Профориентационная работа с подростками в школе: методика «Путеводитель»

689

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования профессионального самоопределения подростков с точки зрения психосоциального подхода, а также особенности организации профориентационной работы с подростками в школе, представлена проективная активизирующая методика «Путеводитель» и примеры работы. Основные задачи методики — помочь подростку самостоятельно задуматься об ориентирах при планировании образовательного маршрута, лучше узнать собственные желания и интересы, увидеть себя со стороны и свое место в группе сверстников, понять, чем именно будущая профессия является для него и чем она ему интересна.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Голерова О.А. Профориентационная работа с подростками в школе: методика «Путеводитель» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 89–97. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n3/Golarova (дата обращения: 19.07.2024)

Полный текст

Москва — мегаполис, в котором, с одной стороны, открывается множество образовательных путей, но, с другой стороны, в этом мире возможностей, среди большого количества избыточной информации сделать точный профессиональный выбор очень сложно не только подросткам, но и родителям, и педагогам, которые помогают им в этом.

Выбирая профессию, кто-то слышит голос разума, а кто-то слушает сердцем. На пути к профессии много с чем предстоит встретиться: с полезным, важным, нужным, сложным, неизвестным и непонятным. Детские мечты и взрослые намерения и цели, советы родителей и семейная история, радость первого успеха, страхи и разочарования, опыт преодоления трудностей — очень многое влияет и определяет наш выбор. Профориентация помогает подростку разобраться в разнообразной информации о профессиях, расставить приоритеты в отношении престижности профессии и собственных интересов.

Цель профориентационной работы — оказание психолого­педагогической помощи детям с точки зрения выбора оптимального образовательного маршрута. Перед выпускниками девятых и одиннадцатых классов школ проблема выбора профессии и планирования своего профессионального будущего выходит на первый план. На этом возрастном этапе подросток получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

По мере становления личности подростка мы наблюдаем множество противоречивых моментов: приверженность нормам и ценностям референтной группы и одновременно отстаивание собственной твердой позиции, сепарационные тенденции внутри семьи и возрастающая потребность поддержки со стороны родителей, декларация взрослости и при этом — иногда полная неготовность принять на себя обязательства, прилагающиеся к ней.

Выбор профиля обучения, таким образом, представляется определенным этапом перехода от детства к взрослости. Этот этап характеризуется тем, что подростки должны значительно расширить свой репертуар когнитивных, аффективных и поведенческих схем, чтобы справиться с новыми требованиями, включиться в социальное взаимодействие с другими людьми, принять новую социальную роль и себя в ней. Этот процесс называется социальной готовностью, которая связана с развитием идентичности и автономного поведения подростка и влияет на развитие профессионального самоопределения.

Собственно идентичность, с точки зрения психо­социального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта именно в подростковом возрасте, и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной уникальности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. Более того, в рамках эпигенетической схемы идентичность является своего рода контрапунктом, интегрирующим на индивидуальном уровне результаты онто- и социо- генетического развития (Ильин В.А., 2009).

Выбор будущей профессии и желание принадлежать определенному профессиональному сообществу требует принятия подростком определенных идей, убеждений, оценок и правил поведения, принятых и разделяемых внутри профессионального сообщества, к которому он стремится, то есть прохождение некоторого пути в направлении обретения профессиональной идентичности.

По мнению зарубежных исследователей (Preston- Shoot M., McKimm J. 2010), профессиональная идентичность включает в себя три важных составляющих (рис. 1):

1.    личные ценности, убеждения, установки и нравственные представления;

2.    этические принципы профессии и правила, принятые в профессиональном сообществе;

3.    законы и нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

Как же подросток может приобрести эту самую профессиональную идентичность и какие возможности она ему дает?

К собственной идентичности каждый подросток идет через ряд стадий. Канадский исследователь Д. Марша (1966) выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1.   «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что человек еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. Подростковый возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов. Если подростку не удается решить эти задачи, у него формируется размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

—   уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

—   размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

—   размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;

—   формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов поведения.

