Комфортность — условие жизни в образовательной среде

423

Аннотация

Из данной статьи вы можете узнать о понятии комфортности школьной образовательной среды и ее влиянии на формирование стереотипного мышления у подростков, которое не дает ребенку реализовать свою творческую индивидуальность, а, напротив, формирует конформную личность.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Цабуташвили М.С., Дейникина А.А., Миниханов Р.С. Комфортность — условие жизни в образовательной среде [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 4. С. 52–54. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n4/Tsabutashvili_Deynekina_Minikhan (дата обращения: 14.07.2024)

Полный текст

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования. В настоящее время многие обучающиеся испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками, а значит, находятся в постоянном напряжении, что препятствует успешному усвоению учебной программы и негативно влияет на здоровье. Решение этой проблемы — создание комфортной образовательной среды.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современных условиях обучения уровень комфортности образовательной среды является важным показателем формирования самостоятельной творческой личности, гармонично развивающейся в социуме. Однако низкий уровень психологической комфортности в школьной среде не дает ребенку возможности для полноценного саморазвития, а заставляет его действовать согласно уже сложившимся стереотипам, не позволяя развивать свои идеи, вследствие чего формируется конформная личность, не умеющая отстаивать свою позицию, точку зрения.

Мы выделили три зоны комфортности: психологическую, интеллектуальную и физическую комфортность.

К сожалению, проблема психологической комфортности в образовательном учреждении остается практически не исследованной. В то время как систематическим изучением феномена конформности занимался Соломон Эш, а позднее такие ученые, как Дж. Берри, Р. Бонд и П. Смит.

Психологическая комфортность образовательной среды — это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности человека, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые учащимися, находящимися в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Конформность — подверженность групповому давлению и изменению своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи между степенью внушаемости, конформности и психологическим климатом коллектива как показателем уровня комфортности школьной образовательной среды. При благоприятном психологическом климате в группе отмечается коллективистское самоопределение, относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Нами было проведено исследование на базе ГБОУ СОШ №396 г. Москвы. В исследовании приняли участие ученики 8-9 классов в количестве 56 человек.

В качестве методов исследования были использованы следующие методики: тест на определение уровня напряженности обучающихся во время учебного процесса Н.Г. Лусканова, опросник «Чрезмерное стремление к конформности», позволяющие выявить, каким уровнем конформности обладает респондент.

Проанализировав результаты теста обучающихся, мы определили, что высокий уровень напряженности имеют 4% обследуемых, повышенный — 7%, нормальный — 46%, а чрезмерно спокойный уровень — 43%. Чем выше напряженность, тем, следовательно, ниже комфортность.

13% учащихся, комфортно чувствующих себя в школе, проявляют конформность как следование коллективизму, ребенок способен осознано отказаться от своей точки зрения на благо всей группы, не испытывая при этом внутренних противоречий; 55% школьников, в том числе и оценивающие психологический комфорт как неустойчивый, испытывают внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется од воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; и 32% испытуемых, в составе которых 24% ребят, испытывающих некомфортное состояние в школе, проявляют демонстративное согласие (внешнюю, публичную конформность) с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что обучающиеся, находящиеся в благоприятной психологической среде, обладают качествами коллективизма, доброжелательности, рассудительности, ответственности, самоуверенности, самокритичности, способностью к сопереживанию, толерантному отношению к окружающим людям, умением адекватно реагировать на критику. Низкая психологическая комфортность обучающихся в школе влияет на полноценное развитие, так как у подростка складывается конформное поведение, это способствует формированию стереотипного мышления, которое не дает ребенку реализовать свою творческую индивидуальность, также формируется неустойчивая жизненная позиция личности. Впоследствии, будучи уже взрослым человеком, конформист не умеет отстаивать свою точку зрения, принимать серьезные решения, развивать свои идеи, у него постоянно меняются жизненные ценности, что довольно опасно, так как может привести к внутриличностному конфликту, который, в свою очередь, грозит перерасти в стресс, депрессию и потерю смысла жизни.

