Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2013 год.
В статье представлена практическая часть авторского методического пособия «Социальная возрастная психология. Учебно-методические материалы к практическим занятиям и семинарам». Полная версия пособия представлена в электронной версии журнала (CD-диск).
Тема 5. Стимулирование групповой творческой деятельности
Процесс выдвижения новых идей, предложений, как момент группового творчества, в различных группах происходит по-разному и с разной результативностью. Это зависит, в частности, от того, насколько нормы групповой работы позволяют выдвигать, предлагать необычные идеи.
Существуют различные технологии, способствующие выдвижению идей группой. Опробуем и проанализируем три из них: «Совещание», «Мозговой штурм» и «Ролевая синектика».
1. Подготовка к работе
Студенческая группа делится на 3 микрогруппы. Микрогруппы рассаживаются примерно кругом вокруг сдвинутых столов (расположение столов и стульев для всех микрогрупп одинаково). В каждой микрогруппе назначаются координатор, таймер (отслеживающий время работы) и протоколист (записывающий идеи).
2. Задание
Микрогруппам (на листочках) даются инструкции.
Группе «Совещание»:
— предлагать идеи,
— обсуждать предложенные идеи,
— записывать идеи.
Группе «Мозговой штурм»:
— предлагать идеи (категорически запрещается критиковать предложенные идеи);
— поощрять развитие высказанных идей, — записывать идеи.
|
№ п/п |
Предмет |
Ин |
Ин ср |
Гр |
д |
|
1 |
Коробок спичек |
|
|
|
|
|
2 |
Пищевые концентраты |
|
|
|
|
|
3 |
20м нейлонового шнура |
|
|
|
|
|
4 |
Шелковый купол парашюта |
|
|
|
|
|
5 |
Переносной обогреватель на солнечных батареях |
|
|
|
|
|
6 |
Коробка сухого молока |
|
|
|
|
|
7 |
Два баллона с кислородом по 50кг |
|
|
|
|
|
8 |
Звездная карта лунного неба |
|
|
|
|
|
9 |
Самонадувающаяся спасательная лодка |
|
|
|
|
|
10 |
Магнитный компас |
|
|
|
|
|
11 |
25 л воды |
|
|
|
|
|
12 |
Сигнальные ракеты |
|
|
|
|
|
13 |
Аптечка первой помощи с инъекционными иглами |
|
|
|
|
|
14 |
Приемопередатчик на солнечных батареях |
|
|
|
|
Табл. 6 (к практической части темы 4)
Группе «Ролевая синектика»:
— предлагать идеи в соответствии с заданной преподавателем ролью (категорически запрещается критиковать предложенные идеи);
—поощрять развитие предложенных идей; записывать идеи.
Перед группами ставится проблема, требующая выдвижения идей для её разрешения, например: как сделать наш университет более эффективным, успешным. На работу отводится 20 минут.
Для группы «Ролевая синектика» задаются роли-позиции, связанные с решением заданной проблемы. Например, студента-отличника, молодого преподавателя, опытного преподавателя, «здания университета».
Г руппа последовательно выполняет задание, «тратя» на предложение идей с позиции каждой роли по 5 минут.
3. Анализ результатов
1) На доске записываются идеи, предложенные каждой группой.
2) Подсчитывается число предложенных каждой группой идей. Фиксируется, что число идей в «Мозговом штурме» и в «Ролевой синектике» больше, чем в «Совещании».
3) Подсчитывается число оригинальных идей (вычёркиваются все идеи, которые повторяются в разных способах работы). Фиксируется, что число оригинальных идей в «Мозговом штурме» и «Ролевой синекти- ке» больше (если получится, что в «Ролевой синекти- ке» больше, чем в «Мозговом штурме», — это довольно часто бывает — фиксируется и этот факт).
4) Обсуждается, почему в «Мозговом штурме» и в «Ролевой синектике» количество оригинальных идей больше.
Преподаватель поддерживает выводы (или сам их формулирует), что в этих способах стимулирования групповой творческой деятельности удовлетворена в большей мере потребность в безопасности, уменьшается чувство ответственности, групповое эмоциональное состояние чаще создает стенические (активизирующие) эмоции.
«Мозговой штурм» разработал руководитель одного из американских рекламных агентств А. Осборн в 1957 году, и затем этот метод приобрёл большую популярность в различных организациях США, а позже и в других странах. У. Гордон (США) в 1950-е годы предложил метод «Синергетический штурм» (кратко синектика), в рамках которого он предлагал выработать как можно больше прямо противоположных предложений по решению проблемы. Для этого в группе выделяются синергеторы — своеобразные «затравщики» дискуссии, которые наиболее чётко формулируют противоположные мнения, озвучиваемые группой. Один из вариантов выдвижения противоположных идей — работа в ролях, существенно отличающихся по видению проблемы («Ролевая си- нектика»).