Все эти формы мы можем наблюдать у подростков начиная с 8-9 классов. Есть подростки, которые слишком замкнуты, есть те, кто боится заглядывать в будущее и живет сегодняшним днем, есть те, кто не может выбрать что-то одно и бесконечно посещает всевозможные элективные курсы, например, и есть те, кто просто говорят: «Меня все устраивает. Я ничего не хочу». Все это является сигналами для индивидуального психологического сопровождения подростка. Мониторинг готовности к профессиональному самоопределению, который включает анкетирование родителей и классных руководителей, позволяет выявить подростков, испытывающих подобные трудности.

2.   «Досрочная, преждевременная идентификация», или «профессиональный тропизм». Это те ситуации, в которых ребенку в рамках семьи предписано некоторое будущее. У ребенка с ранних лет развивают определенные способности и готовят к вполне определенной карьере. Досрочная идентификация имеет место, если человек включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, не в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя чужому примеру или авторитету. И с этими подростками, как правило, не возникает трудностей ни у школы при планировании профильного обучения, ни в процессе профориентации: ведь еще со средней школы известно, куда они пойдут и к чему им необходимо готовиться.

3.   «Мораторий». Для этой стадии характерно то, что человек находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4.   «Зрелая идентичность». На этом этапе кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации (Голерова О.А., Гурова Е.В., 2008).

Формирование самоидентичности, ведущее, в конечном итоге, к идентичности профессиональной, происходит в жизни любого подростка, и это есть некоторый закономерный процесс, обусловленный психическим развитием личности.

Э. Эриксон в своей концепции эпигенетического развития обозначал, что разрешение базисного конфликта подросткового возраста относится к дихотомии «идентичность — спутанная идентичность». Спутанная идентичность проявляется, прежде всего, в неспособности многих молодых людей найти свое место в жизни, сомнениях относительно себя, своего места в обществе.

С точки зрения Дж. Мида, идентичность, или самость, формируется в процессе социализации и является исключительно результатом взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Более того, «решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем — “обобщенного” другого» (Психология. Словарь, 1990). Развивая концепцию Дж. Мида, Ч. Кули ввел весьма красноречивое понятие «зеркальной самости» (Андреева ГМ., 2006). По мнению Э. Эриксона, референтными фигурами на данной стадии развития выступают сверстники, партнеры по неформальным группам членства и неформальные лидеры.

Источником развития и утверждения личности выступает «возникающее в системе межиндивидных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой общности» (Петровский А.В., 1984).

Профориентационная работа — это особое действие, разворачивающееся в школьном пространстве. В сущности, профессия — это что-то, что принадлежит не только человеку, но и людям вокруг него. Групповые методы работы позволяют определить «это что- то нужное для других».

Теперь о том, зачем нужны групповые методы в профориентации.

Во-первых, это практически единственный подход, при помощи которого удается достичь 100% охвата учащихся подросткового возраста в условиях школы, так как он позволяет экономить время и ресурсы. Во- вторых, применение этих методов позволяет использовать все преимущества групповых процессов по сравнению с индивидуальным консультированием.

Процесс групповой профориентационной работы может быть построен как с классным коллективом, так и с коллективом школьников. А в чем же различие? Классный коллектив — это сложившееся на протяжении определенного периода времени сообщество. Он имеет четко заданные границы, выработанную структуру, распределенные роли, гласные и негласные нормы и правила поведения. Кроме того, основной особенностью классного коллектива является то, что группа включается в работу в полном составе вне зависимости от того, насколько каждый из подростков заинтересован в результатах работы и какой вклад готов внести. А коллектив школьников — это группа учащихся (возможно, из различных классов), сформированная на основе собственной инициативы подростков. Профориентационная работа с группой школьников на 100% решает проблемы заинтересованности в результате, но не позволяет обеспечить 100% охвата учащихся. Таким образом, планируя профориентационную работу в школе, важно ясно представлять, какие цели должны быть достигнуты (Гуро­ва Е.В., Голерова О.А., 2007).

Что дает применение групповых методов в профориентации подростков?

Подросток в определенной степени ответственен за свой жизненный опыт, и его паттерны поведения частично связаны со свободным принятием решений. Использование групповых методов работы позволяет приобрести определенный социальный опыт, так как воспроизводит жизненный стиль и образцы поведения, которые свойственны ему и вне группы (Фо- пель К., 2003).

