Система поликультурного образования в современной школе как основа воспитания гражданина Российской Федерации

1193

Аннотация

В статье представлено описание основных принципов целостной системы современного поликультурного образования, учитывающей общегосударственные интересы, национально"территориальные запросы и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Левитская А.А. Система поликультурного образования в современной школе как основа воспитания гражданина Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 25–27. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34587 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

Сегодня представление о России как стихийном общежитии многих этнокультурных групп и народов не отражает ни интересов ее многонационального народа, ни целей гражданского общества и федеративного государства. Российская гражданская нация — это не генетичес- ки-родовое и этносоциальное сообщество, а территориально-политическое и национально-культурное единство.

Система образования как институт общественного воспроизводства и наиболее действенный инструмент культурной и политической интеграции современного общества должна отражать интересы и запросы российского общества и государства, связанные с формированием гражданина Российской Федерации как представителя многонационального народа, обеспечить успешную социализацию новых поколений, социальную стабильность и гражданский мир как необходимые условия экономических реформ и развития политических и гражданских институтов.

Адекватным ответом на такой запрос должна стать целостная система современного поликультурного образования, соответствующая историческим традициям, современному устройству и задачам укрепления государственности Российской Федерации, учитывающая общегосударственные интересы, национально-территориальные запросы и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии.

Современная этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня:

—   базовый этнокультурный, складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональных общин, проживающих в России;

—   национально-территориальный (базовый политический), состоящий из населения субъектов Российской Федерации;

—   национальный (общегосударственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

Этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида органично встроены в национальное самосознание на базовом политическом уровне — уровне субъекта

Российской Федерации; этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан обеспечиваются и защищаются на этом национально-территориальном уровне гражданской нации. В свою очередь, национально-территориальное (отнюдь не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев закладывает основу и непротиворечиво встраивается в национальную российскую гражданскую идентичность. Иными словами, гражданское единство формируется там, где люди живут, работают, растят детей, строят планы на будущее.

Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности конкретных граждан все население субъекта осознает себя неотъемлемой региональной частью единой российской нации. Органическим ядром национально-гражданской идентичности призвано стать этнокультурное самосознание, а каждое региональное национальное сообщество включает различные этнокультурные и этноконфессиональные группы, то есть региональные сегменты — субъекты Российской Федерации так же полиэтничны, как и вся единая российская гражданская нация.

В нашей стране накоплен бесценный опыт этнокультурных подходов в обучении и воспитании. Этот опыт свидетельствует о том, что принципы и задачи поликультурного образования не могут быть сведены к развитию навыков диалога в рамках межкультурной коммуникации, к воспитанию терпимости по отношению к иным культурам и даже к развитию умения обучающихся интегрировать элементы других культур в родную (этнокультурную) систему ценностей, потому что такое понимание принципов и задач по- ликультурного образования не затрагивет сущностных качеств и структурных характеристик культурного самосознания как основы идентичности современного человека.

Представление о наших современниках — людях постиндустриальной, информационной эпохи как о носителях традиционного этнокультурного комплекса, к которому с помощью простых дидактических методов следует присоединить универсальный набор гуманитарных клише, страдает очевидной методологической ущербностью, не отражает и требований современного общества к образовательной системе. А ведь по сути эти требования наряду с требованиями к результатам освоения определенного объема знаний, умений и навыков включают также требования к таким личностным характеристикам, как сформированность этнокультурной и гражданской идентичности, ценностной ориентированности, способности к личностному самоопределению и т. д.

С позиций таких требований к результатам освоения образовательных программ удовлетворительным ответом на запрос гражданского общества и демократического государства может служить лишь целостная система современного поликультурного образования.

Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала национальные культурные традиции всех народов Российской Федерации.

Именно такая этносоциальная структура и этнополитическая история России предопределяют конструкцию и пути формирования российской гражданской идентичности, воспитание гражданина поликультурной Российской Федерации.

Принципы поликультурности [2] положены в основу федеральных государственных образовательных стандартов [3], что обеспечивает эффективное функционирование системы образования в качестве социокультурного механизма, предопределяющего надэт­ническую целостность общества, обеспечивающего решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина многонациональной Российской Федерации как представителя единой гражданской нации [1]. Достижение воспитательной цели — формирование российской гражданской идентичности — не соотносится с принятым в ныне действующем стандарте принципом разделения содержания образования на несколько компонентов. Взамен формальному разделению содержания на федеральный и национально-региональный компоненты поликультурный подход предлагает образовательное описание мира с точно выбранной дидактической позиции, адекватной психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети.

