Ожидаемый результат школьного образования — социально зрелая личность

186

Аннотация

Предлагается содержание и организация планомерной подготовки учащихся к успешной самостоятельной жизни в обществе. С приложениями к статье — двумя практическими пособиями — можно ознакомиться в электронной версии журнала (см. CD-диск).

Общая информация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коханец А.И. Ожидаемый результат школьного образования — социально зрелая личность [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 1. С. 45–53. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n1/Kahanets (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 
 

Актуальность и предлагаемое решение

Семья и общество ждут от школы планомерной подготовки детей к успешной самостоятельной жизни в обществе — формирования социально зрелой личности. Школа дает им широкие знания о предстоящей жизни, но не учит успешной деятельности в ней. А без хорошо сформированной саморегуляции поведения — и учеба малоуспешна, и вступление в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями адаптации к ней. Обучаясь до 18-19 лет (!), выпускники в значительной массе пассивны, не обладают самостоятельностью и ответственностью, не умеют выбрать и освоить профессию, не готовы успешно работать и развиваться, активно и органично вписаться в общество, создать полноценную семью.

Исключительно назрела необходимость сделать процесс индивидуального воспитания, социализации учащихся измеряемым и управляемым наравне с обычным обучением. Для этого требуется выполнить три условия.

Во-первых, представить ожидаемый результат нормативно и операционально:

—   в виде системного перечня базовых видов деятельности по саморегуляции поведения в основных сферах жизнедеятельности;

—   в форме деятельности с простой структурой (ожидаемый результат, последовательность освоенных действий по его достижению, форма представления результата).

Во-вторых, иметь рабочую модель личности, которая представляла бы индивидуальную динамику проявления и развития этих ожидаемых результатов и служила бы практическим инструментом в работе школьного психолога и педагога.

В-третьих, изменить установку действующей системы управления школьным образованием с процесса обучения на управление результатами подготовки к самостоятельной жизни. В том числе, изменив соответствующие требования к профессиональной подготовке и организации деятельности школьных организаторов, психологов и педагогов.

Наполнение этих понятий реальным содержанием и составляет задачу данной статьи. Оно имеет два аспекта: определение параметров необходимого и достаточного уровня развития личности на выходе из школы; а также — новых требований к содержанию и технологиям практической повседневной работы.

Понятие «социально зрелая личность»

Психика любого живого организма функциональна, то есть любая составляющая ее деятельность (внутренняя и внешняя) есть совокупность отдельных действий, выстроенных в определенную последовательность и обеспечивающих достижение цели как желаемого результата. Её назначение — в регулировании взаимодействия со средой в целях выживания.

В этом смысле личность — целостная система саморегуляции поведения человека во взаимодействии с самим собой, физической и социальной средами обитания. А результат её развития (социальная зрелость) — степень готовности самостоятельно уравновешивать себя с окружающим миром в основных сферах своей жизнедеятельности.

Иначе говоря, выпускнику школы необходим уровень саморегуляции, обеспечивающий:

—   постоянное и успешное самообучение;

—   оптимальное физическое состояние и работоспособность;

—   внутреннее психологическое равновесие;

—   гармоничные отношения с близкими людьми и создание семьи;

—   адекватный выбор профессии и социальную самореализацию;

—   активную позицию по отношению к себе, групповой морали, обществу, общечеловеческим ценностям и природе (духовная сфера).

Терминальные и операциональные результаты развития личности

Ожидаемую (нормативную) структуру саморегуляции поведения обобщенно можно представить в виде двух блоков — самодостаточности и самоорганизации. Первый обозначает терминальный (ценностный) уровень саморегуляции — её интегрированное состояние, целостный результат, выражающий относительную независимость от среды. Второй блок обозначает инструментальный уровень — освоенные виды деятельности, составляющие процесс саморегуляции поведения.

Наш многолетний опыт практического консультирования показывает, что процесс формирования успешной личности, её взросления состоит из двух сторон растущей активности: внутреннего принятия реального состояния среды взаимодействия и активных действий по достижению равновесия с ней. Учитывая это и выделив три качественно различающиеся сферы саморегуляции поведения личности: самосознание, индивидуальную деятельность и социальное взаимодействие, — получим следующую структуру искомых результатов, основа которой (инсайт самосознания) формируется до 12, а с запаздыванием — до 15 лет и позднее.

