Критериальное поле и диагностические инструменты определения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье и образовательной организации

8

Аннотация

Статья посвящена важной проблеме выявления эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации. На основе анализа существующих в отечественной психолого-педагогической науке подходов к данной проблеме авторами обозначено критериальное поле понятия «эмоциональное благополучие», которое представляет собой сложную уровневую структуру взаимосвязанных критериев и показателей: эмоциональный фон (проявление эмоций), способность управлять эмоциями (эмоциональная устойчивость) и эмоциональное восприятие ситуаций (эмоциональное отношение к ситуациям и событиям). Их проявления в поведении и деятельности ребенка в зависимости от условий его пребывания в семье или образовательной организации носят негативный или позитивный характер. Сложность самого понятия «эмоциональное благополучие» и критериального поля его выявления в детском возрасте требует комплексного подхода к разработке диагностического инструментария. Авторами анонсирован разработанный комплект диагностических инструментов, в состав которого входят методы, позволяющие фиксировать внешние индикаторы эмоционального состояния детей, выявлять внутреннее эмоциональное отношение ребенка к происходящим или прогнозируемым событиям, а также дающие возможность получить внешнюю опосредованную оценку субъективного состояния ребенка и субъективного отношения ребенка к ситуациям в семье и образовательной организации. Отмечается, что анонсированные методики могут быть использованы в практике дошкольного образования с целью психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста, в том числе различных целевых групп обучающихся, а также адресной психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, психическое здоровье, персональные и социальные переживания, эмоциональное восприятие, дошкольный возраст

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160308

Финансирование. Статья подготовлена в рамках исполнения Государственного задания № 124031100021-5 от 11.03.2024 по теме научно-исследовательской работы «Факторы и модели обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации».

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в подготовке статьи Хузееву Г.Р. канд. психол. наук, ведущего научного сотрудника лаборатории дошкольного образования ФГБНУ ИРЗАР, доцента кафедры возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ.

Получена: 14.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Изотова Е.И., Бурлакова И.А., Никифорова О.В., Коршунова Н.С. Критериальное поле и диагностические инструменты определения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье и образовательной организации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 3. С. 122–140. DOI: 10.17759/psyedu.2024160308

Полный текст

Введение

Социальные трансформации, влияние цифровых технологий, изменение института семьи и повышение роли государства в воспитании детей задают новые векторы развития ребенка дошкольного возраста.

Ситуация определения государственной политикой и профессиональным сообществом стратегии развития отечественного дошкольного образования, нормативные документы и результаты поисковых исследований в области дошкольного детства актуализируют цель развития дошкольного образования к 2030 году – «создание условий для доступного качественного ДО, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов в контексте единого образовательного пространства РФ» [4]. Эмоциональное благополучие является важным фактором благоприятного развития ребенка, становления его личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) сформулировано требование – обеспечение эмоционального благополучия обучающихся как одного из важных условий успешной реализации образовательной программы. Федеральная образовательная программа дошкольного образования в качестве основной цели образования детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов формулирует «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [23, п. 14.1].

В настоящее время существенно поменялись биологические, анатомо-физиологические предпосылки созревания и формирования нервной системы детей в связи с сохранением жизни детям с различными патологиями пренатального развития и раннего онтогенеза. В то же время благодаря повышению качества жизни, образования, роста психолого-педагогической культуры населения благоприятные условия развития детей дошкольного возраста активизируют темпы созревания и потенциал детского развития. В этой связи родительским сообществом актуализирован запрос на психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционально комфортных условий семейного взаимодействия. На фоне снижения эмоциональной устойчивости детей, способности к совладанию и эмоциональной регуляции, опыта негативных переживаний как в широком социальном пространстве, включая и цифровую среду, так и в образовательной организации родители дошкольников ставят перед системой дошкольного образования задачи сохранения психического здоровья и эмоционального благополучия своих детей.

Острая необходимость инструментального решения данной проблемы актуализирует обозначенную цель исследования.

