Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 2. С. 15–20
ISSN: 2658-3100 (online)
Теория и практика психологии: взаимодействие и противоречия
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Теория и практика психологии: взаимодействие и противоречия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 2. С. 15–20. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n2/47671 (дата обращения: 29.03.2024)
Фрагмент статьи
В настоящее время психология подходит к тому этапу развития, когда необходимо по-новому оценить взаимодействие фундаментальной науки и практики. После оптимизма позднего советского периода (Ломов, 1984) и пессимизма конца ХХ — начала XXI века (Василюк, 1996; Юревич, 2000) наступает время, когда проблему целесообразно исследовать в деталях: выделить различные области психологии, в которых взаимодействие фундаментального знания и практики осуществляется по-разному, а также различить несколько видов этого взаимодействия.
Для проведения подобного детализированного анализа мы предлагаем воспользоваться схемой, предполагающей описание трех процессов, в ходе которых совершенствуется человеческая практика. Первый процесс состоит в развитии представлений об устройстве мира, в том числе и об устройстве психики. Второй — в создании на основании этих представлений объектов и технологий, отвечающих практическим потребностям. Третий процесс — проверка эффективности этих объектов и технологий, позволяющая получить обратную связь, а также информационный материал, необходимый для дальнейшего совершенствования.
Литература
- Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. — 1996. — №6. — С. 25—40.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. 3.
- Падун М.А., Тарабрина Н.В. Когнитивно-личностные аспекты переживания травматического стресса // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — №5. — С. 5—15.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. — М.: Наука, 1980.
- Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. — М., 1986.
- Розин В.М. Психологическая реальность как проблема цехового самоопределения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2010. — Т. 7. — №1. — С. 90—103.
- Розин В.М., Розин М.В. О психологии и не только о ней // Знание-сила. — 1993. — №4.
- Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. — М.: Институт психологии РАН, 2006.
- Царенко С.В. Нейрореаниматология: Интенсивная терапия черепно-мозговой травмы. — М.: Медицина, 2004.
- Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — №5. — С. 35—47.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2215
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 5463
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2