Роль психологических технологий в модернизации современного образования

1464

Аннотация

В статье рассматриваются новые задачи, стоящие перед практической психологией образования, раскрывается значимость психологических технологий для выполнения новой миссии образования и построения Новой школы, выделяются перспективные направления приложения усилий по развитию и массовому применению психологических технологий в образовательной среде школы.

Общая информация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котова С.А. Роль психологических технологий в модернизации современного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 2. С. 46–48. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n2/47675 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

Происходящие под влиянием процессов глобализации радикальные перемены в мировом сообществе и экономике требуют существенных преобразований в структуре, содержании и характере образовательной деятельности, осуществляемой государством. Каждое государство, определяя политику в области образования, ориентируется на то, как она повлияет на конкурентоспособность страны в мировом пространстве, и ожидает, что изменения приведут к достижению такого качества образования, которое будет соответствовать уровню развития человеческого сообщества в будущем.

Назовем три основных фактора, определяющих данный уровень.

— Развитие открытости мирового сообщества (расширение среды существования человека, а также форм и видов межличностной и межгрупповой коммуникации, многочисленные разнообразные пересечения индивидуальных сред на расширяющемся социальном пространстве).

— Развитие гуманистических принципов общемирового гражданского сообщества (расширение прав и свобод любого представителя человечества при повышении меры ответственности в осуществлении жизнедеятельности).

— Становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и интенсивная социализация (при сохранении личностной неповторимости), подразумевающая готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни, раскрывая личностные качества на благо сообщества и свое благо.

Указанные факторы оказывают прямое влияние на всю систему образования и современное понимание качества образования. Сегодня изменился социальный заказ школе. Современное общество делает заказ системе образования на подготовку жизнестойкой и самореализующейся личности. Под самореализацией понимается осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближайшим и дальним окружением), социумом и миром в целом (Коростылева Л.А., 1997). Самореализация - это стремление человека к самосовершенствованию, направленное не только на реализацию своих возможностей и способностей, но и на качественное изменение своей деятельности, на развитие и рост своих возможностей, на постоянный личностный рост. Поэтому в современном педагогическом процессе на первое место ставятся интересы развития ребенка, и от школы требуется создание таких условий обучения, которые обеспечат эффективность образования для каждого (Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», национальная инициатива «Наша новая школа», ФГОС второго поколения).

Данный подход, связанный с усилением гуманистической парадигмы, ориентирует образование на новые качественные показатели и результаты: компетентность выпускника в различных сферах жизнедеятельности, устойчивую мотивацию к обучению в течение всей жизни, к постоянному профессиональному и личностному росту. Ориентация на новое качество образования предъявляет и новые требования к психологическому содержанию образовательной среды, процесса обучения, деятельности учителя. К ним относятся:

—   создание максимально доступных условий как для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения им опыта обучения из жизни, так и для проявления его активности, творчества и ответственности;

—   личностно-ориентированная направленность обучения;

—   инициативность, творчество, партнерство и корпоративная культура специалистов системы образования.

Новая школа требует использования открытой образовательной среды, которая представляет собой совокупность ресурсов разного уровня и вида, а учитель организует образовательную среду под конкретного учащегося, под конкретную группу учеников и создает условия для выбора ресурсов.

Решение этих задач невозможно без повышения психологизации образовательного процесса, активного развития и внедрения новых психологических технологий.

Под психологическими технологиями понимают совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие индивидуальности (Зеер Э.Ф., 2003). Особенностью психотехнологий является их направленность на изменение личности, на раскрытие и развитие индивидуальности людей, активизацию и реализацию внутреннего потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников социальной среды. На основе принципов гуманистической психологии сложились три основных подхода в использовании психотех­нологий.

Первый подход направлен на формирование семи базовых категорий жизненных умений: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие Я-концепции.

Второй подход опирается на выделение и развитие четырех жизненнозначимых категорий: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие аутентичности и принятие решений.

Третий подход, описанный С.И. Макшановым и Н.Ю. Хрящевой (1993), включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, са­мопонимания, самозащиты и самоподдержки.

Психотехнологии, являясь активно развивающимся направлением, на сегодняшний день отличаются значительным многообразием. Их репертуар включает:

—   дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского общения и др.);

—   игровые методы (ролевые и деловые имитационные игры, психодрама и т. д.);

—   релаксационные методы (аутогенная тренировка, медитации и другие техники релаксации);

—   интеллектуальные тренинги (тренинги развития наблюдательности, познавательной активности (ТРИЗ), логического мышления, социального интеллекта, креативности);

—   сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, рефлексии, уверенности в себе и др.);

— разнообразные психогимнастические упражнения; — арт-терапевтические техники, приемы и методы, связанные с использованием разных видов искусств для творческого самовыражения личности. В современном образовании наиболее освоенными из психотехнологий являются диалогические методы обучения, к которым относят групповые дискуссии, диалогические лекции, разбор социально­значимых ситуаций. Все большее распространение получают и разнообразные игровые технологии: дидактические, операционные, деловые и ролевые игры. Постепенно в практику школы новыми специалистами (психологами, социальными педагогами) все шире вводятся тренинговые технологии, арт-тех- нологии.

