Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 4. С. 124–149
ISSN: 2658-3100 (online)
Проект актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»
Общая информация
Рубрика издания: Приложения
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Проект актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 124–149. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n4/Project (дата обращения: 11.10.2024)
Полный текст
Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» предъявляет требования к содержанию профессиональной деятельности, направленной на оказание социальнопсихологических услуг и психологической помощи населению, а также лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Предметные области действия данного профессионального стандарта регламентируют Федеральные законы Российской Федерации:
• Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 442);
• Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — ФЗ № 120);
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 124);
• Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — ФЗ № 159);
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273);
К организациям, в которых предполагается введение должностей в соответствии с профессиональным стандартом «Психолог в социальной сфере», относятся:
• организации органов управления социальной защиты субъектов РФ и учреждения социального обслуживания;
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, структуры муниципальных
образований;
• организации органов, осуществляющих управление в сфере образования субъектов РФ;
• специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
• учреждения органов по делам молодежи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
• подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
• организации и учреждения, создаваемые в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации;
• психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК);
• психолого-педагогические медико-социальные центры;
• центры занятости и центры профориентации;
• центры психологической поддержки.
Необходимость актуализации профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» обусловлена, в первую очередь, введением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Проект актуализированного профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» учитывает особенности введения межведомственных механизмов взаимодействия при оказании социальных услуг (помощи), зафиксированных в ряде утвержденных государственных программ, а также основные положения документов, регламентирующих развитие государственной политики в социальной сфере: Национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 гг.[1], Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг.[2], Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[3], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года[4], Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации[5], Концепции информационной безопасности детей[6], Концепции развития системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года[7], Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года[8] и др.
Предоставление социальных услуг и оказание социальной помощи населению имеет межведомственный и междисциплинарный характер. Именно на основе межведомственного взаимодействия можно понять проблему каждого нуждающегося в оказании помощи человека, определить, при каких условиях его собственный социальный маршрут станет наиболее благоприятным. Поэтому повышение эффективности адресной помощи отдельным лицам и социальным группам требует введения межведомственных механизмов в деятельность разных специалистов (психологов, специалистов по работе с семьей, специалистов по реабилитации, социальных работников и др.).
Актуализация профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», проведенная рабочей группой по адаптации и применению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы, осуществлялась с учетом:
• изменения содержания социальных проблем, решаемых в условиях новых вызовов и рисков современного общества;
• предложений по внесению изменений в профессиональные стандарты, поступивших от региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих государственную политику в сфере социальной защиты населения;
• изменения законодательства Российской Федерации;
• межведомственного характера работы специалистов в реальных условиях региональных практик;
• результатов обсуждения проблем адаптации и применения профессиональных стандартов в среде профессионального экспертного сообщества в рамках постоянно действующих вебинаров «Апробация и применение профессиональных стандартов работников социальной сферы»[9];
• требований к видам профессиональной деятельности, заявленных в новых редакциях Общероссийского классификатора занятий, Общероссийского классификатора специальностей по образованию, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, а также с учетом Базовых перечней государственных услуг в соответствующих данным профессиональным стандартам сферах.
Основные изменения, внесенные в проект актуализированного профессионального стандарта:
• уточнены наименования вида профессиональной деятельности и основной цели вида профессиональной деятельности;
• откорректированы с учетом новых нормативных документов классификаторы видов деятельности;
• уточнены формулировки и характеристики обобщенных трудовых функций, в том числе возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы;
• скорректированы формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний в соответствии с основными положениями Федеральных законов ФЗ № 442, ФЗ № 120 и ФЗ № 124, ФЗ № 181, ФЗ № 273, ФЗ № 159 и вышеперечисленных документов, регламентирующих развитие государственной политики в социальной сфере.
Актуализация профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», проведенная при участии рабочей группы по адаптации и применению отдельных профессиональных стандартов работников социальной сферы, носящих межведомственный характер, осуществлялась с учетом результатов профессионально-общественного обсуждения вопросов адаптации и применения данных профессиональных стандартов, в котором приняли участие более 3500 чел. из 85 субъектов Российской Федерации.
