Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности»

30

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 135–139. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2021_n4/Appendixes (дата обращения: 21.07.2024)

Полный текст

Руководитель научной школы — доктор психологических наук, профессор Забродин Ю.М.

Научная школа «Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности» зарегистрирована в Московском городском психолого-педагогическом университете в 2011 году по результатам конкурсного отбора исследовательских коллективов в качестве научной школы Московского городского психолого-педагогического университета (протокол заседания Ученого Совета МГППУ № 14 от 21.12.2011 года).

Данное научное направление разрабатывает концепцию социального пространства в теоретической и прикладной психологии. Эта концепция и ее развитие открывают новые возможности психологического анализа сложной системы межсубъектных взаимодействий и отношений в процессах профессионального и гражданского становления человека в реальной и виртуальной средах.

Тема научного исследования на 2013–2021 гг.: «Гражданское и профессиональное становление личности в профессиональной школе и профессиональной деятельности — психология акмеогенеза».

Подтема исследования на 2021 год: «Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере».

Цель работы коллектива научной школы в 2021 году: выявление и анализ лучших региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере.

Основные задачи на 2021 год:

·             содействие консолидации психологического сообщества Российской Федерации, развитию профессионализма психологов образования в решении проблем подрастающего поколения;

·             создание цифровой платформы лучших региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере.

Описание результатов работы научной школы в 2021 году.

1. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» и общественного объединения «Профессиональная психологическая лига» организовали и провели в 2021 году цикл обучающих вебинаров для педагогов-психологов общеобразовательных организаций по актуальным направлениям психолого-педагогического сопровождения образования и оказания психологической помощи уязвимым группам детей. В цикле вебинаров в качестве спикеров и ведущих мастер-классов приняли участие эксперты, победители и лауреаты Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. В период с 01 июня 2020 г. по 31 августа 2020 г. проведены:

1) цикл международных вебинаров «Психологическое сопровождение детей и подростков с аутодеструктивным поведением: реалии, проблемы и пути решения» (шесть вебинаров с 30 января по 6 марта, в которых приняли участие эксперты в области психологи и медицины, руководители и педагоги-психологи образовательных организаций разных типов и видов, общественных организаций, всего более 2000 человек. Материалы доступны по ссылке: https://rospsy.ru/node/648;

2) Международная семинар-конференция «Психологическое сопровождение детей и подростков с аутодеструктивным поведением: реалии, проблемы и пути решения» (13 марта 2021 г.), в которой приняли участие эксперты в области психологи и медицины, руководители и педагоги-психологи образовательных организаций разных типов и видов, общественных организаций, всего более 2000 человек. Материалы доступны по ссылке: https://rospsy.ru/2021-03-13;

3) цикл международных вебинаров «Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере» для специалистов в области детства с участием российских и зарубежных экспертов, представителей общего и профессионального образования, аспирантов, ученых, педагогических работников, членов общественных организаций, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, членов общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», общественного объединения «Профессиональная психологическая лига» (пять вебинаров в апреле — июне 2021 года, в которых приняли участие более 3000 человек. Материалы доступны по ссылке: https://rospsy.ru/node/755.

2. Актуализация профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере». Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» актуализирован в целях реализации указов Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которыми в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста необходимо создать и модернизировать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами. Актуализированный профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» был разработан в 2013 году.

3. Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2021. Проведена экспертная оценка программ и технологий с обоснованной эффективностью, содержание которых соответствует нормативным правовым документам, регламентирующим профессиональную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, подготовленных как отдельными авторами, так и авторскими коллективами Материалы доступны по ссылке: https://rospsy.ru/KP2021_results. Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России.

4. Выпуск четырех номеров сетевого журнала «Вестник практической психологии образования». Издана коллективная монография под эгидой «Библиотеки сетевого журнала “Вестник практической психологии образования”»: «Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде. Каталог: коллективная монография».

Основные результаты выполнения работ.

1. В рамках Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2021 (далее — Конкурс) проведена экспертная оценка 56 психолого-педагогических программ, апробированных в образовательных организациях, действующих в 31 субъекте Российской Федерации.