Самодостаточность личности

—   В сфере самосознания — принятие себя и духовность.

Самопринятие (самоуважение) — свойство личности, означающее внутреннее признание себя высокоценным, «таким, как я есть», равным с другими людьми в любых жизненных обстоятельствах. Духовность — свойство личности, означающее «непрекра- щающийся поиск смысла жизни, понимание относительности любой истины, готовность критически отнестись к своим жизненным ценностям».

—   В сфере индивидуальной деятельности — принятие реальности взаимодействия и ответственность.

Принятие реальности — свойство личности, означающее бесконфликтное признание ситуаций взаимодействия (обстоятельств, поведения людей) такими, как они есть в данный момент.

Ответственность — свойство личности, означающее, что человек при оценке своих жизненных проблем и в любых действиях по реализации потребностей полагается на себя, на свои интересы, знания, силы и способности.

—   В сфере совместной, социальной деятельности — принятие других людей, автономность поведения.

Принятие других — свойство личности, означающее признание других людей высоко- и равноценными с собой и друг с другом в любых жизненных обстоятельствах.

Автономность — свойство личности, означающее независимость от других людей, готовность жить и действовать без внешней опоры и поддержки.

Самоорганизация личности

—   В сфере самосознания — самопознание и целеустремленность.

Самопознание — деятельность личности по формированию системных знаний о себе и других людях, объективной самооценки и уровня притязаний; осознанию своих жизненных целей, ценностей и их соподчинения; сознательный выбор профессии.

Целеустремленность — деятельность по осознанию, упорядочению и коррекции своих жизненных целей и ценностей, формирование индивидуальной стратегии успеха в жизни (принятие решений и жизненных планов, самомотивация и их практическая реализация).

—   В сфере индивидуальной деятельности — самостоятельность и стрессоустойчивость.

Самостоятельность — сознательная внутренняя организация своих действий, обеспечивающая успех любой индивидуальной деятельности (доведение до заданного результата).

 

Стрессоустойчивость — совладание со стрессовыми ситуациями и эмоциями.

—   В сфере совместной, социальной деятельности — сотрудничество и устойчивость к социальному давлению и манипулированию.

Сотрудничество — внутренняя готовность к взаимодействию с другими людьми и успешное его выполнение на основе: признания равенства интересов; взаимного поиска правил их удовлетворения; взаимной обязательности.

Устойчивость к внешнему давлению — внутренняя готовность противостоять агрессии и манипулированию при сохранении внутреннего равновесия и способности к нормальному поведению и взаимодействию.

Представленная модель по интегрированным показателям развития личности практически совпадает с современными представлениями позитивной психологии.

Личность в них рассматривается как система саморегуляции поведения, реализующая три функции: самоопределения; реализации; сохранения. В интегрированном виде уровень развития личности по этим функциям фиксируется, соответственно, в измеряемых показателях: автономности — степени независимости от среды; самоорганизации взаимодействия со средой — степени успешности индивидуального и социального поведения; совладания — степени устойчивости к стрессам, способности противостоять негативному давлению физической и социальной среды, сохраняться и восстанавливаться.

В представленной выше модели это содержание сохранено и дополнено разделением среды по направлению активности поведения: самосознание («самоотношения»), индивидуальная деятельность (отношения «индивид — внешний мир»), совместная, социальная деятельность (отношения «индивид — индивид»).

«Независимость» (самодостаточность) — обозначена терминами духовность, ответственность и автономность; «самоорганизация» — терминами целеустремленность (осмысленность жизненных ориентаций), самостоятельность и сотрудничество. Устойчивость к давлению среды (совладание) реализуют — «принятие», «стрессоустойчивость», «противостояние социальному давлению и манипулированию».

Это позволяет использовать соответствующие диагностические методики, а также обоснованно и конкретно дифференцировать виды деятельности, составляющие процесс саморегуляции, представив их в виде операциональной модели — системного перечня, подлежащего обязательному освоению.

В конечном итоге имеем восемь видов деятельности, которые составляют инструментальную сторону развития личности.

Нормативный уровень развития индивидуальных способностей к самообучению:

1.  Владение эффективной техникой усвоения информации в процессе слушания и динамического чтения.

2.   Способность к адекватному моделированию взаимодействия со средой (развитие памяти, логического и образного мышления).

