Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы

827

Аннотация

В статье поднимается проблема адаптации детей к началу школьной жизни. Авторы рассматривают проблемы диагностики и организации психологического сопровождения детей с трудностями адаптационного процесса. В статье предложена авторская структура мониторинга адаптационного процесса у учащихся первых классов, представлены результаты лонгитюдного исследования, показано значение системы межличностных отношений для успешной адаптации ребенка к школьному обучению, определен подход к выбору «мишеней» психолого-педагогической работы с первоклассниками «группы риска».

Общая информация

Ключевые слова: адаптация к школьному обучению, школьная зрелость, психологическое сопровождение первоклассников, адаптационные трудности

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котова С.А., Самойлюк О.В. Психологическое сопровождение учащихся первых классов: проблемы и новые подходы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 77–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Kotova_Samolyk (дата обращения: 10.12.2023)

Фрагмент статьи

Важность психологической готовности к обучению в школе трудно переоценить. Ожидается, что к моменту поступления в школу у детей уже формируются свойства и способности, присущие собственно школьнику: произвольное внимание, умение слышать других, выполнять инструкции взрослого, общаться со сверстниками. Завершение формирования у ребенка этих свойств происходит в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Литература

  1. Беличева С.А., Коробейникова И.А. Диагностика школьной дезадаптации. — М.: Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 2011. — 127 с.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998. — 358 с.
  3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: УРАО, 1997. — 176 с.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Методы психологической диагностики. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб: Речь, 2004. — 74 с.
  6. Пихенько И.Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе: Учебно-методическое пособие. — Брянск: БГУ, 2003. — 79 с.
  7. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — СПб: Питер, 2009. — 192 c.
  8. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб: Европейский Дом, 2000. — 176 с.

Информация об авторах

Котова Светлана Аркадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: SA-Kotova@yandex.ru

Самойлюк Ольга Владимировна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №555 «Белогорье», Санкт-Петербург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 997
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 827
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2