифференциальной психологии, психологии индивидуального стиля деятельности, педагогической психологии и профессиональной педагогики, психологического профессиоведения, психологии профориентации и профессионального самоопределения, психологии становления профессионала, теории, истории и методологии психологии труда, психологии профессионального сознания и самосознания человека как субъекта труда и т. д.
Благодаря своему таланту, энергии и научному потенциалу Евгений Александрович не только успешно развивал свое направление, но на протяжении жизни занимался множеством других параллельных проектов.
— исполнял обязанности президента Российского психологического общества (в 1994 и 1998 г.),
— готовил Устав и Программу деятельности РПО,
— участвовал в организации и проведении многих всероссийских психологических конференций.
— участвовал в разработке образовательных стандартов первого и второго поколения в качестве руководителя советов по психологии и педагогике УМО университетов РФ,
— возглавлял Диссертационный совет МГУ имени М.В. Ломоносова,
— был членом редколлегий психологических журналов: «Вопросы психологии», «Вестник Московского университета», «Национальный психологический журнал», «Психологическое обозрение», «Иностранная психология», «Мир психологии», «Акмеология», член редсовета научного журнала МосГУ «Знание. Понимание. Умение»,
— работал в Экспертном совете по психологии ВАК РФ, в том числе возглавлял этот совет (с 1998 по 2001 г.г.),
— был председателем экспертного совета по комплексному изучению человека, педагогике и психологии Российского гуманитарного научного фонда,
— опубликовал 320 работ, в том числе более 30 учебных пособий и учебников по психолого-педагогическим вопросам.
Подводя итоги, можно сказать, что Евгений Александрович Климов являет собой яркий пример талантливого ученого-сподвижника, глубоко преданного своему делу и внесшего неоценимый вклад в развитие психологии, педагогики и науки в целом.
Президиум Федерации психологов образования России поздравляет Евгения
Александровича с юбилеем и желает здоровья, творческой активности и талантливых учеников.
Метрики
Просмотров
Всего: 868
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 448
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0