Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 2. С. 19–24
ISSN: 2658-3100 (online)
Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»*
Аннотация
Общая информация
* Доклад В.В. Рубцова на Общем собрании Российской академии образования 8 декабря 2009 года.
Впервые статья была опубликована в журнале «Психологическая наука и образование», №1, 2010 г.
https://psyjournals.ru/psyedu/2010/n1/27965.shtml
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 19–24. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34562 (дата обращения: 03.12.2024)
Полный текст
В настоящее время можно точно определить факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования и в этой связи обозначить острую необходимость в психологопедагогической подготовке современного учителя. Это: — глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;
— диверсификация системы школьного образования;
— изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);
— возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;
— информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;
— социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее.
По результатам мониторинга специалистов Федерации психологов образования России (ФПОР) новые требования к современному учителю в самом общем виде можно сформулировать так: — владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.;
— приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности;
— способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных, детей с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности;
— способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;
Доклад В.В. Рубцова на Общем собрании Российской академии образования 8 декабря 2009 года.
— умение применять здоровьесберегающие технологии;
— способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.
В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная востребованность в адресной психолого-педагогической подготовке учителя для новой школы.
В чем конкретно выражен низкий уровень психолого-педагогической подготовки современного учителя? По мнению самих педагогов, учитель не умеет: — организовать урок в деятельностной парадигме; — организовать работу в группах;
— работать с различными категориями детей;
— работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т. д.
К тому же отмечается, что он не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей), типологии детских проблем (детства в целом), не владеет общей психологической культурой общения, не владеет здоровьесберегающими технологиями и т. д.
В современных условиях решение задач системой психолого-педагогической подготовки учителя, а в итоге, решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы» должен обеспечить ФГОС ВПО по направлению «Психологопедагогическое образование». Это — одно из 3-х утвержденных направлений подготовки педагогических кадров. Так, в соответствии с «Правилами разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. №142, подготовка педагогических кадров для школы будет осуществляться по направлениям:
— «Педагогическое образование» (050100);
— «Психолого-педагогическое образование» (050400);
— «Специальное (дефектологическое) образование» (050700)
ФГОС ВПО по этим направлениям разрабатывали базовые университеты во главе с ректорами, действительными членами РАО:
— Санкт-Петербургский педагогический университет им. А.И. Герцена (Г.А. Бордовский);
— Московский городской психолого-педагогический университет (В.В. Рубцов);
— Московский педагогический государственный университет (В.Л. Матросов).
Российская академия образования на уровне Президиума РАО обеспечивала согласование представленных проектов стандартов, а ее руководство в лице вице-президентов РАО Д.И. Фельдштейна и В.А. Болотова много сделало для того, чтобы в рамках этих 3-х направлений максимально решить вопрос о полноте компетенций будущего педагога.
Важно отметить, что разработанный стандарт ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» — это результат плодотворного сотрудничества психологов, психофизиологов, педагогов, управленцев, родителей, врачей.
Он создан с участием:
— Российской академии образования;
— Совета ректоров вузов Москвы Департамента образования города Москвы, учрежденных Правительством Москвы;
— Института психологии РАН;
— Психологического института РАО;
— Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
— Российской академии государственной службы при Президенте РФ»;
— Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ;
— Московского городского психолого-педагогического университета.
Необходимо указать на сопряженность — взаимное соответствие между стандартом общего (начального) образования и стандартом ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование». Это проявляется в сопряженности научных подходов, общей методологической платформе, заложенной в основе того и другого стандарта.
Так, стандарт общего (начального) образования разработан учеными РАО на принципах деятельностного подхода. Это первый Государственный стандарт, основу которого составляет комплекс наук о процессах и механизмах развития ребенка. Не без гордости отмечаем, что этот стандарт разработан Российской академией образования. Его руководители — члены РАО: А.Н. Кузнецов, А.М. Кондаков, Л.П. Кезина.
Методологической основой стандарта ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» являются основные положения педагогической и возрастной психологии, позволившие создать эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства.
Психолого-педагогическое образование, основанное на этих принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей, самих детей. Это обеспечивает возможность самому учителю овладевать теми компетенциями, которые в условиях обучения должен освоить ученик.
Проект стандарта по психолого-педагогическому направлению реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования», с другой стороны, в направление «Психолого-педагогическое образование», помимо указанного профиля, включен целый ряд по существу сопряженных профилей: «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования» и др. (всего 9 профилей).
Так, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» в проекте предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата.
1. Психология образования.
2. Психология и педагогика дошкольного образования.
3. Психология и педагогика начального образования.
4. Психология и педагогика профессионального образования.