Вместе с тем, важно признать явную ограниченность и замедленный темп их распространения. В значительной степени малую долю психотехнологий и их спорадичность внедрения в современном российском образовании можно объяснить отсутствием в системе повышения квалификации программ по обучению использованию психологических технологий. Необходимость таких программ на сегодня очевидна: даже для профессионального психолога подготовка на тренера по проведению тренингов во всем мире остается в нише постдипломного образования. Поскольку действенность этих технологий высокая, нужно разрабатывать и обобщать новые формы и методы их проведения в современной практике применительно к разнообразным социальным ситуациям. Актуальной является и деятельность по адаптации существующих методов и приемов, технологий к педагогической практике с учетом личнос­тно-ориентированного подхода в различных типах образовательных учреждений и с различными видами детских групп и сообществ.

Еще более значимой на сегодняшний день является проблема проектирования интегративных личностно-ориентированных технологий, базирующихся на представлении о личности как сложной системе. Все более востребованными становятся психотехнологии, целью которых является формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации. К ним относятся ди­агностирующие семинары-тренинги, тренинги по проектированию эффективных профессиональных и жизненных сценариев и т. п.

Постепенно в практику псхотехнологий входят новые информационные технологии, позволяющие проектировать виртуальные модели и смысловые пространства, осуществлять виртуальную переструктуризацию личности. Но самой сложной задачей, стоящей перед каждой школой сегодня, остается проектирование поливариативной учебно­пространственной среды, предполагающей продуктивное широкое использование инновационных пси­хотехнологий, а также механизмов контроля за их применением с позиций гуманистического подхода.

Еще один путь развития — это комплексное использование современных образовательных технологий (информационно-коммуникативных, проектного, исследовательского, рефлексивного обучения) в сочетании с психологическими технологиями. Он способствует более эффективному становлению метакомпетентностей ученика: информационной, образовательной, социальной, личностной. Благодаря этому обучение приобретет практико-ориентированный характер, обеспечивающий развитие умения решать как предметные, практические, так и надпредметные, ситуационные задачи, реально обеспечивается устойчивое развитие личности и ее жизнестойкость и конкурентноспособность в широкой поликультурной среде существования.

Новые технологии требуют расширения диапазона профессиональных ролей учителя, который становится координатором, организатором, помощником, консультантом, и предполагают его работу в команде с психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования, методистом, другими специалистами, а также с учеными. Они изменяют характер взаимодействия не только учителя и ученика, но и учителя и всех других субъектов образовательного процесса в его широком понимании.

Необходимость быстрой, гибкой, тонкой настройки и реагирования в педагогической практике предъявляет высокие требования и к личности специалиста. Современный педагог должен обладать высокими показателями социальной адаптированности и эргич- ности, личностной лабильности, эмпатийности, рефлексивности; перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. К профессионально важным качествам, востребованным в этой сфере, традиционно относятся ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др.

Выраженная усталость, массовое эмоциональное выгорание педагогического корпуса, вызванные ухудшившимися условиями труда, несбалансированными и противоречивыми реформами, новыми требованиями к качеству профессиональной деятельности в условиях снижения ресурсных показателей развития учащихся и семьи приводит к необходимости серьезной работы по восстановлению личностных ресурсов педагогов. Решение этой задачи требует введения в программы повышения квалификации и переподготовки учителей широкой палитры психотехнологий, направленных на обеспечение личностного роста специалиста, корректировку профессиональной позиции и поля жизненно-смысловой ориентации, стимулирование саморазвития и саморегуляции как в профессиональной деятельности, так и в сфере досуга.

Таким образом, развитие новых психологических технологий в современном образовании сегодня продиктовано задачами времени. Это требует интенсификации совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, управленцев и педагогов. От скорости и качества разработки и внедрения психологических технологий зависит разрешение противоречий в образовательной среде и выход российского образования из кризиса, на уровень нового качества, соответствующего запросам современной мировой образовательной политики.

Литература

  1. http://www.unesco.org/bpi/rus/pdf/Media­10­Russe.pdf
  2. http://www.ed.gov.ru
  3. http://www.school.edu.ru
  4. Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте програм­мы ЮНЕСКО «Образование для всех»: рос­сийское видение. — СПб: РГПУ им. А.И. Гер­цена, 2007.
  5. Котова С.А. Инновационные психологические технологии в современном образовании // Инновации в образовании. — Вып.1. — СПб: Северная звезда, 2010. — С. 24—29.
  6. Котова С.А. Психологическое сопровождение ребенка в контексте мировой образовательной политики // Психология в поликультурном про­странстве. — 2009. — Т. 2. — № 3—4. — Елец: Изд-­во Елецкого госуниверситета, 2009. — С. 90—99.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Про­свещение, 2009.

Информация об авторах

Котова Светлана Аркадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: SA-Kotova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1312
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1464
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0