Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 3. С. 42–50
ISSN: 2658-3100 (online)
Исследование семейных ценностей у студентов педагогического университета (окончание)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Исследование семейных ценностей у студентов педагогического университета (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 3. С. 42–50. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n3/41070 (дата обращения: 02.11.2024)
Полный текст
Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2010 год.
Следующим шагом нашего исследования было выявление характерного смыслового содержания, которая рассматриваемая социальная группа — студенчество — вкладывает в понятие «семья».
На протяжении истории человечества содержание понятие «семья» изменялось. Определений семьи в научной литературе много, многие вошли в общественное сознание (Харчев А.Г., Голод С.И., Ковалев С.В., Гозман Л.Я. и др.). Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих родственников. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля семья определяется как «совокупность близких родственников, живущих вместе». В работах В.Н. Дружинина рассматривается разное понимание семейных отношений в зависимости от культурных контекстов (языческая семья, католическая семья, советская семья и т. п.).
Необходимо отметить различие в обыденном и научном понимании понятия «семья» (яркий пример тому понятия «брак» и «семья», которые в обыденном сознании могут отождествляться, а в науке их принято разграничивать). В психологической литературе подчеркивается важность изучения соотношения обыденного и научного знания в области семейной проблематики (Маценова Е.Б.).
Решение задачи подготовки молодежи к семейной жизни требует изучения особенностей представлений о семье у молодых людей из разных возрастных, гендерных и культурных групп. В возрастной, социальной психологии, в социологии имеются работы, выявляющие представления о семье у студентов с разными психотипами личности (Дрожжина Н.Б.); представления старшеклассников и студентов о будущей семейной жизни в изменяющихся социальных условиях (Маценова Е.Б.); представления студентов о семейной экономике; дается описание структуры системы значений, входящих в концепт «семья» у студентов и других групп испытуемых (Минеева, Лидерс).
Представления о семье являются частью мировоззрения человека, они определяют его реальные взаимоотношения в семейной сфере.
Проведенное исследование базировалось на теории социальных представлений (С. Московичи). Социальные представления — это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения. Социальные представления отражают процесс осмысления субъектом ценностей, социальных правил и культурных интересов и определяют его поведение. Социальные представления — основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. В социальном представлении отражается значимость объекта для субъекта.
В исследовании участвовали 295 человек (189 девушек и 106 юношей).
Рис. 1. Распределение ключевых ассоциаций по всей выборке испытуемых (%)
Основной способ выявления представлений о семье — метод свободных ассоциаций. Испытуемых просили назвать пять ассоциаций со словом «семья». Обработка заключалась в выявлении частоты встречаемости понятий у разных респондентов: выявлялись понятия, которые ассоциируются со словом-
стимулом у большого числа респондентов. (Ранг ответа во внимание нами не принимался, хотя мы понимаем, что анализ ранговой позиции ответа позволил бы нам получить дополнительную информацию о представлениях студентов.)
Анализ всех полученных ассоциаций позволил выделить несколько ключевых категорий, вокруг которых группируются сходные по значению ассоциации:
1) общение, отношения (любовь, дружба, взаимопонимание, забота, взаимопомощь, поддержка, доверие, уважение и др.):
2) семейные роли (дети, мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка и др.);
3) личностные переживания, эмоции (ответственность, счастье, радость, тепло, доброта, нежность и др.);
4) материальная, хозяйственно-бытовая сфера (дом, уют, быт, домашнее хозяйство, обед, ужин, деньги, плита, кухня и др.);
5) синонимы, символы (брак, очаг, ячейка, гнездо, крепость, мафия, «яблоко от яблони» и др.);
6) негативные ассоциации (ссоры, проблема, скандал, измена, неудобство, развод и др.).
