Исследование особенностей профессиональных представлений и моделей успешности подростков в процессе профориентационного консультирования психолога образовательного учреждения

139

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей профессиональных представлений и представлений об успехе у подростков. В рамках нашего исследования мы изучали особенности данных феноменов в подростковом возрасте, так как именно в этот период личность впервые сталкивается с проблемой профессионального самоопределения и выбора траектории построения своей жизненной стратегии.

Общая информация

Ключевые слова: представления об успехе, модели успеха, фактор оценки

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180310

Получена: 28.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Долотова Е.В. Исследование особенностей профессиональных представлений и моделей успешности подростков в процессе профориентационного консультирования психолога образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 106–111. DOI: 10.17759/bppe.2021180310

Полный текст

 

На современном этапе развития общества период социальных изменений тесно связан с перестройкой сознания человека. Это выражается в пересмотре устоявшихся отношений, поиске нового стиля взаимодействия между людьми, преобразовании сферы ценностей и идеалов. Процесс трансформации нашего общества неизбежно затронул и профессиональную сферу. Мы наблюдаем изменение системы трудовых отношений, возникновение потребности в новых профессиональных кадрах.

В период первичного профессионального ориентирования современный подросток должен виртуозно лавировать среди актуальных тенденций трудового рынка, оценивая перспективы развития экономической сферы и учитывая представления о личностной и профессиональной самореализации.

Очевидна необходимость ориентации на собственные представления о специфике объекта и характере профессии в процессе профессионального самоопределения. От субъективных профессиональных представлений зависит профессиональное развитие личности. Адекватные представления о профессии выступают необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей [7, с. 168-169].

В своих исследованиях Е.И. Рогов приходит к выводу, что объект деятельности в сознании специалиста — есть представления, сущность которых заключается в том, что они являются обобщенными образами действительности, сохраняющими самые характерные, важные для личности особенности профессии [6, с. 145].

Профессиональный выбор во многом зависит от системы ценностных приоритетов. Понимание и оценка личностных ожиданий, касающихся профессиональной успешности, является одним из определяющих факторов, способствующих профессиональному выбору. Исследование и анализ предпочитаемой модели успеха помогают выявить воздействие данного фактора на профессиональный выбор подростка.

Понятие «модель успеха» описывает О.Б. Клочкова. В структуру «модели успеха», по мнению автора, включены элементы, основными из которых являются два:

•              слагаемые успеха — то, что, собственно, и подразумевается под успехом, осознается как успех,

•              средства достижения успеха [3, с. 14].

Выделение двух основных факторов (направленность на получение материальных или духовных благ и ориентация на удовлетворение общественных или индивидуальных потребностей) позволяет выделить пять моделей представлений об успехе: американская, гедонистическая, советская, компромиссная, аскетическая [5, с. 100].

Анализируя предпочитаемые модели успеха и факторы профессиональных представлений об объекте будущей деятельности, можно значительно повысить уровень осознанности при выборе профессиональной деятельности. Ведь профессиональное разочарование наступает в том случае, когда наши ожидания относительно особенностей и специфики деятельности не совпадают с реальностью.

Подростки склонны отдавать предпочтение тем профессиям, которые соответствуют их представлениям об успехе, а не интересам и склонностям. Важность использования представлений об успехе в процессе профессионального консультирования обусловлена тем, что профессиональная неудовлетворенность напрямую связана с понятием успешности в данном виде деятельности.

Цель нашей работы заключалась в изучении профессиональных представлений и представлений об успехе подростков. И на этой основе — проведение анализа стратегии выбора профессии у современного подростка.

В исследовании приняли участие 44 подростка в возрасте от 13 до 15 лет, 18 девушек и 26 юношей.

Профессиональные представления нами были изучены при помощи опросника Е.И. Рогова, направленного на оценку представлений об объекте деятельности. Как показано на рис. 1, наивысшие показатели представлений об объекте деятельности имеет фактор оценки образа.


 

Рис. 1. Особенности профессиональных представлений подростков

82% подростков наиболее высоко оценили фактор оценки образа. Высокие значения по данному фактору свидетельствуют о том, что подросткам будет свойственно принимать и оценивать свою профессиональную деятельность с позиции социально-желаемых характеристик, которые обладают положительной окраской.

Всего 9% респондентов высоко оценили фактор активности, что сообщает нам о тенденции к интровертированности, спокойным эмоциональным реакциям, некоторой пассивности, сдержанности и замкнутости объекта будущей профессиональной деятельности подростка.

Высокие значения фактора силы образа говорят об уверенности, независимости, склонности рассчитывать на себя объекта деятельности, что характерно для 7% опрошенных. Также данный фактор указывает на характер оценивания подростками развитых волевых сторон объекта профессиональной деятельности.

Только 2% респондентов имеют высокие значения фактора четкости образа. Низкие значения фактора позволяют нам указывать на расплывчатость, неадекватность представлений об объекте деятельности. Чем выше значения, тем более точным, контрастным и ярким в сознании подростка будет объект будущей деятельности. Низкие значения фактора говорят об отсутствии в сознании субъекта четкого и структурного образа, что связано с отсутствием опыта профессиональной деятельности.