3.   Владение эффективной техникой самоорганизации в учебной и любой индивидуальной деятельности (самостоятельность в исполнении освоенной деятельности; изменение неэффективного поведения).

4.   Владение эффективной техникой устного общения (контакт, слушание, выступление, обсуждение, полемика).

Нормативный уровень индивидуального личностного роста:

1.   Владение техникой распознавания личных качеств людей. Объективное знание и принятие себя и других — такими, как они есть.

2.   Владение техникой самоорганизации во взаимодействии с другими людьми (сотрудничество, противостояние давлению и манипулированию).

3.   Управление отношениями (распознавание, прогноз и преодоление психологической несовместимости в деловых и личных отношениях, в создании и функционировании семьи).

4.   Владение техникой самоорганизации собственной жизни (индивидуальная стратегия успеха, выбор целей в шести сферах жизнедеятельности, формирование и реализация жизненного плана, со­владание).

Их можно реализовать в виде специальных учебных дисциплин при подготовке психолого-педагогических кадров, а также в виде системы занятий и тренингов для учащихся.

Это может быть сквозной (от первого до выпускного класса) цикл дисциплин «Профессиональная ориентация и жизненная самоорганизация учащихся», или же одна комплексная — например, «Самопознание».

Таким образом, изложенная структура ожидаемых результатов школьного образования позволяет выстроить единый процесс управления обучением и социализацией учащихся:

—   систематический мониторинг результатов обучения и развития личности;

—   индивидуальное формирование и коррекцию способности к самообучению;

—   психолого-педагогическое сопровождение, содействие личностному росту как развитию саморегуляции поведения.

Модель личности для практической работы

Трудности школьного психолога и педагога в работе по мониторингу и сопровождению личностного роста учащихся во многом обусловлены отсутствием в его распоряжении модели личности школьника, которая представляла бы структуру и индивидуальные особенности саморегуляции поведения; а также — позволяла бы отслеживать процесс и достигнутое состояние развития в каждый конкретный момент времени.

 
 

Проблема в том, что большинство известных моделей личности исходит из субъективного наблюдения и описания разнообразных проявлений поведения, между которыми выявляются статистически значимые связи. На этой основе делаются попытки систематизации и построения типологии личности.

Беда такого подхода в том, что наблюдаемые проявления поведения — это всегда интегрированный, нерасчленимый результат совместного воздействия каких-то неизвестных наблюдателю внутренних процессов и факторов. И почти никогда нет возможности обоснованно судить о том, чем именно вызвано наблюдаемое поведение. Поэтому любые описательные модели (например, 16-факторная модель Кэттела или типология Собчик) в реальной практике мониторинга и коррекции развития личности помочь ничем не могут.

«Хорошая» модель личности должна исходить из упоминаемого выше функционального характера поведения и его саморегуляции и уже отсюда объяснять закономерную обусловленность результатов. То есть сначала нужно понять, как осуществляется и от чего зависит качество такой саморегуляции у каждого конкретного человека. Поэтому сделаем небольшое отступление к эволюции его психики

Индивидуальное развитие личности — это процесс самообучения мозга. При этом у современного человека преобладает автоматическая эмоциональная регуляция активного поведения, доставшаяся нам от млекопитающих, и отчасти используются автоматизмы генетического уровня (от пресмыкающихся и ниже).

С появлением коры больших полушарий формируется новый регулятор — обыденное сознание. Оно возникает как результат их взаимодействия и параллельного функционирования.

При этом правое полушарие строит динамичные, целостные модели среды и собственного поведения, реагируя на среду «приспособлением» (доминируя при наличии высокой подвижности — легком переключении нервных процессов). А левое — формирует статичные, знаковые модели и реагирует на среду «преобразованием» (доминируя при высокой инертности нервных процессов — трудном и замедленном их переключении).

Другими словами, развитие личности есть процесс объединения левой и правой саморегуляции в единое целое посредством развития сознания как способности расширять сферу сознательного поведения. И этот процесс всегда и в каждом действии состоит из трёх составных элементов: оценочного моделирования среды, выбора способа реагирования на неё и внутренней регуляции его активности.

Отсюда следует, что необходимая нам модель личности должна фиксировать индивидуальные особенности этого триединого процесса. И в настоящее время есть только одна теоретическая модель, которая реализует указанные выше требования. Это соционика — информационная модель личности, созданная А. Аугустинавичюте [2] и её последователями на основе идей К. Юнга [9]. В ней глубоко проработаны структура поведения личности, межличностные отношения и психология малых групп [4, 5].