По нашему мнению, современному педагогу для повышения успешности обучения учащихся необходимо знать: как чувствует себя ученик на уроке; как он воспринимает учителя; каким ему видится отношение к себе, что он ощущает и о чем думает. В связи с этим педагогу важно прослеживать динамику отношений в коллективе и в системе «учитель — ученик», прогнозировать поведение и развитие личности ученика.

Источниками психологической комфортности для обучающегося являются:

—   положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;

—   доброжелательные отношения между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия в системе «учитель — ученик».

Советы учителю по достижению психологической комфортности на уроке:

—   используйте в своей работе просьбы, а не требования;

—   отдавайте предпочтение методам словесного убеждения, а не агрессивному словесному воздействию;

—   находите компромиссные решения спорных вопросов, избегайте открытой или скрытой конфронтации;

—   добивайтесь четкой организации урока, а не жесткой дисциплины;

—   не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

—   создавайте «домашнюю» атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

—   используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутку, улыбку, юмористическую картинку, поговорку, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальную минутку).

Принцип психологической комфортности является ведущим. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения знаний, но и для его физического развития.

Не стоит забывать и об интеллектуальной комфортности, которая подразумевает удовлетворенность своей мыслительной деятельностью.

Известно, что в большинстве общеобразовательных школ только 25-30% учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Потребность в самоутверждении заставляет отстающих обучающихся занижать ценность школьных знаний, таких качеств, как любознательность, старательность, исполнительность. В противовес ими демонстрируются независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, интерес к противоположному полу.

Советы учителю по достижению интеллектуальной комфортности на уроке:

— используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером и интерактивной доской, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование), норма — 4-7 видов деятельности за урок;

— практикуйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный; групповая работа, парная, индивидуальная и самостоятельная), чередуя их каждые 10-15 минут;

— выбирайте методы, способствующие активизации и творчеству обучающихся на уроке:

1)   метод свободного выбора — свободная беседа, выбор действия, взаимодействие, свобода творчества;

2)   активный метод — ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя;

3)   метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения;

—   используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма — по 1 минуте дважды за урок через каждые 15-20 минут);

—   стимулируйте внутреннюю мотивацию — стремление больше узнать, получить удовольствие от полученных знаний;

—   поддерживайте у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе; создавайте ситуацию успеха на уроке: постоянно поощряйте интеллектуальные способности обучающихся;

— справедливо оценивайте ответы обучающихся (используйте вариативную систему оценивания: на уроке ставьте оценку за каждый вид деятельности, суммируя оценки в конце занятия; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не отбивать желание учиться.

Физическая комфортность подразумевает соответствие между телесными, соматическими потребностями школьника и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта составляющая комфортности связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Советы по достижению физической комфортности в школе:

—    организовать горячее питание;

—    не нарушать питьевой режим;

—   соблюдать гигиенические условия и нормы Сан- ПиН по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

—   не допускать монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

В заключение хотелось бы привести правила для педагогов, выполнение которых благоприятно скажется на повышении комфортности урока.

1.    Уважайте детей.

2.    Ищите в детях хорошее.

3.    Замечайте и отмечайте малейший успех ученика (от постоянных неудач дети озлобляются).

4.    Не приписывайте успех себе, а вину ученику.

5.   Ошиблись — извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать.

6.    На уроке всегда создавайте ситуацию успеха.

7.    Не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах.

8.    Хвалите ученика в присутствии коллектива, а ругайте наедине.

9.    Только приблизив к себе ребенка, вы сможете оказать влияние на развитие его духовного мира.

10.    Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

11.    Оценивайте поступок, а не личность.

12.    Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на допущенную им оплошность.

Школа — один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа не только перестала быть фактором, вредящим здоровью, но и стала той средой, которая способствует раскрытию задатков ребенка и помогает готовить его к будущей жизни.

Литература

  1. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб, 2002.
  2. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармоничного развития личности в образовательном учреждении нового типа. — Коломна, 2000.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб, 1999.
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2002.

Информация об авторах

Цабуташвили Миранда Сергеевна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №396, Москва, Россия

Дейникина Анна Андреевна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №396, Москва, Россия

Миниханов Руслан Сагидуллович, заместитель директора по УВР, ГБОУ СОШ №396, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 527
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 423
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2