Эти категории согласуются в определенной мере с психологическими характеристиками семьи, выделяемыми различными авторами: внутрисемейное общение и ролевая структура (Варга А.Я.), единство ценностей и наличие языка взаимопонимания у супругов (Петровский В.А.), характер и степень участия супругов в воспитании детей (Кошелева А.Д.) и др. Результаты распределения этих категорий по всей выборке испытуемых представлены на рис. 1.
Главенствующую позицию в представлениях студентов о семье занимает область отношений, общение. На втором месте — обозначения семейных ролей. Следующую позицию занимают ассоциации, отражающие материальную, хозяйственно-бытовую составляющую семейной жизни. Далее идет область переживаний, связанных с семейной жизнью. Такая выраженность выделенных категорий в социальных представлениях студентов о семье может быть объяснена, на наш взгляд, тем, что первые три категории ярко представлены внешне в поведении семейного человека. А вот область переживаний, эмоциональных состояний, которые испытывают семейные люди, не всегда доступна для внешнего наблюдения и поэтому не является приоритетной в представлении о семье у молодого человека. Мы можем предполагать, что у студентов существуют определенные трудности с осознанием внутренней составляющей семейных отношений — переживаний, эмоций, чувств.
Ядро представлений о семье составляют ассоциации, которые являются высокочастотными, то есть встречаются в данной выборке не менее 30 раз. В их число попали:
— любовь;
— дети, ребенок;
— дом;
— мама, папа, родители;
— взаимопонимание;
— уют;
— ответственность;
— счастье;
— муж, жена;
— тепло.
Сравнение выраженности выделенных ключевых категорий в представлениях о семье у девушек и юношей представлены в табл. 1.
Категории |
Девушки |
Юноши |
Общение, отношения |
35 |
31 |
Семейные роли |
25 |
30 |
Материальная, хозяйственно-бытовая сфера |
19 |
16 |
Личностные переживания, эмоции |
16 |
15 |
Синонимы, символы |
6 |
7 |
Негативные ассоциации |
2 |
1 |
Хотя категория «общение, отношения» и у юношей, и у девушек стоит на первом месте по отношению к общему количеству ассоциаций в данной гендерной группе, все же можно увидеть некоторые различия. Частота встречаемости ассоциаций, отражающих общение в семье, у девушек выше. К тому же диапазон понятий, входящих в эту категорию, у девушек существенно шире, чем у юношей. Девушки используют такие понятия, которых нет в ответах юношей. Например, опора, разговор, беседа, близость, приспособление, друг за друга, равноправие, солидарность и т. д. Можно предположить, что область общения, взаимодействия как характеристика семьи осознается девушками в большей мере, чем юношами, и более для них значима.
Ассоциации категории «семейные роли» чаще использовались юношами, чем девушками, для выражения своих представлений о семье (30% юношей и 25% девушек). У юношей находим большее разнообразие терминов в рамках этой категории. Например, юноши используют понятия, которых нет в ассоциациях девушек: брат, сестра, тесть, теща, свекровь, я и т. д. Рассматриваемая категория отражает наиболее ярко проявляемые внешне особенности семьи. Большее отражение сферы распределения семейных ролей в представлениях юношей может быть объяснено слабым осознанием ими внутренних, психологических характеристик семьи и ориентацией лишь на внешне выраженное. Интересно отметить, что ассоциации «мама», «папа», «родители» называют 50% юношей и только 25% девушек. Это позволяет предположить, что представления юношей о семье больше связаны с родительской семьей, в которой они живут в настоящее время, и менее ориентированы на собственную семью (только у юношей присутствуют ассоциации «брат», «сестра»). Ассоциативный ряд, отражающий материальную, хозяйственно-бытовую составляющую семейной жизни, у девушек богаче. В нем представлены понятия, которых нет у юношей. Например, плита, кухня, кастрюли, телевизор, супермаркет, семейный бюджет, выносить мусор и т. п. Это можно объяснить большей включенностью девушек в бытовую жизнь своей реальной семьи. Частота встречаемости ассоциаций этой категории у девушек выше, чем у юношей (у 19% и 16% соответственно).
