Педагогические мифы: что с ними делать школьному педагогу-психологу?

958

Аннотация

В последние десятилетия в науке обнаруживается устойчивый интерес к проблеме педагогической мифологии. При этом в публикациях преобладает описательный подход к педагогическим мифам, предполагающий, что рефлексия мифа будет способствовать его преодолению. К сожалению, такой подход недостаточно продуктивен. Цель данной статьи — показать, каким образом возможно осуществление практической работы по снятию проблем, связанных с педагогической мифологией, в реальном учебном заведении.

Общая информация

Рубрика издания: Подготовка кадров

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мазниченко М.А. Педагогические мифы: что с ними делать школьному педагогу-психологу? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 1. С. 36–43. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n1/Maznichenko (дата обращения: 05.12.2023)

Фрагмент статьи

На сегодняшний день в имеющихся исследованиях педагогическая мифология редко рассматривается в прикладном аспекте, с позиций того, как мифы можно корректировать, преодолевать и использовать в организации образовательного процесса, деятельности конкретных специалистов, управлении школой. В качестве исключения можно отметить работу И.Б. Ольбинского, показывающую возможности использования мифологемы Дома в управлении школой, и И. Пастуховой, раскрывающую методику проведения с педагогами и учащимися лицея деловой игры «Энциклопедия педагогических мифов» и дискуссии «Можно ли учить и воспитывать без мифов?».

Литература

  1. Белухин Д.А. Мифы и легенды педагогики. Рефлексия основ педагогической деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 236 с.
  2. Гладкий А.В. Современная педагогическая мифология // Знание — сила. — 1994. — №11. — С. 88—98.
  3. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. — М.: Просвещение, 1995. — 207 с.
  4. Колесникова И.А. Педагогические мифы современности // Новые знания. — 2007. — Май. — С. 41—47.
  5. Ланцберг В. Педагогическая мифология // На путях к новой школе. — 2002. — №.
  6. Лобок А.М. Антропология мифа. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 686 с.
  7. Логвинов И.И. Педагогическая мифология и совершенствование общеобразовательной школы // Педагогика. — 1999. — №8. — С. 109—116.
  8. Мазниченко М.А. Притчи, анекдоты, афоризмы о педагогах и их воспитанниках. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. — 198 с.
  9. Милитарев В.Ю., Алиханьян Н.А., Занадворнов М.С. Мифы педагогического сознания // Культура — традиции — образование: Ежегодник. — М.,1993.
  10. Мишучков А.А. Мифологическое сознание и образование: Дисс. … канд. филос. наук. — М., 1998. — 143 с.
  11. О способах формализации педагогической диагностики // Электронный сайт ИнтерГУ (интер_государство учителей). — Режим доступа: http://www.intergu.ru.
  12. Ольбинский И.Б. Дом: мифологема нашей педагогики // Управление школой. — 2001. — №7. — С. 8—10.
  13. Пастухова И. Спор о любви, или Введение в педагогическую мифологию // Лицейское и гимназическое образование. — 2004. — №2.
  14. Рахматшаева А.В. Психология взаимоотношений. — М.: Просвещение, 1996.
  15. Савелова Е.В. Миф в современной образовательной парадигме: культурологический аспект: Дисс. … канд. культурол. наук. — Владивосток, 1997. — 135 с.
  16. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. — М.: Знание, 1992. — 80 с.
  17. Станкин М.И. Юмор как средство психолого-педагогического воздействия: Уч. пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. — 256 с.
  18. Судаков В. Мифология воспитания. — Свердловск: Изд_во Уральского университета, 1991. — 110 с.
  19. Gordon T., Burch N. T.E.N.: Teacher Effektiveness Training. — N.Y.: Wyden, 1974. — P. 56.

Информация об авторах

Мазниченко Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, помощник проректора по учебной работе, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Сочинского государственного университета

Метрики

Просмотров

Всего: 593
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 958
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1