Ребенок с трудностями в обучении. Как ему помочь

3916

Аннотация

В работе рассказывается о современных коррекционно-развивающих технологиях повышения качества усвоенизнаний учащимися в 1—4х и 5—7х классах. Даются практические примеры их применения.

Общая информация

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Защиринская О.В. Ребенок с трудностями в обучении. Как ему помочь [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 3. С. 83–91. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n3/41078 (дата обращения: 14.12.2024)

Полный текст

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Родителям и учителям хорошо известно, что период привыкания к новым школьным условиям каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Всегда возникает вопрос, а насколько мы — взрослые, понимаем, что происходит с ребенком. Хотелось бы немного поразмышлять на эту тему. Человечество в начале XXI в. испытывает некоторый бум в отношении психологических знаний. Практика показывает, что совсем неплохо, если заинтересованные в судьбе наших детей взрослые интересуются психологией и привлекают свои знания для решения школьных проблем.

Речь сейчас пойдет о том:

—    каким первоклассник становится в школе;

—  к какому новому виду деятельности ему приходится привыкать;

—    как он усваивает новую социальную роль ученика;

—    как возникает новое отношение к миру и самому себе;

—    как он взрослеет к 5-му классу;

— как могут помочь повзрослеть думающие родители.

Рекомендации для родителей

Каким первоклассник становится в школе?

Ребенку за первые семь лет своей жизни уже много удалось достичь. Однако с 1-го класса начинаются новые, не менее значимые психологические изменения. Какие же характерные психологические изменения происходят с 7-летнего возраста?

О личности

В школьном возрасте у ребенка впервые появляется более устойчивая, стабильная структура личности. Как показали исследования швейцарского психолога Ж. Пиаже, ребенок школьного возраста является гораздо более социализированным, индивидуализированным существом. С нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта растет, оформляется и вызревает личность ребенка. На уроках он учится себя контролировать, находить интерес, переживать личное отношение к полученным знаниям и способам их усвоения.

Важнейшей основой психических изменений младшего школьника является формирование внутренней речи, которая становится главным способом мышления. У школьника мышление и действие уже меньше отделены друг от друга по сравнению с дошкольником: он может одновременно мыслить и действовать. Ж. Пиаже предложил для объяснения всех особенностей школьного возраста исходить из двух законов. Первый он называет законом сдвига, или смещения. Сущность его состоит в том, что особенности в поведении ребенка и его приспособлении к внешнему миру, которые наблюдались в дошкольном возрасте в сфере действия, сейчас сдвигаются, смещаются, переносятся в мыслительный план. Младший школьник уже умеет думать, предвидеть собственные результаты и окружающих людей, свободнее ориентироваться в том, что происходит вокруг. Он умеет с большей легкостью рассказывать о прошлых, настоящих и будущих событиях, выделяя то, что было скрыто от непосредственного жизненного опыта. Другой феномен назван Ж. Пиаже законом осознания трудностей. Он означает, что ребенок лучше осознает свои действия, мысли только на основе неудачного опыта, трудностей приспособления к школьным условиям. Если в дошкольном возрасте была характерна в целом импульсивная, непосредственная, неосознанная, эмоциональная деятельность, то для ребенка младшего школьного возраста свойственен анализ, осознание собственных усилий. Он планирует их уже при помощи речи, может дать в них отчет. Им активно используется важнейшее приобретение младшего школьного возраста — внутренняя речь (умение мыслить), с помощью которой он проводит анализ окружающих предметов, людей и отношений.

Безусловно, внутренняя речь еще не высоко развита, ребенок ее часто не контролирует, до конца не отдает себе отчет в своих словах. Он только учится овладевать ходом своих мыслей, так как в дошкольном детстве овладевал ходом своих действий. Ж. Пиаже справедливо отмечал, что регулирование собственных мыслей есть своего рода волевой акт, акт выбора, как и любое моральное действие.

Благодаря развитию речи младший школьник учится «проигрывать» планирование своих действий «про себя». Становится необязательным комментирование вслух того, что им делается. Приобретается очень важная способность — действовать во внутреннем (умственном) пространстве.