Цель исследования: методологическое обоснование критериального поля понятия «эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста», разработка психолого-педагогического инструментария определения степени эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации.

К понятию «эмоциональное благополучие»

Совокупно эмоциональное благополучие личности подразумевает предельный для нормального функционирования уровень личностной и ситуативной тревоги; оптимальный уровень работоспособности и активности; готовность регулировать свое поведение в различных эмоциогенных ситуациях, дифференцированную и адекватную самооценку и удовлетворение коммуникативной потребности.

Под влиянием социальных условий жизни, воспитания структура детских эмоций меняется, расширяется, приобретая все более глубокое содержание, оказывая неоспоримое влияние на формирование мотивов, потребностей, на эффективность любого рода деятельности, на характер общения со взрослыми и сверстниками. Переживание ребенком дошкольного возраста эмоционального благополучия является детерминантой его гармоничного развития и психического здоровья.

В современной психологии детства, экологии личности довольно большое количество исследователей обращалось к интерпретации данного понятия и обозначению его структуры, при этом совокупность критериев эмоционального здоровья относительно детской возрастной группы у каждого из исследователей имеет различную представленность [20].

Вопросы эмоционального благополучия широко представлены в исследованиях учеников и последователей А.В. Запорожца (А.Д. Кошелева, Л.А. Абрамян, Г.Г. Филиппова и др.). Данный психологический феномен понимается ими как «эмоциональное мироощущение ребенка», а само понятие соотносится с понятиями «настроение» и «эмоциональное самочувствие». С точки зрения авторов, различные значимые события или ситуации в жизни ребенка эмоционально переживаются им, что приводит к ощущению эмоционального комфорта или дискомфорта, возникновению определенного эмоционального фона, в разной степени осознаваемому психическому состоянию [16].

Безусловно, характер эмоциональных проявлений ребенка дошкольного возраста раскрывает степень его «эмоционального благополучия», которое, по мнению Г.Г. Филипповой [24], является показателем оптимальности общего психического развития, психологического здоровья. Так как эмоциональное благополучие ребенка, какими бы индивидуальными особенностями он ни обладал, свидетельствует о его положительной оценке мира и себя в нем.

Субъективная оценка психического здоровья традиционно опирается на три базовых показателя, центральным из которых является эмоциональное благополучие:

  1. Переживание ребенком эмоционального комфорта и благополучия. Оно отражается в общем позитивном эмоциональном фоне ребенка, положительном отношении к самому себе, принятии самого себя.
  2. Положительное отношение к действительности. Оно отражается в открытости ребенка к окружающей действительности, позитивном прогнозе ее познания и взаимодействия с ней.
  3. Адекватная самооценка. Она отражается в адекватном отношении ребенка к себе, оценке своих возможностей и достижений.

На формирование перечисленных субъективных показателей психического здоровья определяющее влияние оказывает взрослый. Очень многое в развитии ребенка закладывается через положительное отношение, участие и сотрудничество взрослого. Каждый ребенок реализует себя в той степени, в какой дали ему возможность развиваться взрослые [13].

Таким образом, можно сказать, что эмоциональное благополучие – это многомерное понятие, определяющее положительное самочувствие, которое является показателем успешного осуществления эмоциональной регуляции, что является условием полноценного психического развития личности. В дошкольном возрасте оно характеризуется доминированием положительных по содержанию эмоций, позитивным эмоциональным фоном, завышенной по возрасту самооценкой и умеренной ситуативной тревожностью, выраженным эмоциональным предвосхищением и эмоциональной децентрацией, соответствием эмоциональных переживаний содержанию деятельности, мотивацией на общение со сверстниками и взрослыми.

При этом Г.Г. Филиппова выделяет несколько составляющих эмоционального благополучия-неблагополучия, которые «представляют собой континуум между положительным и отрицательным полюсами:

  • эмоция удовольствия-неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
  • переживание успеха-неуспеха достижения целей;
  • переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта;
  • переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними;
  • переживание оценки другими результатов активности ребенка» [24, с. 29].

