VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования»

161

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 10. № 1. С. 3–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2013_n1/conference (дата обращения: 22.07.2024)

Полный текст

VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования»

11-13 декабря 2012 года в Москве состоялось выдающееся по своим масштабам и целям мероприятие — VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования». Основными организаторами выступили Федерация психологов образования России и Министерство образования и науки Российской Федерации.

На конференцию съехалось более 350 представителей из 60 субъектов Российской Федерации! Среди них специалисты и руководители психологических служб и образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих общественных организаций, профильных вузов, учреждений дополнительного образования. Поистине данное событие можно назвать историческим.

Организаторами конференции выступили: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Российская академия образования, Московский городской психолого­педагогический университет, Федеральный институт развития образования, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Московский государственный университет им. Ломоносова.

В оргкомитет вошли такие известные люди, как: Асмолов А.Г., Дубровина И.В., Егорова М.А., Журав­лев А.Л., Забродин Ю.М., Зинченко Ю.П., Клюева Т.Н., Малых С.Б., Мелентьева О.С., Романова Е.С., Шадриков В.Д.

Сопредседателями Конференции традиционно выступили представители Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерации психологов образования России: директор Департамента государственной политики в сфере защиты детей Сильянов Е.А., и Президент Федерации психологов образования России Рубцов В.В.

В качестве информационных партнеров выступили: — интернет-сайты www.rospsy.ru, www.cppo.ru, www.mgppu.ru;

—    Всероссийский научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования»;

 

 

 

 

В.В. Рубцов


Д.Б. Эльконин

И.В. Дубровина 


Т.Н. Клюева

журнал «Психологическая наука и образование»;

—    Информационный портал »Детская психология«;

—    Центр практической психологии образования;

—    Образовательный портал «Универс».

Основная идея конференции — необходимость создать условия, которые позволят консолидировать усилия профессионального психологического сообщества для решения новых актуальных задач по модернизации общего и высшего профессионального образования.

Цели конференции — оценка российским психологическим сообществом новых беспрецедентных задач и вопросов, поставленных перед российской системой образования и обществом в целом, а также разработка стратегических направлений для дальнейшей научной и практической работы сообщества в области практической психологии образования.

Конференцию открыл доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Президент Федерации психологов образования России, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института Российской академии образования Виталий Владимирович Рубцов. В своем пленарном докладе «Психология образования: проблемы и перспективы» В.В. Рубцов дал детальную оценку современного состояния психологического образования, его возможностей, ресурсов и дальнейших перспектив развития, особо отметив важность развития надпредметных компетенций и личностных образовательных результатов у школьников. Для достижения таких результатов необходима принципиально новая по существу психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров, структуру которой докладчик изложил в 4 принципах:

—    качественное изменение соотношения фундаментальной и практической подготовки педагогических кадров, способных обеспечить психолого-педагогические условия реализации ООП;

коренное изменение системы практической подготовки педагогических кадров для системы психолого-педагогических условий;

—    создание новой системы оценки и контроля качества подготовки педагогических кадров;

—  создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию ООП, которая определяет формат по существу «Новой школы»: от школы усвоения к школе социализации и построения знаний.

С приветственным письмом к участникам столь грандиозного мероприятия обратился Евгений Александрович Сильянов — директор Департамента государственной политики в сфере защиты детей Минобрнауки России. Евгений Александрович особо подчеркнул, что сегодня Служба практической психологии образования является основой интеграции действий педагогов-психологов, учителей, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного сопровождения развития детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Также он выразил надежду на многолетнее сотрудничество между Министерством образования и науки РФ и профессиональным психологическим сообществом и пожелал плодотворной работы, всестороннего обсуждения актуальных проблем развития российского образования, успехов в благородном деле воспитания подрастающего поколения.

Поднятую в пленарном заседании тему продолжил развивать заведующий лабораторией Психологического института РАО Даниил Борисович Эльконин. Он рассказал участникам конференции о современных психологических разработках, применение которых позволит обеспечить школьникам максимально благоприятные условия для успешного обучения.

В завершение пленарного заседания свой доклад «Место и роль психологии как учебного предмета: перспективы личностного развития детей» представила действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией практической психологии образования МГППУ Ирина Владимировна Дубровина. В её выступлении были подробно описаны новые возможности и перспективы личностного развития школьников, которые могут быть реализованы за счет введения в школе урока психологии как обязательного учебного предмета.

Программа конференции включала 5 круглых столов, 4 секционных заседания, 1 семинар и 3 мастер-класса. Также в рамках мероприятий были проведены собрания Московского регионального отделения и представителей региональных отделений Федерации психологов образования России.

