Эмоционально-волевая сфера личности подростков и ее диагностика

3456

Аннотация

Статья содержит описание подросткового варианта методики диагностики эмоционально-волевых качеств личности. Приводятся основные психометрические характеристики теста, нормы, полученные на выборке подростков. Тест позволяет получить результаты диагностики в терминах эмоционально-волевых качеств личности, привычных для участников образовательного процесса, что облегчает использование данных в школе. Результаты диагностики хорошо сочетаются с имеющимися в арсенале психологов тренинговыми и развивающими программами. Наличие подросткового варианта теста и варианта для взрослых позволяет проводить лонгитюдные исследования и сравнение диагностируемых личностных черт у подростков, учителей, родителей. С полной версией статьи, включающей такие дополнительные блоки, как: психометрика, расширенное описание шкал, таблицы стенов, можно ознакомиться в электронной версии журнала (см. CD-диск).

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности подростков и ее диагностика [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 1. С. 83–86. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n1/Chumakov (дата обращения: 04.10.2024)

Полный текст

Эмоционально-волевая регуляция, с нашей точки зрения, — это синтетический процесс (обеспечивающий регуляцию деятельности в затрудненных и напряженных условиях), в котором эмоции занимают центральное положение. Эмоционально-волевая регуляция — это скоординированное взаимодействие эмоциональных и волевых процессов в ситуации преодоления трудностей и препятствий, формирующееся в деятельности, в социальном взаимодействии, и реализующееся в них. Для успешной регуляции необходим баланс эмоциональных и волевых компонентов системы. Ситуация нарушения равновесия приводит к необходимости подавлять эмоциональные состояния волевым усилием, когда волевой процесс начинает выступать в качестве антагониста по отношению к эмоциональному, либо к неконтролируемому, разрушительному для личности и социального окружения поведению под влиянием эмоций.

Эмоционально-волевая регуляция включает в себя и не вполне осознанные индивидом регуляторные компоненты. Они участвуют в качестве необходимых в ситуациях преодоления трудностей и препятствий на пути достижения цели. В таком случае, понятие эмоционально-волевой регуляции близко к понятию синтетического процесса психики, обеспечивающего функционирование регуляторного контура в ситуации трудностей и напряжения. Включение таких не полностью осознанных компонентов отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции. В то же время, наш подход отличается от трактовок эмоционально-волевой регуляции деятельности, где эмоции, нежелательные с точки зрения результативности деятельности, регулируются, устраняются волевым процессом.

В нашей трактовке это лишь частный случай, эффективный лишь в некоторых, форсмажорных обстоятельствах. Мы считаем, что осознание эмоционального компонента требует порой отказа от волевых усилий. В этом случае волевой потенциал как бы устраняется эмоциональным процессом. Эмоционально-волевая регуляция, в основном относящаяся к процессу второго порядка, может быть выведена при помощи рефлексии на более высокий уровень и принимать черты метапроцесса.

Основным индикатором и средством в механизме включения рефлексии выступает эмоция. Эмоции, с одной стороны, действуют на неосознаваемом уровне, автоматически блокируют неэффективные волевые проявления и поддерживают эффективные. С другой стороны, именно эмоции дают индивиду шанс вывести регуляцию на метауровень. Они служат индикатором благополучия или неблагополучия процесса, представленным в непосредственной форме — в форме переживания. Можно не только произвольно регулировать эмоциональные состояния, мешающие эффективной реализации деятельности, но и активизировать эмоцию интереса, поддерживающую волевой усилие.

Осознание особенностей процесса (стимулированное эмоцией) может приводить индивида к перестройке деятельности и осуществлению ее с большим учетом потребностей, индивидуальных особенностей, ценностей, направленности личности конкретного человека. Такая перестройка будет процессом более высокого порядка, стоящим как бы «над» эмоционально-волевой регуляцией и в то же время связанным с ней посредством эмоции.

Опросник «Волевые качества личности»

(ВКЛ) для подростков

Назначение методики. Методика ВКЛ направлена на общую оценку степени развитости эмоционально­волевой регуляции, которая обеспечивает поведение, связанное с преодолением трудностей и препятствий на пути достижения поставленной цели — за счет совместной скоординированной работы волевых и эмоциональных регуляторных процессов. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя различные уровни, структурные компоненты. Сложность измеряемой психологической реальности отражается в опроснике выделением различных шкал. Подростковый вариант методики предназначен для возраста 15-17 лет.

Структура методики. Методика содержит 83 утверждения, группируемые в 9 шкал и шкалу искренности.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Время проведения: 30-35 минут.

Инструкция. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте крестиком в бланке Ваш вариант ответа из четырех возможных: «верно» (3), «скорее, верно» (2), «скорее, неверно» (1), «неверно» (0). Помните, что в опроснике нет «плохих» и «хороших» ответов, так как речь идет не о Ваших способностях, а об индивидуальных особенностях Вашей личности. Не задумывайтесь над ответом слишком долго, важнее Ваша первая реакция, а не результат длительных рассуждений.

Текст опросника.

