Специализированный выпуск журнала «Вестник практической психологии образования» подготовлен по итогам Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2021», проведенного общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Конкурс является актуальным профессионально-общественным механизмом выявления, оценки и тиражирования опыта реализации программ, вызывающих доверие профессионального сообщества. Он проводится в соответствии с пунктом 1.10 плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года и утвержден и.о. министра образования и науки Российской Федерации 11 мая 2018 года с целью повышения качества психолого-педагогических программ и технологий, реализуемых в системе образования Российской Федерации.
На данный конкурс принимаются апробированные на практике программы и технологии, подготовленные как отдельным автором, так и авторскими коллективами, с обоснованной эффективностью, содержание которых соответствует нормативным правовым документам, регламентирующим профессиональную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам.
Экспертная оценка региональных практик осуществлялась на основе:
-
определения их соответствия требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалиста,
-
уникальности идеи и технологии,
-
следования принципу преемственности, развития традиций отечественных научных школ и опыта психолого-педагогической практики в России,
-
научной обоснованности, доказательности и согласованности оснований выбора используемых методик, технологий, инструментария с описанной теоретической базой, целями и задачами разработок.
Публикация статей, подготовленных по итогам проведения Конкурса, направлена на научно-методическую поддержку педагогических работников в проектировании профилактических, развивающих, просветительских психолого-педагогических программ, программ коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся в условиях общеобразовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В статьях авторов продемонстрирован творческий и научно-практический потенциал специалистов, особенности их уникального опыта в деле:
-
совершенствования организации психологической работы на всех уровнях образовательной практики и развития профессионализма психологов образования в решении проблем подрастающего поколения;
-
развития информационного и методического обеспечения психологической работы в сфере образования и социальной сфере;
-
развития новых форм совместной деятельности разных организаций социальной сферы в практике психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.