Секционные заседания отличались плодотворными обсуждениями основных проблем, которые были обозначены в пленарных докладах.

Так, состоялась секция, посвящённая психологии дошкольного образования, соруководителями которой были Егорова М.А., Бурлакова И.А. Заинтересованные слушатели обсуждали вопросы воспитания и обучения детей младшего возраста, проблемы психологического сопровождения детства. Был сделан обобщенный анализ современной ситуации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

На секции по опыту внедрения ФГОС начального образования (проблемы и пути их разрешения), сору- ководителями которой были Гуружапов В.А., Улановс­кая М.И., Клюева Т.Н., состоялась целая дискуссия. Участники активно обсуждали проблему: возможно ли в новое время войти со старыми стандартами? И пришли к однозначному выводу: нет, это невозможно. Возникает необходимость в формировании новой позиции педагога, нужно новое осознание времени и совершенно новое отношение к педагогической деятельности!

На секции «Социальное самоопределение и социальная активность российской молодежи как стратегический ресурс развития общества», соруководителями которой были Купрейченко А.Б., Капцов А.В., Шамионов Р.М., поднимались вопросы жизнеспособности современной молодежи, вопросы профессиональной ориентации, видов социальной активности студенчества и многое другое.

Секция «Профессиональный стандарт психолога образования», соруководителями которой были Забродин Ю.М., Мелентьева О.С., Волошина И.А., отличалась деловитостью и строгостью. Именно такого отношения требует проблема требований к квалификации психолога, которые необходимо предъявлять ему в целях оптимизации его деятельности.

На секции «Модели Психологической Службы — региональный опыт», соруководителями которой были Чепель Т.Л., Клюева Т.Н., всем желающим была предоставлена возможность поделиться своим опытом создания и работы психологической службы.

Круглые столы выступили хорошей площадкой для совместного поиска решений актуальных в современном образовании вопросов и проблем.

 

 

Участники секциий и круглых столов


 

Ю.М. Забродин вручает награду ФПО России директору ИП РАН А.Л. Журавлеву

Так, на круглом столе «Психологическая подготовка педагогических кадров для «Новой школы» (ведущие: Рубцов В.В., Романова Е.С.) особый интерес вызвали вопросы, связанные со стратегией личностно-профессионального развития субъектов образования, практическими проблемами внедрения инноваций, профессиональной позицией педагога-психолога будущего. Интерес к данным темам был связан с признанием участниками конференции того факта, что сегодня перед системой образования стоит принципиально новая задача, а именно не только и не столько улучшить традиционные методы работы, основанные на субъект-объектном подходе, но предложить принципиально новые — субъект-субъектные, реализация которых представляется невозможной без серьезной психологической подготовки педагогических кадров.

Круглый стол «Психологические проблемы в образовании» (ведущие: Забродин Ю.М., Баева И.А., Леонова О.И.) отличался плодотворным обсуждением вопросов безопасности образовательного пространства. Поэтому на первое место были поставлены задачи, связанные с психологическими характеристиками безопасности образовательной среды, проблемами насилия и психологической защищенности в образовательной среде, а также с принципами работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях.

На круглом столе «Проблемы психологической антропологии XXI века» (ведущие: Филонов Л. Б., Мелентьева О.С.) поднимались такие вопросы, как: творчество — основа антропогенеза; психологические факты и феномены, возникшие в XXI веке.


 

Ю.М. Забродин награждает Д.Б. Богоявленскую за большой вклад в науку и практику  

Участники в очередной раз разбирались с понятиями «индивид», «личность», «индивидуальность» в современной психологической антропологии. Обсуждалась проблема соотнесения творчества и индивидуальности, а также вопросы значения отклонений и девиаций в развитии социума.

Специфически узкие вопросы обсуждались на двух круглых столах, названия которых говорят само за себя: «Нестандартный ребёнок в стандартной школе: проблемы психолога» (руководители: Алёхина С.В., Зарецкий В.К., Семаго М.М., Семаго Н.Я.) и «Психологические особенности работы с одарёнными детьми» (руководители: Романова Е.С., Комаров Р.В.).

Вопросы, касающиеся особых детей и подростков, всегда вызывали пристальное внимание со стороны научного сообщества. По-своему оригинальным был каждый доклад, и не менее оригинальными мысли, высказанные участниками в процессе обсуждения. Так, на первом круглом столе, посвящённом нестандартному ребенку в стандартной школе, обсуждались вопросы, связанные с квалификационными и профессиональными характеристиками школьного психолога, его готовностью к работе с ребенком-инвалидом в массовой школе. Были представлены некоторые технологии сопровождения инклюзивной образовательной практики в массовой школе. Обсуждались вопросы участия психолога в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с особенностями. На втором круглом столе, посвящённом проблематике психолого-педагогической работы с одарёнными детьми, затрагивались вопросы психологических предикторов развития одарённости и дискуссионные вопросы компьютерной диагностики одарённости, её возможностей и ограничений.