Структура личности в соционической модели (в адаптации автора; рис. 1)

Рис. 1. Линейные графические модели
16 возможных социотипов

Информационная модель конкретного социотипа формируется из четырех базовых свойств — по два от каждого полушария. Логика и этика представляют левое, а интуиция и сенсорика — правое полушарие. Каждое из них имеет по два аспекта, указывающих на внешнее (экстравертность — фигура черного цвета) или внутреннее (интровертность — фигура белого цвета) пространство, охватываемое процессом моделирования.

Таким образом, функцию моделирования выполняют восемь аспектов (фильтров, оценочных критериев):

—   логика деловая (черный квадрат) и логика аналитическая (белый квадрат);

—   этика эмоций (черный квадрат с вырезом) и этика отношений (белый квадрат с вырезом);

—   интуиция возможностей (черный треугольник) и интуиция времени (белый треугольник);

—   сенсорика волевая (черный круг) и сенсорика ощущений (белый круг).

Графическая модель состоит из пяти строк. Первая строка — это условное трехбуквенное обозначение типа личности.

Две буквы — названия фильтров моделирования, третья — обозначение экстравертности-интровертно- сти первого. Например, условное обозначение типа первой модели — ИЛИ, а его название — интуитивно­логический интроверт. Это означает, что первый фильтр интровертный (интуиция времени), а второй — экстравертный (логика деловая).

При этом первый фильтр всегда осуществляет автоматический отбор и оценку состояния индивидуально значимых факторов актуальной ситуации взаимодействия, а второй — отбор способа автоматического реагирования и управление его осуществлением.

Четыре следующих строки представляют четыре взаимодействующие базовые программы, реализующие типичное поведение личности в типичных обстоятельствах.

Типичные обстоятельства — это две сферы взаимодействия со средой: индивидные взаимодействия (индивид — внешний мир); и межличностные взаимодействия в социуме (индивид — индивид).

Типичное поведение в каждой из этих сфер — это реализующие его две базовых программы модели.

При этом индивидное взаимодействие с внешним миром реализуется программами «свободного поведения, самореализации» и «самозащиты, самосохранения». А межличностное — программами «ролевого поведения» и «ролевых ожиданий».

Программы системы индивид — внешняя среда реализуют осознанное активное поведение по критерию «свобода» и пассивное, мало осознаваемое защитное поведение по критерию «необходимость».

Программы системы индивид — индивид реализуют нормативное поведение: осознанное ролевое — по критерию «необходимость» (я должен... для них, для нас); и малосознаваемое, в форме ролевых ожиданий — по критерию «пассивной свободы» (они должны. для меня, для нас).

Знаки плюс и минус (введены Гуленко В.В. [4]) обозначают особенности обработки информации: по масштабу, направленности, дистанции и качеству взаимодействия со средой.

Помимо знака каждый фильтр имеет фиксированную мерность (мощность) моделирования (введено Букаловым А.В. [3]). Это набор параметров, по которым оно происходит: индивидуальный и социальный опыт, индивидуальные и социальные нормы, ситуации, время.

В процессе моделирование взаимодействия со средой используются три критерия, реализующие шесть моделей:

—   по месту в базовой программе: ситуативная и регулятивная модели (оценочная модель актуальной ситуации взаимодействия; оценочная модель выбора способа действий и управления их исполнением);

—   по объекту моделирования (системе координат в создаваемой карте мира): объектные и субъектные модели;

—   по способу установления равновесия: нормативно преобразующая (статическая) и функционально адаптивная (динамическая) модели поведения.

Фильтры «логики» и «интуиции» создают модели «объектные» — опосредованные, полицен­тричные

Они представляют внутреннюю карту мира с независимой от субъекта системой координат — свободной точкой отсчета. Сам субъект в них — один из многих других подобных объектов. Такие модели наиболее точно и адекватно представляют явления, объекты и процессы реального мира, потому что не зависят от того, кто их создавал, и универсальны для применения любыми субъектами и в любое время. Они эффективны и удобны для сознательной саморегуляции поведения.

1.   Логика деловая (функциональная) и интуиция возможностей имеют один объект моделирования — закономерное, целостное функционирование объектов и процессов реального мира.