5. Психология и педагогика дополнительного образования.
6. Психология и социальная педагогика.
7. Психология и педагогика инклюзивного образования.
8. Психология и педагогика образования одаренных детей.
9. Специальная психология и педагогика.
Многие из этих профилей, как нетрудно видеть, оформляются в системе ВПО впервые. При разработке ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» была реализована схема, представленная на рис. 1.
Этим обусловлена научная новизна разработанного нами стандарта по направлению «Психологопедагогическое образование». Она состоит в том, что главным «универсальным» содержанием, объединяющим в единое направление подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и др., является общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессий компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.
С учетом того, что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы:
— базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах;
— утвержденные квалификационные требования к ПД;
— принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога): бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1—3 года или 1,5—4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура);
— независимую систему итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества).
Такая психолого-педагогическая подготовка обеспечивает будущего педагога системой компетенций, за счет которых конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Иначе говоря, «деятельность» и «возраст» — это основные категории, которые определяют базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «Психолого-педагогическое образование».
Укажем основные задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования:
— проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария включая первичную обработку результатов;
— проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;
— проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
— повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
— работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
— взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды;
— использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.
В итоге выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями в психолого-педагогической деятельности (ПКПП):
— способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
— готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
— способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
— способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);
— способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
— способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).
Задачи профессиональной деятельности специалиста с квалификацией (степенью) «магистр» в области психолого-педагогического сопровождения образования состоят в следующем:
— разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;
— разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
— осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;
— разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
— мониторинг сформированности компетенций учащихся;
— разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
— взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;
— контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;
— реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;
— обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса.
В тоже время, выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).
1. Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):
— знает феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);
— умеет выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);
— использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);
— владет современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);
— умеет организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликуль- турной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);
— умеет организовы вать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);
— владеет научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);
— владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);
— способен организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);
— способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);
— способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);
— способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);
— способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13);
— способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);
— готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);
— знает особенности развития личности в поликуль- турной среде (ОПК-16).
2. В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):
— способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);
— способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
— способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);
— способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
— готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
— способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
— способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
— способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8);
— способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).
В целом, разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» демонстрирует тот факт, что современный учитель действительно сможет получить качественно иную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она направлена на овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых воспитатель ДОУ, учитель начальной школы, психолог, социальный педагог и др. сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Специально отметим, что ориентация педагога на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не может быть достигнута за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Речь идет о качественном изменении содержания и структуры подготовки учителя.
В вузе необходимо вводить принципиально новые продуктивные (деятельностные) формы подготовки, широко использовать практические занятия, вводить в качестве необходимого компонента диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса и т. д.
Социальные эффекты, характеризующие социокультурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», состоят, прежде всего, в следующем:
— повышение качества научного и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет единой методологической (культурно-деятельностной) основы ФГОС — стандарта общего (начального) образования и стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование»;
— повышение социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих (при необходимости адресных) технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии различных форм и видов деятельности (с учетом особенностей развития и возраста учащихся).
Кроме того, правомерно говорить об укреплении позиции школы как социального института защиты детства за счет:
— создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально-ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка;
— психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышение уровня ее безопасности;
— адресной помощи ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, социализации в условиях школы и вне ее.
В целом, обсуждая проблемы построения «Новой школы» и говоря об ответственности РАО за решение вопросов психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, целесообразно рекомендовать в проект решения Общего собрания РАО следующее.
1. Поручить научно-исследовательским институтам РАО совместно с вузами — разработчиками ФГОС ВПО 3-го поколения:
— участвовать в научно-методическом обеспечении перехода подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ВПО (3-го поколения). В нашем случае — по направлению «Психолого-педагогическое образование»;
— считать, что системная психолого-педагогическая подготовка учителя (прежде всего психолога, воспитателя ДОУ и учителя начальной школы) — необходимое условие предстоящего эксперимента по введению нового стандарта общего (начального) образования в систему образования России;
— участвовать в создании основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры. В нашем случае — по направлению «Психолого-педагогическое образование». Предусмотреть возможность включения магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «Педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование») и т. д.;
— участвовать в модернизации существующей системы повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но, в нашем случае, и по психолого-педагогическому маршруту с указанием периодичности такой формы повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации.
2. Учитывая требования к реализации Госстандарта общего (начального) образования, обратиться в РОСОБРНАДЗОР с предложением начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой, помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией, можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей — способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций учащихся).
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование»(квалификация (степень) «магистр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» (квалификация (степень) «магистр»).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1309
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1103
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0