Необходимо отметить отсутствие различий между юношами и девушками в выраженности ассоциаций категории «личностные переживания, эмоции» (на четвертом месте у тех и других по частоте встречаемости).
Из сказанного можно сделать следующие выводы.
Категории |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
Общение, отношения |
32 |
35 |
44 |
13 |
Семейные роли |
32 |
25 |
18 |
25 |
Материальная, хозяйственно-бытовая сфера |
15 |
17 |
14 |
41 |
Личностные переживания, эмоции |
13 |
16 |
12 |
14 |
Синонимы, символы |
7 |
6 |
11 |
8 |
Негативные ассоциации |
1 |
2 |
— |
— |
Табл. 2. Ключевые категории в представлениях о семье у студентов разных курсов (%)
Во-первых, в социальных представлениях девушек о семье больше отражены область общения, отношений и материальная, хозяйственно-бытовая составляющая семейной жизни; в представлениях юношей — семейная ролевая структура.
Во-вторых, мы предполагаем, что социальные представления девушек в большей мере отражают представления о своей собственной будущей семье, юношей — представления больше связаны с родительской семьей.
В исследовании принимали участие студенты 1—4 курсов. Представления о семье студентов разных курсов отражены в табл. 2.
Представления о семье претерпевают следующие изменения в зависимости от возраста респондентов.
1. Структура представлений о семье у студентов 1—3 курсов и студентов 4 курса существенно различаются. Поэтому мы рассмотрим вначале динамику представлений о семье у студентов 1—3 курсов, а затем — особенности представлений у студентов 4 курса.
2. От 1 к 3 курсу доля ассоциаций, отражающих область общения, отношений в семье, увеличивается, а доля ассоциаций, связанных с семейными ролями, уменьшается. Содержание представлений о семье как сфере переживаний, эмоций, чувств, а также средоточии хозяйственно-бытовых характеристик существенно не изменяются.
3. К 4 курсу картина представлений о семье резко меняется: почти половина всех ответов студентов (41%) относится к категории «материальная, хозяйственно-бытовая сфера». Такие психологические характеристики семьи как область отношений и область переживаний имеют небольшую выраженность (13% и 14% соответственно). Мы связываем это с тем, что студенты к 4 курсу (21 год) начинают активно строить свою собственную семейную жизнь (в форме т. н. гражданского или законного брака) и при этом сталкиваются с рядом материальных, бытовых трудностей (где жить, как распределять бюджет, как вести хозяйство и т. п.). То есть изменения в реальной семейной жизни вносят существенные коррективы в представления студентов о семье.
С помощью метода ассоциаций получены следующие выводы о содержании представлений студентов о семье.
1. В представлениях студентов о семье в большей мере отражены внешне выраженные особенности семейной жизни (область общения, ролевая структура, материальная составляющая), в меньшей мере отражены особенности эмоциональной жизни семьи.
2. Обнаружены различия в представлениях о семье у юношей и девушек (по частоте называния и разнообразию ассоциаций): в содержании представлений девушек больше, чем у юношей, отражены характеристики области общения, отношений в семье, а также материальной, хозяйственно-бытовой составляющей жизни семьи. Понятия, связанные с семейной ролевой структурой, полнее отражены в представлениях юношей.
3. Содержание представлений о семье у студентов изменяется в зависимости от возраста: определяющими все более становятся общение, отношения в семье, менее значимыми — особенности ролевой структуры. У студентов 4 курса представления о семье резко отличаются от представлений студентов 1—3 курсов: почти половина ответов респондентов связана с особенностями материальной, хозяйственно-бытовой составляющей жизни семьи.
4. Выявленные особенности представлений студентов о семье дают ориентиры для будущей работы в области семейного образования и воспитания в условиях обучения в вузе:
— расширять знания студентов об эмоциональных связях в семье;
— корректировать представления юношей и девушек о семье с учетом их гендерных особенностей;
— учитывать особенности возраста студентов и их реального поведения в сфере семейных отношений.