Логика деловая реализует нормативную, статичную модель функционирования и взаимодействия объектов среды в понятийных образах, осуществляя их функциональный анализ как статической системы (срезы значимых состояний). При этом целое расчленяется на составные части, выделяется основная функция системы — её назначение как главный полезный результат, а также обусловливающие его частные функции частей.

ЛСЭ, ЛИЭ — выделяют главную функцию, оценивают конечный полезный результат функционирования объекта как целостной системы (при моделировании ситуации).

СЛИ, ИЛИ — оценивают целесообразность каждого возможного действия относительно достижения объектом состояния, заданного первой функцией (при моделировании отбора оптимального способа действий и управления его реализацией).

Интуиция возможностей реализует адаптивную, динамичную модель целостного функционирования объекта моделирования во времени. Она представляет его сущность — целостное, отлаженное взаимодействие составляющих его элементов, закономерно обуславливающее промежуточные и конечные состояния объекта.

В сфере сознания эта сущность будет представлена в форме озарения — догадки:

— понимания закономерной обусловленности наблюдаемого состояния объекта процессом целостного взаимодействия его элементов (ИЛЭ, ИЭЭ) — при оценке ситуации;

— или готового набора различных возможных вариантов действий по достижению полезного результата, заданного первой функцией (ЛИИ, ЭИИ), — при выборе необходимых действий и управлении ими.

2.   Логика аналитическая (левое полушарие) и интуиция времени (правое полушарие) тоже имеют один объект моделирования — закономерно обусловленные связи между элементами объектов внешней среды, объектами и процессами взаимодействия.

Логика аналитическая реализует это статично — осознанно выделяя в объекте или процессе элементы фиксированной структуры и состояния, причинно­следственные связи между ними, а также оценивая степень их соответствия нормативам (проблемность ситуации, отбор и упорядоченность действий).

ЛИИ, ЛСИ — при моделировании ситуации выделяют структуру объектов, их связи в структуре взаимодействия, оценивая их состояние как проблемность ситуации — степень соответствия внутреннему нормативу.

ИЛЭ, СЛЭ — при моделировании действий и управления ими отбирают их и формируют последовательность выполнения, выделяя и оценивая причинно-следственные связи во взаимодействии элементов системы относительно её целевого динамичного состояния, заданного первой функцией.

Интуиция времени делает это в динамике, подсознательно предвосхищая закономерные изменения в состоянии и функционировании объектов и процессов взаимодействия в реальном времени — как возможную последовательность событий (представляя сознанию вероятностный прогноз ожидаемого события в форме озарения).

ИЛИ, ИЭИ — при моделировании ситуации представляют сознанию ожидаемые в будущем изменения в состоянии и функционировании объектов и процессов взаимодействия.

ЛИЭ, ЭИЭ — при моделировании действий оценивают и отбирают их из возможного множества на основе вероятностного прогноза последствий применения для достижения статичного состояния, заданного первой функцией.

Фильтры «этики» и «сенсорики» создают модели «субъектные» — эгоцентрированные.

Они формируют саморегуляцию поведения как контроль субъекта над ограниченным пространством взаимодействия объектов среды.

В такой модели внутренняя карта мира имеет систему координат, в которой центром, точкой отсчета является сам субъект. То есть все явления, объекты и процессы реальности в этом образе соотнесены, представлены с позиции самоценности самого субъекта (удовлетворения его потребностей, его внутренних, мало осознаваемых нормативов).

Это делает модели менее точными и не всегда пригодными для других субъектов и разных ситуаций, зато — достаточно эффективными для данного субъекта и конкретной ситуации его взаимодействия со средой.

Основным и автоматическим регулятором поведения (отбора действий и степени активности исполнения) здесь является энергия эмоциональных переживаний субъекта (эмотивность), тогда как сознательное саморегулирование затруднено.

1.   Этика эмоций и сенсорика волевая формируют модели контроля и управления внешним пространством взаимодействия и состояния объектов.

Этика эмоций — организует пространство внешнего эмоционального регулирования взаимодействий между людьми в статичной модели нормативной оценки, контроля и управления их эмоциональным состоянием, активностью (эмоциональное лидерство — страстность и энтузиазм ЭИЭ и ЭСЭ, эмоциональное манипулирование — ИЭИ и СЭИ).