Участники обоих круглых столов обсудили большой круг вопросов, так или иначе связанных с проблемой организации полноценного учебного процесса для нестандартных детей, обучающихся вместе с обычными детьми в обычной массовой школе.

Большой интерес у присутствующих на конференции вызвали практико-ориентированные мастер- классы:

—    «Игра с предметами как основа сюжетно-ролевой игры» (ведущие: Царькова О.В., Панфилова М.А.);

—    «Гендерные технологии в педагогическом процессе детского сада и семьи» (ведущая: Панфилова М.А.)

—    «Игровой сенсомоторный тренинг» (ведущая: Шоакбарова С.И.);

—    «Инновационные психологические технологии в образовании: исследовательская технология обучения» (ведущая: Каверина Н.Е.);

—    «Рукотворная кукла: психолого-педагогический аспект» (ведущая: Буренкова Е.В.);

—    «Психология жертвы» (ведущая: Одинцова М.А.).


Заключительная часть конференции была и востор­;енной, и одновременно немного грустной. Грустной, потому что приходилось расставаться, а восторженной, потому что результатом её явились новые отношения, новые связи и новый опыт, который удалось приобрести благодаря участию в столь насыщенной по своему содержанию программе!

В заключение хотелось бы отметить и ставшее традиционным в рамках работы конференции торжественное награждение членов Федерации психологов образования России и юбиляров. Общее число награжденных в 2012 году составило 79 человек.

Грамотой ФПО России и памятным знаком были награждены:

— к 100-летнему юбилею — Психологический институт РАО и к 40-летнему юбилею — Психологический институт РАН за фундаментальные исследования в области психологии, а также развитие практической психологии образования;

—    к 10-летнему юбилею — Областной центр диагностики и консультирования г. Новосибирска за развитие практической психологии образования в Сибирском федеральном округе;

— за развитие науки и практики в сфере практической психологии образования были награждены Богоявленская Д.Б., Прихожан А.М.

Грамотами Федерации были награждены представители региональных отделений, лучших по итогам работы в 2011-2012 учебном году:

—    Казберова Е.Б., Крылова О.Е., Тарелкина М.М., Ламерт Л.Н., Соловьева О.В. (Воскресенское региональное отделение, Московская обл.);

—    Безкровная И.В., Горохова И.В., Орлова Л.В., Су­ханова Т.П., Рощина А.А., Когур Н.Э., Рожков О.П.

(Коломенское региональное отделение, Московская обл.);

—    Каверина Н.Е. (Дмитровское региональное отделение, Московская обл.);

—    Моисеева Н.Н., Зырьянова Н.А., Китова Н.А. (Туймазыское региональное отделение, Республика Башкортостан);

—    Башинова С.Н., Сорокина Р.А., Лушпаева И.И., Те­ряева С.А., Сибгатуллина И.Ф., Петрова Н.М., Мирзиева Б.А. (Казанское региональное отделение, Республика Татарстан);

—    Никифорова О.К., Туровская Н.Г., Лосева М.А., На­уменко Ю.В., Ракова О.А. (Вологодское региональное отделение);

—    Артемьева О.А., Ярославцева И.В. (Иркутское региональное отделение);

—    Болховитин Н.И., Игнатова О.И., Грачева О.В. (Калужское региональное отделение);

—    Михеева А.А., Миронова М.В., Кнышова Н.В., Гряз­нова И.Ю. (Региональное отделение Камчатского края);

—    Лобков Ю.Л., Беспалов Д.В., Логвинов И.Н. (Курское региональное отделение);

Ступко Н.В., Азлецкая Е.Н., Прусова Э.В., Климен­ко Т.А., Гусейнова Ж.А., Чернявская О.С., Громо­ва О.С. (Региональное отделение Краснодарского края);

Иванова Е.Н., Калараш М.И., Колесникова Н.И. (Липецкое региональное отделение);

Сохранов В.В., Романова М.В., Голоюс Е.А., Бурен­кова Е.В., Вирясова Е.И., Лупанова Н.А., Кудряшо­ва О.В. (Пензенское региональное отделение);

Иванова В.М., Хадимуллина Е.Д., Солодова И.Е., Морозова Е.Л., Хювенен Я.А., Теребилина О.В. (Псковское региональное отделение);

Молоткова Б.Д., Санджиева Н.З. (Региональное отделение Республики Калмыкия);

Тарасова Н.Н. (Петрозаводское региональное отделение, Республика Карелия);

Смирнягина М.М., Первухина Е.С., Солдатова Е.Л., Батурин Н.А. (Челябинское региональное отделение);

Андреева Т.Н., Алендеева О.М., Андреева Н.Н., Ефимова Н.Н., Иванова Е.М., Самсонова Г.Х., Софронова Н.В. (Чувашское региональное отделение).