Групповые методы работы в профориентации позволяют развивать важную внутреннюю установку подростка — принятие собственной ответственности за собственную жизненную ситуацию и поведение, свои решения и выборы. Это принятие часто выражается в готовности не объяснять и не оправдывать собственное поведение прошлым, обстоятельствами или другими внешними воздействиями, а принимать активную позицию по отношению к событиям своей жизни и планированию профессионального маршрута.

К возрасту 14-15 лет каждый подросток подходит, имея внушительный багаж индивидуальных ролевых стереотипов. Обычно ролевые стереотипы не осознаются, и некоторое нелогичное поведение часто отражает существование стереотипов в различных сферах жизни. Подростку приходится связывать между собой иногда противоречащие друг другу послания из настоящего и прошлого. Необходимость перехода от поведенческих стандартов, которые ребенок в детстве усваивает от родителей, к гибкому, пластичному поведению осознается впервые в подростковом возрасте. Групповые методы позволяют исследовать, изменять и развивать ролевые стереотипы. Так, например, подросток, профессионально занимающийся спортивными танцами и успешно делающий карьеру в спорте, вдруг начинает понимать, что он не только хороший успешный спортсмен, но и человек, у которого есть свои тревоги и страхи на пути к профессии, и что количество наград иногда вовсе не соответствует степени уверенности в собственном выборе.

При работе в группе возможно открытое проявление чувств и понимание того, что выражается с их помощью в поведении.

Важным аспектом профориентационных групп становится осознание собственных мотивов профессионального выбора каждым участником. Планирование образовательного маршрута часто происходит без учета конечного пункта назначения — профессии и работы. У подростков часто возникает недоумение по поводу вопроса профориентационной анкеты «Где Вы планируете работать после получения профессионального образования?», потому что для многих путь в профессию заканчивается поступлением в вуз или колледж.

Групповая диагностика уровня готовности к профессиональному самоопределению посредством использования проективных и активизирующих методов позволяет подростку, возможно, впервые осознать, что любой путь начинается с цели, к которой он приведет А готовность и способность говорить с другими людьми о своих целях и задачах является важной частью профориентационной работы. Для специалиста подобная диагностика будет полезна для оценки актуальности темы выбора будущей профессии и образовательного маршрута подростками, выяснения, в какой точке пути в профессию они находятся, что для них является результатом и ресурсом на этом пути, какие цели подростки ставят для себя в отношении профессионального самоопределения.

Авторская проективная активизирующая методика «Путеводитель» направлена на решение этих задач. Возможности методики не ограничены сферой профориентации. В ходе индивидуальной работы в дальнейшем возможно решение других коррекцион­но-развивающих задач. Методика «Путеводитель» находится в стадии апробации, но уже зарекомендовала себя как эффективный метод профориентационной работы с подростками.

Методика и процедура проведения

Подростковый возраст связан с активным исследованием окружающего мира и поиском идентичности, развитием профессионального самоопределения. В психологической работе широко распространены особые методы, которые называются проективными. Их смысл заключается в выявлении неосознаваемых или слабо осознаваемых психологических реалий: потребностей, целей, скрытых конфликтов.

Проективная активизирующая методика «Путеводитель» учитывает такие особенности подросткового возраста, как склонность к свободному волеизъявлению, интерес к творческим необычным заданиям, потребность в проигрывании ролей и ситуаций, а также потребность в развитии идентичности. Отметим, что подросткам гораздо легче работать с образом, который визуализирован, то есть имеет предметное воплощение. Готовность к профессиональному самоопределению — это то, что нельзя увидеть, но путь в профессию, свои задачи и цели, свою позицию на этом пути можно представить наглядно.

В данной работе в качестве основы для проективной части методики используется «семейная доска», которая относится к техникам фигурной расстановки. Идея семейной доски впервые была предложена К. Людевигом (Ludewig, 1978; Людевиг К., 2004). Семейная доска создана в виде настольной игры. Она представляет собой набор фигурок и рабочее поле, которое имеет границы. Сам материал слабо структурирован. В набор входят деревянные фигурки двух форм (квадратной и круглой) и трех размеров (маленькие, средние, большие). Фигурки просты по структуре, имеют лицо с двумя круглыми глазами, нос и рот. Процесс расстановки легко поддается протоколированию, как и динамика расстановки и окончательные позиции фигур.