1.    Если я присутствую на каком-либо собрании, то, как правило, выступаю.

2.    Я немного завидую тем, кто «не лезет за словом в карман».

3.       Я редко обращаюсь к кому-либо за помощью.

4.       Я плохо переношу боль.

5.       Я скорее пессимист, чем оптимист

6.       Я могу быстро сосредоточиться, если нужно.

7.       У меня нет четкой цели в жизни.

8.    Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.

9.       Мне стоило бы быть более решительным.

10.    Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.

11.    Обычно у меня получается закончить дело несмотря на трудности.

12.    Я веду активный образ жизни.

13.    Музыка, шум легко отвлекают меня.

14.    Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.

15.    Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.

16.    Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу.

17.    Я совершенно не могу сидеть без дела.

18.    Я не очень собранный человек.

19.    Я хорошо знаю, чего хочу.

20.    Мне бывает трудно сделать первый шаг.

21.    Я не люблю рисковать.

22.    Я бы чувствовал себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному в дальнюю поездку.

23.    Если что-то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.

24.    У меня часто бывает упадок сил.

25.    Мне не трудно концентрировать внимание.

26.    Меня не пугают отдаленные цели.

27.    Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.

28.    Я часто вызываюсь отвечать на уроке.

29.     Я быстро принимаю решения.

30.    Мне нравится научиться чему -либо без посторонней помощи.

31.    Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.

32.     Отдых — это просто смена деятельности.

33.    Я не часто выступаю «зачинщиком» новых начинаний.

34.     Я склонен к сомнениям.

35.     Мне трудно идти против мнения группы.

36.     Я легко поддаюсь панике.

37.     В случае неудачи у меня «опускаются руки».

38.     Я быстро восстанавливаю силы.

39.     Я могу долго работать, не отвлекаясь.

40.    Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.

41.     Я все время выдумываю что-то новое.

42.     Я часто советуюсь с другими людьми.

43.    Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.

44.     Я — мягкий человек

45.     Я бы не сказал, что я энергичный человек.

46.     Действительно, я нередко бываю рассеянным.

47.    Я знаю, кем я хочу быть в жизни, и стремлюсь к этому.

48.    Нередко мне самому приходится показывать пример окружающим.

49.    Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.

50.     Я могу быть очень настырным.

51.     Я часто чувствую сонливость днем.

52.     Я умею ставить себе ясные и четкие цели.

53.    Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.

54.     Мне не хватает уверенности в себе.

55.     Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.

56.    Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.

57.     Обычно я жизнерадостен и полон сил.

58.    Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.

59.     Как правило, я составляю план на неделю.

60.     Я сам проявляю инициативу при знакомстве.

61.    Я могу иногда прогулять учебу, если знаю, что мне это «сойдет с рук».

62.     Меня нельзя назвать инициативным человеком.

63.     Я люблю все делать быстро.

64.    Я могу долго «стиснув зубы» преодолевать неприятности.

65.     Я могу долго работать, не уставая.

66.   Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.

67.   Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые наиболее важны.

68.     Я вспыльчивый человек.

69.   Про меня можно сказать, что я немного «ветреный».

70.     Я — внушаемый человек.

71.     Я умею сдерживать гнев.

72.     Я обязательный человек.

73.   В целом меня можно назвать терпеливым человеком.

74.   Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.

75.     Люблю решать все сам.

76.   Я могу долго выполнять неинтересное, но нужное дело.

77.   У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен.

78.     Я упорно достигаю своих целей.

79.   Иногда я не проявляю упорства в учебе, если не получаю поощрения.

80.   Я всегда внимательно слушаю, что говорит мой собеседник.

81.     Когда я чего-либо не знаю, я всегда признаю это.

82.     Я всегда вежлив, даже с неприятными людьми.

83.   Я никогда не раздражаюсь, если меня просят об услуге.

Описание измеряемого конструкта. На операци­ональном уровне исследуемый теоретический конст­рукт представлен перечнем эмоционально-волевых качеств личности, выявленных методом семантического сходства.

Краткое описание шкал. Поскольку шкалы опросника образованы эмпирическим путем при помощи факторного анализа прилагательных, выделенных методом семантического сходства, в описании шкал приводятся прилагательные, составляющие фактор.

Шкала 1. Ответственность (О). Положительный полюс: ответственный, обязательный. Отрицательный полюс: безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный.

В сравнении с другими шкалами опросника эта шкала имеет наименьшую связь с итоговым показателем и другими шкалами и стоит несколько обособлено.

Шкала 2. Инициативность (И). Положительный полюс: ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный. Отрицательный полюс: пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный.

Шкала 3. Решительность (Р). Положительный полюс: уверенный, решительный. Отрицательный полюс: нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся

Шкала 4. Самостоятельность (С). Положительный полюс: самостоятельный. Отрицательный полюс: зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся.

Шкала 5. Выдержка (Вк). Положительный полюс: выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый. Отрицательный полюс: невыдержанный.

Шкала 6. Настойчивость (Н). Положительный полюс: твердый, боевой, стойкий. Отрицательный полюс: ненастойчивый, нестойкий.