Запись технологии «Мозгового штурма» и «Ролевой синектики».
1) «Мозговой штурм»:
— этап выдвижения идей,
— этап анализа идей.
Варианты проведения анализа идей:
— последовательная, в той группе, что и выдвинула идеи;
— последовательная, в новой (аналитической) группе;
— параллельно. Результаты работы группы — генератора идей сразу передаются в группу аналитиков.
2) «Ролевая синектика»:
— этап выбора ролей;
— этап выдвижения идей в соответствии с ролями (правила выдвижения идей такие же, как при «мозговом штурме»);
— этап анализа идей (формы такие же, как при «мозговом штурме»).
Основное домашнее задание: провести «Мозговой штурм» и «Ролевую синектику» индивидуально, самостоятельно выбрав проблему.
Дополнительные домашние задания: найти или придумать 3 других метода, способа стимулирования предложения идей.
Тема 6. Динамика эмоционального состояния группы
На этом занятии синтезируются темы «Психология групп», «Общение», «Социальная психология личности».
В процессе занятия моделируется влияние различных форм и содержания деятельности на динамику эмоционального состояния группы.
Схема занятия. В начале занятия объясняется методика диагностики эмоционального состояния группы «Цветопись» (автор А.Н. Лутошкин). На протяжении занятия она применяется четырежды (в начале занятия и после окончания каждого задания).
2. Практическая часть
2.1. Введение методики «Цветопись»
Большинство людей (70-80%) алый цвет связывают с праздником, романтикой, радостью, бодростью, светло-зеленый — со спокойствием, легкой грустью, тускло-темно-фиолетовый — с напряжением, тревогой. Эти ассоциации легли в основу методики определения эмоционального состояния группы (табл. 7).
Измерение I. Оцените, какого цвета настроение в группе в данный момент. Поставьте значок «+» в колонке I Инд в строке соответствующего цвета.
2.2. Задание первое. Тема «Применение тран- зактного анализа».
1) Напоминается, что значит в транзактном анализе Родительская, Взрослая, Детская позиции в общении.
|
Цвет |
I |
II |
III |
IV |
||||
|
|
Инд |
Гр |
Инд |
Гр |
Инд |
Гр |
Инд |
Гр |
|
Алый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оранжевый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Желтый (солнечный) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Светло-зеленый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темно-синий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темно-фиолетовый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тускло-черный |
|
|
|
|
|
|
|
|
Табл. 7
Позиция Родителя — «надо», «обязан», «должен». В этой позиции мы обращаемся к собеседнику с целью проконтролировать выполнение им правил и норм либо позаботиться о нём и ведём себя так, как, казалось нам в детстве, вели себя наши родители, учителя и другие значимые взрослые.
Позиция Ребёнка (Детская) — «хочу!». В этой позиции мы свободно играем, веселимся, занимаемся творчеством, либо, напротив, ведём себя согласно принятым в социуме правилам, испытываем стыд и вину перед собеседником, указавшим на наши ошибки, либо («Протестующий Ребёнок») проявляем протест против этих правил (позиция «не хочу», «не буду!»).
Позиция Взрослого — объединение «хочу» и «надо». В этой позиции люди ориентируются на общение с партнёром на равных, предполагающие обсуждение имеющейся на данный момент информации и совместное принятие взвешенного, компромиссного решения, необходимого в данной ситуации.
2) Работа в парах. Задание: сочинить диалог из шести предложений.
Диалог записывается в тетрадях обоих участников работы (это может быть диалог реальных персонажей или сказочных, фантастических).
В одной из тетрадей в паре расставляются значки позиций, из которых говорит персонаж (Родитель, Взрослый, Дитя), во второй тетради пары значки не ставятся.
Тетрадь без значков передается соседней паре. Они расшифровывают позиции, с которых говорят «герои».
Обсуждение в «четвёрках» — насколько точно определены позиции. Если есть расхождения, обсуждение — почему.
На группу четвёрки «докладывают» версии причин расхождения. Преподаватель акцентирует значимость интонации и невербальных средств для фиксации позиции.
Измерение II (запись в колонке II Инд).
2.3.Задание второе. Тема «Я и другие»
1) Предлагается социально-психологическая типология восприятия человеком себя и других людей (Р. Харре), различающая позитивное и негативное отношение к себе, другому человеку и группе.Типоло- гия обозначается в виде символической схемы:
Я Другой
++ ++ + —
+ —
2) Студенческая группа делится на микрогруппы. Микрогруппы выбирают из названных типов людей для дальнейшей работы любой один тип .
3) Задание микрогруппам: написать краткие (3-5 слов) характеристики выбранных типов личностей.
4) Написанные микрогруппами характеристики зачитываются на всю студенческую группу.
Комментарий преподавателя: «Отношение людей к себе и к другим людям позволяет предсказать особенности личности людей».
Измерение III (запись в колонке III Инд).