5. Перспективы дальнейшего исследования представлений студентов о семье: изучение того, как представления о семье связаны с образом жизни студентов, как они определяют их реальное поведение. В частности представляется интересным изучение соотношения представлений о семье, с одной стороны, и реального поведения — с другой в группах семейных и несемейных студентов.
Выявление представлений студентов об идеальном родителе
Картина представлений студентов о семье не будет полной, если мы оставим без внимания вопрос о том, как представляют студенты такую важную составляющую семейной жизни как родительство. Представление о родительстве — наглядный образ этого явления, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воображения (Овчарова Р.В.). Это обобщенный и схематизированный образ.
В психологической литературе представлены результаты исследований представлений об идеальном родителе у мужчин и женщин, у городских и сельских жителей, у молодежи разного возраста, у представителей разных профессий и др.
Участвовали в исследовании 154 человека (99 девушек и 55 юношей).
Метод исследования: методика семантического дифференциала «Представление об идеальном родителе» (Овчарова Р.В., Дегтярева Ю.А.).
Количественная обработка заключается в подсчете баллов по трем аспектам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому. В итоге получаем 3 показателя: когнитивный показатель представлений об идеальном родителе (что он думает), эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе (что он чувствует), поведенческий показатель представлений об идеальном родителе (что он делает). Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них.
Рис. 2. Значения показателей представления об идеальном родителе у девушек и юношей (%)
Средние значения исследуемых показателей по всей выборке испытуемых: когнитивный показатель — 13,7; эмоциональный показатель — 15,3; поведенческий показатель — 15,1.
В ответах студентов выражены все три компонента, т.е они представляют образ идеального родителя как знающего, чувствующего и думающего. Незначительное преобладание эмоционального и поведенческого компонентов над когнитивным позволяет сделать вывод о том, что в плане чувств и действий представления об идеальном образе родителя у студентов более позитивны и реалистичны по сравнению с тем, что родитель думает и знает. Можно сделать вывод о том, что уровень развития когнитивного компонента у студентов развит недостаточно.
На рис. 2 отражены значения показателей представления об идеальном родителе у девушек и юношей.
Различия обнаруживаются по эмоциональному и поведенческому показателям: эмоциональный показатель в большей мере выражен у девушек, поведенческий — у юношей. Это означает, что для девушек образ идеального родителя более позитивен в плане чувств, а для юношей — в плане действий. В связи с этим необходима коррекция представлений образа идеального родителя у юношей и девушек в соотве- ствующем направлении.
Нам показались интересными результаты исследования, полученные при сравнении показателей образа идеального родителя у студентов разных факультетов. Эти результаты представлены на рис. 3.
Самый высокий эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе мы видим у студентов факультета социальной работы. Самый высокий поведенческий показатель представлений об идеальном родителе — у студентов психологического факультета. Мы связываем это с профессиональной ориентацией студентов, со спецификой их будущей профессии. Такое понимание согласуется с утверждением Е.А. Климова о том, что профессиям разного типа свойственен различный образ мира, как, возможно, и различный идеал человека. Р.В. Овчарова предполагает наличие у людей различных типов профессии отличных друг от друга представлений об идеальном родителе.
С помощью метода семантического дифференциала получены следующие выводы.
1. Уровень развития когнитивного показателя представлений об идеальном родителе у студентов ниже, чем уровни эмоционального и поведенческого показателей. В связи с этим необходимо вести специальную работу по изменению образа идеального родителя: повышать уровень развития когнитивного компонента, осознание представления об идеальном родителе, знание его реального и идеального образа, изучать сферу родительских функций.
2. Обнаружены различия в представлении идеального родителя у юношей и девушек. Необходима коррекция представлений образа идеального родителя с учетом выявленных гендерных особенностей: у юношей расширять представления о том, что родитель чувствует (эмоциональный компонент); у девушек — как он действует (поведенческий компонент).
