Рекомендации участников экспертной сессии «Разработка руководства по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан»

66

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рекомендации участников экспертной сессии «Разработка руководства по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 90–92. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2022_n2/application (дата обращения: 14.12.2024)

Полный текст

Экспертная сессия «Создание в школе дружелюбной среды для детей c СДВГ, дислексией / дисграфией и детей иностранных граждан»[1], проведенная 23 августа 2022 года на базе Точки кипения ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в открытом интерактивном режиме в рамках реализации проекта по разработке и апробации руководства по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан[2], обсудила рекомендации по организации системной скоординированной работы всех участников образовательного процесса в вопросах формирования значимых характеристик школьной среды, соответствующих параметрам дружелюбности к детям с особыми образовательными потребностями; а также подходы и методы организационной, педагогической, просветительской, консультационной, диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей работы в целях создания и поддержания дружелюбной образовательной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей иностранных граждан.

Организаторами и соорганизаторами экспертной сессии выступили: общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», секция «Образование и воспитание» Совета при Правительстве Российской Федерации по попечительству в социальной сфере, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

Информационными партнерами экспертной сессии стали: интернет-сайт и социальные сети ФГБОУ ВО МГППУ www.мгппу.рф, интернет-сайт и социальные сети Федерации психологов образования России http://www.rospsy.ru, интернет-платформа https://leader-id.ru/.

В экспертной сессии приняли участие 76 человек из 29 субъектов Российской Федерации (представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, специалисты в области детства, российские эксперты, представители общего и профессионального образования, ученые, педагогические работники, члены общественных организаций, представители социально ориентированных некоммерческих организаций, представители родительских ассоциаций (организаций)), при этом участники представляли регионы из каждого федерального округа Российской Федерации: Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного, Уральского, Северо-Кавказского, Южного.

В рамках экспертной сессии были проведены программные мероприятия (панельная дискуссия и дискуссия с участием экспертов), задачами которых выступили:

  • формирование предложений (рекомендаций) к руководству («коробочному решению») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан;
  • обоснование структуры и наполнения руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан;
  • предложения о мерах повышения компетентности руководителей, педагогов и специалистов психолого-педагогических служб общеобразовательных организаций, а также родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах создания в школе дружелюбной среды для детей целевых групп.

Панельная дискуссия экспертной сессии была посвящена:

  • проблемам построения дружелюбной образовательной среды образовательных организаций, создания условий и определения общих требований к тем участникам образовательного процесса, кто ее организует;
  • обсуждению специальных требований к условиям дружелюбной образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями (на примере детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан).

Дискуссия с участием экспертов позволила:

  • согласовать основные составляющие организационно-управленческой модели дружелюбной среды для детей целевых групп, сферы ответственности участников образовательного процесса (администрация, педагоги, психологическая служба образовательной организации, родители (законные представители обучающихся) в создании и поддержании показателей образовательной среды, отвечающих параметрам дружелюбности;
  • рекомендовать работающие модели организационной, методической, педагогической, просветительской, консультационной, диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей работы в условиях образовательной организации;
  • обсудить требования к компонентам обучения специалистов, а также профессиональным и межпрофессиональным компетенциям на основе профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы для работы с детьми с СДВГ, дислексией / дисграфией и детьми из семей иностранных граждан в образовательных организациях.

Участники экспертной сессии приняли следующие рекомендации и предложения.

1. По вопросу о формировании предложений (рекомендаций) к руководству («коробочному решению») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан:

  • предусмотреть учет проблемных вопросов родительского сообщества при подготовке руководства;
  • определить подходы и концепции, предполагающие систему значимых характеристик для последующего описания модели дружелюбной образовательной среды образовательной организации, принципов и условий ее поддержания, в том числе во взаимодействии участников образовательного процесса (администрация, педагоги, психологическая служба образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся);
  • определить специальные требования к модели создания в условиях образовательной организации дружелюбной среды исходя из специфики особых образовательных потребностей обучающихся с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан;
  • подготовить глоссарий руководства.

2. По вопросу об обосновании структуры и наполнения руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан:

  • обосновать организационно-управленческую модель построения в условиях образовательной организации дружелюбной среды (далее — модели) для обучающихся с особыми образовательными потребностями на основе нормативных правовых актов и методических рекомендаций;
  • описать условия индивидуализации образовательного процесса в целях поддержания требуемого уровня дружелюбной школьной среды и приведения его в соответствие с возможностями и особенностями обучающихся, с их интересами, с ориентацией на зону ближайшего развития, на инициацию и укрепление субъектной позиции по отношению к учебной деятельности;
  • подготовить рекомендации по организации взаимодействия администрации, педагогов, психологической службы образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся в создании и поддержании образовательной среды, отвечающей параметрам дружелюбности к обучающимся с СДВГ, дислексией / дисграфией и детям из семей иностранных граждан;
  • рассмотреть специфику и примеры практического подхода в педагогической, психолого-педагогической, дефектологической, логопедической, социальной работе специалистов образовательной организации на ступенях дошкольного, начального общего и основного общего образования при оказании помощи детям с СДВГ, дислексией / дисграфией и детям иностранных граждан, способствующей их развитию, социализации, преодолению учебных трудностей;
  • предложить разработки, методики, программы, технологии, являющиеся лучшими практиками в решении задач обеспечения в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей из семей иностранных граждан.

3. По вопросу о мерах повышения компетентности руководителей, педагогов и специалистов психолого-педагогических служб общеобразовательных организаций, а также родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах создания в школе дружелюбной среды для детей целевых групп:

  • предложить меры поддержки педагогического коллектива образовательной организации — участников создания дружелюбной образовательной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей иностранных граждан, в том числе в направлении совершенствования профессиональных и межпрофессиональных компетенций специалистов;
  • подготовить рекомендации по эффективному взаимодействию науки и практики, всех участников образовательного процесса и представителей разных общественных и профессиональных сообществ в области поддержки и содействия развитию детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей иностранных граждан в условиях образовательных организаций.


[1]          Мероприятие на платформе Leader ID: Экспертная сессия «Создание в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией / дисграфией и детей иностранных граждан».

[2]          При финансовой поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Метрики

Просмотров

Всего: 173
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 66
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0