Сдвиг одного или нескольких показателей к отрицательному значению полюса свидетельствует о наличии у ребенка эмоционального неблагополучия.

Широкий ряд исследователей эмоциональной сферы детей (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, Е.И. Изотова и др.) отмечают, что дошкольное детство можно считать периодом повышенного риска возникновения эмоционального неблагополучия, которое характеризуется тревожностью, наличием страхов, заниженной самооценкой, неадекватностью эмоционального реагирования и окрашивается общим негативным эмоциональным состоянием [12].

К личностно-эмоциональным составляющим психоэмоционального неблагополучия ребенка вполне обоснованно можно добавить физиологические и моторные симптоматические проявления. Так, В.Г. Алямовская считает, что к признакам эмоционального неблагополучия необходимо отнести нарушение сна, которое проявляется в том, что ребенок плохо и беспокойно засыпает, наличие усталости, несоответствующей нагрузке, а также нарушение внимания, рассеянность, беспокойство, непоседливость [2, с. 4-5].

В то же время Е.В. Горшкова [6] выделяет ряд показателей выразительной моторики, по характеристикам которой можно судить об эмоциональном состоянии ребенка – это осанка, походка, поза, мимика, выражение лица, жестикуляция, речь.

Обобщая существующие подходы в отечественной психолого-педагогической науке к изучаемой проблеме, мы обозначили критериальное поле для выявления эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Понимая данный психологический феномен как эмоциональное мироощущение (А.Д. Кошелева) и учитывая то, что его валентность определяется мерой удовлетворения потребностей ребенка, в качестве ключевых критериев можно выделить эмоциональный фон, способность управлять эмоциями и эмоциональное восприятие ситуаций. Каждый из критериев раскрывается через показатели:

  • эмоциональный фон – преобладающие эмоции;
  • способность управлять эмоциями – эмоциональная устойчивость;
  • эмоциональное восприятие ситуаций – активность и продуктивность в деятельностях, предпочтения в формах активности (в том числе в общении) (рис. 1).

Рис. 1. Критериальное поле для оценки эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семьи и образовательной организации

Непосредственное проявление показателей в деятельности и поведении ребенка зависит от факторов, влияющих на восприятие ребенком окружающей действительности. Выделенные критерии и показатели как бы преломляются под действием этих факторов и имеют конкретное воплощение в жизнедеятельности ребенка и его качествах. Таких факторов три: психофизиологический, социально-психологический и личностный (см. таблицу).

Влияние психофизиологического фактора отражается в настроении ребенка, качестве сна и аппетита. Социально-психологический – в характере и качестве его взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а личностный – в самовосприятии и самооценке.

В зависимости от меры/степени удовлетворения существующих у ребенка потребностей эти проявления носят позитивный или негативный характер. Так, при негативном влиянии социально-психологического фактора у ребенка нарушены взаимоотношения в группе сверстников, наблюдаются проявления повышенной агрессивности или тревожности.

Таким образом, критериальное поле для оценки эмоционального благополучия включает критерии и показатели, конкретное воплощение которых в реальном поведении и деятельности ребенка, их валентность зависят от степени удовлетворенности детских потребностей и характера влияния обозначенных факторов. Соответственно, качественные и количественные характеристики эмоционального благополучия ребенка будут разнообразны и находиться в позиции «полутонов» между крайними – позитивными и негативными – проявлениями. Однако субъективно ситуация для ребенка будет неблагополучной/благополучной, с той или иной степенью выраженности.

