Психологическая служба в новых условиях

303

Аннотация

В своей статье автор описывает возможные пути выхода из кризиса психологической службы системы образования.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Решетников О.В. Психологическая служба в новых условиях [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 49–56. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Reshetnikov (дата обращения: 25.11.2024)

Полный текст

 

Проблемное начало

Поступив на должность школьного психолога в 1990 году, то есть в тот момент, когда должность возникла, я задал себе простой детский вопрос, на который снова пытаюсь найти ответ: «Зачем психолог в школе?» Мне кажется, некая красная линия, лейтмотив, который для многих тогда обозначал суть профессиональной миссии психолога в самом начале развития психологической службы в российском образовании, к сегодняшнему дню закономерно себя исчерпал. Это идея о том, что школьный психолог — это «гуманизатор». На фоне пробудившегося в начале 90!х годов интереса к индивидуальной личности, в процессе сбрасывания оков «коллективизма», в бюрократически обесчеловеченном обществе — это казалось естественным, чтобы появился профессионал, который уврачует эти общественные травмы. Вполне закономерным был и тот факт, что процесс возвращения личности ее подлинной ценности и достоинства может начаться в школе. Но для меня уже тогда возникли некоторые сомнения в этой, по сути замечательной, мессианской прогрессивистской идее, которые я бы свел к следующему:
— если психолог олицетворяет гуманизм и демократию, то кому отводится роль «тиранов» — учителям, родителям?
— если миссия психолога гуманизировать и «прогрессировать» (как у бр. Стругацких) школьную атмосферу, то в чем уникальность профессиональных инструментов психологов для ее реализации (в отличие, например ,от литераторов, обществоведов или даже математиков)?
— если психолог работает в школе, то должен ли он иметь какое-либо отношение к ключевым онтологическим школьным задачам и целям?
— наконец, не мелок вопрос и о том, кто и что свидетельствует об эффективности миссии школьного психолога (ведь «тирана» учителя строго аттестуют, востребуют у него массу документов, приводят в соответствие со строгими регламентами и стандартами)?

Мне кажется, что отсутствие ответа или ошибочный ответ на эти вопросы и привел и к тому определенному кризису, в котором находится нынешняя психологическая служба в образовании.

Можно называть многие признаки этого кризиса, но очевиден самый существенный — востребованность школьных психологов неуклонно снижается. Я понимаю, что в период экономических кризисов страдают многие «надстроечные» специальности. Но все же более веской видится фундаментальная причина — психолог не стал системной, обусловленной частью современного школьного процесса.

Попробую сам ответить на обозначенные проблемы в духе традиционных вечных русских вопросов. — в чем моя вера?

— кто виноват?

— что делать?

— когда он придет настоящий день?

«В чем моя вера?» (Л.Н. Толстой).

В чем заключается предназначение школьного психолога

Личностная миссия, пусть даже профессионально определенная, и функциональные должностные обязанности обращены к разным адресатам. Миссия обращена к совести, к вечности, к своему сокровенному «Я». И в этом смысле для меня профессия психолога — действительно возможность гуманизиро­вать человеческие отношения, утверждать ценность индивидуального личностного достоинства, помогать тем, кто смотрит в «стену», увидеть «свет в окне», проповедовать пагубу забвения сущностных, эссенциаль­ных личностных потребностей в угоду зримым грубым материальным.

Я думаю, что всякий ответственный профессионал своего дела найдет заветные слова для того, чтобы оправдать свое дело. Например, пекарь может сказать, что он дарит людям энергию солнца, заключенную в пшеничном колосе. Но у пекаря есть профессиональные нормы, стандарты услуги, способы контроля за их исполнением и просто конкретные рыночные предложения, выраженные в том, что он печет хлеб. Психолог относится к тому виду профессионалов, которые «разглагольствуют», но глагольным действием не обозначаются (строитель — строит, учитель — учит и т. д.). Для всего класса подобных профессий есть универсальная формула «оказывает услуги».

Оставляя на совести психолога его мессианскую предназначенность, следует строже определиться с тем, какие услуги он оказывает, но прежде всего — с теми, которые имеют непосредственное отношение к образовательному процессу. В этом процессе последние годы четко проявилась ограничивающая, но в то же время дающая твердую почву под ногами определенность — осваиваем ФГОСы. Следовательно, услуги психолога будут востребованы в том случае, если уровень освоения стандартов будет подниматься. Психологическая составляющая процесса освоения образовательных стандартов велика:

— когнитивное развитие учащихся,

— уровень учебной и познавательной мотивации,

— стрессоустойчивость и учебная адаптация, — индивидуальный подход с учетом особенностей перцепции, восприятия учебного материала,

— разработка индивидуальной образовательной траектории.