На следующем этапе, используя методику О.Ю. Клочковой «Исследование представлений об успехе», мы изучили особенности представлений об успехе подростков. Выявлена тенденция к преобладанию компромиссной и американской моделей успеха в подростковой среде (рис. 2).


Рис. 2. Исследование представлений об успехе

Подростки с доминирующей компромиссной моделью успеха (39%) стремятся к установлению баланса между направленностью на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей, а также между приобретением моральных и духовных благ. Предпочитают «плыть по течению», принимают господствующие в обществе и их малой группе постулаты и стереотипы, не ставят перед собой масштабных целей. Для них успех — «быть не хуже других».

Подростки, ориентирующиеся на «американскую» модель успеха, составляют 24% от общей выборки. Они придерживаются убеждения, что упорный труд всегда вознаграждается успехом. Главной целью является материальный успех, который может быть достигнут в соответствии с установленными в обществе нормами и рассматривается как необходимый вклад в процветание общества [4, с. 71].

Советская модель представлений об успехе характерна для 19% подростков, которые видят свой профессиональный путь «через образование в интеллигенцию». Престижность и общественная полезность профессии компенсирует скромный достаток. Стремление к большому заработку в иерархии жизненных целей занимает последнее место.

Подростки, которые стремятся к достижению идеальной, духовной цели в своей профессиональной деятельности, ориентированы на аскетическую модель преставлений об успехе и составляют 10% выборки. Желание мистического откровения, научного открытия позволяет практически полностью отказаться от наслаждений, даруемых материальным миром.

Всего 8% подростков с предпочитаемой гедонистической моделью представлений об успехе свою успешность связывают с получением разнообразных жизненных наслаждений, условием доступа к которым является материальная обеспеченность. Но при этом длительный, упорный труд оказывается для индивида неприемлем, так как противоречит самой сути гедонизма. При оценке собственной успешности подростки больше ориентированы на уровень удовлетворенности, чем на материальные блага. Деньги выступают лишь средством достижения удовольствия.

Как показывает практика, во многом определяющим фактором при выборе профессионального пути являются не знания, умения, способности и склонности подростка, а представления о престижности, востребованности профессии, об объекте труда, представления о человеке как профессионале в данной области труда. Представления об успехе позволяют подростку оценить будущую профессию с позиции личностной значимости и результативности своего труда.

На наш взгляд, исследования в области изучения профессиональных представлений и представлений об успехе позволяют создать теоретическую базу относительно предпочтений, оказывающих влияние на профессиональный выбор. Субъективные профессиональные представления выступают регулятором профессионального самоопределения, поэтому на этой основе будет осуществлена более эффективная профконсультационная и профориентационная работа. Поэтому процесс профессионального консультирования должен быть ориентирован на анализ представлений подростка о себе, о своей жизненной перспективе, о карьере и успехе.

Опираясь на знания об ожиданиях и представлениях современных подростков, психологи смогут оказывать необходимую помощь и поддержку при выстраивании траектории профессионального развития и пути становления личности как профессионала.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в процессе работы школьного психолога по направлению профориентации детей и подростков необходимо уделять внимание не только диагностике личностных особенностей, склонностей, способностей, но обязательно повышать уровень осознанности при выборе профессии путем исследования профессиональных представлений подростков.

 

Литература

  1. Вышквыркина М.А. Конструктивные и деструктивные типы реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке: Дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 160 с.
  2. Вышквыркина М.А., Панкратова И.А. Особенности социального интеллекта студентов с разной картиной мира [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Том 4. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN316.pdf (дата обращения: 30.07.2021).
  3. Клочкова О.Ю. Модель успеха как фактор профессионального выбора: Автореф. дисс. … кандидата социол. наук. М., 2003. 28 с.
  4. Панкратова И.А., Долотова Е.В. Творческие способности и социальный интеллект у подростков с разными представлениями об успехе // Профессиональные представления: Сборник научных трудов. № 10 / Под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. С. 66–72.
  5. Панкратова И.А., Долотова Е.В. Исследование взаимосвязи профессиональных представлений и моделей успешности у подростков с разной степенью одаренности // Профессиональные представления: Сборник научных трудов № 11 / Под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2019. С. 99–107.
  6. Рогов Е.И., Заплатникова М.В. Особенности динамики представлений о будущей профессии у студентов-психологов // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: Сборник научных трудов (с международным участием). В 2 ч. Ч. 1. Ростов-на-Дону, 2012. 236 с.
  7. Рогов Е.И. Особенности представлений психологов об объекте своей деятельности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 145–162.

Информация об авторах

Долотова Екатерина Владимировна, магистр психологии, педагог-психолог, муниципальное бюджетное образовательное учреждение Родионово-Несветайского района "Кутейниковская средняя общеобразовательная школа", Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8677-7798, e-mail: ekaterinadolotova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 475
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 139
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0