Методика «Путеводитель» удобна возможностью применения разнообразного стимульного материала. Вместо фигурок и доски можно использовать различные деревянные и пластмассовые игрушечные фигурки, пуговицы, бумажные фигуры различной формы и цвета. Подростки могут сделать их самостоятельно или получить от ведущего в готовом виде. Игровое поле может заменить лист бумаги или школьная доска. При этом необходимо соблюдать ряд важных условий. Игровое поле обязательно должно иметь границы (в виде ограничивающих его линий) и располагаться так, чтобы игровые фигуры могли быть на нем закреплены и легко перемещаемы. Предъявляемый игровой материал (фигурки) по возможности должен быть слабо структурирован и не нести культурной «нагрузки» (по этой причине нельзя использовать шахматные фигурки, так как каждая их них уже имеет определенный статус и роль). Стимульный материал и способ его предъявления должен быть достаточно прост и привлекателен для подростков.

Сама процедура проведения относится к активизирующим профориентационным методам. Использование фигурок или других стимульных материалов, «идентификация» с ними позволяет «увидеть» готовность к профессиональному выбору, то есть визуа­лизировать некоторую психическую реальность. Основные задачи активизирующей части методики «Путеводитель» — помочь подростку самостоятельно задуматься о своих ориентирах при планировании образовательного маршрута, понять лучше свои желания и интересы, увидеть себя со стороны и свое место относительно группы и, возможно, лучше понять самое важное, чем именно будущая профессия является для него и зачем она ему нужна.

Работу с методикой может осуществлять педагог- психолог имеющий опыт в групповом консультировании и проведении социально-психологических тренингов.

Проведение методики включает в себя 4 этапа работы.

На первом этапе подросткам предлагается выбрать подходящую по размеру и форме фигурку и на маленьком листе самоклеющейся бумаги написать свое имя (или что-то, что будет идентифицировать фигурку среди других).

Инструкция для подростков: «Сегодня мы с вами будем выполнять необычное задание. Посмотрите, пожалуйста, на эти фигурки (разноцветные фигуры из бумаги, пуговицы и т. д.). Выберите ту фигурку, которая вам больше всего понравилась сейчас. Возьмите маленький листок бумаги и подпишите на нем свое имя. Затем закрепите его на фигурке».

Самоидентичность — и профессиональная идентичность в том числе — создает у любого человека чувство устойчивости и непрерывности своей личности. Несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития, у человека всегда есть точка отсчета в этом мире — он сам. Чаще всего подростки выбирают большие фигурки для себя. Маленькие фигурки выбирают подростки, которые предъявляют инфантильное поведение, характеризуются несформированностью профессиональных интересов и склонностей. При этом размер фигурок не может иметь однозначного смысла: его необходимо прояснять в индивидуальной работе. Выбор фигурки определенного размера может быть связан как с позицией подростка, показателем уровня его самостоятельности, так и с самооценкой, «взрослостью» или авторитетом в группе. Форма фигурок — круглые или квадратные — также не имеет однозначного толкования. Она может быть связана с гендерной идентичностью, чертами характера или другими личностными характеристиками. Сам процесс выбора фигурки вызывает живой интерес подростков, повышает их внутреннюю готовность к участию в работе.

Во второй части задания подросткам предлагается доска, на которой ведущий указывает начало движения и его окончание, старт и финиш. В словесной инструкции учащимся предлагается самостоятельно в группе определить, что будет являться содержанием начала пути в профессию и его окончанием.

Инструкция ко второму этапу: «Сегодня мы попробуем увидеть свой путь в профессию. Как и любое путешествие, он начинается с того, что нужно собраться с дорогу. Когда кто-то из нас захочет поехать, например, в Санкт-Петербург, что ему необходимо будет взять с собой?»

После этой части инструкции подросткам предлагается обсудить, что обычно берут с собой в дорогу. Ребята с удовольствием включаются в дискуссию и перечисляют необходимый для путешествия багаж: билеты, деньги, хорошее настроение, друзей, бронь в гостиницу. И почти никогда не говорят, что для любого путешествия важно с самого начала знать, для чего оно состоится и зачем, то есть цель. Задача ведущего на этом этапе построить дискуссию так, чтобы подростки пришли к выводу о необходимости знать цель любого действия, выбора или поступка.