Школьный психолог должен иметь свою конкретную сферу профессиональной ответственности и при этом оставаться психологом в том смысле, которое определено его призванием:

— психолог должен быть личностью и своей личностью влиять на людей, утверждая главенство гуманистических ценностей;

— психолог должен быть профессионалом, способствующим успеху деятельности образовательной команды, включающей всех участников — учителей, учеников, родителей;

— психолог должен быть квалифицированным помощником, способным отвечать на просьбы о помощи обращающихся — детей, родителей, учителей;

— психолог должен быть просветителем, формируя у всех участников образовательного процесса необходимые социальные компетенции, психолого­педагогическую грамотность и осмысленность.

«Кто виноват?» (А.И. Герцен).

Какие ошибки привели к нынешнему состоянию школьной психологической службы

С психологической точки зрения, поиск виновных редко изменяет дело к лучшему, но часто людей ссорит и делает их агрессивными. Поэтому я, как сторонник позитивной психотерапии, сосредоточусь на следующем логичном вопросе.

«Что делать?» (Н.Г. Чернышевский).

Что делает психолог в современной школе

Школьная психология — тот редкий предмет, о котором компаративистский анализ в духе напомните- как-было-при-советской-власти практически неуместен. В том виде, в каком мы этот предмет обозреваем, школьная психологическая служба появилась за четыре месяца до окончательного распада СССР. Поэтому содержание деятельности школьной психологической службы может быть рассмотрено с трех основных точек анализа:

— компаративистский анализ — что делают наши далекие и близкие соседи,

— имманентный анализ — какие внутренние возможности имеются для ближайшего развития, само- осознание,

— экзогенный анализ — какие внешние требования задают ее функциональный характер.

Для себя я все эти результаты анализов собрал и хотел бы представить общую картину.

Сделаем одну ремарку: очень важно понимать, кто заказчик. Мы привыкли к тому, что априори все, что на Руси происходит, определяется Государством. Но забываем открыть и внимательно прочитать наш Основной закон — Конституцию Российской Федерации. В этом документе наше нынешнее государственное состояние определено как «социальное государство». В силу ментального динамического стереотипа мы продолжаем ошибочно полагать, что это означает ответственность государства за безвозмездное предоставление социальных услуг — медицина, образование, хорошо бы еще отдых и т. д. В реальности это обозначает только одно — государство и гражданское общество справедливо распределяют между собой ответственность в процессе национального развития. Как это выглядит применительно к школе? В большинстве государств уже существует система, в которую мы только входим, ориентированная на государственный образовательный стандарт. В США, Франции, Южной Корее и т. д. государство предоставляет несовершеннолетним только образовательный стандарт, выраженный в 4-5-6 уроках ежедневно. Но это не означает, что дети не нуждаются в воспитании, психологических услугах, в социальном развитии. Просто эту составляющую образования инициируют и берут на себя родители. Так, например, в Нью-Йорке 36% школ закрываются ежедневно после 5-6 урока. 64% школ решением родительских советов организуют ученическое самоуправление, детские и молодежные общественные организации, гражданское участие и социальное проектирование, добровольчество, дополнительное образование, психологические службы и т. д. Но для этого необходимо компетентное понимание родителей, осознающих, что то, что дает современная школа, это полнота личностного и социального развития. К сожалению, за все годы перестройки в современной России не был осуществлен необходимый просветительский проект, который подготовил бы людей к жизни в новых условиях. В том числе, уровень родительской компетентности, к сожалению, недостаточен для того, чтобы родители выстраивали адекватную среду развития для своих детей. Но, с другой стороны, это еще одно поле деятельности психолога — формирование родительской компетентности, основанной на осознании своей возросшей личностной и гражданской ответственности.

 

Предлагаемый мной алгоритм действий не противоречит уже установленным направлениям работы1, но расставляет некоторые акценты и отвечает на вопрос, что делать психологу и в соответствии с чьим заказом (табл. 1).