1.4. Задание третье. Тема «Взаимодействие личности и группы»
1) Напоминание стадий взаимоотношений личности и группы (по А.В. Петровскому): адаптация в группе, индивидуализация в группе, интеграция с группой.
Адаптация в группе — первая стадия взаимодействия личности и группы — предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект не сможет проявить себя в группе как личность раньше, чем освоит действующие в группе моральные, учебные, производственные и прочие нормы. У него возникает объективная необходимость соответствовать нормам группы.
Вторая стадия — индивидуализация личности в группе — порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — субъект стал «таким, как все» в группе — и неудовлетворённой потребностью в персонализации (быть уникальной личностью, продолжить себя как личность в других). Нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, отличной от других точки зрения, манеры поведения, интересов и т.п.
Третья стадия — интеграция личности с группой — объясняется противоречиями, сложившимися на предыдущей стадии. С одной стороны, субъект стремится быть представленным в других людях своими особенностями, уникальностью. С другой стороны, потребность группы состоит в принятии, одобрении, культивировании у него лишь тех особенностей, которые соответствуют ценностям и стандартам данной группы, способствуют успеху совместной деятельности. В результате интеграции с группой у субъекта развиваются такие черты личности, которые и не противоречат группе, и полезны для развития группы, и позволяют субъекту внести значимый вклад в жизнь группы.
2) Задание каждой микрогруппе: описать 3-4 признака, по которым можно методом наблюдения определить, состоялась или не состоялась какая-либо стадия (одна стадия каждой микрогруппе, стадии можно повторять).
3) Микрогруппы докладывают результаты.
4) Преподаватель подчёркивает значимость выделения конкретных признаков наблюдаемого явления.
Измерение IV (запись в колонке IV Инд).
1.5. Анализ динамики эмоционального состояния группы
В таблицу заносится количество выборов каждого цвета при каждом измерении (пример — табл. 8).
В каждом измерении выделяется цвет, получивший больше выборов (в примере выделено жирным шрифтом).
Указывается стрелочками динамика группового эмоционального состояния (10^5^8^13). Задаётся вопрос: что влияет на изменение группового эмоционального состояния?
Преподаватель поддерживает версии влияния содержания и организационных форм деятельности на эмоциональное состояние группы .
Основное домашнее задание: взять ещё 2 типа личности из Упражнения 2 и охарактеризовать их.
Дополнительные домашние задания: найти или придумать еще 3 методики изучения эмоционального состояния группы (это могут быть опросы, наблюдения, игры). Назвать сложности использования таких методик и способы преодоления сложностей.
При проведении практических занятий по социальной психологии преподавателю важно сочетать деловой стиль ведения занятия (он должен быть ведущим) с элементами игрового поведения, так как почти во всех занятиях есть в той или иной мере игровой элемент.
В начале каждого занятия (начиная со второго) преподаватель поясняет выполнение домашних заданий. При этом важно выяснить:
— общее количество студентов, выполнивших каждое задание (это можно сделать в форме просьбы поднять руку тем, кто выполнил такое-то задание), — вопросы, которые возникли при выполнении (на эти вопросы нужно ответить),
— «обнародовать» какие-то элементы выполненных заданий с акцентом не на контролирующую функцию такого «обнародования», а на познавательное взаимообогащение студентов. В некоторых случаях важные результаты домашних заданий некоторых студентов стоит записать всем участникам.
Темы, описанные в пособии, могут развёртываться в рамках как одного, так и двух занятий. В значительной мере это зависит от степени выполнения и необходимости анализа домашних заданий, а также «скорости» работы группы. Таким образом, приведённые выше описания шести тем могут быть реализованы в 12 занятиях (что соответствует структуре учебной дисциплины). Если какая-то тема реализуются на двух занятиях, соответственно, увеличивается число домашних заданий.
Требование реализации каждой темы на двух занятиях не обязательно. Возможно проведение занятий и на другие темы (например, основанные на домашних дополнительных заданиях — в этом случае у студентов усиливается чувство авторства в учебном курсе), а также проведение на одном из занятий контрольной работы.
Учёт выполнения домашних заданий проводится на следующем занятии, но в отдельных случаях возможен отчёт по домашним заданиям и на последующих занятиях. Однако последний срок сдачи домашних заданий должен быть указан.
|
Цвет |
I |
II |
III |
IV |
||||
|
|
Инд |
Гр |
Инд |
Гр |
Инд |
Гр |
Инд |
Гр |
|
Алый |
|
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
Оранжевый |
|
|
|
5 |
|
8 |
|
3 |
|
Желтый (солнечный) |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
13 |
|
Светло-зеленый |
|
10 |
|
5 |
|
5 |
|
3 |
|
Темно-синий |
|
4 |
|
4 |
|
|
|
1 |
|
Темно-фиолетовый |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тускло-черный |
|
|
|
|
|
|
|
|