К вопросу обоснования системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

333

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Семья Г.В., Иванников В.А., Чиркина Р.В. К вопросу обоснования системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 7–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2021_n3/from_editor (дата обращения: 02.12.2023)

Фрагмент статьи

В условиях кризиса современного общества, социально-экономических потрясений, изменения морально-нравственных ценностных установок возросло число семей и детей, находящихся в социально проблемных ситуациях, которые, в свою очередь, обуславливают высокий риск развития различных форм семейного неблагополучия и юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних и семей, а также являются детерминантами формирования девиантного асоциального, делинквентного и аддиктивного поведения. Дети, оказавшиеся в учреждениях соцзащиты в разном возрасте и в результате разных ситуаций, требуют, с одной стороны, индивидуального сопровождения с учетом их особенностей и проблем, а с другой, нуждаются в том, чтобы вся их среда проживания была приближена к нормальной, в которой все взаимодействия и социальные факторы формируют нормативную социализацию. Высокий уровень социальных рисков в этой целевой группе характеризует и детей, с рождения воспитывающихся в институциональных условиях (отказники), и детей переживших внезапное травматическое расставание, и детей, ранее воспитывающихся в семьях, где родители были лишены родительских прав (по причине жестокого обращения, пренебрежения потребностями детей, отсутствия условий для нормального развития и т.д.). Первые переживают последствия ранней травмы, эмоциональную и социальную депривацию. У них нарушены регуляторные функции, способность формировать эмоциональные и социальные отношения, соблюдать нормы. Дети из дисфункциональных семей в результате постоянного стресса, длительных психотравмирующих воздействий, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками демонстрируют внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности, что запускает разные формы контрнормативного поведения и отклоняющегося развития. Проблемы девиантного поведения затрагивают аспекты правового, социального, нравственного, психологического и медицинского характера, что требует системного подхода к их преодолению. Проживание в учреждении, отсутствие или деформация социальных связей с родными и другими значимыми людьми, искусственные условия бытового благополучия одновременно с отсутствием возможностей самостоятельного освоения важных бытовых и социальных навыков также привносят свою лепту в нарушение личностного и социального развития воспитанников. Наиболее проблемным является подростковый возраст, где перечисленные риски умножаются на кризисные состояния, характерные для пубертатного периода. Этот комплекс проблем накладывает отпечаток на школьное и профессиональное обучение, на дальнейшую самостоятельную жизнь.

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Иванников Вячеслав Андреевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: vaiv@mail.ru

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: rimmach@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 421
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 333
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0