Табл. 1. * — здесь и далее помечены услуги психолога, которые могут войти в профессиональный стандарт и могут быть объективно оценены в процессе аттестации

1.    Освоение образовательных стандартов

В качестве примера. Более 20 лет в конце 20 века образовательная система США выстраивала процесс, ориентированный на одаренных учащихся. В результате были потеряны поколения учеников, которые бросали школу, не закончив ее. Поэтому в 2004 году усилия образования были перенесены на программу «Ни одного отстающего ученика»2. Сегодня все усилия школьной системы направлены на освоение образовательных стандартов.

1.1.   Когнитивное развитие учащихся

В наших школах не проводятся специализированные занятия по когнитивному развитию учащихся — развитию памяти и внимания, системного анализа, творческого, латерального и критического мышления, развитию УУД, общеучебных умений и навыков. В результате при подготовке к ЕГЭ эксплуатируется механическая или, в лучшем случае, ассоциативная память и не включаются другие когнитивные функции.

В систему вузов попадают абитуриенты, не способные к самостоятельному анализу, использующие скудный арсенал мыслительных действий и когнитивных технологий.

Учебный процесс, как показывает практика, востребует когнитивные навыки, но не акцентируется на их формировании. Таким образом, в современном российском образовании специфическая система формирования культуры мышления существует только на уровне детского сада и прерывается с поступлением ребенка в школу. Это значительное расхождение с современной мировой образовательной практикой, которое проявляется очевидным образом в уровне массовой культуры мышления. В большинстве стран специализированные занятия по когнитивному развитию, формированию мышления охватывают возраст с 5 до 25 лет.

1.2.   Уровень учебной и познавательной мотивации

Важнейший показатель эффективности образовательного процесса. Должен стать частью общего мониторинга личностного развития ученика. Психолог должен участвовать в организации мероприятий, способствующих повышению познавательной мотивации.

Так, например австралийские исследователи пришли к выводу, что вне системы воспитательной работы, силами самого учебного процесса практически невозможно удерживать на должном уровне познавательную мотивацию, являющуюся составной частью личностной и гражданской.

Например «Примерный план психолого-педагогического сопровождения основной образовательной программы в образовательной организации, реализующей программы начального и среднего уровней общего образования на 2014-2015 уч. год», предложенный ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ.

В 2013 году принята национальная государственная программа «Gradnation», направленная на то, чтобы каждый ученик освоил образовательные стандарты. Кстати, в рамках программы развивается наша добрая советская практика ученического наставничества, когда сильные ученики добровольно работают с отстающими.

1.3.   Стрессоустойчивость и учебная адаптация

Психолог должен держать руку на пульсе эмоционального состояния учащихся, прежде всего детерминированного учебным процессом.

1.4.   Индивидуальный подход с учетом особенностей перцепции, восприятия учебного материала

Разработка учебных заданий на уроке, программ самостоятельной учебной работы с учетом индивидуального типа восприятия (например, аудиалы, визуа- лы, кинестетики, но также и другие подходы).

1.5.   Разработка индивидуальной образовательной траектории

В нашей школе образовательная траектория имеет пока еще общий универсальный характер. Выбор, который совершает ученик в учебном процессе не носит необратимый характер. Однако уже сегодня очевидна неконкурентоспособность подобного подхода. Отказ от узкой учебной специализации был бы оправдан, если бы действительно школа готовила универсалов, а не дилетантов. Большинство школ мира идет по пути узкой специализации, например в старших классах изучается или математика или гуманитарный цикл. В этом процессе возрастает роль психолога, который должен помочь не совершить ученику ошибку, когда он сосредоточится на одних предметах, сведя к минимуму другие.

2.   Оценка личностного развития учащихся (мониторинг личностного развития)

Мониторинг личностного развития учащихся с последующим составлением стандартизированной индивидуальной психологической характеристики и предложением рекомендаций для всех заинтересованных участников образовательного процесса может стать одной из основ профессиональной деятельности школьного психолога.

Другое важное предназначение подобного мониторинга — это формирование у учащихся представления о самих себе как о развивающихся личностях и индивидуальностях, ориентация их на личностно значимые критерии и показатели.

С целью аттестации может проводиться верифицированный аудит школьного мониторинга личностного развития учеников.

В мониторинг, в первую очередь, должны быть включены показатели, имеющие, непосредственное отношение к учебному процессу.