«А теперь мы точно так же будем готовиться к путешествию в профессию. Представьте (на доске или другом игровом поле отмечается “начало пути”), что сейчас вы начинаете свой путь в профессию. Что вы уже собрали для этого путешествия и что вам необходимо найти и узнать, чтобы оправиться в путь?»

Ведущий фиксирует все предложения подростков на листах бумаги (или мелом на доске) и закрепляет их в поле, которое, по общей договоренности с подростками, является «началом координат», точкой отсчета пути в профессию.

Подросток становится взрослым, и одним из признаков социальной зрелости является наличие свободного выбора. Беседа о том, с чего начинается путь в профессию, позволяет подростку не только самостоятельно понять собственный уровень готовности к профессиональному самоопределению, но сделать самостоятельный выбор, проявить себя и принять решение.

Опыт показывает, что подростки в качестве точки отсчета выбирают две формы предъявления:

а)   что мне неизвестно в начале пути в профессию.

б)   что мне нужно узнать или приобрести, для того чтобы начать путь в профессию.

В первом случае утверждения подростков звучат следующим образом: «не знаю, чего хочу», «не знаю способностей и возможностей», «не знаю, что интересно», «неизвестно будущее», «не уверен в себе». В другом случае, определяя «начало координат» на пути в профессию, подростки указывают на необходимость каких-либо действий, то есть проявляют активную позицию, направленную на получение ресурсов: «получить информацию о профессиях», «нужно узнать интересы», «нужно узнать личные качества и приоритеты (способности навыки, знания)», «нужно понять, какое образование нужно», «найти совет или советчика», «получить информацию о профессиях», «найти ресурсы (деньги, время, желание, интеллект, семья)», «понять, что дает профессия», «нужна цель».

И в этих двух подходах отчетливо проявляется локус контроля подростков — одна из основных интегральных характеристик самосознания, вызывающая чувство ответственности, готовности к активности. Существуют два крайних типа локуса контроля — экстер- нальный и интернальный. В случае экстернального локуса контроля человек убежден, что все его успехи и неудачи — это результат воздействия на него внешних обстоятельств (везение, случайность, другие люди так решили и др.). И это позиция, при которой нужна помощь и поддержка, чтобы начать двигаться.

При интернальном локусе контроля человек убежден, что происходящие с ним события зависят от него, его личных качеств, являются итогом его собственной деятельности, то есть принимает ответственность за последствия собственной активности. Любой человек занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля. Ряд исследований указывает на четкую взаимосвязь этапов развития идентичности с локусом контроля. Так, стадия развития «мораторий» или «зрелая идентичность» характеризуется преобладанием интернального локуса контроля, а «размытость» и «преждевременность» — экстернального локуса контроля. Таким образом, на этом этапе проведения методики специалист может сформулировать гипотезу о стадиях развития идентичности у подростков.

Планирование образовательного маршрута часто происходит без учета конечного пункта назначения — профессии и работы. У подростков иногда возникает недоумение по поводу вопроса, где они планируют работать после получения профессионального образования, потому что для многих путь в профессию заканчивается поступлением в вуз или колледж.

Отвечая на вопрос, чего вы хотите (или должны) достигнуть, чтобы понять, что ваш путь в профессию успешен и состоялся, подростки указывают несколько групп целей, а также демонстрируют различную временную перспективу в отношении профессионального самоопределения.

1 группа — долгосрочная временная перспектива:

—   достижение и развитие определенных личностных качеств и эмоциональных состояний («уверенность в себе, удовлетворение, гармония, возможности для движения вперед и роста, чувство перспективы»);

—   достижение или приобретение определенных материальных или иных благ («наличие недвижимости, дома, квартиры, машины, отдыха, денег, красивой секретарши»);

—   достижение определенного социального статуса и признания («уважение, авторитет, признание, успех, связи, наличие собственной семьи»);

—   достижение определенных целей в профессиональной деятельности («опыт, удовольствие от работы, карьерный рост»);

—  достижение и развитие профессиональных качеств и способностей («опыт, получение образования, получение диплома и знаний по профессии»).

