Психологическое просвещение в контексте проблем отечественной практической психологии

1513

Аннотация

Представлен авторский взгляд на проблемы организации и проведения работы по психологическому просвещению в системе профессиональной деятельности практического психолога. Выделены вопросы методологии практической психологии в целом и их связь с задачами, которые решает специалист в этой области при организации работы по психологическому просвещению. Приводятся данные о реальном положении дел в практике психологического просвещения в Службе практической психологии образования. Формулируются основные вопросы, решение которых поможет определить эффективность психологического просвещения.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое просвещение, методология практической психологии, психологическая профилактика, профессиональная готовность к работе по психологическому просвещению, Служба практической психологии образования

Рубрика издания: Мнение

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в контексте проблем отечественной практической психологии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 32–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n4/Pachalian (дата обращения: 28.03.2023)

Фрагмент статьи

Поэтому, прежде чем перейти к обсуждению вопросов собственно психологического просвещения, важно выделить те проблемы, решение которых влияет на всю практическую деятельность специалистов. Во-первых, необходимо обратить внимание на тот факт, что вопросы методологии практической деятельности стали интенсивно изучаться в этой области лишь недавно, а имеющийся к настоящему времени материал разнороден и поэтому трудно сопоставим. На сегодняшний день известен ряд работ отечественных специалистов, в которых предприняты попытки выделить как характер взаимоотношений между психологической наукой и практикой, так и определить специфику и практической психологии, и психологической практики, так же как и особенности их взаимодействия.

Литература

  1. Алехина С.В., Битянова М.Р., Гращенкова Е.Л., Лейбман И.Я. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования: Содержание и ресурсное обеспечение профессиональной деятельности педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации. — М.: Изд-во МГППУ, 2009.
  2. Артемьева О.А., Синёва О.В. Теоретические основы изучения проблемы соотношения прикладной и практической психологии // NB: Психология и психотехника. — 2013. — №3. — С. 249–270.
  3. Быков Р. Требуется щит Персея… // Новая газета. — 2006. — №39.
  4. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — №1.
  5. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. — 1996. — №6. — С. 25–40.
  6. Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И.В. Дубровиной // Школьный психолог. — 2004. — №35.
  7. Голубцова И.А. Народные библиотеки дореволюционной России: история создания и развития: Дисс. … канд. пед. наук. — СПб, 2000.
  8. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Вестник практической психологии образования. — 2011. — №3. — С. 8–16.
  9. Жалагина Т.А., Короткина Е.Д. Психология на пути интеграции науки и практики // Психологический журнал. — 2012. Т. 33. — №1. — С. 127–136.
  10. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Фундаментальная психология и психологическая практика: состояние и перспективы взаимодействия // Арзамасские чтения-2. Основные направления развития отечественной и зарубежной мысли: Мат-лы Всеросс. методол. семинара. — Арзамас: АГПИ, 2012. — С. 6–16.
  11. Забродин Ю.М. Некоторые вопросы конкретной методологии и научные основы практической психологии // Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике. Книга первая. — М.: ВНПЦП и ППН, 1994.
  12. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1. — №2.
  13. Камскова Т.А. Народные библиотеки как явление культуры: Дисс. … канд. пед. наук. — Самара, 2003.
  14. Карицкий И.Н. Современные психологические практики: содержание, основания, классификации. — Ярославль: МАПН, 2002.
  15. Кимберг А.Н. Безопасность и чувство безопасности // Психология опасности и безопасности: В 2-х книгах. — Книга первая: Феноменология и философско-психологические концептуализации безопасности субъекта жизни / Под общ. ред. С.Н. Тесля, И.Б. Шуванова. — Сочи, РИЦ СГУ, 2012. — С. 37–44.
  16. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
  17. Климов Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — №3. — С. 99.
  18. Коваленко Н.П. Образование и просвещение взрослых в сфере семье ведения (основы концепции) // Человек и образование. — 2009. — №2. — С. 180–184.
  19. Кудрявцев В.Т. Практика как методологическая проблема культурно-исторической психологии // Журнал практического психолога. — 2010. — №1.
  20. Лейбман И. Что показал мониторинг? // Школьный психолог. — 2009. — №23.
  21. Лукьянченко Н.В. Профессиональная культура практического психолога образования: что делать? // Вестник практической психологии образования. — 2012. — №3,. — С. 75–85.
  22. Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма») // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2012. — №2.
  23. Лукьянченко Н.В., Аликин И.А., Аликин М.И. Исследование обыденных представлений о психологическом просвещении // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2016. — №9(65). — С. 33–46.
  24. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1973.
  25. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологический журнал. — 2006. — №1 (январь).
  26. Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 1996.
  27. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М., 1999. — С. 168.
  28. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 5, 34–39.
  29. Марцинковская Т.Д. Психологическое консультирование и просвещение // Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. — М., 2000. — С. 107–110.
  30. Нестерова А.Ю. Проблемы просвещения в концепциях современного образования // Психологическая культура в современном российском обществе: Сборник мат-лов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2015. — С. 336–338.
  31. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М.: СИН-ТЕГ, 2007.
  32. Основные направления и принципы психологического просвещения. — [Электронный ресурс.] URL: http:// doctor-lib.com/book/370-krizisnaya-psixologiya/60-111-osnovnye-napravleniya-i-principy-psixologicheskogo-prosveshheniya.html
  33. Павлова Т.А. Соотношение основных направлений деятельности школьного психолога // Психология образования: проблемы и перспективы: Мат-лы первой международной научно-практической конференции. — М., 2004.
  34. Пахальян В.Э. Практическая психология. Введение. — Саратов: Вузовское образование, 2015.
  35. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология и школа. — 2012. — №3. — С. 54–72.
  36. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: методология и организация. — М.: ПерСэ, 2003; Саратов: Вузовское образование, 2015.
  37. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Сфера, 2000.
  38. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб, 2009.
  39. Психологическое просвещение в системе образования. — Брянск: БГУ, 2013.
  40. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. — СПб, 2002.
  41. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). — Т. 1 / Под ред. В.В. Новикова и др. — Ярославль: МАПН, 2003.
  42. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика. — М.: OIM.RU, 2003.
  43. Шкадов В.М. Психологическое знание как фактор профилактики профессионального выгорания специалистов социономных профессий // Материалы V Съезда РПО. — Т. 2. — М., 2012. — С. 85–86.
  44. Юревич А.В. Исследовательская и практическая психология: еще раз о «схизисе» // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33. — №1. — С. 127–136.

Информация об авторах

Пахальян Виктор Эдуардович, кандидат психологических наук, профессор, ведущий психолог, Московская служба психологической помощи населению (ГБУ МСППН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4654-0152, e-mail: vicp2007@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1415
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 1513
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8