Грамоты самым лучшим представителям региональных отделений вручали Президент Федерации психологов образования России Рубцов Виталий Владимирович, исполнительный директор ФПОР Мелен­тьева Ольга Станиславовна и вице-президент ФПОР Забродин Юрий Михайлович.

Закрывал Конференцию Ю.М. Забродин, доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, вице-президент Федерации психологов образования России. Поблагодарив участников за большую проделанную работу, он подвел итоги, обозначил дальнейшие планы научно-исследовательской, научно-практической и научно-просветительской деятельности российского психологического сообщества и зачитал итоговую резолюцию конференции.

Историческое событие, VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования» состоялась! Недалек тот час, когда по событиям подобного рода будут изучать историю становления и развития психологии образования в нашей стране.

 

Резолюция VIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования» Москва, 11-13 декабря 2012 года

В работе VIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования» приняли участие члены Федерации психологов образования России, руководители и специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, деканы психологических факультетов и заведующие кафедрами психологии педагогических университетов, преподаватели и научные работники ведущих российских вузов, научно-исследовательских институтов и научно-практических центров, ответственные за деятельность службы практической психологии, руководители образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), педагоги- психологи образовательных учреждений, руководители и специалисты региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (ПМПК), руководители общероссийских общественных организаций, представители региональных отделений Федерации психологов образования России. Всего на конференцию съехалось более 350 представителей из 60 субъектов Российской Федерации!

Обсудив пленарные доклады и материалы, представленные в рамках программы Конференции, участники конференции отмечают следующее:

1.    Современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы. Задачи, связанные с этим, требуют глубинного понимания специфики функционирования образовательных организаций. В связи с новыми стратегическими ориентирами модернизации педагогического образования значительно возрастает роль и определяются новые функции психолого-педагогического образования. Новые нормативные акты, в том числе, принятые Федеральные образовательные стандарты общего и профессионального образования, определяют перспективные задачи развития всей системы психологического сопровождения образовательного процесса и особенности психологической подготовки работников образования.

2.    Возникает насущная необходимость в повышении уровня психологической подготовки всех работников сферы образования (учителей, воспитателей, методистов, администраторов образовательных учреждений и органов управления образованием российских регионов) в условиях модернизации системы педагогического образования России. Одной из важнейших задач является инновационная подготовка практических психологов, построенная на деятельностной парадигме и опирающаяся на сеть специализированных образовательных учреждений — баз практики, которые могли бы получить общественно-профессиональную сертификацию в системе ФПО России.

3.    Существенно возрастает роль психолога образования как специалиста, который будет способствовать достижению высокого уровня и формированию объективной оценки главных образовательных результатов - формированию необходимых предметных и надпредметных компетенций и личностных качеств обучающихся.

4.    Конференция поддерживает усилия специалистов и профессиональных организаций, работающих совместно с Федерацией психологов образования России по созданию профессионального стандарта педагога-психолога.

5.          Конференция одобряет представленный стандарт педагога-психолога в качестве базового.

6.          Конференция одобряет создание при ФПО России Совета директоров ППМС-центров.

7.   Конференция считает целесообразным при формировании плана работ Исполнительной дирекции ФПОР предусмотреть следующие мероприятия:

—    создать при ФПО России совместно с УМО по психолого-педагогическому образованию систему общественно-профессиональной экспертизы содержания ООП и оценки качества высшего и послевузовского профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»;

—    рекомендовать к широкому распространению и внедрению в систему высшего профессионального образования страны опыт МГППУ по проведению профессиональных конкурсов для студентов старших курсов педагогических вузов, обучающихся на факультетах по специальностям педагогического профиля;

—    организовать и провести в 2013 г Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»;

—    организовать и провести в сентябре-октябре 2013 г. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2013»;

—    организовать и провести в сентябре-октябре 2013 г Всероссийский Форум «Обучение. Воспитание.

Развитие — 2013»;

—    подготовить мероприятия, связанные с 10-летним юбилеем ФПО России, в рамках работы III съезда психологов образования России.

 

Метрики

Просмотров

Всего: 371
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 161
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0