3. В ходе семейного образования и воспитания в вузе целесообразно учитывать специфику будущей профессиональной деятельности студентов. Для работы со студентами разных факультетов университета рекомендуется подбирать специфичные методы.
Изучение индивидуальной мотивации брака
Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируя в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательных мотивов. Мотивы заключения брака реализуют жизненно значимые отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу. Наиболее значимыми являются мотивы:
— реализующие потребность любить и быть любимым;
— самоутверждения и самореализации;
— удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности;
— реализующие потребность в аффилиации;
— самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым Другим;
— продолжения рода и стремление к реализации роли родителя;
— сексуальное влечение к партнеру;
— прагматические мотивы (улучшение жилищных условий, материального положения) [4].
Метод исследования — метод парного сравнения для выявления индивидуальной мотивации брака [5]. Испытуемых просили последовательно оценить каждую из приведенных пар целей и отдать одной из них предпочтение с точки зрения того, каким преимущественно они видят свой будущий семейный союз. Для выражения степени предпочтения служат баллы от 1 до 3. 1 балл говорит о небольшом предпочтении, 2 — о довольно существенном, 3 — об очень большом. Соответствующий балл следует выделить (табл. 3).
Хозяйственно-бытовой |
3 |
2 1 |
1 2 |
3 |
Родительский |
Родительский |
3 |
2 1 |
1 2 |
3 |
Интимно-личный |
Интимно-личный |
3 |
2 1 |
1 2 |
3 |
Нравственно-психологический |
Нравственно-психологический |
3 |
2 1 |
1 2 |
3 |
Хозяйственно-бытовой |
Хозяйственно-бытовой |
3 |
2 1 |
1 2 |
3 |
Интимно-личный |
Нравственно-психологический |
3 |
2 1 |
1 2 |
3 |
Родительский |
Нравственно-психологический |
3 |
2 |
1 2 |
3 |
Табл. 3. Стимульный материал |
При этом студентам давались пояснения каждого вида мотива вступления в брак [8]:
— хозяйственно-бытовой союз характеризуется хорошо налаженным бытом, грамотным домоводством, крепким ведением хозяйства. Дом — полная чаша;
— нравственно-психологический союз. В партнере видится прежде всего друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий наши взгляды и убеждения. Между всеми членами семьи царит взаимопонимание;
— родительская мотивация означает, что главная функция семьи это рождение и воспитание детей. Характерное для этого союза — детоцент- ризм, то есть повышенная материальная и духовная забота о детях. Нужды детей стоят на первом месте;
— интимно-личностный союз характеризуется стремлением обрести желанного и любимого партнера. Большое значение придается любви, верности и постоянству привязанностей.
После завершения сравнения индивидуальные результаты нужно перенести в специальную матрицу (табл. 4).
Ориентиры будущей семьи |
Выборы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Хозяйственно-бытовой |
|
|
|
|
2. Родительский |
|
|
|
|
3. Интимно-личный |
|
|
|
|
4. Нравственно-психологический |
|
|
|
|
Табл. 4
В этой матрице каждая пара целей отображена дважды — выше и ниже воображаемой диагонали. Поэтому подсчитывать набранные этими целями баллы надо по вертикали. Баллы предпочтения для каждой из целей следует ставить один раз и под ее номером, в соответствующем столбце, а не напротив ее названия. Сумма баллов по каждой из целей является количественным выражением ее предпочтительности.Анализ результатов
Было посчитано процентное соотношение между основными мотивациями брака по всей выборке испытуемых (табл. 5).
Как видно из таблицы, интимно-личный мотив получил самое большое количество выборов. В браке молодые люди стремятся обрести желанного и любимого партнера, большое значение придают любви, верности и постоянству привязанностей. Полученные результаты подтверждают выводы психологов — «основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка» [4, с. 7].