Сенсорика волевая — организует пространство внешнего функционального регулирования взаимодействий между объектами среды в динамичной модели активного, силового овладения пространством взаимодействия, его защиты, расширения, волевого управления (оценка и контроль ситуации взаимодействия, роль субъекта принятия решений — СЛЭ, СЭЭ; контроль исполнительной части взаимодействий, выбор и волевое предписание действий — ЛСИ, ЭСИ).

2.   Этика отношений и сенсорика ощущений формируют модели контроля и управления внутренним пространством взаимодействия состояния объектов среды и внутреннего состояния самого субъекта.

Этика отношений организует внутреннее пространство взаимодействия субъекта с другими людьми в статичной модели нормативной оценки состояния и субъективной значимости отношений: степени удовлетворения межличностным взаимодействием и управления им.

При моделировании ситуации взаимодействия (этика как ценность): нормативность отношений — как гуманность, всеобщее равенство интересов, взаимоуважение, взаимопомощь и безусловное принятие другой личности (ЭИИ); и нормативность отношений — как обязательность соблюдения общепринятых норм морали и нравственности (ЭСИ).

При моделировании действий (этика как средство): способ управления, манипулирования поведением людей (СЭЭ, ИЭЭ).

Сенсорика ощущений организует внутреннее пространство взаимодействия субъекта с физическими объектами и процессами среды в динамичной модели функциональной оценки внутреннего состояния субъекта: самоощущение комфорта или дискомфорта при моделировании ситуации (СЭИ, СЛИ); и управление взаимодействием факторов среды, по субъективному критерию динамики физического комфорта (ЛСЭ, ЭСЭ).

Указанные особенности в сочетании со специализацией базовых программ (свободное или нормативное поведение) потенциально дают возможность каждому человеку реализовать два варианта поведения: гибкое (сознательное, творческое и активное) или шаблонное (бессознательное, формальное и пассивное).

Первый — создаёт для каждой конкретной ситуации свою модель и свой способ реагирования. Это очень эффективно по адекватности и результату, но не всегда посильно и экономично — требует развитого мышления, высоких затрат энергии и времени.

Второй — автоматически распознаёт каждую ситуацию как одну из типичных и для неё автоматически же запускает применявшийся ранее способ реагирования. Это очень экономично, легко и быстро, но значительно снижает эффективность поведения в изменяющихся условиях среды и взаимодействия.

В реальном поведении эти варианты сочетаются, при большом преобладании второго.

Развитие личности в понятиях соционической модели

Соционическая модель личности исходит из неизменности в онтогенезе ее общей структуры, как генотипа, и фенотипической динамики развития в течение всей жизни. Развитие личности (самообучение) понимается как двойной процесс:

—   наполнение базовых программ — освоение массы конкретных знаний и видов деятельности, которое расширяет возможности успешного поведения в каждой базовой программе и в каждой сфере жизнедеятельности;

—   рост самосознания — преодоление обособленности в функционировании каждой базовой программы по критериям «свободы» и «необходимости», интеграция их деятельности в единый целостный процесс, контроль эмоций и эмоциональных состояний.

Второе достигается посредством их осознания, достижения устойчивого взаимодействия (термин — стабильность психики) и целостного единства в саморегуляции поведения (термин — гармонизация личности).

«Наполнение» базовых программ реализуется в процессе учебной деятельности и самообучения и дает, условно говоря, количественный рост возможностей для жизненной адаптации личности. Качественный же её рост состоит в интеграции, преодолении обособленности и противоречивости способов саморегуляции собственного поведения.

Соционическая модель указывает два направления такой гармонизации.

Во-первых — повышение роли и эффективности сознательного индивидуального поведения (успешность). Это означает установление гармоничного баланса между блоками принятия решений и регуляции действий в первой базовой программе сознательного поведения. Этот баланс на полюсах представляет личность преимущественно как «творческую, активную и успешную» или как «пассивного наблюдателя, формального исполнителя». Он требует, с одной стороны, адекватности в моделировании, оценке ситуации и выборе способа действий, а с другой — взвешенных, активных и успешных действий. Это соответствует введенным выше понятиям самоорганизации, а также степени доминирования полушария и соотношения экстравертного и интровертного аспектов моделирования в базовой программе свободного поведения.

Во-вторых — повышение согласованности сознательного и бессознательного поведения, преобразующего и адаптивного саморегулирования. Иначе говоря, установления равновесия, баланса как согласованности, устойчивости во взаимодействии первой базовой программы с остальными тремя. Обозначаю его термином «стабильность психики, поведения».