О контроле за своим поведением

Известный педагог и психолог, один из основоположников создания теории развивающего обучения Д. Б. Эльконин, анализируя психологические изменения, свойственные младшему школьному возрасту, писал: «Память становится мыслящей, а восприятие думающим». Далее он указывал, что «за внешними проявлениями — кривлянием, манерничаньем, капризами, которые наблюдаются в этом возрасте, лежит потеря непосредственности.

Такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Дифференциация становится возможной лишь тогда, когда возникает обобщение своих переживаний. В 7 лет появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением прежде всего со стороны взрослых. На основе такого обобщения у ребенка впервые возникает самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться инстанции самосознания.

Выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций Л. С. Выготский одну из своих работ посвятил кризису семи лет, в которой писал, что ребенка 7-ми лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности: изменения, происходящие в поведении ребенка младшего школьного возраста, связаны с приобретением все более произвольного характера. В данном контексте английский психолог и педагог Р. Бернс справедливо отмечал, что школьные годы — это пребывание в менее снисходительном, более требовательном и жестком мире. Школьнику приходится уже самому разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Многие проблемы он уже будет решать один, самостоятельно.

Когда дошкольник вступает в кризис 7-ми лет, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Произвольность проявляется в системе отношения к взрослым, сверстникам, самому себе. Это определенный уровень развития мо­тивационной сферы, которая позволяет соподчинять различные стремления в поведении и общении. Произвольная регуляция действий делает возможным систематическое усвоение знаний.

Основу произвольности составляют психологические приобретения дошкольного детства — развитое воображение, образное мышление, формирующаяся «внутренняя позиция» ребенка, которая является основой осознания своего «взрослого положения», самосознания.

Помимо внутреннего планирования и развитых способностей к анализу младший школьник получает возможность рефлексии, которая представляет собой осмысление собственных действий, когда выясняются их основания, причины. Ребенок может объяснять алгоритмы своих действий, решений, которые приобретают все более осмысленный характер: в поведении, поступках встречается меньше случайностей.

От непроизвольных форм восприятия младший школьник переходит к целенаправленному произвольному наблюдению. Он проявляет собственную наблюдательность, которая позволит формировать более четкие и развернутые представления о людях, их поступках, эмоциональном состоянии.

О развитии мотивов

Хочется отметить, что мотивы — это важнейшая причина поведения ребенка, которая им «движет». Причем мотивы можно полностью осознавать или не понимать, не выделять. В любом случае мотив — руководство к действию. Произвольность поведения (навыки самоконтроля) приводит в движение специфические мотивы в контексте общения: все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка».

Успех в учебной деятельности у младшего школьника во многом зависит от общения с учителем. Ребенку важно понимать особенности учителя как участника общения. Общаться можно устно и письменно, с помощью речи или неречевых средств (жестов, движений и пр.). В классе педагог чаще всего ведет с учениками диалог. Обычно именно диалог создает на уроке условия для лучшего воздействия учителя на обучение учеников. Выразительные движения, по мнению русского психолога С. Л. Рубинштейна, представляют своего рода «подтекст» к некоторому тексту, который необходимо усвоить, чтобы раскрыть и дать другим понять смысл происходящего, учебного материала. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии.

Родители в семье обычно активно готовят своего ребенка к диалогическому общению: вызывают его на совместное обсуждение поступков, желаний, поведения, переживаний. Увеличениеколичества жестов при речевом общении увеличивает шансы в усвоении знаний у успешных и отстающих учеников. Если ребенок не поймет на вербальном уровне, то жест, мимика помогут догадаться и эмоционально воспринять важную информацию. Педагог и родители могут выступать в роли настоящих актеров, чтобы помогать первокласснику усваивать информацию познавательного характера.

Как он усваивает новую социальную роль ученика?