3.   Первичная профессионализация

В этом пункте наше отставание является своеобразным плюсом. Россия — одна из немногих стран, которые могут позволить себе бесплатное высшее образование без обязательств. Поэтому поступившие на «социальную работу» или «теологию» по низкому баллу, освоив бесплатно по бюджету бакалавриат, продолжают образование в магистратуре или на КПК по различным менеджерским профилям, так и не дойдя до рабочего места. Более того, только в нашей стране вуз может восприниматься как форма первичной профессионализации. Поэтому наши выпускники уже в 11 классе до последнего мечутся между различными вузами и специальностями. Но я уверен, что это временная вольница. Уже сегодня порядку в этом вопросе способствуют «университетские субботы» и «профессиональные среды». Во всех странах выбор профессии — многофакторный процесс подготовки к будущей жизни, который следует начинать не позже 12 лет. Во многих странах единые карьерные портфолио начинают формироваться в 14 лет, например в европейском союзе по программе Europass. Роль психолога в этом процессе является важнейшей, позволяя экономить деньги и время, избегая ошибок в выборе профессии. Кроме того, если подросток хочет выбрать профессию не по внешним признакам — деньги и престиж, здесь достаточно давления родителей и психолог только помеха, — а в соответствии с внутренней предрасположенностью и способностями, в этом случае без психолога не обойтись.

4.   Формирование социальной среды развития

Участие психолога в организации воспитательных мероприятий, определение их целевой направленности (например, на формирование психологического климата, групповой сплоченности, повышение познавательной мотивации и т. д.) с учетом результатов мониторинга личностного развития.

Для современной международной образовательной практики социальная среда развития постепенно становится важнейшей составляющей образовательного процесса, наряду с теоретическим образованием. Речь идет о том, что ученик должен реализовывать учебные навыки на практике, о некотором предуготовлении к дуальному образованию.

Например, во многих странах мира (Евросоюз, США, Япония и т. д.) в школах реализуется принцип «обучение служением», который позволяет приблизить учебные компетенции к реальным. Учитель включает в учебный план не только требования знать, уметь и выполнять в учебной аудитории, но и применять в реальной социальной практике. Например, знания на уроке химии могут быть применены к экологическому мониторингу по месту жительства, знания по истории — в реализации краеведческой работы, гражданско-патриотических мероприятий и т. д. В этой связи понятие «учебный проект» приобретает более реалистичное значение — это не расширенное представление школьной программы в той же учебной аудитории, а выход в реальный социум с ориентацией на реальные общественно значимые практические результаты и с опорой на полученные образовательные компетенции. Собственно, только при таком подходе можно говорить о полноценном формировании учебных компе­тенций, пусть не по всем, но по многим образовательным стандартам.

5.  Формирование социально-психологической компетентности

Еще один важнейший аспект деятельности психолога в современной школе — это подготовка учащихся по жизненно важным навыкам. В нашей школе предполагалась такая попытка, когда внедрялся курс «Этика и психология семейной жизни». Но из-за абстрактного характера содержания и некоторых других объективных трудностей эксперимент не состоялся.

Традиционные «школьные» компетенции дополняются социальными. Более того, социальные компетенции постепенно становятся ключевыми. Выдвижению социальных компетенций на первый план способствует ряд причин:

—   гуманитаризация экономики — экономика перестает быть строго математической наукой и становится в большей степени наукой гуманитарной и, более того, сугубо социальной сферой деятельности;

—   повышение роли менеджмента — огромное количество созданных товаров и предлагаемых услуг высокого качества нуждаются в эффективном менеджменте для их продвижения;

—   социализация товара — современный товар получает достойную капитализацию, если он становится брэндом, а это уже во многом история социальная;

—   расширение рынка социальных услуг — экономика социальных услуг по темпам роста опережает все традиционные отрасли (промышленность, транспорт и т. д.);

—   социализация понятия «качество жизни» — список составляющих этого показателя постоянно пополняется социальными индикаторами;

—   глобализация — требует навыков партнерства и взаимодействия;

—   самоуглубление современного человека — переход от экстенсивного и вертикального роста к сущностному личностному развитию в большей мере опирается на социальное;

—   идеологическая конкуренция — с падением Берлинской стены эта конкуренция не завершилась, тем более что в современном мире она становится все большей частью конкуренции экономической.