Этот баланс представляет степень преодоления обособленности программ поведения, одностороннего их развития по одному аспекту базового свойства; а также — противопоставления потребностей по критериям «личная свобода» — «подчинение необходимости». Что соответствует способности поддерживать равновесие с окружающим миром в смысле относительной независимости от внешних условий и обстоятельств, выражаемой понятием самодостаточность личности, а также составляющими её понятиями ответственности и автономности.

Как уже отмечалось выше, базовые свойства личности представляют две разновидности оценки: по­лицентричную (имеющую информационный, объективно ориентированный характер) и эгоцентричную (имеющую личностный, субъективно ориентированный характер). Первая обусловливает высокую стабильность и самодостаточность, вторая — относительно низкую.

«Полицентрист» исходит из признания своего единства с миром: «Я часть этого мира и ищу равновесия с ним». При хорошем «наполнении» этот критерий формирует базовые свойства гармоничной личности — ответственность (во взаимодействии с внешним миром) и автономность (во взаимодействии с другими людьми).

«Эгоцентрист» исходит из противопоставления себя этому миру, своих интересов и потребностей —интересам и потребностям других людей: «Я — центр этого мира. Мои интересы, чувства, потребности, мнения всегда приоритетны». Этот критерий формирует базовое свойство личности — «зависимость» (манипулирование и жертва — антиподы автономности и ответственности). Он проявляется в разных формах и различной интенсивности.

При этом «необходимость» воспринимается как подавление личной свободы — либо в форме активного сопротивления (состояние агрессии), либо — пассивного, вынужденного подчинения (состояние жертвы). «Свобода» же воспринимается как ничем не ограниченная свобода для себя или навязывание собственных нормативных правил другим. Такие взаимоотношения с другими людьми носят однополярный характер «зависимости»: «Я должен!», «Вы должны!» или «Я хочу — вы (они) должны!».

Явное, открытое манипулирование проявляется в прямом принуждении, подавлении либо агрессии. Неявное — в форме просьбы, назидания, апеллирования к помощи, сочувствию, чувству долга, любви и так далее.

Высокая эффективность в действиях по первой базовой программе соответствует высокому уровню индивидуальной самоорганизации личности (успешность, способность к самостоятельности) и активности, а также понятию «воля» (сознательная саморегуляция) в традиционной психологии. Чем сильнее выражено доминирование одного полушария (раздельное функционирование), тем ниже показатель «эффективности действий» такой личности. Его значение максимально при отсутствии доминирования и наличии высокой активности.

Достигнутая точность измерения [1] степени доминирования (соотношения вертности фильтров первой программы) дает четыре варианта поведения по степени эффективной активности действий и понимается как способность личности к индивидуальной самоорганизации. То есть — её высокая успешность, самостоятельность в индивидуальной деятельности. В итоге баланс «индивидуальной самоорганизации — самостоятельности» дает четыре возможных типа поведения: творец (ранг 1); деятель (ранг 2); активист, или активный исполнитель (ранг 3); формалист, или пассивный исполнитель (ранг 4).

Показатель «стабильности» во взаимодействии полушарий (устойчивое поведение) максимален при расширенном сознании, которое характеризуется объединением в блоке «принятия решений» первой базовой программы соответствующих блоков остальных базовых программ. Краткий анализ взаимодействия этих программ дает три баланса для оценки стабильности личности.

Баланс (1-4) «Индивидуальной ответственности — самореализации» дает два характерных типа поведения:

1.   Ответственный (самореализующийся) — с установкой на достижения и конструктивное взаимодействие. Распознается: по выраженному стремлению к достижению результата; по восприятию препятствий как естественных явлений; по сосредоточенности на поиске путей продвижения к цели.

2.   Защищающийся — с установкой на избегание неудач и деструктивное (агрессивное) взаимодействие. Распознается: по выраженному стремлению «объяснять неудачи», воспринимать любое препятствие на пути достижения цели как неудачу и личную несостоятельность; по фиксации на этом переживании и прекращению дальнейших действий по достижению цели.