2 группа — краткосрочная временная перспектива:

—   достижение определенного уровня профессионального самоопределения («знаю свои возможности и способности, есть план и образовательный маршрут, знаю, кем хочу быть, знаю, куда хочу поступать, знаю много о профессии, знаю трудности на пути к профессии»).

На этом этапе специалисту важно оценить ценно­стно-ориентационную составляющую группы, иерархию мотивов, преобладающую в группе, жизненные ценности, ведущие потребности и приоритеты. В группах с низким уровнем готовности к профессиональному самоопределению подростки чаще в качестве целей указывают либо внешние атрибуты профессиональной деятельности («чтобы была красивая секретарша, большой офис в престижном районе, служебная машина»), либо определяют профессию только в качестве способа получения материальных благ («наличие квартиры, машины, возможности отдыхать за границей»). Подростки с более высоким уровнем готовности в качестве целей определяют чаще других достижение терминальных ценностей («удовольствие от работы, гармония, чувство перспективы») и инструментальных («уверенность в себе, уважение, авторитет»). На этом этапе проявляются ведущие потребности и мотивы, ведь «дело не в дорогах, которые мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет нас выбирать наши дороги».

На третьем этапе каждому подростку предлагается поставить свою фигурку в той точке пути в профессию, где, как ему кажется, он находится, и начать этот путь с того содержательного сектора, который ему кажется наиболее близким и актуальным, по направлению к тем финальным секторам, к которым он стремится.

Инструкция к третьему этапу: «Теперь у нас на доске есть начало пути в профессию и есть его окончание. А между ними — сам путь. Для кого-то этот путь длиной в пару лет, для кого-то — несколько десятилетий. И каждый из вас находится в разной точке этого пути. Кто-то уже знает, куда он будет поступать. Кто- то точно понимает, чем должна быть профессия для него. Поставьте сейчас, пожалуйста, свою фигурку в той точке пути, где вы находитесь сейчас, по вашим ощущениям. Обращайте свое внимание на то, что путь может начинаться у всех с разного содержания. Кто- то исследует свои интересы и способности, кто-то ищет поддержки и совета. До этого мы обсудили возможные варианты. Подумайте, с чего начинается ваш путь и куда он должен привести».

После этой инструкции подросткам предлагается расставить свои фигурки на доске и вместе обсудить, что получилось. Здесь необходимо обращать внимание на направленность взгляда фигур — многие подростки не учитывают фактор обращенности взгляда фигурки по направлению движения. При замечании ведущим этого параметра иногда большинство фигурок заметно «продвигается» к цели сразу. На этом этапе возможно завершить работу, если она проводилась только с целью диагностики готовности к профессиональному самоопределению. В этом случае ведущему необходимо обратить внимание группы на то, где каждый поставил фигурку, еще раз проговорить содержание «начала» пути в профессию и его «окончания», которое было предложено в группе, и провести завершающий круг

Если ведущий не ограничивает задачи групповой работы с подростками только диагностикой, но и ставит перед собой задачи прояснения неосознаваемых мотивов проблемного поведения человека и нахождение внутренних ресурсов для их решения (в данном случае для задачи профориентации), то необходимо проведение следующего этапа работы.

На четвертом этапе проходит обсуждение в группе позиций и содержания начала и окончания пути в профессию, место каждой фигурки на этом пути, а также поиск ресурса, который поможет двигаться на пути в профессию. Здесь хорошо себя зарекомендовало использование метафорических ассоциативных карт «OH», с помощью которых выявляется собственный внутренний ресурс подростка для достижения цели.

Инструкция к четвертому этапу: «Теперь вы можете увидеть, где вы находитесь на пути в профессию, с чего вы начинаете свой путь и куда он должен привести. Посмотрите, каждый из вас находится в разных точках этого пути. Кто-то только начинает исследовать свои возможности и способности, изучать интересы, искать цель и смысл будущей профессии. А кто-то уже продвинулся достаточно далеко на этом пути и знает направление и свои задачи на этом пути, уже чего-то добился. Иногда мы сами знаем, что поможет нам приблизиться к цели, иногда нам помогает случай или везение, близкие нам люди, а иногда и судьба подсказывает верное решение. Готовы ли вы рискнуть спросить сегодня совета судьбы и узнать, что поможет продвинуться вперед на пути в профессию?» После получения утвердительного ответа от группы ведущий предлагает каждому участнику вытянуть любую карту и обсудить в кругу, какой ресурс будет важен и полезен для конкретного человека.

