Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов

1800

Аннотация

Рассматривается проблема адаптации/дезадаптации обучающихся в новой образовательной среде в контексте требований новых ФГОС. Представлен новый подход к решению проблемы, основанный на дифференциации причин и показателей дезадаптации обучающихся. Проверяется гипотеза о значимости для успешности адаптации в новой образовательной среде компонентов личностной компетентности обучающихся: индивидуально-психологического, мотивационно-ценностного, деятельностного и коммуникативного.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, образовательная среда, профессиональный стандарт, психологические факторы дезадаптации, регрессионная модель дезадаптации, творческое развитие, психологическое сопровождение первоклассников

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060402

Для цитаты: Леонова Е.В., Шатова С.С., Щербакова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 13–23. DOI: 10.17759/psyedu.2014060402

Фрагмент статьи

Проблема адаптации/дезадаптации обучающихся всех возрастов для отечественной и зарубежной психологической науки не является новой, но сегодня она приобрела новое содержание в силу существенного изменения социальной ситуации развития детей всех возрастов вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, «глубинных изменений современного Детства» (Д.И. Фельдштейн, [16 ]), появления нового «цифрового поколения» школьников (А.Г. Асмолов, [1]), а также  вследствие введения новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС).

Литература

  1. Асмолов А.Г. Закон «Об образовании» в сетевом столетии: от образования для всех – к образованию для каждого [Электронный ресурс] // Образовательная политика.  2012.  № 1 (57). URL: http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2014/02/Asmolov-No.1.2012.pdf  (дата обращения 01.10.2014).
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  3. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. 16 с.
  4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
  5. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89–95.
  6. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924. 290 с.
  7. Леонова Е.В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки// Начальная школа плюс До и После. 2012. № 4. С. 8–13.
  8. Леонова Е.В. Проблема социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях непрерывного образования // Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек – Образование – Профессия», 6–8 июля 2009  г./Под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 190–194.
  9. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников в совместной творческой деятельности // Начальная школа. 2011. № 7. С. 91–96.
  10. Леонова Е.В., Сергеева С.С. Адаптация первоклассников к обучению в школе средствами развития творческих способностей               //Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2 / Отв. ред. Л.А. Цветкова.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.  С. 237–239.
  11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  12. Макарова О.С. Индивидуально-психологические особенности личности студентов, рожденных путем кесарева сечения // Современная психология. От теории к практике. Материалы XV международной конференции «Ломоносов – 2008». Секция «Психология» (Москва, 9-10 апреля 2008 г.)/ Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С. 71–72.
  13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
  14. Семаго Н.Я. Как миновать кризис первой четверти // Школьный психолог. 2006. № 9. С. 33–35.
  15. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М.: Генезис, 2007. 191 с.
  16. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования //Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3–12.
  17. Dr. Michou at al. Enriching the hierarchical model of achievement motivation: autonomous and controlling reasons underlying achievement goals/ Dr. Michou, Dr. Vansteenkiste, Dr. Mouratidis, Dr. Lens [Электронный ресурс] // British Journal of Educational Psychology. 2014. URL: http://www.sciencedaily.com/releases/2014/09/140921223559.htm DOI: 10.1111/bjep.12055 (дата обращения 01.10.2014).

Информация об авторах

Леонова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии социально-экономического факультета, Обнинского института атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Руководитель сектора ИАТЭ научно-исследовательской лаборатории психологии труда и управления НИЯУ МИФИ. Председатель Обнинского отделения ФПО РФ, Россия, e-mail: e.v.leonova@mail.ru

Шатова Софья Сергеевна, методист, Муниципальное бюджетное учреждение «Учебно-методический центр», Россия, e-mail: ss-shatova@yandex.ru

Щербакова Екатерина Владимировна, педагог-психолог, Муниципального бюджетного учреждения «Учебно-методический центр», Россия, e-mail: eka242@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3827
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1800
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4