С первых дней обучения в школе первоклассник учится наблюдать за происходящим, привыкает к работе в коллективе. Происходит постепенное освоение новой роли ученика, которая похожа на игру с определенными правилами. Хорошим учеником становится не тот, кто следует всем правилам и остается всегда хорошим в собственных глазах (механизм формирования «синдрома отличника»). Отношение к определенным правилам — это еще не главное. Важно то, что выполнение правил поведения в классе выражает отношение младшего школьника к одноклассникам, самому себе. Дошкольник познавал активно мир вещей, а школьник познает мир таким, каким он объективно является для человеческого познания. С этой целью необходимо все больше понимать и узнавать тех, кто тебя окружает (рис 1).

Мотивы поведения приобретают все более устойчивый характер. От них зависит многое — жизненный путь. Когда появляются ведущие мотивы, то возникает еще одна возможность в развитии — сознательное усвоение моральных и нравственных ценностей: представлений, понятий, идей, становящихся доминирующими мотивами поведения.

К какому новому виду деятельности ему приходится привыкать?

Д. Б. Эльконин писал, что учебная деятельность ставит ребенка «в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка». Успех в учебной деятельности у младшего школьника во многом зависит от общения с учителем. Ребенку важно понимать особенности учителя как участника общения. Общаться можно устно и письменно, с помощью речи или неречевых средств (жестов, движений и пр.). В классе педагог чаще всего ведет с учениками диалог. Обычно именно диалог создает на уроке условия для лучшего воздействия учителя на обучение учеников. Выразительные движения, по мнению русского психолога С. Л. Рубинштейна, представляют своего рода «подтекст» к некоторому тексту, который необходимо усвоить, чтобы раскрыть и дать другим понять смысл происходящего, учебного материала. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии.

Рис. 1

Родители в семье обычно активно готовят своего ребенка к диалогическому общению: вызывают его на совместное обсуждение поступков, желаний, поведения, переживаний. Увеличение количества жестов при речевом общении увеличивает шансы в усвоении знаний у успешных и отстающих учеников. Если ребенок не поймет на вербальном уровне, то жест, мимика помогут догадаться и эмоционально воспринять важную информацию. Педагог и родители могут выступать в роли настоящих актеров, чтобы помогать первокласснику усваивать информацию познавательного характера.

Как он усваивает новую социальную роль ученика? С первых дней обучения в школе первоклассник учится наблюдать за происходящим, привыкает к работе в коллективе. Происходит постепенное освоение новой роли ученика, которая похожа на игру с определенными правилами. Хорошим учеником становится не тот, кто следует всем правилам и остается всегда хорошим в собственных глазах (механизм формирования «синдрома отличника»). Отношение к определенным правилам — это еще не главное. Важно то, что выполнение правил поведения в классе выражает отношение младшего школьника к одноклассникам, самому себе. Дошкольник познавал активно мир вещей, а школьник познает мир таким, каким он объективно является для человеческого познания. С этой цельюнеобходимо все больше понимать и узнавать тех, кто тебя окружает.

Ученик начинает понимать роль и возможности каждого из участников учебного процесса. Общение на уроке как «палочка-выручалочка»:

— позволяет согласовывать или рассогласовывать совместные усилия;

— тонко и разносторонне понимать свои индивидуальные особенности, сверстников, взрослых.

Младший школьник получает подлинную возможность в стенах образовательного учреждения учиться жить. Однако на третьем, четвертом годах обучения позиция школьника теряет свою эмоциональную привлекательность. У учащегося возникает личная жизнь, он начинает особый интерес проявлять к сверстникам, а отношения в детском коллективе приобретают для него все большее значение и становятся ведущим мотивом социализации. Эмоциональное благополучие ассоциируется с успешностью общения. Для завоевания признания одноклассников значимым остается успешность в обучении, так как она позволяет активнее искать свое место, социальную роль в классном коллективе. К концу начального обучения в школе ученик имеет устойчивые и дифференцированные интересы личного характера, тем самым закладываются основы выбора дальнейшего жизненного пути.

Как возникает новое отношение к миру и самому себе?