Второе место по степени популярности занимают родительский мотив - студенты считают, что главная функция семьи это рождение и воспитание детей. Действительно, в современной семье особую роль играет родительство. В условиях, когда период детства все удлиняется, правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества. Второе место так же занимает нравственно-психологический мотив — в партнере видится прежде всего друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий взгляды и убеждения. Это согласуется с мнением С.В. Ковалева, который считает, что благоприятнее всего складывается брак у людей с преимущественно духовной ориентацией на выбор спутника жизни [5].
Табл. 5. Индивидуальная мотивация брака (%)
Мотив |
Юноши |
Девушки |
Всего |
Хозяйственно-бытовой |
9,5 |
3 |
5 |
Родительский |
31 |
30,7 |
30,8 |
Интимно-личный |
32,5 |
35,3 |
43,4 |
Нравственнопсихологический |
21 |
31 |
30 |
И только 5% студентов выделяют хозяйственно-бытовой мотив вступления в брак. Налаженный быт, грамотное домоводство, крепкое ведение хозяйства считается молодыми людьми не очень важным мотивом.
Полученные результаты можно проинтерпретировать тем, что для молодых людей главным в семье является духовная и физическая близость, а также реализация себя как родителей. Эти данные подтверждаются результатами исследования с помощью других методик (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности»; анкетирование).
Были выявлены различия в результатах в зависимости от пола испытуемых. Как видно из табл. 3, родительский ориентир будущей семьи выявлен одинаково высоко у обоих полов, но у юношей этот ориентир превышает нравственно-психологическую мотивацию брака. Можно сделать вывод, что для юношей более важна реализация себя как будущих родителей, чем межличностные отношения. Интерес вызвал тот факт, что хозяйственно-бытовая мотивация брака, то есть налаженный быт в семье, более важна для юношей, чем для девушек. Необходимо «донести» эту информацию до девушек, показать значения налаженного быта для мужчины, живущего семейной жизнью.
Один преобладающий мотив выделился у 79% студентов. 21% испытуемых отдали предпочтение в равной степени двум или трем мотивам вступления в брак. Можно сделать вывод, что четвертая часть всех студентов более содержательно представляют себе семейную жизнь, так как они отдали предпочтение в равной степени двум или трем мотивам вступления в брак.
Выявление представлений современных студентов о своих будущих семейных ролях
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении, как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.
В изучении распределения ролей и ролевого поведения членов семьи можно выделить два подхода: — ролевые ожидания и ролевое поведение рассматриваются в какой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности;
— предпринимаются попытки построения комплексных моделей ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Например, американский социолог К. Киркпатрик выделил традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров. Затем перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям.
О семейных ролях пишет и Е.И. Рогов [10]. Многие супруги придерживаются традиционных взглядов на семью и распределение в ней ролей мужчины и женщины. Они полагают, что мужчина является полновластным хозяином дома, а в обязанности женщины входит воспитание детей и работа по хозяйству. Однако все чаще можно видеть ориентацию семьи на равноправное распределение прав и обязанностей, а также на равное участие в решении всех семейных проблем. По данным социолога Н.Г. Юркевича, удовлетворение своим браком чаще всего высказывают супруги, в равной мере выполняющие обязанности по отношению к семье. Принятие мужчиной на себя ответственности за семью дает возможность женщине почувствовать себя защищенной, любимой и любящей. Не менее важными являются и роли супругов в семье.
В исследовании приняли участие 214 человек в возрасте 17—21 года: 146 девушек и 68 юношей. Все участвовавшие в исследовании — студенты разных курсов и разных факультетов МГПУ.
Метод исследования: тест 20 вопросов «КТО Я?». Мы использовали его в модификации «Кто я буду в семье?», причем студенты должны были дать 10 ответов на этот вопрос.
Обработка результатов: качественная (насколько полно отражены важнейшие функции супругов и родителей) и количественная (как часто называются те или иные роли).
