Теория и практика психологии: взаимодействие и противоречия

5463

Аннотация

В статье анализируются возможности взаимодействия теоретической и практической психологии на современном этапе их развития.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Теория и практика психологии: взаимодействие и противоречия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 2. С. 15–20. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n2/47671 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

В настоящее время психология подходит к тому этапу развития, когда необходимо по-новому оценить взаимодействие фундаментальной науки и практики. После оптимизма позднего советского периода (Ломов, 1984) и пессимизма конца ХХ — начала XXI века (Василюк, 1996; Юревич, 2000) наступает время, когда проблему целесообразно исследовать в деталях: выделить различные области психологии, в которых взаимодействие фундаментального знания и практики осуществляется по-разному, а также различить несколько видов этого взаимодействия.

Для проведения подобного детализированного анализа мы предлагаем воспользоваться схемой, предполагающей описание трех процессов, в ходе которых совершенствуется человеческая практика. Первый процесс состоит в развитии представлений об устройстве мира, в том числе и об устройстве психики. Второй — в создании на основании этих представлений объектов и технологий, отвечающих практическим потребностям. Третий процесс — проверка эффективности этих объектов и технологий, позволяющая получить обратную связь, а также информационный материал, необходимый для дальнейшего совершенствования.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологичес­кого схизиса // Вопросы психологии. — 1996. — №6. — С. 25—40.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические про­блемы психологии. — М.: Наука, 1984. 3.
  3. Падун М.А., Тарабрина Н.В. Когнитивно-­личностные ас­пекты переживания травматического стресса // Психо­логический журнал. — 2004. — Т. 25. — №5. — С. 5—15.
  4. Пономарев Я.А. Методологическое введение в пси­хологию. — М.: Наука, 1980.
  5. Пузырей А.А. Культурно-­историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. — М., 1986.
  6. Розин В.М. Психологическая реальность как проблема цехового самоопределения // Пси­хология. Журнал Высшей школы экономики. — 2010. — Т. 7. — №1. — С. 90—103.
  7. Розин В.М., Розин М.В. О психологии и не только о ней // Знание-­сила. — 1993. — №4.
  8. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. — М.: Институт психологии РАН, 2006.
  9. Царенко С.В. Нейрореаниматология: Интен­сивная терапия черепно­-мозговой травмы. — М.: Медицина, 2004.
  10. Юревич А.В. Психология и методология // Пси­хологический журнал. — 2000. — Т. 21. — №5. — С. 35—47.

Информация об авторах

Журавлев Анатолий Лактионович, доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-1089, e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru

Ушаков Дмитрий Викторович, доктор психологических наук, руководитель Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта, ФГБОУ ВО МГППУ, руководитель Лаборатории психологии и психофизиологии творчества РАН, Москва, Россия, e-mail: dv.ushakov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2215
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 5463
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2