Отношение к окружающему миру в психологии принято называть мотивами, которые заставляют человека совершать поступки, учиться, работать и т. п. Каковы основные мотивы, побуждающие ребенка учиться в школе (рис. 2)?

Наличие первой категории мотивов позволяет младшему школьнику преодолеть встречающиеся трудности при целенаправленном и систематическом обучении в школе. Он будет стараться, потому что надо учиться и все вокруг делают то же самое.

Рис. 2

Остановимся подробнее на второй категории мотивов. Эти мотивы уникальны тем, что независимо от отношения к процессу обучения и самой школе ребенок продолжает учиться. Действительно, данные мотивы сочетаются с интересом и стремлением к познанию. Что же движет ребенком? Как правило, это умение получать и ценить информацию познавательного характера, потребность в общении с окружающими людьми. Школьник учится проявлятьизбира- тельный и осознанный интерес к предметам, объяснениям взрослых, например, чем лучше математика по сравнению с письмом и чтением. Ребенок старается вести постоянный диалог с родителями, другими взрослыми, объясняя свои интересы, трудности, не замыкаясь, не тревожась. Переживая иногда свою несостоятельность, ученик размышляет с позиции маленького «борца за знания». Разумные взрослые понимают, что настаивать на одинаково отличных оценках по всем предметам не стоит. Лучше понять, что мешает ребенку обрести уверенность в себе на первых этапах приобретения школьных знаний. Постоянное общение с родителями, учителем — своеобразная компенсация возможных трудностей в обучении, которая поможет избежать по этому поводу невротических состояний.Получается, что благодаря новым знаниям у младшего школьника постепенно складывается собственное отношение к окружающему миру через призму собственного «Я». Ребенок — активный участник познания, вырабатывающий свой стиль обучения и общения.

Как он взрослеет к пятому классу?

Произвольность поведения на 3—4-м годах обучения обусловливает становление и развитие у учеников чувства взрослости. Взрослость может быть разной по своему социальному характеру.

Социально-моральная взрослость

Она проявляется в отношениях с родителями, в участии ребенка в заботах о семье, ее благополучии, систематической помощи старшим. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где ребенок готов взять на себя выполнение обязанностей матери и отца.

Интеллектуальная взрослость

Она выражается в стремлении младшего школьника что-то знать и уметь по-настоящему, как взрослый. Такого рода мотивы стимулируют его познавательную деятельность: накапливать знания, пытаться применить их в разных жизненных ситуациях, рассказывать другим свои мысли и пр.

Взрослость для мальчиков как равнение на качества «настоящего мужчины»

Она возникает в результате прямого подражания и выработки у себя таких взрослых качеств, как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т. п.

Как увидеть, что ребенок проявляет чувство взрослости? Обратите внимание на:

— возникновение желаний и требований к себе «взрослого» отношения со стороны окружающих;

— стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства родителей;

— наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.

Настоящее чувство взрослости следует отличать от показной тенденции к взрослению, которая выглядит как стремление казаться или считаться более значимым для окружающих людей. Она может возникать как компенсаторный механизм на нежелание взрослых и сверстников удовлетворить претензий ребенка на взрослость. В этих случаях младший школьник начинает приобретать и демонстрировать отрицательные, дурные привычки — сквернословить, хулиганить, искать неоправданные способы развлечения. Причем ребенок может быть искренне уверен, что теперь-то он совсем как взрослый. Появление чувства взрослости является важным психологическим новообразованием этого периода, и по его появлению можно судить об определенных успехах в общении и личностном развитии ученика. Начинается новый этап в развитии — переходный возраст.

Как могут помочь повзрослеть думающие родители?

Кто из нас не задумывался о подготовке ребенка к школе: что говорить, как воспитывать. Обозначим несколько основных положений.

Отношение к учебе. Ребенок должен прийти в школу уже заранее психологически правильно настроенный родителями на процесс обучения. Обучение— это в первую очередь приобретение новой, полезной информации. Ребенок не должен этого бояться. Хорошо, когда познание воспринимается как нечто радостное. Удачно, если знаешь, где это можно применить.