 

Пример работы с методикой «Путеводитель»

Расстановка 1. «В начале пути»

Характеристики группы: сборная группа подростков в возрасте 14-15 лет, учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы. Большая часть подростков в группе ориентирована на продолжение обучения в 10 классе.

Описание расстановки. В качестве «начала» пути в профессию подростки отметили следующие параметры: совет родителей, необходимость самостоятельно принять решение, необходимость изучить свои интересы, способности и желания, а также необходимость получить информацию о профессиях. Здесь уже проявляется запрос к профориентационной работе, связанный с диагностикой и консультированием, информированием, а также опора подростков на семейное окружение в вопросах выбора будущей профессии. В качестве цели этого пути подростки отметили наличие «своего кабинета», обладание профессиональными «знаниями и навыками», «восхищение от других людей и должность», «счастье», «успех», «карьеру», «деньги», «власть». В качестве цели в большинстве случаев были выбраны внешние критерии профессиональной деятельности. Будущая профессия им необходима для того, чтобы добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имелась в виду престижность с точки зрения общественного мнения. При расстановке фигурок на «пути в профессию» все подростки поставили свои фигурки в начале пути, а один даже за пределами игрового поля, объяснив тем, что на самом деле он еще пока вообще не думал о выборе будущей профессии. Рядом с фигурками расположены ассоциативные карты, по которой каждый из подростков пытался осознать, какой у него уже есть ресурс, необходимый для достижения поставленной цели. Для девушки, выбравшей самую маленькую фигурку, этот ресурс оказался в том, чтобы «набраться смелости и посмотреть на себя, встретиться со своими желаниями и принять их». Для других подростков в качестве ресурса выступили «необходимость учиться», «армия», «необходимость сделать выбор между двумя альтернативами», «довериться своим мечтам, словно птица». В целом уровень готовности к профессиональному самоопределению в группе можно характеризовать как низкий.

Расстановка 2. «Дороги, которые мы выбираем»

Характеристики группы: группа подростков в возрасте 14-15 лет, учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы. Большая часть подростков проявляет высокую социальную активность, участвуя в различных школьных мероприятиях, также есть несколько ребят, которые добились значительных успехов в спортивной карьере.

Описание расстановки. В этой группе подростки, отмечая то, что у них уже есть для пути в профессию, указали важность «обучения в школе», необходимость «понять, к чему есть интерес и склонности», понять «чего хочешь на самом деле» и свои желания, применить уже имеющиеся «навыки» и черты «характера» в будущей профессии, использовать свой личные качества «трудолюбие», «усердие», «желание быть профессионалом», необходимость наличия цели профессионального пути. В качестве «пункта назначения» ребята определили достижение и получение определенных материальных ценностей (квартира, дача, машина, вилла), наличие перспектив роста в профессии (карьерный рост, успех, везение, «хорошая профессия») и моральное удовлетворение от выполняемое профессиональной деятельности («удовольствие от профессии»). Все это было выбрано в качестве критериев успешного профессионального выбора. При расстановке фигур группа четко разделилась на две части. Для первой подгруппы путь в профессию начинался из секторов обучения, получения образования в школе и изучения своих склонностей. Для второй подгруппы путь в профессию начинался с постановки целей и опоры на свои сильные черты личности и качества характера. При этом первая подгруппа удивительным образом двигалась в направлении секторов, где профессия была хорошей и доходной, а вторая — туда, где профессия приносила удовольствие и были перспективы роста. И на пути в профессию каждый подросток по-разному оценил актуальную возможность достижения поставленной цели и тот путь, который уже пройден, причем в большинстве случаев для такого выбора были объективные факты (достижение больших успехов в спорте, посещение курсов при вузах, участие в различных конкурсах профессиональной направленности, уверенность подростка в принятом решении и экспертная оценка педагогов). Только в одном случае подросток просто поставил фигурку, не опираясь на объективные данные, просто потому, «что хотел быть впереди всех».