Актуализированный проект профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» учитывает замечания и предложения региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих государственную политику в сфере социальной защиты населения, согласован с Департаментом по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, одобрен Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.
Проект актуализированного
профессионального стандарта
«Психолог в социальной сфере»
I. Общие сведения
Оказание социально-психологических услуг и психологической помощи населению
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Содействие отдельным лицам, а также социальным группам в улучшении их психического состояния, в восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности, в профилактике и психологической коррекции негативных социальных проявлений в их поведении.
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
1341 |
Руководители служб и структурных подразделений по присмотру и уходу за детьми |
1343 |
Руководители служб по уходу за престарелыми |
1344 |
Руководители служб в сфере социальной защиты и социального обеспечения |
1345 |
Руководители служб и подразделений в сфере образования |
2634 |
Психологи |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.20 |
Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым |
87.30 |
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 |
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 |
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.99 |
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
Наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Деятельность по оказанию социальнопсихологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
6 |
Организация и реализация психологического сопровождения и оказание социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам |
A/01.6 |
6 |
Оказание психологической помощи семьям с детьми |
A/02.6 |
6 |
|||
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения |
A/03.6 |
6 |
|||
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое обеспечение управления и психологическое сопровождение профессиональной деятельности |
А /04.6 |
6 |
|||
B |
Организация и управление предоставлением социальнопсихологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
7 |
Организация предоставления социальнопсихологических услуг получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения |
B/01.7 |
7 |
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп |
B/02.7 |
7 |
|||
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп |
B/03.7 |
7 |
|||
Подготовка и координация работы межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам |
B/04.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по оказанию социальнопсихологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
Код |
A |
Уровень 6 квалификации |
Возможные наименования должностей, профессий |
Психолог в социальной сфере Психолог Психолог-консультант Практический психолог Социальный психолог Профконсультант |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование |
Требования к опыту практической работы |
— |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации3 |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о физических лицах4 |
Дополнительные характеристики:
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2634 |
Психологи |
ЕКС5 |
— |
Психолог |
ОКПДТР6 |
25883 |
Психолог |
ОКСО7 |
5.37.03.01 |
Психология |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.37.04.02 |
Конфликтология |
|
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.37.05.01 |
Клиническая психология |
|
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.02 |
Психология |
|
6.44.03.02 |
Психолого-педагогическое образование |
|
6.44.03.03 |
Специальное (дефектологическое) образование |
6.44.04.02 |
Психолого-педагогическое образование |
|
6.44.04.03 |
Специальное (дефектологическое) образование |
|
6.44.05.01 |
Педагогика и психология девиантного поведения |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и реализация психологического сопровождения и оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Трудовые действия |
Разработка и реализация плана оказания адресных социальнопсихологических услуг, предусматривающих психологическую и социальнопсихологическую помощь в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде, на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг Разработка и реализация плана оказания социально-психологических услуг в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации) Оказание психологической помощи и поддержки получателям срочных социальных услуг, отдельным лицам и социальным группам посредством социально-психологического и психологического консультирования Оказание консультативной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленное на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принятие на себя ответственности Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также — для инвалидов (детей-инвалидов) психологической готовности к реабилитации или абилитации Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет Определение основных направлений психологической и социальнопсихологической помощи в коррекции психологического состояния в |
|
соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию Оказание психологического сопровождения процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки отдельных лиц, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях) Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации гражданина в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении, разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы Осуществление мер психологической поддержки безработных граждан, разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование и руководство группами взаимоподдержки, клубами общения с целью оказания помощи лицам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления |
Необходимые умения |
Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их возможности применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях |
|
Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на отклонения в поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень мотивации к их преодолению Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности Взаимодействовать с членами мультидисциплинарной бригады при оказании комплексных услуг медико-социальной реабилитации и абилитации Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение Составлять программы реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов работы Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов семьи на ведение здорового образа жизни Содействовать повышению мотивации безработного гражданина к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности получателей социальных услуг Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач Хранить и обрабатывать персональные данные физических лиц Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (компьютерные программы, информационно-поисковые системы) Оформлять профессиональную документацию и отчетность |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи Методы и способы оценки психического состояния людей Методики (инструкции, программы) по организации и проведению коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями Методики применения специального оборудования и программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержке жизненного тонуса личности Основы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности и контроля для выхода из кризисного состояния Методы формирования мотивации к труду и обучению Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери,утраты Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений Психология зависимости, аддикций, девиантология Возрастная психология, геронтология Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социальномедицинские, социально-правовые, педагогические) Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации Механизмы своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и критерии их включения в программу ранней помощи Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты) Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации |
|
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Оказание психологической помощи семьям с детьми |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Трудовые действия |
Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей, в форме социально-психологического консультирования (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений) Оказание консультативной, психологической помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот Консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним и иных социально-психологических проблем Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации) Оказание психологической помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов Оказание психологической помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей, испытывающих трудности в социальной адаптации Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семьи, учебными заведениями или работодателями, разработка рекомендаций возможных решений и урегулирования проблем Организация совместно с другими ведомствами социальнореабилитационного пространства, в том числе, с участием ближайшего окружения семей с детьми Разработка рекомендаций по формированию благоприятных условий для повседневного пребывания детей, нуждающихся в социально-психологической защите, развития их интеллектуальных и нравственных особенностей Проведение занятий с целью содействия в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем семьи с детьми Проведение психологического обследования (в том числе анкетирования и тестирования), психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями |
|
Реализация психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью Оказание консультативной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка |
Необходимые умения |
Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми Разрабатывать и проводить программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам трудностей в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры) Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей Применять способы и методы психологической поддержки семей с наличием детей-инвалидов Разрабатывать и согласовывать со специалистами межведомственной команды и ближайшим окружением семьи рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку |
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей Порядок предоставления социальных услуг Основы социальной психологии, психология малых групп, психология личности Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии), педагогическая психология, геронтология, психодиагностика, патопсихология Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений) Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей |
|
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) Инструментарий, методы для работы с семьей Границы компетентностей разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи/вмешательства со стороны специалистов Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики Предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью |
3.1.3. Трудовая функция
Трудовые действия |
Разработка программы психологического просвещения населения Подготовка информации (буклеты, бюллетени, листовки) о перечне психологических услуг и возможности их получения Проведение мероприятий научно-практического, методического, организационного и обучающего характера по проблемам психологического просвещения, повышения уровня базовых психологических знаний населения Организация психологического просвещения и консультирования обучающихся, направленных на формирование сознательного подхода к выбору профессии на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, интересов, склонностей Организация и проведение бесед, лекций, встреч с гражданами с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, знакомства с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития) и их использования в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей Проведение просветительской работы по профилактике негативных явлений, подростковой и молодежной преступности Проведение просветительской работы по психологическим основам противодействия угрозам современной информационнотелекоммуникационной среды |
|
Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах) Разъяснение различных психологических технологий работы с подростками и молодежью специалистам системы соцзащиты, органов образования, правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг Привлечение к участию в психологическом просвещении граждан, успешно завершивших программы психологической помощи Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях ее совершенствования, разработки и распространения методических рекомендаций Учет и фиксация проведенных работ в документации |
Необходимые умения |