Самостоятельность. Для первоклассника важна самостоятельность. Пусть не всегда все получается, но ребенок будет понимать, что учится он, а не родители, бабушки и дедушки, учителя. Для наглядности можно изредка демонстрировать даже некоторое равнодушие к его трудностям: «Выпутывайся, мол, сам!» или «Мне бы твои проблемы!». После этого не забудьте доброжелательно улыбнуться.

Ответственность. К первому классу ребенок постепенно начинает усваивать одну любопытную мысль: «У меня теперь есть собственное дело. Я становлюсь все больше похожим на родителей». Благосостояние семьи держится на психическом здоровье и систематическом труде каждого. Успехи маленького школьника — это и достижение его родителей, и ему нравится доставлять им побольше радостных минут. Прекрасно, когда ты привлекателен себе и окружающим, что возможно благодаря чувству ответственности. Если ребенок ответственен, то с ним начинают считаться окружающие, воспринимают его вполне серьезно. Как раз этого очень хочется первокласснику: его замечают, с ним начинают считаться!

При поступлении ребенка в школу очень важно изменить, скорректировать позицию родителей по отношению к нему. Российский психолог Г.Н. Сар- тан, обобщая высказывания самих родителей, приводит перечень устойчивых убеждений многих пап и мам. Они, в свою очередь, формируют и личную позицию ребенка (табл. 1).

Табл. 1. Первый вариант — малопродуктивные суждения

Родители

Ребенок

Я отвечаю за то, что делает мой ребенок

Мои родители отвечают за то, что я делаю

Он не будет делать этого

Я не буду делать этого

Он не может принимать решения

Я не могу принимать решения

Его следует ценить лишь постольку, поскольку он является «хорошим»: посещает школу, подчиняется, следит за собой, вежлив, исполнителен

Меня ценят за то, что я соответствую желаниям других людей. Решения, которые я принимаю, для меня самого ничего не стоят

Он не может заботиться о себе

Я не могу заботиться о себе

Мы очень надеемся, что совместные упражнения со своим ребенком, которые не требуют значительных временных затрат, помогут изменить суждения в адрес ученика. Они могут выглядеть совсем другим образом, если заботиться о развитии его личности, которая, как мы выяснили, в младшем школьном возрасте учится быть ответственной и самостоятельной (табл. 2.).

Табл. 2. Второй вариант — убеждения, способствующие развитию личности ребенка

 

Родители

Ребенок

Мой ребенок отвечает за то, что делает

Я отвечаю за свои действия

В любой ситуации он сделает так, как будет лучше для него

Я сделаю так, как будет лучше для меня

Он может принимать решения

Я могу принимать собственные правильные решения

С ним все в порядке

Со мной все в порядке

Я могу доверить ему заботу о себе самом

Я могу и буду заботиться о себе

Я не знаю, что он сделает в следующий раз, а ведь это так интересно

Я небезразличен моим родителям, и они доверяют тому, что решения, которые я приму, будут правильными

Методика работы психолога с семьей должна определяться из ведущих целей формирования личности и быть основана на всесторонних знаниях об особенностях психического развития ребенка. В семейном воспитании детей с трудностями в обучении психолог рекомендует использовать следующие методы: объяснение, беседа, убеждение; требование, контроль, приучение, упражнение, поощрение, наказание, личный пример родителей. Особое место в методике семейного воспитания занимает игровой подход как условие успешного применения методов.

Объяснение. Беседа. Психолог объясняет, что слово является инструментом воспитания. При этом должно присутствовать чувство меры. Причины многочисленных нотаций в семье многообразны. Присутствует уверенность родителей в эффективности бесконечных назиданий. Другая объективная причина — определенный дефицит времени из-за работы (занятость родителей), что особенно негативно сказывается на успешности ребенка, так как процесс коррекции требует гораздо большего контакта взрослых с детьми в семье. Одна из функций беседы при воспитании младшего школьника — передача ему знания о нравственном поступке, постепенное формирование социальных представлений как дальнейшей основы жизненного опыта.