2. На основе результатов экспертной оценки подготовлен открытый реестр программ и технологий — победителей и лауреатов Конкурса по номинациям: «Профилактические психолого-педагогические программы», «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся», «Программы коррекционно-развивающей работы», «Развивающие психолого-педагогические программы», «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы», «Программы работы психолога с педагогическими коллективами».

3. Проведены научно-практические мероприятия по актуальным вопросам совершенствования оказания психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов, экспертно-методической поддержки специалистов в области реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса с учетом требований межведомственных профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы.

4. Подготовлена актуализированная редакция профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», имеющая следующие основные преимущества: полнота профессионально-квалификационной структуры вида профессиональной деятельности; наличие карьерной траектории и образовательной траектории в рамках профессионального стандарта; снижение вероятности дублирования трудовых функций, трудовых действий в профессиональных стандартах сферы социального обслуживания. Проект профессионального стандарта одобрен на заседании Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения 22.12.2021.

5. Осуществлен выпуск четырех тематических изданий сетевого журнала «Вестник практической психологии образования», посвященных описанию наиболее эффективных практик психолого-педагогической работы в сфере детства:

1) «Построение реабилитационно-образовательной среды обучающихся с особыми образовательными потребностями: пространство возможностей». Первый выпуск журнала посвящен обсуждению актуальных вопросов построения реабилитационно-образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, способствующей активизации личностных ресурсов и преодолению социальной депривации за счет организации детско-взрослых сообществ;

2) «Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования». Журнал является официальным партнером Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России», который выполняет значимую роль в решении задач повышения профессионального уровня и раскрытия творческого потенциала педагогов-психологов, распространения передового профессионального опыта специалистов в системе образования;

3) «Комплексная модель “Экосистема детства” в развитии профессиональных и межпрофессиональных компетенций работников системы образования и социальной сферы». В 2021 году при поддержке Департамента труда и социальной защиты г. Москвы Федерация психологов образования России в партнерстве с МГППУ реализовывали социально значимый проект, целью которого стало создание модели комплексной многоуровневой профилактики негативных социальных явлений, среди которых особо остро выделяется социальная дезадаптация, девиантное поведение, аддикции, правонарушения, агрессивное поведение, побеги;

4) «Развитие системной модели профилактики социальных рисков и девиантного поведения несовершеннолетних в системе образования и организациях социальной защиты населения». Основные итоги проделанной работы опубликованы в третьем и четвертом номере журнала.

Литература

  1. Волкова Е.Н. Программы профилактики подросткового буллинга в деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 90–97. doi:10.17759/bppe.2021180308
  2. Волкова Е.Н. Профессиональное взаимодействие педагога-психолога с учителем в школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 35–41. doi:10.17759/bppe.2021180204
  3. Драганова О.А. Дистанционный формат: ограничения или возможности? (О специфике онлайн профессионального конкурса «Педагог-психолог России») [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 42–51. doi:10.17759/bppe.2021180205
  4. Дубровина И.В. Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 15–20. doi:10.17759/bppe.2021180201
  5. Дубровина И.В. Психологический аспект феномена «личностные результаты образования» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 50–62. doi:10.17759/bppe.2021180305
  6. Егорова М.А. Методические принципы проектирования конкурсного коррекционно-развивающего занятия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 26–34. doi:10.17759/bppe.2021180203
  7. Ермолаева А.В. Факторы суицидального риска в запросах абонентов телефона доверия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 106–114. doi:10.17759/bppe.2021180112
  8. Положение о научно-практической секции «Рефлексивно-деятельностный подход в преодолении учебных трудностей» общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 115–118. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2021/n1/aplication.shtml (дата обращения: 13.02.2022).
  9. Семья Г.В., Иванников В.А., Чиркина Р.В. К вопросу обоснования системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 3. С. 7–9. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2021/n3/from_editor.shtml (дата обращения: 22.02.2022).

Метрики

Просмотров

Всего: 74
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 30
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0