Таблица. Проявление показателей эмоционального благополучия/неблагополучия в жизнедеятельности и поведении детей дошкольного возраста

Фактор

Критерий

Показатель

Конкретные проявления показателя (позитивные – негативные)

Психофизиологический

Эмоциональный фон

Проявление эмоций

Доминирование позитивных по содержанию/модальности переживаний – Доминирование негативных по содержанию/модальности переживаний

Здоровый сон, аппетит – Нарушения сна, аппетита (нарушение пищевого поведения)

Способность управлять эмоциями

Эмоциональная устойчивость

Психомоторная регуляция (сдерживание проявления негативных реакций) – Психомоторная неустойчивость/фактор эмоциональной напряженности (спонтанность, реактивность в эмоциональных проявлениях, агрессивность, тревожность)

Социально-психологический и личностный

Эмоциональное восприятие ситуаций

Эмоциональное отношение к ситуациям и событиям

Активность и продуктивность в деятельности, предпочтения в выборе деятельности – Отказ от деятельности, отсутствие инициативы

Позитивные отношения со сверстниками в группе детского сада – Нарушение отношений со сверстниками в группе детского сада

Доверительное отношение к взрослым и построение адекватного возрасту общения – Нарушенные отношения со взрослыми

Нормальная (завышенная) самооценка и уровень притязаний – Заниженная самооценка и низкий уровень притязаний

Центральным, базовым критерием, по сути, ядром эмоционального благополучия является эмоциональный фон, который определяется по преобладающим эмоциям и их валентности. Положительные эмоциональные состояния связаны с позитивным отражением окружающей действительности, принятием себя. Преобладание отрицательных эмоций выступает свидетельством негативного отражения и неконструктивного отношения к себе. «Отсутствие» выраженного отношения к себе и окружению связывают с нейтральным фоном и тоже причисляют, как и негативное, к нарушенному отражению.

Наряду со знаком эмоционального фона важно учитывать модальностное содержание преобладающих у ребенка эмоций (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, стыд или вина, презрение, удивление). Преобладание одной модальности или их устойчивого сочетания позволяет говорить о закрепленном эмоциональном фоне ребенка.

Следующим немаловажным критерием эмоционального благополучия можно назвать эмоциональную устойчивость ребенка, которая связана со способностью ребенка управлять своими эмоциями. С точки зрения Л.М. Аболина, эмоциональная устойчивость – «результат функционирования целостной системы саморегуляции, интегрально характеризующей особенности отражения и результаты этого отражения в деятельности» [1, с. 141]. Следовательно, главным критерием эмоциональной устойчивости в контексте концепции Л.М. Аболина становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации [1]. Отсюда, выраженность эмоциональной устойчивости обусловлена промежутком времени между воздействием эмоциогенного фактора и эмоциональным реагированием ребенка.

Необходимо отметить, что совокупность интенсивности, длительности и направленности негативного эмоциогенного воздействия может снизить эмоциональную устойчивость ребенка и способствовать его невротизации.

Таким образом, в основе индивидуальных различий детской эмоциональной устойчивости лежат особенности функционирования нервной системы, механизмов эмоциональной саморегуляции, а также содержание эмоционального опыта ребенка (негативного и позитивного) [12].

Конструируя критериальное поле эмоционального благополучия, нельзя обойти вниманием сигналы эмоционального неблагополучия и негативного эмоционального восприятия окружающего, которые могут проявляться в эмоциональных состояниях и поведении детей. Речь идет о факторе эмоциональной напряженности, под которым понимается проявление в повседневном поведении ребенка эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности. Учитываются реакции, повторяющиеся с определенной периодичностью и характеризующие состояния беспокойства, тревоги, страха. Этот показатель непосредственно связан с критерием способности управления собственными эмоциями.

Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящих в навязчивые двигательно-речевые комплексы.

Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. В некоторых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными поведенческими действиями ребенка.

Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями, например, с животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями и др.

Эмоциональное благополучие подразумевает отсутствие фактора эмоциональной напряженности, что проявляется в преобладании позитивного восприятия действительности при переживании житейских событий в детском саду и семье. Ребенок проявляет активность, инициативу в деятельности и общении, стремится быть продуктивным в детской деятельности.

Таким образом, интегрируя обозначенные выше группы критериев в системе объективной и субъективной оценок эмоционального благополучия, можно проиллюстрировать соответствие инструментов выявления ЭБ детей дошкольного возраста обозначенному выше критериальному полю (рис. 2).