Психолог отмечает, что беседа по своему содержанию одновременно должна опираться на уже имеющийся познавательный, нравственный опыт ребенка с трудностями в обучении и несколько опережать его, давая возможность для дальнейшего развития.

Личный пример родителей. Действенность данного метода воспитания объясняется в рамках бихе­виористического подхода подражательностью детей взрослым. Они с удовольствием повторяют манеру говорить, стиль общения, привычки старших членов семьи: происходит процесс накопления собственного опыта поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится для детей образцом для подражания.

Требование. Контроль. С начала школьного обучения происходит становление норм поведения, активно формируется отношение к окружающему миру. Требование родителей как метод воспитания является ориентиром поведения ребенка: можно или нельзя, одобряется взрослым или порицается, соответствует принятым правилам или расходится с ними? Чем последовательнее система требований родителей, тем быстрее формируются у ученика с трудностями в обучении социальные навыки. Противоречивость требований взрослых в семье, расхождение между мнением психолога и родителей дезориентирует ребенка, задерживает формирование положительных привычек поведения. Школьному психологу необходимо по этому поводу предлагать дополнительные объяснения, проводя работу с родителями и учителем.

Наказание. Поощрение. Применение поощрения и наказания при семейном общении тесно связано с умением родителей соблюдать педагогический такт. Взрослым не всегда легко сдерживаться, не давать волю эмоциям. Они хотели бы быть терпимыми, тактичными с детьми, но не всегда получается. Важно стремиться понять мотив поступка ребенка и его ошибку. Не всегда родители знают ответы на все вопросы воспитания и обращаются за помощью к психологу.

Возможности школы и семьи в поддержании психического здоровья детей. Обеспечение и поддержание психического здоровья младшего школьника возможно только при соединении усилий педагогов и родителей. Установка на сотрудничество психолога и семьи является центральной в процессе эффективного обучения. Не претендуя на исчерпывающую психологическую помощь, специалист должен уметь формулировать конкретные психологические рекомендации, которые он мог бы предложить родителям. Он гибко меняет коррекционные стратегии в зависимости от индивидуальной динамики развития и обучения ребенка с трудностями в обучении. Значимым моментом влияния семьи на психическое здоровье ребенка является наличие благоприятной эмоциональной обстановки.

Дети очень тонко различают скрываемые чувства, например диссонанс между тем, что ребенок видит (внешнее спокойствие), и тем, что он чувствует (кризис в отношениях). Если родителям трудно самостоятельно и конструктивно решить семейные проблемы, необходимо постоянно поддерживать контакт с психологом.

В заключение для вас, уважаемые родители, на примере одного стихотворения хотелось бы продемонстрировать важность семейного воспитания, а именно отношения к вашему ребенку, которое обусловливает всю его последующую жизнь: поступки, мысли, эмоциональные переживания, отношение к миру и самому себе.

Дети учатся тому, что видят в своей жизни

Если ребенок окружен критицизмом,

Он учится обвинять.

Если ребенок видит враждебность,

Он учится драться.

Если над ребенком насмехаются,

Он учится быть робким.

Если ребенка постоянно стыдят,

Он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок окружен терпимостью,

Он учится быть терпеливым.

Если ребенка поддерживают,

Он учится уверенности.

Если ребенка хвалят,

Он учится ценить других.

Если с ребенком обходятся справедливо,

Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности,

Он учится верить.

Если ребенка ободряют,

Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт

Если вам близки наши рассуждения и вы беспокоитесь о судьбе и психическом здоровье своего ученика, то:

—    наблюдайте;

—    поддерживайте;

—    разговаривайте;

—    обсуждайте разныетемы;

—    своевременно откликайтесь на его просьбы и проблемы,

и тогда вы сможете с уверенностью вести своего ребенка в школу. Вместе с ребенком у всей семьи начинается новый и интересный период жизни!