Баланс (1-3) «Социальной ответственности — автономности» дает два типа характерного поведения:

1.   Автономный — с установкой на независимость от социума, личную ответственность, самостоятельность, — «все, что со мной происходит, есть результат моих собственных действий, зависит только от меня самого». Распознается по высокой конструктивности взаимодействия: поведение других людей принимается таким, как оно есть, предпринимаются действия по согласованию поведения и защите своих интересов; нет виноватых, нет самообвинения.

2.   Социально зависимый (комплексующий) — с установкой на приоритет, особую субъективную значимость социальных норм и оценок. Распознается по повышенной потребности в признании, помощи, поддержке и личном общении с другими людьми — обидчивость, «я не могу без них...», «вы (они) должны...»; по наличию внутреннего конфликта — частому неприятию совместной деятельности с переходом со второй и с третьей программы на четвертую — программу самозащиты.

Баланс (1-2) «Социальной самоорганизации — сотрудничества» дает три характерных типа поведения:

1.   Сотрудничающий — с установкой на совместную деятельность и конструктивное взаимодействие. Распознается по легкому и бесконфликтному входу и выходу во вторую базовую программу («я должен» — если сам, без чувства жертвы принял на себя это ограничение своей свободы) и в третью программу (вместо «они должны» — «они могут сделать это, если сочтут возможным»).

2.   Манипулирующий — с установкой на использование других людей в своих интересах: на деструктивное и одностороннее взаимодействие в форме открытого принуждения или же скрытого, маскируемого паразитирования. Распознается по тому, что субъект в совместной деятельности действует по программе самореализации или самозащиты, не переходя на совместную деятельность по второй программе поведения. Внешние признаки такого поведения: демонстративно улыбающийся этик; серьезный, отчужденный логик; либо активная самозащита вплоть до агрессии.

3.   Уклоняющийся (аутичный) — с установкой на самоизоляцию, уклонение от совместной деятельности. Распознается по систематическому проявлению отчуждения и уклонению от контактов, уходу в себя, в индивидуальную работу; по восприятию совместной деятельности как возможной угрозы (чрезмерная стеснительность, боязливость, тревожность).

Таким образом, используя соционическую модель и диагностируя указанные состояния как достигнутые терминальные результаты индивидуального развития личности, школьный психолог и педагог может получать конкретные ориентировочные оценки для планового мониторинга и повседневной практики коррекционной работы.

Контроль и мониторинг инструментальных результатов — степени овладения нормативными видами деятельности, составляющими процесс саморегуляции — можно проводить по итогам тренингов и других форм обучения, оценивая трехуровневое освоение как в обычных учебных дисциплинах: по умению работать с усвоенной информацией: распознавать типичные ситуации с применением отработанных для них, автоматизированных алгоритмов действий (уровень А), строить объяснительные, исполнительные, оценочные, прогностические (уровень В) и эвристические модели поведения (уровень С) [6].

Примечание: дополнительные материалы «по диагностике социотипа личности, оценке уровня её развития, повышении квалификации школьных кадров и организации управления результатами школьного образования» прилагаются на CD-диске.

 

Коханец Анатолий Иванович — психолог    консультант психологического центра «Личность» г. Астана (Казахстан); доцент университета «Туран». Окончил Ленинградский госуниверситет. Более 20 лет — опыт преподавания в школе и университете, консультирования по проблемам семьи и личностного роста, адаптировал соционическую модель личности для указанной практики. НЛП  мастер. Был членом рабочей группы Министерства образования и науки Республики Казахстан по формированию правил перехода на кредитную систему обучения, консультировал университет в период этой работы.

Литература

  1. Ануашвили А.Н. Метод ВКП // Основы психологии. — Варшава — М.: Изд. Международного института управления, психологии и психотерапии, 2002.
  2. Аугустинавичюте А. Соционика: Кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. — М.: АСТ — СПб: Терра Фантастика, 1998.
  3. Букалов А.В. О размерности функций информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности. — 2003. — №2.
  4. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителя. — М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005.
  5. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Соционика идет в школу. — М.: Черная белка, 2010.
  6. Коханец А.И. Условия эффективности кредитной системы обучения в Казахстане (Единая национальная система оценки и управления качеством образования). — Астана, 2007.
  7. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика. — М.: Смысл, 2011.
  8. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011.
  9. Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб: Ювента — М.: Прогресс-Универс, 1995.

Информация об авторах

Коханец Анатолий Иванович, психолог-консультант, психологического центра «Личность», доцент университета «Туран», Астана, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 393
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 186
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0