Рис. 2. Критериальное поле и инструменты выявления эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье и образовательной организации

Диагностические инструменты определения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в семье и образовательной организации

Методики, которые дают возможность получить внешнюю опосредованную оценку субъективного состояния ребенка:

  1. Модифицированный опросник для родителей Е.И.Изотовой (разработан в 2004 году, модифицирован в 2024 году) [14] направлен на выявление осведомленности родителей об эмоциональной реальности ребенка и чувствительности к его эмоциональному самочувствию. Родителей просят ответить на несколько вопросов о том, как часто у ребенка наблюдается определенное настроение, проявляются определенные эмоции, в чем они видят причины таких эмоциональных состояний, насколько они длительны и устойчивы. С помощью полученных данных можно получить информацию об эмоциональном фоне ребенка дома и выявить/исключить наличие фактора эмоциональной напряженности как показателя эмоционального неблагополучия.
  2. Модифицированный опросник для педагогов ДО Е.И. Изотовой (разработан в 2004 году, модифицирован в 2024 году) [14] направлен на выявление осведомленности педагогов об эмоциональной реальности ребенка и чувствительности к его эмоциональному самочувствию. Педагогов просят на основе наблюдений за ребенком в группе детского сада ответить на несколько вопросов о том, как часто у ребенка наблюдается определенное настроение, проявляются определенные эмоции, в чем они видят причины таких эмоциональных состояний, насколько они длительны и устойчивы. С помощью полученных данных можно получить информацию об эмоциональном фоне ребенка в детском саду и выявить/исключить наличие фактора эмоциональной напряженности как показателя эмоционального неблагополучия.
  3. Модифицированная схема наблюдения за эмоциональными проявлениями ребенка в условиях ДОО Е.И.Изотовой, Н.Б. Фахрутдиновой (разработана в 2014 году, модифицирована в 2024 году) [12] позволяет дифференцировать эмоциональный фон ребенка в детском саду, его способность к эмоциональной регуляции и отношение к различным эмоциогенным ситуациям. Наблюдение осуществляется в ситуациях, типичных для детей дошкольного возраста, посещающих детский сад (режимные моменты, расставание/встреча с родителями, взаимодействие со сверстниками и педагогами/воспитателями). Наблюдаемые и зафиксированные эмоциональные проявления дифференцируются по интенсивности (все группы экспрессивных средств), модальности (содержанию) и валентности (знаку). Кроме того, учитывается временная длительность проявлений. Совокупность значений показателей позволяет констатировать статус ребенка по шкале эмоциональное благополучие-эмоциональное неблагополучие в детском саду.

Методики, которые позволяют выявить субъективное отношение ребенка к ситуациям в семье и образовательной организации:

  1. Модифицированная методика Г.Р.Хузеевой «Я в детском саду/Я дома» (разработана в 2012 году, модифицирована в 2024 году) [25] выявляет особенности эмоционального восприятия и отношения ребенка к ситуациям в семье и образовательной организации, его эмоциональный фон в детском саду и в семье. В инструкции ребенка просят нарисовать себя дома и в детском саду. Сравнительный анализ рисунков по формальным (цвет, нажим, прорисовка, штриховка, размер, пропорции) и содержательным характеристикам (деятельностный аспект, наличие окружения и пр.) дает возможность определить степень эмоционального благополучия ребенка в двух разных социальных контекстах и сравнить их.
  2. Модифицированная методика И.А.Бурлаковой, Е.М.Муратовой «Три коробочки» дает возможность выявить валентность/характер эмоционального восприятия действительности и переживания ребенком житейских событий в детском саду (разработана и обоснована в 2024 году) [21]. Ребенка просят разложить карточки с изображением ситуаций, типичных для жизни в детском саду, по трем коробочкам разного цвета, символизирующим позитивное, нейтральное и негативное отношение к ним. Наполненность картинками коробочки определенного цвета по отношению к двум другим свидетельствует о степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка в детском саду.