Рекомендации для учителя

Школьный психолог понимает особую роль учителя в адаптации и психологической подготовке детей к процессу обучения. С этой целью мною созданы отдельные рекомендации для многоуважаемых коллег по педагогическому цеху, которым «достается» больше, чем всем остальным специалистам.

При этом учитель совсем не обязан брать на себя роль матери, как это иногда бывает в отношениях с учениками. Не могу удержаться от одного примера на данную тему.

К школьному психологу обратилась за помощью молодая учительница 3«а» класса. «Я обеспокоена особой привязанностью к себе одного из учеников моего класса. Он попросил меня стать его мамой. Пока не понимаю, чем вызвано подобное обращение. Я ко всем детям отношусь ровно. Сам мальчик воспитывается в хорошей семье. У него есть мать. В их семье двое детей. Младшая — дочь. Посоветуйте, как правильно вести себя с учеником и стоит ли поговорить с его матерью».

На практике такие проблемы встречаются нечасто. Ясно одно, что социальные роли матери и учительницы различны, их не надо смешивать. Проще говоря, у ребенка должно быть и то, и другое. Надеюсь, что учителя согласятся с мнением о том, что школа — это не только место, где дети получают знания. Академик Ш. А. Амонашвили, выступая со своими лекциями, справедливо говорил студентам о том, что ребенок идет в школу учиться жить. Процесс передачи знаний теряет смысл, если мы не готовим детей самостоятельно чувствовать и мыслить, понимая важность последующей адаптации и социализации в современном обществе. Это основная цель работы психолога и учителя, которая будет пронизывать их профессиональное творчество.

Некоторые родители в порыве аффекта указывают учителю на то, что он должен заниматься воспитанием их ребенка, потому что является специально подготовленным для этого специалистом и получает за обучение их детей свою зарплату. В таких словах заключается не только родительское бессилие. Почему не расценить это как напоминание о высоком предназначении педагога? Среди нас есть учителя, на собственном примере помогающие детям увидеть смысл и ценность жизни. Педагог способен открыть перед каждым учеником много разных дверок в таинственный и влекущий мир юности и взросления.

Ребенок будет готов шагнуть в одну из них или самостоятельно открыть новые. Для этого за годы обучения в начальной школе надо много успеть сделать, придумать, изучить на уроках совместными усилиями, наладив друг с другом общение. Ежедневно наблюдая заинтересованность первого учителя в своей детской судьбе, ребенок начнет осознавать трудность и важность быть ответственным, самостоятельным, думающим, независимым, постоянно ищущим знания и ценящим людей. Хочется верить, что учителя будут не только учить детей, но и любить, творить вместе с ними и быть добрыми. У вас хватит на это мужество, равно как и родителям ваших учеников.

Учитель может совместно с психологом задуматься о том, какие возрастные изменения претерпевает сфера интересов и мотивов школьника. В первые месяцы обучения ему необходимо будет освоиться с новым положением, ролью ученика среди окружающих людей. К концу первого класса он освоится со школой, привыкнет к организации и требованиям учебного процесса. Большинство учеников начнет получать удовлетворение от процесса познания. Учитель способен стать для них очень привлекательным и мудрым помощником. Некоторые ученики в классе станут ему подражать: перенимать манеру двигаться, жестикулировать, держаться у доски, даже копировать интонацию. Такое отношение учащихся заставит задуматься учителя о личностных качествах о коммуникативной компетенции, от которых во многом зависит успешность усвоения знаний учащимися начальных классов.

Однако за всем этим стоит эмоциональный компонент восприятия окружающего мира ребенком. Ученики, благодаря педагогическому общению, научатся вступать в интерактивное взаимодействие не только как забавные и предприимчивые герои зарубежных мультсериалов. В их словах и поведении можно будет увидеть лучшие традиции русской педагогики и психологии. Достичь этого поможет использование на уроках богатейшего литературного материала: произведений русских писателей и поэтов, а также привлечение в критическом анализе ситуаций общения и драматизациях сказок, притч, легенд, басен. На уроках дети могут приобретать богатый социальный опыт, имея возможность моделировать многочисленные сценки из жизни людей. В этом незаменимым помощником окажется игра. Очень скоро ученики начнут сами просить придумать игры на конкретные темы: «Когда я потерялся в городе», «Ко мне подошел некрасивый прохожий», «Дома все смотрят телевизор. А как же Я?», «Как Васька кидал мои тетради...» и пр.