Содержание социальных компетенций во многом обуславливается реальной ситуацией социального развития. Так, например, в школах Великобритании один из основных учебных предметов — PSHE, направленный на освоение школьниками социальной компетенции, в разные годы в зависимости от текущих социальных ожиданий расшифровывался различно. Предмет включен в школьные программы в 2000 году и только за одно десятилетие означал:

—   PSE (Personal and Social Education) — личностное и социальное образование;

—  PSHE — личность, социум, здоровье и образование; — PSHE — личность, социум, здоровье, эмоции;

PSHEE (Personal Social Health Economic Education) — личность, социум, здоровье, экономика и образование.

В школе № 1910 в течение трех лет мы реализуем программу СЛИПЗ (социум, личность, интеллект, профессия, здоровье) — проводится один урок в неделю для учащихся 8-10 классов.

Последующие формы работы, не раскрывая подробно, обозначу по сути.

6.   Профилактическая и консультационная работа

Профилактика аддиктивного поведения, здорового и безопасного образа жизни, психоэмоциональных проблем и т. д. Традиционная важная составляющая работы психолога.

7.   Тренинговая работа

Разработка и проведение психологических тренингов в соответствии с актуальными запросами. В России тренинг не является привычной для формальной образовательной и воспитательной работы услугой. В то время как в других странах прохождение тренинга у школьного или подросткового психолога может быть даже определено судебным решением, например, в случае контроля агрессивного поведения.

8.   Инклюзивная работа

Актуальнейшая работа для психологов московских школ и тех регионов, где ведется активная работа по созданию безбарьерной среды для детей с ОВЗ.

9.   Исследовательская работа

Школьные психологические службы могут формировать значительный массив научных исследований по актуальным вопросам детского и подросткового развития. Например, сейчас, на мой взгляд, существует актуальная необходимость ответить на вопрос о сбалансированной, эффективной учебной нагрузке.

Во всем мире школьные психологические службы участвуют в национальных и региональных научно-исследовательских программах по проблемам социально-психологического развития детей и подростков.

10.   Социально-гуманитарное образование

Психолог может принимать активное участие в реализации элективных и факультативных учебных курсов, предпрофильной и профильной подготовке учащихся, ориентирующихся на профессии со значительным компонентом психологических знаний.

Наконец, современная школа может и должна стать одним из центров организации и самоорганизации жизни населения в местных сообществах, в проведении массовой просветительской работы. В формировании актуальных для населения социальных, психологических и гражданских компетенций.

Предлагаемая мною схема не является лапидарной, давящей схемой, но лишь определенным образом упорядоченным материалом для дискуссий и размышления профессионального сообщества.

«Когда он придет, настоящий день?» (Н. А. Добролюбов).

Какие необходимо создать условия для реализации современных целей психологической службы в школе

Предлагаю некоторые меры, необходимые для совершенствования работы школьных психологических служб.

1.  Стандарт услуги

Необходимо формировать стандарт услуги школьного психолога. Профессиограмма современного психолога школы роднит его с учениками — и он, и они — энциклопедисты, которым предписано знать, уметь и выполнять необъятный объем предписаний. Но если у ученика и учителя есть конкретные требования, на которые он может ориентироваться, понимая, что придется предъявить, а что факультативно, то у психолога все рассчитано на его профессиональную интуицию.

2.   Управление

Необходимо формировать четкую управленческую систему организации деятельности школьных психологических служб.

3.   Включение в показатели эффективности школы критериев социально-психологической работы

Если в показателях эффективности деятельности школ нет таких критериев, как, например, социально­психологический климат в школе, уровень учебной и познавательной мотивации, психологические услуги оказанные учащимся, учителям, родителям, уровень социально-психологической активности учащихся и т. д., — следовательно, уровень востребованности подобной службы на порядок ниже тех, чья польза «задокументирована».

4.   Аттестация психологов (неформальная)

Это важнейшая проблема, которая состоит в том, что всякий получивший диплом вуза или прошедший КПК работает в школе в соответствии со своими индивидуальными личностными и профессиональными воззрениями. Подобный подход девальвировал уровень профессиональной подготовки школьных психологов. Но необходима не формальная дистантная аттестация по схоластическим вопросам, а реальная, наподобие той, которая дает лицензионное обоснование. Аттестация, ставящая своей целью не просто проверить знания психолога, а помочь, «глядя ему в глаза», разумным образом направить свои профессиональные усилия.