Анализ ответов студентов проводился отдельно для группы девушек и для группы юношей. Вычислялась медиана для частоты встречаемости обозначений ролей в каждой группе испытуемых. Анализу подвергались только те обозначения ролей, которые встречаются в группе девушек не менее 25 раз (всего 12 обозначений) и в группе юношей не менее 11 раз (всего 15 ролей).
В группе девушек (146 человек) наиболее высокочастотными были ответы, представленные в табл. 6.
В группе юношей (68 человек) наиболее высокочастотными были ответы, представленные в табл. 7.
Были сделаны следующие выводы тестирования о представлениях студентов о своих семейных ролях.
1. У юношей и у девушек преобладают традиционные представления о семейных ролях.
2. Однако между рассматриваемыми группами испытуемых были выявлены и некоторые различия: а) юноши больше ориентированы на традиционные семейные роли (муж; глава семьи; кормилец; труженик; добытчик; хозяин; источник доходов и т. п.);
Ранг ответа |
Ответы девушек |
Кол-во (%) |
1 |
Мама |
91,8 |
2 |
Жена |
84,2 |
3 |
Любимая |
49,3 |
4 |
Любящая |
47,9 |
5 |
Хозяйка |
44,5 |
6 |
Заботливая, опека |
43,1 |
7 |
Подруга |
37,6 |
8 |
Понимающая |
25,3 |
9 |
Ответственная |
19,1 |
10 |
Любовница, сексуальный партнер |
17,1 |
11 |
Воспитание ребенка |
17,1 |
12 |
Опора, надежное плечо, поддержка |
17,1 |
Табл. 6. Представления о семейных ролях у девушек
Ранг ответа |
Ответы юношей |
Кол-во (%) |
1 |
Отец |
76,5 |
2 |
Муж |
60,3 |
3 |
Главный в семье |
55,9 |
4 |
Кормилец |
36,8 |
5 |
Любящий |
32,4 |
6 |
Работник, труженик |
27,9 |
7 |
Воспитатель |
27,9 |
8 |
Любимый |
26,5 |
9 |
Ответственный |
25 |
10 |
Добытчик |
22,1 |
11 |
Хозяин |
22,1 |
12 |
Заботливый |
22,1 |
13 |
Умный, мозг (семьи) |
20,6 |
14 |
Добрый |
19,1 |
15 |
Источник доходов |
16,2 |
Табл. 7. Представления о семейных ролях у юношей
б) у девушек традиционные взгляды (жена; мама; хозяйка; воспитатель ребенка и т. п.) сочетаются с ориентацией на роли партнеров (подруга; опора, поддержка), на роли супругов (любовница, сексуальный партнер). То есть в ответах девушек обнаруживается отход от традиционных представлений о семейных ролях женщины, видение своей роли в разных функциях семьи.
3. В связи с усилением ориентации современной семьи на демократические, равноправные отношения между супругами, на наш взгляд, необходимо: а) развивать у юношей представления о семейных ролях в направлении их большего разнообразия;
б) знакомить юношей и девушек с представлениями друг друга о семейных ролях.
Полученные в исследовании данные отражают знания, представления и идеалы современных студентов в области семейных отношений.
Выявленные особенности обыденных знаний и представлений о семье могут быть соотнесены с обширным материалом по семейной проблематике, накопленном в психолого-педагогической литературе.
В современных условиях социальных изменений и катаклизмов актуальной становится педагогическая проблема развития ценностно-ориентационной системы представлений о семье в студенческом возрасте. Это период развития, когда продолжается активное развитие личности, возникают значимые психологические новообразования, происходит осмысление полученного социального и личного опыта.
Выявленные знания и представления студентов о семье могут служить ориентиром в области семейного образования и воспитания в условиях вуза.
Выводы, сформулированные на основе полученных данных, могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками как направления воспитательной работы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1362
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 4891
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1