Очень модным сейчас является внедрение лич­ностно-ориентированного подхода в образовании. Что значит увидеть в ребенке личность, индивидуальность?

Во-первых, оценить его как субъекта деятельности: содержание его основных потребностей, которые провоцируют различные виды и формы активности, будь то обычный труд или общение; наличие и понимание ведущих мотивов, содержание основных жизненных ценностей, которые сложились или склады- ваютсяу ребенка; его волю, целеустремленность. Постепенно для учителя вырисовывается картина направленности личности ученика на дело, на самореализацию.

Во-вторых, заметить и раскрыть его интересы, склонности и способности, задуматься о наличии задатков. Ведь очень часто от их своевременного осознания зависит правильный выбор сферы занятости ученика помимо основного обучения в школе. Думающие родители не спешат с поиском новых занятий для своего ребенка. Дети должны реализовать свои задатки, а не воплощать в реальности фантазии матери или отца. Правильный выбор профессии — это яркий и интересный путь творчества, саморазвития.

Как проявлять личностно­ориентированный подход к ученикам

1.   Как можно чаще улыбайтесь своим ученикам в классе.

2.   Называйте учеников только по имени. Если хотите подчеркнуть значимость вашего отношения к ребенку, можно полушутливо назвать его по имени и отчеству.

3.   При общении с учениками смотрите им в глаза, никогда не избегайте визуального контакта.

4.   Выражая свою искреннюю симпатию, иногда позволяйте себе прикоснуться к ученику: положите руку на его плечо, свою ладонь на его руку или его личные письменные принадлежности.

5.   Изучайте личные вещи учеников, спрашивайте об их значимости для ребенка, выражайте свои впечатления о его рассуждениях об их значимости, ценности и привлекательности, давая тем самым понять, что уважаете все, что ему дорого и окружает его.

6.   Выражайте заинтересованность в ответах учащихся на уроке, побуждайте их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях, проблемах, сомнениях.

7.   Искренне выражайте интерес к мнению и поступкам каждого ученика.

Учитель и психолог совместными усилиями традиционно решают вопросы, которые связаны с психологическим сопровождением учебного процесса. Вот некоторые из них.

Требования к содержанию учебного материала

1.   Учебный материал подбирается с учетом развивающего воздействия на ученика, тем самым у него поддерживается интеллектуальная работоспособность. Обучение остается доступным, но требует определенных усилий.

2.   Учебный материал является доступным для усвоения учащимися. С одной стороны, он не должен быть слишком сложным, так как это снижает учебную мотивацию. С другой стороны, слишком упрощенным, чтобы учащийся не утратил познавательный интерес.

3.   Учебный материал содержит возможность устанавливать причинно-следственные зависимости, размышлять, думать. За счет этого обучение становится активным процессом, в который сознательно включаются учащиеся.

4.   На уроках чувствуется постоянная новизна информации, которая дается в рамках учебного материала или дополнительно.

5.   Существует связь учебного материала с личным, жизненным опытом учащихся.

Учитель убедительно старается демонстрировать то, как школьные знания необходимы в повседневной жизни. Подбираются универсальные примеры о том, как знания помогают понимать удивительные природные явления, отношения между людьми, свой личностный рост и пр.

6.   Учебные задания тщательно продумываются с точки зрения методического содержания. Учебный материал, форма его подачи не должны быть перегружены лишними, второстепенными деталями.

7.   Происходит подбор индивидуальных учебных заданий на уроках с учетом интересов, предпочтений ученика.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Защиринская Оксана Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), заведующая кафедрой психотравматологии, Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2666-3529, e-mail: zaoks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1458
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 3916
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2