Анализировать обращения и запросы населения, учреждений социального обслуживания населения по вопросам психологического просвещения Разрабатывать план и программу психологического просвещения с учетом результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды Создавать информационные материалы в целях психологического просвещения населения Осуществлять организацию мероприятий, проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации граждан в получении психологической помощи Проводить психологическую информационно-просветительскую деятельность среди населения Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги) Применять методы преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных и других барьеров в проведении психологического просвещения Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека Применять современные технологии работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку |
Необходимые знания |
Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы Порядок предоставления социальных услуг Психология личности, геронтология, психодиагностика, патопсихология Социальная психология, психология малых групп Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания) |
|
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды Технологии психологической работы с десоциализированными группами подростков и молодежи Современные направления молодежных движений Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды Психология кризисных состояний, психологические аспекты рискологии, психология горя,потери,утраты Психология экстремальных ситуаций Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое обеспечение управления и психологическое сопровождение профессиональной деятельности |
Код |
А/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Трудовые действия |
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, планов психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности Проведение в трудовом коллективе опросов и исследований в связи с должностными обязанностями Выявление и анализ неблагоприятных психологических факторов в профессиональной деятельности Проведение с сотрудниками психологической работы, включающей формирование психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач, психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов Содействие в оптимизации профессиональной среды, в том числе социально-психологического климата в коллективе, профилактике межличностных и межгрупповых конфликтов на основе изучения факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособность и удовлетворенность работников |
|
Проведение психологических тренингов в целях повышения эффективности работы сотрудников организации (тренинги командообразования, групповой сплоченности) Оказание индивидуальной психологической помощи специалистам в предупреждении и разрешении профессиональных и личностных проблем Проведение адресной работы по повышению социально-психологической компетентности, коррекции неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств Выявление потребностей обучения и развития персонала организаций Осуществление сопровождения различных форм профессионального обучения Проведение консультирования по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом Проведение консультаций по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации, разработка психологических рекомендаций Разработка рекомендаций по предупреждению негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев |
Необходимые умения |
Осуществлять документационное, в том числе методическое, сопровождение деятельности по оказанию психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности Планировать и проводить комплексную психологическую диагностику работников органов и организаций социальной сферы для определения особенностей психической сферы, включая интеллект, способности, склонности, возможности Проводить психологическую подготовку персонала применительно к конкретным видам задач, в том числе по формированию психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности персонала организаций в соответствии с требованиями к виду профессиональной деятельности Применять на практике методы андрагогики, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи сотрудникам и повышения эффективности профессиональной деятельности Определять и оптимизировать факторы, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту Проводить оценку эффективности оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности Оформлять документацию, осуществлять служебную переписку в соответствии с требованиями к документам |
Необходимые знания |
Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность) |
|
Порядок предоставления социальных услуг Методы и способы психодиагностики и психологического консультирования, обучения взрослых Методы общей психологической подготовки сотрудников Основные теории оказания психологической помощи персоналу организаций Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров Психология личности, организационная психология, психология управления, психология маркетинга, конфликтология Прикладная психология Геронтология, психология общения Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Возможные наименования должностей, профессий |
Начальник отдела Руководитель центра Руководитель службы Директор центра психолого-педагогической поддержки Руководитель центра психологической поддержки |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
Проект актуализированного профессионального стандарта The Project of the Actualized Professional Standard «Психолог в социальной сфере» “Psychologist in the Social Sphere” Вестник практической психологии образования Bulletin of Practical Psychology of Education 2019. № 4 (4). С. 124-149 2019, no. 4 (4), pp. 124-149 |
|||
|
|
1341 |
Руководители служб и структурных подразделений по присмотру и уходу за детьми |
1344 |
Руководители служб в сфере социального обеспечения |
||
1343 |
Руководители служб по уходу за престарелыми |
||
1345 |
Руководители служб и подразделений в сфере образования |
||
ЕКС |
— |
Начальник отдела социального развития |
|
ОКПДТР9 |
26166 |
Руководитель подразделения |
|
24692 |
Начальник отдела |
||
ОКСО10 |
5.37.03.01 |
Психология |
|
5.37.04.01 |
Психология |
||
5.37.03.02 |
Конфликтология |
||
5.37.04.02 |
Конфликтология |
||
5.38.03.02 |
Менеджмент |
||
5.38.04.02 |
Менеджмент |
||
5.38.03.03 |
Управление персоналом |
||
5.38.04.03 |
Управление персоналом |
||
5.39.03.01 |
Социология |
||
5.39.04.01 |
Социология |
||
5.39.03.02 |
Социальная работа |
||
5.39.04.02 |
Социальная работа |
||
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
||
5.39.04.03 |
Организация работы с молодежью |
||
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
||
5.40.04.01 |
Юриспруденция |
||
6.44.03.02 |
Психолого-педагогическое образование |
||
6.44.04.02 |
Психолого-педагогическое образование |
||
6.44.03.03 |
Специальное (дефектологическое) образование |
||
6.44.04.03 |