В том числе:

  • в проектировании вариативной части образовательной программы дошкольного образования ОО;
  • в разработке дорожных карт и методических рекомендаций по реализации задач психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся дошкольного возраста различных целевых групп;
  • в проведении мониторинга психолого-педагогических условий обеспечения психического здоровья и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста в условиях образовательной организации;
  • в разработке дорожных карт и методических рекомендаций по работе с семьей и профилактике эмоциональных отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возрастов;
  • в реализации задач просветительской деятельности педагогов дошкольных учреждений, направленной на психическое здоровье семьи и эмоциональное благополучие детей раннего и дошкольного возрастов.

Литература

  1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 141–149.
  2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М.: Скрипторий, 2002. 80 с.
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская [и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
  4. Гогоберидзе А.Г., Изотова Е.И., Новицкая В.А., Езопова С.А. Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства // Современное дошкольное образование. 2023. № 4(118). С. 22–34.
  5. Гокова А.В. Психологические особенности эмоционального благополучия старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса» (Москва, 07 апреля 2023 г.). / Отв. редактор А.И. Савенков. М.: Московский городской педагогический университет, 2023. С. 60–67.
  6. Горшкова Е.В. Развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М.: Гном-пресс, 1999. С. 45–55.
  7. Дубровина И.В. Практическая психология образования в Психологическом институте // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 42–53.
  8. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 2. С. 23–35.
  9. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Проблема психологического и эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 52–63. DOI:10.17759/jmfp.2023120305
  10. Изотова Е.И. «Психоэмоциональный статус» и эмоциональное благополучие как компоненты психического здоровья ребенка дошкольного возраста // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2020. № 5. С. 64–72.
  11. Изотова Е.И. Психоэмоциональное благополучие – первоочередная задача системы образования // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2020. № 5. С. 6–9.
  12. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков. М.: МПГУ, 2014. 202 с.
  13. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 304 с.
  14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М.: Академия, 2004. 304 с.
  15. Калюжин П.В., Сироткина Т.Ю. Особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: современные теоретические основания. М.: Грифон, 2014. С. 31–50.
  16. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. М.: Академия, 2003. 176 с.
  17. Кукушкина М.Д. Показатели эмоционального благополучия дошкольника [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2023. № 2(59). DOI:32343/2409-5052-2023-17-2-261-272
  18. Лебедева О.В., Сидорина Е.В., Шильникова Е.Н. Преодоление негативных эмоциональных проявлений как условие эмоционального благополучия старших дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-4. С. 309–312.
  19. Литвинова Н.Ю. Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1(98). С. 143–146.
  20. Матвеева О.Н. Эмоциональное благополучие дошкольника в контексте его психологического здоровья // Мировая наука. 2021. № 10(55). С. 41–46.
  21. Муратова Е.М. Условия эмоционального благополучия старших дошкольников в детском саду: магист. дисс. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2024. 95 с. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=491966 (дата обращения: 20.08.2024).
  22. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
  23. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 54–56.
  24. Серякова А.А., Майорова Ю.В., Панова К.В. Общение дошкольников со сверстниками – фактор эмоционального благополучия в ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2024. № 1. С. 58–63.
  25. Социализация детей и подростков. Методический комплекс / Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р. М.: МПГУ, 2013. 100 с.
  26. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] // Портал официально опубликованных правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 09.06.2024).
  27. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог: программы и методические материалы: учеб. пособие для студентов высших пед. уч. зав. / под. ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 356 с.
  28. Чорная Ю.В. Особенности эмоционального благополучия старших дошкольников с разным социометрическим статусом // Студенческий вестник. 2023. № 23-1(262). С. 63–64.

Информация об авторах

Изотова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, Доцент, зав. кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, заведующий лабораторией дошкольного образования, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3115-8332, e-mail: teoretic@mail.ru

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, лаборатория дошкольного образования ФГБНУ ИРЗАР, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Никифорова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования, ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ ИРЗАР), доцент кафедры дошкольной педагогики Факультета дошкольной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0226-6841, e-mail: nikiforova-ov@yandex.ru

Коршунова Наталья Сергеевна, младший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования, ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ ИРЗАР), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-9971-042X, e-mail: nata.azot1997@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 17
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 8
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 8