При постановке фигурок на крайние точки пути или за пределами игрового поля (доски и границ в виде черных сплошных линий) всегда важно прояснять, что означает подобная позиция и чем она объясняется.

Расстановка 3 «Путь к себе»

Характеристики группы: подростки 9 класса общеобразовательной школы, реализующей в 10 классе обучение по индивидуальным учебным планам. Часть детей (20%) ориентированы на получение среднего профессионального образования, остальные планируют продолжить обучение в 10 классе.

Описание расстановки. В качестве «багажа», нужного для пути в профессию, подростки обозначили ряд необходимых действий и задач для себя: найти ресурсы (материальные, «натуральные», деньги, время и желание), получить совет или найти советчика, который подскажет направление профессионального выбора, необходимость узнать какие знания и навыки нужны в определенных областях профессиональной деятельности, понять свои желания в отношении будущей профессии и прояснить цель профессионального выбора. Успешный путь в профессию для подростков заканчивался получением общественного признания, успеха, уважения, авторитета, полезных деловых связей и денег, с одной стороны, и обретением уверенности в себе, счастья, удовлетворения, достижения гармонии, возможности для движения вперед и роста как личности. При расстановке большая часть ребят обозначила свой профессиональный маршрут от постановки цели и поиска советчика (чаще всего в лице родителей) по направлению к пониманию себя и возможности самореализации через профессиональную деятельность. Таким образом, большая часть запросов на психологическое сопровождение профессионального выбора связана с консультированием и работой с целеполаганием. Уровень готовности к профессиональному самоопределению оценивается как высокий.

 

В результате применения методики «Путеводитель» специалист получает полную, содержательную картину уровня готовности к профессиональному самоопределению группы подростков и каждого из них по отдельности, активизирует процесс профессионального самоопределения подростков, выявляет ресурсные зоны подростка и возможные риски. Цель такой профориентационной работы не определить, чем должен или не должен заниматься подросток в профессиональной сфере, задача в том, чтобы вызвать внутренний мотив поиска у подростков, научить их искать ответы внутри себя и доверять себе, идти за свой идентичностью.

Осознание собственных стратегий поведения, способа коммуникации и взаимодействия с миром, понимание влияния окружающих на принятие решений помогает подростку при формировании собственного «Я» и движении по направлению к принятию активной жизненной позиции и ответственности.

Использование метода часто позволяет наладить контакт и сотрудничество со сверстниками. Установление контакта и доверительных отношений — ключевой момент любой психологической работы. Для подростка важно чувствовать уверенность в собственных силах и не показать свою слабость. Подросток не только развивает ответственность за самого себя, одновременно развивая свою автономию, но и осознает тот факт, что он может реализовывать себя только в контакте с другими людьми. Ведь образовательный маршрут и путь в профессию — это не только мост в мир образования, но и мост в мир работодателей и рабочих коллективов.

Собственно, и сама профессия очень похожа на мост между чем-то важным для себя и чем-то нужным для других. Каждый сам решает, что ему будет нужно для строительства и что это будет за мост. Он может называться по-разному — «инженер», «врач», «психолог» или еще 4000 вариантов, — но важно и то, что каждый сам в него вложит.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2006.
  2. Голерова О.А, Гурова Е.В. Выбор профессии — дело семейное? — М.: Просвещение, 2008.
  3. Гурова Е.В., Голерова О.А. Профориентационная работа в школе. — М.: Просвещение, 2007.
  4. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Дисс. … доктора психол. наук. — М., 2009. — С. 70.
  5. Людевиг К. Системная терапия: основы клинической теории и практики. — М., 2004.
  6. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — №4. — C. 15–30.
  7. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  8. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. — М.: Генезис, 2003.
  9. Preston_Shoot M., McKimm J. Teaching, learning and assessment of law in medical education: knowledge review and practice survey. — Higher Education Subject Centre for Medicine, Dentistry and Veterinary Medicine (MEDEV) and the UK Centre for Legal Education (UKCLE), 2010.

Информация об авторах

Голерова Оксана Александровна, старший научный сотрудник, лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), педагог-психолог; ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “На Снежной”»; руководитель структурного подразделения по работе с образовательными учреждениями округа, Москва, Россия, e-mail: ocsana17@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 681
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 689
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1