Специальное (дефектологическое) образование |
||
5.37.05.01 |
Клиническая психология |
||
5.37.05.02 |
Психология служебной деятельности |
||
6.44.05.01 |
Педагогика и психология девиантного поведения |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация предоставления социальнопсихологических услуг получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения |
Код |
B/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Трудовые действия |
Разработка планов предоставления социально-психологических услуг получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения [1], осуществление контроля за их реализацией Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с предоставлением социально-психологических услуг и психологической помощи Координация, планирование и контроль за предоставлением социальнопсихологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения Координация, планирование и контроль за предоставлением психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей Помощь в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей, нуждающихся в социальнопсихологической защите Содействие и контроль в повышении профессиональной компетенции и квалификации специалистов, оказывающих социальные услуги Организация и контроль проведения работы по психологическому консультированию, в том числе по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья Организация работы по проведению диагностики состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании Обобщение полученной информации, формирование прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании Разработка программ психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения |
Необходимые умения |
Применять принципы и методы управления деятельностью предоставления социально-психологических услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения |
|
Разрабатывать нормативные требования к реализации разных видов психологических и социально-психологических услуг и психологической помощи (консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение) Применять технологии управления в области психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей Разрабатывать систему мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, психологическую поддержку детей и молодежи, находящейся в социально опасном положении, обеспечивать и контролировать его реализацию Применять методы сбора и анализа информации исследования динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании Управлять механизмом формирования прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании Разрабатывать программы профилактической и психокоррекционной работы, направленные на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения Устанавливать и поддерживать контакты с другими социальными службами, образовательными организациями и учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел, учреждениями уголовноисполнительной системы (следственными изоляторами, воспитательными колониями и уголовно-исполнительными инспекциями) Оформлять необходимую документацию, отчетность, служебную переписку в соответствии с требованиями Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами) |
Необходимые знания |
Документы, необходимые, в соответствии с нормативными правовыми актами, для предоставления государственных услуг по предоставлению социально-психологических услуг и психологической помощи Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи Менеджмент организации, психология управления и правила управления персоналом Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения Система профилактики негативных социальных явлений, подростковой и молодежной преступности Система психологической помощи по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья |
|
Методы диагностики обстоятельств, обуславливающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации Методы и методики, способы и технологии психологической работы, их отличия, специфика их применения |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция
Трудовые действия |
Разработка программ и плана-графика проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц (социально-психологического патронажа) на основе индивидуальной программы сопровождения Разработка и утверждение целей и задач проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц, определение необходимого методического инструментария Организация проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц и анализа полученных данных Разработка психологических рекомендаций по минимизации социальных рисков Проведение оценки эффективности работы специалистов социальной сферы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания Учет и фиксация проведенных работ в документации |
Необходимые умения |
Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности Разрабатывать методы психологической оценки в целях мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи лицам по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания с целью снижения социальной и психологической напряженности Разрабатывать аналитические материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности среды проживания Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности среды проживания Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку |
Необходимые знания |
Порядок предоставления социальных услуг Основы психологической безопасности среды Социальная психология, психология малых групп Психология личности Психология кризисных состояний Психология экстремальных ситуаций, психологические основы рискологии, психология горя,потери,утраты Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды Современные направления молодежных движений Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2.3. Трудовая функция
Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта
Трудовые действия |
Организация мер и мероприятий по профилактике асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности Организация мер и мероприятий по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно-телекоммуникационной среды Организация работы по психологической поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, осуществление контроля за ее реализацией Организация профилактической психологической помощи семье и ребенку Разработка плана мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних Информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования |
Необходимые умения |