5.  Профессиональные социальные сети

Следует развивать профессиональные социальные сети, создавая под них не только виртуальные, но, что особенно важно, реальные платформы взаимодействия профессионального сообщества.

6.  Компетентность населения и просветительская деятельность

В целом следует направлять усилия на формирование социально-психологической компетентности, которая, в свою очередь, сможет обусловить востребованность профессиональных услуг психологов.

Сами психологи могут быть включены в то, что называется «образованием без диплома» или привычной для нас просветительской деятельностью.

7.   Усиление взаимодействия школы и социума

Вовлечение школ в социальную жизнь местных сообществ, приближение школьного учебного процесса к реальным нуждам и требованиям современной социальной практики позволит повысить уровень востребованности учащимися и родителями услуг школьного психолога.

Школьную психологическую службу в современном образовательном процессе следует рассматривать как важнейший ресурс, направленный на раскрытие индивидуального личностного потенциала учащихся, повышения практической социально-психологической компетентности учителя и реальной помощи в формировании родительской компетентности, в реализации воспитательной ответственности российской семьи. Этот ресурс приобретет свою силу и значение в том случае, если качеству услуг, предлагаемых и оказываемых, будет придана форма оправданного целями образовательного процесса стандарта, а их уровень будет соответствовать международному конкурентоспособному качеству. Сейчас у психологии образования есть развилка — не повышать уровень ее качества и через некоторое время констатировать ее полную бесполезность либо, напротив, повысить ее уровень и через некоторое время уверенно свидетельствовать ее благотворное влияние. Но даже если усилиями школьной психологической службы не удастся в должной мере содействовать повышению качества образования и гуманизировать детскую среду, то ее отсутствие, без сомнения, сделает ребенка более одиноким в поисках своей личностной, образовательной и гражданской идентичности.

 

[1] Например «Примерный план психолого!педагогического сопровождения основной образовательной программы в образовательной организации, реализующей программы начального и среднего уровней общего образования на 2014–2015 уч. год», предло!женный ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ.

[2] В 2013 году принята национальная государственная программа «Gradnation», направленная на то, чтобы каждый ученик освоил образовательные стандарты. Кстати, в рамках программы развивается наша добрая советская практика ученического наставничества, когда сильные ученики добровольно работают с отстающими.

Литература

  1. Решетников О.В. Профессионализация как процесс первичного включения молодёжи в трудовые отношения // Школьные технологии. — 2013. — №5.
  2. Решетников О.В. Формирование позитивного социального опыта воспитанника как основа организации личностно развивающей среды // Школьные технологии. — 2013. — №6.
  3. Решетников О.В. Оценка личностного развития ученика в образовательном процессе школы // Школьные технологии. — 2013. — №5; 2014. — №1.
  4. Решетников О.В. Поколение Z и недалекое будущее рынка труда // Школьные технологии. — 2014. — №1.
  5. Ковтун Л.И., Решетников О.В. Взаимодействие школы и детской общественной организации в современном образовательном пространстве // Школьные технологии. — 2014. — №2.
  6. Решетников О.В. Путь к профессиональному успеху начинается в школе // Школьные технологии. — 2014. — №2.
  7. Решетников О.В. Школа и социум: взаимодействие в новой социальной реальности // Школьные технологии. — 2014. — №5.
  8. Решетников О.В. Формирование социальных компетенций в образовательном процессе школы // Школьные технологии. — 2014. — №5.
  9. Решетников О.В., Решетникова О.Н. Феномен родительства в современном обществе // Вестник практической психологии образования. — 2014. — №3.
  10. Решетников О.В. Может ли психолог помочь стать успешным // Вестник практической психологии образования. — 2014. — №3.
  11. Решетников О.В. Оценка личностного развития ученика // Проблемы современного образования. — 2011. — №5. — С. 20–27. — [Электронный ресурс] Режим доступа http:// www.pmedu.ru/downloads/full!text/2011_5.pdf
  12. [Электронный ресурс] Режим доступа http:// www.ИОСЛ.рф

Информация об авторах

Решетников Олег Викторович, кандидат педагогических наук, директор, Институт общественного служения, психолог школы № 1910 ЮВАО, Руководитель Учебно-методического центра дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки ЖДЦ Департамента труда и занятости населения

Метрики

Просмотров

Всего: 523
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 303
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0