Шкала 7. Энергичность (Э). Положительный полюс: активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный. Отрицательный полюс: бессильный, депрессивный.

Шкала 8. Внимательность (Вн). Положительный полюс: внимательный, собранный, непоколебимый . Отрицательный полюс: невнимательный.

Шкала 9. Целеустремленность (Ц). Положительный полюс: целеустремленный, упорный. Отрицательный полюс: нецелеустремленный.

Ключи к опроснику ВКЛ.

Шкала ответственность. Прямые вопросы: 11, 14, 27, 53, 72, 74. Обратные вопросы: 61, 69.

Шкала инициативность. Прямые вопросы: 1, 15, 28, 41, 48, 60. Обратные вопросы: 8, 20, 33, 62.

Шкала решительность. Прямые вопросы: 29, 63. Обратные вопросы: 2, 9, 21,34, 49, 54.

Шкала самостоятельность. Прямые вопросы: 3, 30, 75. Обратные вопросы: 10, 22, 35, 42, 70.

Шкала выдержка. Прямые вопросы: 55, 64, 71, 73, 76. Обратные вопросы: 4, 36, 43, 68, 77.

Шкала настойчивость. Прямые вопросы: 23, 31, 50. Обратные вопросы: 16, 37, 44, 56.

Шкала энергичность. Прямые вопросы: 12, 17, 32, 38, 57, 65. Обратные вопросы: 5, 24, 45, 51.

Шкала внимательность. Прямые вопросы: 6, 25, 39, 66. Обратные вопросы: 13, 18, 46, 58.

Шкала целеустремленность. Прямые вопросы: 19, 26, 47, 52, 59, 67, 78. Обратные вопросы: 7, 40.

Шкала искренности. Прямые вопросы: 79, 80, 81, 82, 83.

Возможные способы применения теста в психологии образования. Тест применяется для определения личностных особенностей подростков, выраженных в терминах волевых качеств личности. Общий балл по методике, представляющий собой сумму баллов по 9 шкалам, может быть использован для отбора подростков, нуждающихся в коррекции эмоционально-волевой сферы личности, участия в тренингах уверенности, самостоятельности, решительности, целеустремленности. Подростки с очень низкими показателями по общему баллу (1-2 стена) нуждаются в дополнительном анализе и требуют особого внимания педагогов и психолога. В практике применения теста чаще всего встречаются протоколы, где у испытуемых наблюдается выраженность или, напротив, снижение всех эмоционально-волевых черт, составляющих профиль. Вместе с тем, протоколы, где снижены показатели по отдельным чертам на фоне высокой выраженности остальных черт, могут служить ориентирами для адресной психолого-педагогической работы и тренингов, направленных на развитие конкретного качества. Информативны профили, в которых выражена ответственность на фоне низкой выраженности остальных черт. Такие подростки тревожны, внутренне напряжены, субъективно неблагополучны. Высокая ответственность входит в диссонанс со слабой реализацией намерений. Шкала искренности позволяет отсеять протоколы с социально желательными ответами и, тем не менее, тест рекомендуется проводить в обстановке доверия подростков к диагносту и в атмосфере, которая психологически для них безопасна. Тест не дает всеобъемлющей информации о механизмах эмоционально-волевой регуляции, ее тонких индивидуальных особенностях и применяется в совокупности с наблюдением и другими методами диагностики. Вместе с тем, тест является удобным инструментом в тех случаях, когда требуется быстро сориентироваться в особенностях эмоционально-волевой сферы и выделить в большой группе подростков подгруппу, нуждающуюся в развитии диагностируемых параметров. Тест может применяться на занятиях с подростками по соответствующей психологической тематике для самоанализа.

 

Чумаков Михаил Владиславович — доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета, Почетный работник высшего профессионального образования. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций по проблемам эмоционально волевой регуляции деятельности и социального взаимодействия, психологии семьи, психологии религии. Председатель Курганского отделения ФПОР, член Европейской ассоциации семейных психологов.

Литература

  1. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. докт. дисс. — М., 1985. — 38 с.
  2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: МГУ, 1991. — 142 с.
  3. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб, 2000. — 288 с.
  4. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. — 2006. — №1. — С. 169–178.
  5. Чумаков М.В., Сенин И.Г. Волевые качества в пространстве пятифакторной модели личности // Ярославский психологический вестник. — Вып. 19. — М. — Ярославль: Изд-во РПО, 2006. — С. 62–67.
  6. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности (структура, типы, особенности функционирования в социальном взаимодействии): Монография. — М. — Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2007. — 214 с.
  7. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб: Речь, 2002. — 480 с.
  8. Сhumakov M. Personal characteristics and family relations. Abstract. А Rapidly Changing World — Challenges for Psychology. Oslo, Norway. 7_10 July 2009. — P. 809–810.

Информация об авторах

Чумаков Михаил Владиславович, кандидат психологических наук, Курганский государственный университет, Курган, Россия, e-mail: mikail@zaukau.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5375
В прошлом месяце: 205
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 3456
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 1