Разрабатывать программы профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми Проводить социально-психологическую профилактику и коррекцию девиаций и аддикций поведения, программы коррекции и предупреждения асоциального поведения Разрабатывать методические материалы по реализации программ профилактической и психологической работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения Организовывать применение современных технологий социально-психологической профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми Обеспечивать оказание индивидуализированной психологической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, на основе приоритета воспитания ребенка в родной семье Обеспечивать внедрение программ профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность |
Необходимые знания |
Меры профилактики асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Меры профилактики межэтнической, межконфессиональной и социальноимущественной напряженности в социальной сфере в соответствии с современными цивилизационными вызовами Меры профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность Индивидуализированная психологическая помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
3.2.4. Трудовая функция
Трудовые действия |
Обеспечение условий выявления проблем межведомственного характера в социальной сфере Подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной команды специалистов для оказания комплексной социальной, в том числе психологической помощи отдельным лицам и социальным группам |
|
Разработка совместно со специалистами другого (междисциплинарного) профиля программ оказания комплексной, в том числе психологической, помощи и оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам на основе межведомственного взаимодействия Ознакомление, консультирование и психологическая подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия и предоставления психологической помощи, оказанию социальнопсихологических услуг отдельным лицам и социальным группам Обеспечение психологической оценки эффективности деятельности специалистов по предоставлению психологической помощи, оказанию социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам в ходе межведомственного взаимодействия Учет и фиксация в документах результатов работы |
Необходимые умения |
Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов к межведомственному характеру работы в соответствии с поставленными задачами Разрабатывать программы подготовки специалистов по основам межведомственного взаимодействия в ходе оказания социальной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам Осуществлять подготовку специалистов по межведомственному взаимодействию с учетом их уровня квалификации Консультировать отдельных специалистов по вопросам межведомственного взаимодействия Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам |
Необходимые знания |
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья Социальная психология, психология малых групп Методология командной работы Порядок предоставления социальных услуг Психология личности Психология управления, организационная психология Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств Методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки специалистов межведомственного взаимодействия Техники эффективной коммуникации со специалистами Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения) Технология разрешения конфликтов |
Другие характеристики |
Соблюдать требования профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
4.1.Ответственная организация-разработчик
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), город Москва
Марголис Аркадий Аронович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Институт социального образования», город Воронеж |
2. |
Администрация города Ступино Московской области |
3. |
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», Московская область, город Коломна |
4. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента социальной защиты населения города Москвы, город Москва |
5. |
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», Московская область, город Мытищи |
6. |
Государственное образовательное учреждение «Детский дом № 59 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», город Москва |
7. |
Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московский психологосоциальный университет», город Москва |
8. |
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» |
9. |
Одинцовский отдел сопровождения замещающих семей Областного центра сопровождения замещающих семей Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», Московская область, г. Одинцово |
10. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научноисследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва |
11. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научнопрактический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Санкт-Петербург |
12. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва |
13. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград |
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002, 2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42).
4 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
5 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
6 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
7 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
8 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002, 2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42).
9 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
10 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.
[2] Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297.
[3] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
[4] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
[5] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р.
[6] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 2471-р.
[7] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р.
[8] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
[9] Информация о вебинарах размещается на сайте www.профстандартпедагога.рф
[1] Мигранты, беженцы и лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в том числе, дезадаптированные лица и лица с девиантным поведением, несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе); лица, имеющие разные виды зависимости, лица, совершившие суицидальные попытки; больные, одинокие и престарелые, лица с ограниченными возможностями здоровья; лица, получившие посттравматические стрессовые расстройства; лица, находящиеся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы); дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, безнадзорные несовершеннолетние, с различными видами тяжелой зависимости, дети, пострадавшие от насилия.
Метрики
Просмотров
Всего: 182
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 68
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0