Российское законодательство защищает культурные интересы каждой личности, этноса, локальной этнической или этноконфессиональной группы, в том числе потребности автохтонных народов, не имеющих собственных национально-государственных институтов, и всех диаспор. Требования федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы включают и требования к структуре региональной (национально-территориальной) составляющей федерального стандарта, прежде всего в части, касающейся изучения государственных языков субъектов Российской Федерации. В то же время, этнокультурные интересы представителей «нетитульных» групп населения в субъектах Российской Федерации согласно новым федеральным стандартам общего образования обеспечиваются возможностью изучения родного языка и культуры в школе соответствующего этнокультурного профиля. Однако право на родной язык и культуру отнюдь не противопоставлено государственным языкам и региональным предметам в составе федерального государственного образовательного стандарта. Во всех случаях неизменной доминантой остается единая гражданская российская идентичность, соответствующая государственному устройству Российской Федерации.

Таким образом, поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, — это образовательная система, которая в рамках единого федерального государственного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в со-

ответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.

Идеология, философия и методология поликуль- турного образования позволяют гармонично и рационально соотносить этнокультурную, национально-региональную, общероссийскую и общечеловеческую составляющие в воспитании ребенка, в организации его учебно-познавательной деятельности с учетом возрастных психофизиологических особенностей развития ребенка. Концептуальное единство и целостность поликультурной основы образования позволяет избежать опасности противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека, создает универсальную основу воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации. С переходом на федеральные государственные образовательные стандарты духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и конфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России впервые приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание.

Родной язык важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам. Использование родного языка в качестве языка обучения и изучения является фундаментальным принципом функционирования системы поликультурного образования.

Вместе с тем, моделируя разные варианты поли- культурной школы в соответствии с поликультурнос­тью и полилингвальностью полиэтничной Российской Федерации, необходимо учитывать, что именно русская культура, русский язык являются ее центральным компонентом и играют глав-ную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

В данной гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно ориентированной личности, владеющей несколькими языками, является лингво­социокультурной основой формирования российской идентичности. Рациональное соотношение языков (родного, русского, иностранного) как языков обучения и изучения создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском и общецивилизационном измерениях, задаваемых социокультурными ориентирами российского образования. Полилингвальная модель поли- культурной школы позволяет решать задачу получения качественного общего образования на основе полноценного владения родным и русским языками и функционального владения иностранным языком.

Как показывает опыт реализации поликультурной образовательной модели (например, в Республике Северная Осетия Алания, Республике Татарстан), результаты оказываются лучше, когда этнокультурная ориентация, общероссийские культурные ценности и общечеловеческие идеалы совмещаются в одном учебнике на основе принципов идейно-тематического единства, содержательного соответствия и системности, а постижение окружающего природного и социального мира строится на движении от региона к России и дальше к миру, то есть от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному. Это позволяет, во-первых, построить процесс обучения на принципах, больше соответствующих особенностям познавательной деятельности человека, и, во-вторых, формировать у учащегося представление о своей национальной культуре как неотъемлемой части общероссийской культуры и элементе мировой культуры, а о самом себе как представителе единой гражданской российской нации, равноправно входящей в мировое сообщество, в современную цивилизацию.

Таким образом, именно с позиций поликуль­турности, принятой в качестве одного из главных методологических подходов в современной государственной образовательной политике, становятся на твердую почву российской реальности и цели модернизации российского образования, и принципы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, и структура федеральных государственных образовательных стандартов.

На тактическом уровне от развития поликультур- ного образования зависит успешность преодоления тех угроз социальной нестабильности, которые возникают на почве неподготовленности молодежи к жизни в условиях все возрастающей полиэтничности и поликультурности российского общества.

В стратегическом смысле поликультурное образование есть важнейший инструмент формирования российской гражданской инден- тичности, инструмент воспитания гражданина Российской Федерации.

Литература

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. — 24 с.
  2. Проект. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
  3. Проект. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. — М.: Просвещение, 2010.

Информация об авторах

Левитская Алина Афакоевна, кандидат философских наук, первый заместитель Министра образования и науки РСО - Алания, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2716
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1193
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0